FoxЖурнал: Виктор Сорокин:
Z-МИР. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ ОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ИЛИ ЭТИЧЕСКИЕ, ЛОГИЧЕСКИЕ И КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗУМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Автор: Виктор Сорокин
К публикации 2006 г.
Время вполне созрело для публикации главной работы моей жизни. Чтобы читатель мог решить, стоит ли ему тратить немалое время на чтение моего творения и на участие в беседах, я расскажу, как появилась моя книга и о чем она.
В 15-17 лет я запланировал себе к 60 годам завершить главное дело моей жизни (тогда еще смутно представляемое), и это, к моей великой радости, полностью удалось (так что могу оценить свою «первую» жизнь как бы взглядом из будущего).
Каждый человек вправе беспрепятственно выбирать себе профессию по собственннному вкусу. На поиск наиболее существенной для себя профессии я потратил лет десять (с 17-ти до 27-ми); за это время я познакомился с массой ремесел, искусств и наук, пока наконец не выявилась наиболее желанная профессия – окончательная, весьма необычная, ни у кого не пользующаяся особым интересом и даже как бы неприличная. Но к тому времени я уже прочно осознавал свое право на самореализацию, не зависимое ни от кого и ни от чего. Такому упрочению в своей правоте способствовал и афоризм (первоисточника не помню), который Маркс привел в предисловии к своему "Капиталу": "Иди своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно".
Дело (в моем обозначении – Z-работа), которому я посвятил свою жизнь, я хотел бы обозначить как грамотная забота о вечном развитии и существовании человечества. Впрочем, работа эта началась для меня гораздо раньше – в день нашей встречи (он же и женитьбы) с Соней, когда мы по существу на пустом месте решили построить совершенную сказку или совершенное общество в масштабе одной семьи, что нам и удалось (отсюда и мое посвящение: «Моей Маленькой Соне – Z-мир я "списал" с нас»). Так что моя Z-работа и полноценная семейная жизнь являются двумя сторонами одной медали. (Со временем любая человеческая деятельность распалась для меня на два мира: всё, что служит этим двум целям, имеет смысл, все остальное – полная бессмысленность.)
Несмотря на то, что мое приглашение к Z-сотрудничеству всегда было на видном месте в моих общениях с людьми, коллег до сего дня так и не нашлось (Соня не в счет, поскольку она есть половинка одного целого). Но это никогда не было для меня поводом для огорчения – ведь Z-работу я выбрал не ради славы или заработка; к тому же она никак не привязана ко времени, ибо вечна. (Впрочем, такое же положение у меня и с друзьями: всю жизнь я активно ищу друзей и активного общения в любом полезном деле, но большого общения не получается. Причина, по-видимому, в том, что нашу с Соней систему ценностей мало кто разделяет хотя бы наполовину. Так вот мы и живем как бы на необитаемом, но, правда, на поистине сказочном острове…)
Z-философия, или Z-книга, весьма необычна – она в принципе не может быть завершена, ибо, как и сама жизнь, ежедневно развивается, подправляется, совершенствуется. Книга эта написана для личного потребления (в качестве программы к действию) и является кладезью истин только для ее создателя. Хотя любой читатель может найти в ней что-то полезное и для себя, а также может явиться побудителем к написанию им собственной Z-книги и открытию собственных истин. Поэтому я постоянно напоминаю читателям моей книги: не надо мне верить (верьте себе, своим глазам и своим выводам!), ибо факты, фигурирующие в книге, являются лишь моими впечатлениями о фактах, хотя я и стараюсь быть предельно честным. Короче: моя задача – не предложить читателю готовые истины, а косвенным образом натолкнуть его на открытие собственных истин и, что очень важно для людей особо пытливых, овладение эффективной системой создания истин.
Из этого следует и оригинальная форма нашего предстоящего общения: не столько критиковать, сколько высказывать свою утвердительно-поясняющую точку зрения (нравится – бери на заметку, не нравится – без обиды пройди мимо).
