FoxЖурнал: Виктор Сорокин:
Z-МИР. 23. ЦЕННОСТЬ
Автор: Виктор Сорокин
Введение в науку об эффективной организации человеческой жизни, или Этические, логические и кибернетические аспекты разумной цивилизации
29 (23) Ценность
Любое знание представляет собой как минимум двухслойный пирог: нижний слой – цельные натуральные образы, а над ним – образы вербальные, или системы.
К каждому образу привязана своя «бирка» – наименование вещи. Слова-«бирки» образуют в «пироге» свой, третий, слой.
Каждому образу соответствует также еще и свой прообраз – «вещь в себе» (но это уже вне знания; напомню, что прообразом может быть и какой-то образ.) Множества прообразов и образов однозначно соответствуют друг другу. Но соответствующие вербальные образы для некоторых натуральных образов отсутствуют: например, когда ощущения описанию словами не поддаются.
И вот оказывается, что каждая «вещь в себе» снабжена еще биркой совсем иной природы, нежели наименование, а именно: величиной ценности.
Что есть ценность? Как ее пощупать? Из чего она состоит? Где она находится?
Прежде всего, ценность есть отношение (заметим, самое существенное!) человека к вещи и возможность использования ее в своих интересах. Величина ценности вещи измеряется величиной эмоции при возможном использовании вещи.
Видов использования (потребления) вещей существует несколько: одну вещь можно истратить непосредственно и полностью (например, съесть), другой – любоваться, от третьей отказаться, четвертую обменять на другую вещь, пятую просто проигнорировать и т.д.
Человек разбивает всё сущее (как целое) на вещи только потому, что эти вещи представляют для него различные ценности. Как и система (и вещь), категория ценность стоит в высшей иерархии человеческого знания. Но категория система несет в себе только внеэмоциональную информационную нагрузку; ценность же отражает эмоциональную энергию человека, она побуждает человека к действию, к работе, к жизни.
Как и эмоции, тесно связанная с ними ценность бывает положительной и отрицательной. Важнейшими примерами отрицательной ценности для меня являются насилие и нетворческий труд.
Ценности почти всех вещей могут быть измерены с помощью ценности какой-то одной конкретной вещи. В качестве эталона удобно использовать либо ценность одного часа среднеинтенсивного нетворческого труда (взятую с обратным знаком, так как она имеет отрицательное значение), либо денежный номинал (рубль, доллар и т.п.).
Различают два главных вида ценности: потребительную и меновую. Потребительная ценность вещи измеряется эмоцией от ее непосредственного потребления; меновая ценность данной вещи измеряется максимальной потребительной ценностью другой вещи, которую можно получить в обмен на данную. Если меновая ценность вещи превышает потребительную, то владелец вещи стремится ее обменять (сразу же или спустя некоторое время в связи с изменением величины ценности вещи – по причине изменения обстоятельств); в противном случае человек потребляет вещь сам. Итоговая ценность вещи равна максимуму из двух ценностей – потребительной и меновой. (Для более точного измерения ценности следует учитывать и ее изменение во времени – с учетом затрат на сохранение вещи. Случается, что со временем ценность вещи возрастает многократно, например, когда речь идет о коллекционных произведениях искусства.)
Конечно, для того чтобы иметь возможность потреблять вещь, мы предварительно должны получить ее в свое распоряжение, в свою собственность, т.е. осуществить реализацию («производство») цели «завладеть вещью». Достижение этой цели возможно тремя путями:
– вещь можно изготовить или отыскать самому,
– можно ее получить в процессе обмена,
– ее можно у кого-то отнять или украсть.
Любой из этих путей мы будем называть реализацией цели «завладеть вещью» (или ценностью) – ибо вещи производятся только потому, что они должны обладать для производителя положительной ценностью и принадлежать производителю (не путать с изготовителем, который к присвоению вещи отношения не имеет).
ВСЯ жизнь человека и всего человечества есть по существу производство ценностей. Производя положительную ценность для себя, мы, вместе с тем, можем производить положительную или отрицательную ценность для других. Ценность вещи, которую вор крадет у другого, почти всегда по абсолютному значению во много раз меньше ущерба (отрицательной ценности), причиняемого другому. По этой причине общество с ворами и прочими насильниками живет значительно хуже, чем общество без них. А благодаря обмену ценностями суммарная общественная ценность вещей, напротив, существенно возрастает (заметим – без дополнительных затрат труда! Ну чем не «вечный двигатель»?!).
Стремление каждого человека к максимальному производству с присвоением произведенного продукта можно считать социальным законом. (Замечу, что первоисходных законов природы, а тем более общества, чрезвычайно мало. Указанный закон, вытекающий, вообще-то, из инстинкта самосохранения, объясняет почти любое человеческое поведение.) Но у каждого человека имеется, в разное время и в разных обстоятельствах, свой желанный набор продуктов, причем с различными приоритетами. А производить людям продукты (ценности) приходится, в основном, самостоятельно – зарабатывая и в то же время фактически оплачивая своим трудом (только в самых редких случаях продукты-ценности они получают в подарок или случайно их находят).