Удивительный факт: задача физического выживания была решена человечеством еще миллион лет тому назад – с изобретением огня и лука. И только агрессивность и низкий интеллект, присущие значительной части "разумных животных", являются решающей причиной вечного страдания человечества и по сей день вынуждают большинство людей вести борьбу за самое примитивное выживание. И самое бедственное положение в этом отношении занимают, к сожалению, мои соотечественники.
Россия – государство уникальное: сегодня в нем подделывается почти все: информация, образование, нравственность, право, промтовары, медикаменты, продукты питания и даже само тело человека. Коллапс российского общества начал предсказываться разными учеными еще в 1960-х годах. Но даже после того, как продолжительность жизни в России скатилась почти на последнее место в мире и 85% юношей являются непригодными к воинской службе по состоянию здоровья, россияне все еще заносчиво считают себя лидером мирового прогресса: «Мы!», «Наши!» и т.п. И вот что любопытно: из множества способов решения тех или иных проблем общество и власть почему-то всегда выбирают наихудшие. Однако нельзя помочь обществу, которое того не желает…
С другой стороны, в любом самоуничтожающемся обществе всегда есть люди, не заслуживающие общей участи, точно так же, как в любом обществе есть люди, считающие своим нравственным долгом по мере сил оказывать помощь нуждающимся.
По жанру моя Z-книга не является ни художественной, ни научной, ни философской. Ближе всего она стоит к кибернетике, так как я ставлю пусть и специфическую, но все же ЦЕЛЬ и строю алгоритм ее достижения. Важно, что лично для меня этот алгоритм работает исключительно четко: почти все мои цели в широчайшем диапазоне были достигнуты. И не исключено, что тот или иной прием окажется пригодным и для реализации целей других людей.
Итак, я приступаю к изложению своей концепции.
=========================
Предварительные соображения
Непреложный закон кибернетики гласит: чтобы понять систему, надо выйти за ее пределы. Чтобы понять себя, надо рассмотреть себя со стороны, чтобы понять человеческую цивилизацию, надо ей – хотя бы мысленно – не принадлежать. Можно ли выполнить эту работу и, самое главное, нужно ли ее выполнять?
Серьезная попытка ответить на эти вопросы порождает удивительное явление: чем больше мы понимаем людей (и себя), тем большую способность к пониманию мы приобретаем. И лет через пять активного изучения понимание этой цивилизации исчерпывается по существу полностью.
Главный вывод удручающ: темпы развития негативных сил, порождаемых этой цивилизацией, существенно опережают темпы развития сил позитивных. И если человечеству удастся выбраться из этой черной дыры, то сегодняшняя цивилизация войдет в историю человечества всего лишь как предыстория цивилизации, как стадия примитивного существования разумного животного. Чтобы понять, как разумное человекоподобное животное может превратиться в полноценного человека, надо прежде всего построить типичную кибернетическую (т.е. в понятиях кибернетики) модель типичного человека (под которую, как это ни удивительно, подпадают почти все люди).
[Заметки на полях. В моем мыслительном пространстве нет ни одного термина, который я перенял бы из внешнего информационного пространства без критического переосмысления. Многим словам я даю иное содержание, и наоборот: когда в общепринятом языке данное явление не имеет названия, я создаю новые понятия в тех случаях. Поэтому при серьезном общении с вншним миром какая-то часть моего сознания работает в качестве переводчика между моим мыслительным пространством и общепринятым языком.]
Самая главная характеристика человека – это его конечные цели (т.е. цели, которые не являются средствами). Испокон веку обобщенная конечная цель человека была и остается удовлетворение [непридуманных] потребностей. Но явился Сократ и главную цель человека перевернул с ног на голову: "Люди живут для того, чтобы есть; я же ем для того, чтобы жить".
Под «едой», надо думать, Сократ понимал не только еду в прямом смысле этого слова, но и удовлетворение всех [непридуманных] потребностей. Конечно, Сократ тоже добывал себе на пропитание, но «еда» не была его конечной целью, она была для него средством для достижения каких-то более значимых целей, нежели удовлетворение обычных потребностей. Не столь важно, каковы именно эти цели; важно, что они «не от мира сего», другой природы, иного содержания. И дело не в том, лучше эти цели или хуже обычных; важно то, что они представляют собой вход в принципиально иной мир. Системы с обычными человеческими целями и целями сократовскими кибернетически отличаются друг от друга в том же соотношении, как материя и дух.
Официальная кибернетика рассматривает только такие целенаправленные системы, цель которых запрограммирована, задана извне. В типичном человеке эта цель (вернее – система конечных целей) однозначно формируется наследственностью, воспитанием родителей, примерами "улицы", требованиями государства, ну и, конечно, условиями жизнедеятельности. Почти любой человек, как и высшее животное, является определенно-запрограммированной системой. И жестче всего эта запрограммированность касается форм и стиля мышления.
Для малолетнего ребенка критерием истины является мнение любого взрослого, в то время как критерий истины последнего чаще всего таков: "одна бабка сказала". И в дальнейшем – несмотря на образование – в подавляющем большинстве сфер деятельности каждый человек будет полагаться именно на этот критерий "истины". Если бы не независимые журналисты, то почти каждого человека можно было бы убедить в том, что чеченцы, с оружием в руках защищавшие свой кров и свои семьи, – это "бандиты", а те, которые напали, – "гуманисты" и "освободители". Когда в 1968 г. советские танки подавили свободу Чехословакии, руководству СССР легко удалось убедить подавляющее большинство своих жителей, что СССР оказал "братскому" народу "помощь"…
Конечно, более или менее удовлетворительный критерий истины известен, но он работает лишь в нескольких точных науках. Но как только узкий специалист выходит за рамки своей точной науки, он оказывается в ложном положении: в самых существенных вопросах жизни (организация личной жизни, отношения с людьми и государством, независимое целеполагание, всеобщая техника безопасности, воспитание детей, экономика быта, способы решения нестандартных задач и т.д.) он оказывается просто недееспособным.
Для достижения достаточной информационной защищенности человеку предоставляется две возможности.
Первый – это нанять несколько десятков узких специалистов (что могут позволить себе только люди весьма состоятельные). Но... в этом случае человек вынужден жить по существу только чужим умом (а ведь хочется-то жить своим!..).
Второй – это самому получить несколько десятков высших образований, что, понятно, подавляющему большинству людей непосильно.
Получается, что человек в этой цивилизации просто обречен на бездарную, несчастную, кособокую жизнь в целом. Что же делать?
Разорвать этот порочный круг можно лишь с помощью иной организации общечеловеческого знания и мышления. Требуемые свойства такого знания очевидны: оно должно быть на один-два порядка меньше по объему, но зато процесс его функционирования должен обеспечиваться значительно более эффективными мыслительными инструментами. Может показаться, что для этого следует заказать нескольким десяткам узких специалистов написать сверхкраткие учебники по их дисциплинам. Однако вряд ли эти учебники могут научить человека мыслить эффективно. И причин тому две.
Учебники по той или иной специальности пишут специалисты в соответствующей области. И грамотный специалист может весьма качественно изложить свою область знаний, но он не может (т.к. узких специалистов этому не учат) научить главному: как работать со знанием эффективно, как научить ученика мыслить если не гениально, то хотя бы легко. Технология толкового, а тем более сильного мышления (ТСМ) – это особая наука, по существу еще не известная обществу. (В качестве весьма частной области этой науки можно рассматривать ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера). Но, не владея ТСМ, невозможно сжать знания на два порядка так, чтобы они оставались при этом работоспособными.
С другой стороны, невозможно создать ТСМ, не освоив несколько десятков весьма разнохарактерных наук. Выход, поэтому, состоит в том, чтобы создавать ТСМ и осваивать знания одновременно. И вот в этом процессе обнаружился поистине фантастический феномен: по-новому организованное знание-мышление проявило способность к саморазвитию во все возрастающем темпе. В частности оказалось, что все вещи на свете очень похожи друг на друга: например, понимание свойств кибернетических систем вообще позволяет понимать главные свойства живого организма, человека, общества, мышления, любых искусственных вещей и т.д.
Новая организация знания-мышления снимает все пределы в развитии человека: он понимает все и вся и при наличии достаточной фактологической базы способен почти мгновенно находить решения почти любых проблем (разумеется, в рамках объективных законов). Новое сознание ведет себя независимо от времени, пространства и биологической природы человека; оно по существу сливается с вечным и единым Вселенским Духом.