Вещи обладают ценностью благодаря их потребительным свойствам. Есть вещи, которые не имеют меновой ценности или имеют ее в специфической форме. Так, мы не можем обменять ни на что (кроме как на ответную преданность) нашу преданность другу (в противном случае это не преданность). В чем состоит потребительная ценность вещи "преданность", объяснять, надеюсь, не надо.
А на умение с легкостью "исчислять" ценности самых разнообразных вещей времени жалеть не следует. В чем состоит, например, потребительная ценность духовного принципа? Да всего лишь в том, что события развиваются в согласии, в соответствии с ним. Если этого добиться удается, то и на душе радостно; а если нет, то мы несем большой эмоциональный «убыток». В этом и состоит потребление ценности духовного принципа...
Виктор Сорокин
Продолжение следует:
Начало:
Введение в науку об эффективной организации человеческой жизни, или Этические, логические и кибернетические аспекты разумной цивилизации
Вначале был дух
Наш век и иная цивилизация
Субстанции (человека)
Цели
Самая интересная игра
Аппарат мышления
Истина
Пралогика
Цель передачи информации
Диалог
Космическая цивилизация
Тотальное совершенство и истина
О природе догматизма и самоуверенности
О необходимости ревизии своего аппарата мышления
Аксиомы
Иерархия факторов реализации («производства»)
Качественность (добротность) понятия
Принцип сомнения
Принцип системности
новые системы
Уже опубликовано:
- Краткая автобиография
- Мама
- Надпись на вратах града
- «Приглашение» в Россию
- Самозащита на дорогах
- Забытые песни
- Уходят, уходят, у х о д я т друзья…
- Конституционная «демократическая» диктатура (КДД) – предтеча фашизма
Не может быть! И все-таки...:
- N 1
- N 2
- N 3
- N 4
- N 5
- N 6
- N 7
- N 8
- N 9
- N 10
- N 11
- N 12
- N 13
- N 14
- N 15
- N 16а
- N 16b
- N 17 Передача энергии без проводов
- N 18 Весомость в невесомости
- N 19 Ароматные цветы из... зимнего леса
- N 20 Видящие незрячие и слышащие глухие
- N 21 Регенерация информации и аккумулятор Теслы
- N 22 Шахматный "кубик-рубик"
- Шахматный "кубик-рубик" - Ответ
- N 23 Концепция турбины
- N 24 Настоящий вечный двигатель второго рода
- N 25 Сверхбомба Николы Теслы. Гипотеза
- N 26 Фантастический электродвигатель-генератор
- Ответы DIMMY
- N 27 Абсолютный защитный каска-шлем
- N 28. Теплолучевой вечный двигатель второго рода
- N 29. 3 тысяч долларов за… 1 цент!
- N 30. Право, означающее… полное бесправие
- N 31. Полугодовой заработок за… один день!
- N 32. Кто украл рубль!
История:
- История Союза русских инженеров во Франции
Экономика:
- Тайна российской экономики
- Кто обесценил 'ваучеры'?
Политология:
- Руины империи
- Руины империи-II
- Рекорд вне "Гиннеса"
- Звериная этика
- Запоздалый покаянец
- Воскресающие бандиты
- О правозащитниках брежневского времени
Продукты интеллекта:
- Сверхинтеллект - это не сложно
- Заявка на открытие
- Пирамиды в прямом и переносном смысле
- Размышлений
- Комментарий к отзыву
- Изобретельский интеллект
- Для чего люди говорят и пишут?
- Критерий истины
Z-цивилизация:
- Михаил Веллер и конец мира
Литература:
- Песни нашей молодости
- Заибанские страдания повесть
- Маленький Рит
- Ласточкино гнездо
- Cтая белорозовых
- Две земляники
- Странный отшельник
- Ель
- Неожиданные цветы вокруг нас
- Физкультура, спорт и игра
- Ностальгия по Любви и Человечности
Подарок Поэма любви
- Мечта о любви
- Учитель
- Безнадега
- Крошка Надя
- Лара Кварт
- Восьмое небо
Земля Обетованная повесть
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
На оси времени повесть
- Привидение
- Обыкновенные истории
- Наш друг Анатолий Максимов
- Серое Небо
- Охота на «тунеядца»
- Спасительные клады
- Персональное дело Сони Сорокиной
- Когда деревья были большими…
- 65 лет по минному полю
- Мои деревья 1
- Мои деревья 2
Незабываемые дорожные эпизоды
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Цветы на обочине
- Шашлык по-грузински
- Пиренейская ночь
Великая Теорема Ферма (ВТФ):
- Доказательство ВТФ
- Полная реабилитация Пьера Ферма
- Элементарное доказательство ВТФ
- ПОЧЕМУ мир не признает элементарное доказательство ВТФ?
- ВТФ: уникальный эксперимент
- ВТФ: о природе противоречия равенства Ферма
- Доказательство Великой теоремы Ферма
Заметки о Великой Теореме
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
Текст доказательства: На русском языке в doc. (4 кб),
На русском языке в pdf (243 кб),
English version (4kb)
(: 0) Дата публикации: 23.04.2008 19:25:24
[Другие статьи раздела "Виктор Сорокин"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|