***
Тема этой книги столь неординарна, что введение к ней в принципе нельзя изложить строго последовательно, так как нужно сказать одновременно (вместе, сразу) о многом. Поэтому нередко я буду вынужден высказывать суждения непоследовательно, разрозненно.
Эта книга для тех, кто хочет узнать действительную правду о мире, а не принимать на веру расхожие "истины", даже если их изрекают самые известные авторитеты или если "все так считают".
Почти каждый человек считает себя (свое Я) совершенным, но почему же тогда жизнь столь безобразна (и с возрастом она кажется всё безобразнее)? Поэтому логически верный поступок и самая большая смелость – это поставить под сомнение совершенство своего Я. Но на эту тему большинство людей боятся не только думать, но и говорить…
Эта книга для тех, кого интересует самая великая любовь, самая большая красота, самый высокий интеллект, самое большое могущество над негативными силами природы и общества, самая полная реализация своих возможностей. (Замечу, что – согласно принципу системного эффекта в кибернетике – достижение любой из этих целей возможно только при одновременном достижении и всех остальных!)
С позиции развитых критериев любви, красоты, интеллекта и смысла, вся сегодняшняя цивилизация насыщена злом, уродством, тупостью и бессмысленностью, что с неизбежностью ведет ее к самоуничтожению. Но возможна и совершенно иная организация человеческой жизни, подчиненная не объективным законам поведения рабского дикого сознания, но законам субъективным, вытекающим из принципа максимизации любви, красоты, интеллекта и могущества над негативными силами природы и общества. И от природы каждому человеку дана возможность организовать свою жизнь согласно этому принципу – дело стоит лишь за его принятием, выбором, наличием внутренней свободы (а вот чтобы оставаться животным, хотя бы и очень разумным, никакого выбора делать не требуется!).
***
Каждый человек обладает столь большим числом характеристик и столь разным их значением, что не нужно напрягаться для обнаружения различия между людьми. Гораздо труднее выявлять общее, закономерное. (Почему так? Это не безынтересно.)
На первый взгляд все люди столь разны, что не верится, что их можно каким-то образом объединять в группы. Тем не менее это возможно, причем множеством способов: по цвету кожи, языку, профессии, психологическому типу и т.д.: сколько характеристик, столько и групп.
Есть, однако, такие характеристики человека, о которых большинство людей не имеют ни малейшего представления, хотя, по большому счету, характеристики эти наиважнейшие, ибо они связаны со смыслом человеческой жизни и шире – со смыслом существования человечества вообще.
Самое существенное отличие живого организма (а теперь уже и некоторых искусственных систем) от неживой природы состоит в том, что живой организм есть кибернетическая система, главным признаком которой является целенаправленность поведения. К сожалению, за тридцать лет изучения этого феномена мне не встретились люди, проявляющие к нему глубокий интерес. Единственное, что всем хорошо известно, – это то, что существуют люди жестко целеустремленные, напористые и люди малоактивные, так сказать, мягкотелые. Но самые главные вопросы – откуда берутся конечные цели и насколько человек свободен в их выборе – остаются без ответа. В общем, по сей день конечные цели каждого человека рассматриваются как данность: они есть и всё тут.
Но если цели человека привносятся извне ("бытие определяет сознание"), то, во-первых, человек не может нести никакой ответственности (и вину?) за свое поведение (ибо его поведение предопределено), во-вторых, общество не может развиваться в строгом смысле этого слова – оно может только эволюционировать. Получается, что, с кибернетической точки зрения, каждый человек есть раб обстоятельств, а будущее человечества полностью предопределено. И тогда строгий анализ всего разнообразия человеческих целей и средств для их достижения приводит к убедительному выводу: человечество (сегодняшнего образца) со все нарастающими темпами движется к самоуничтожению!
Лет через сто население планеты перевалит за сто миллиардов человек, и тогда перенаселенные страны с неизбежностью потребуют передела мира, территорий и ресурсов. Что будут делать "развитые" страны, когда миллионы беженцев начнут форсировать их границы напролом? Уничтожать как саранчу?..
Так как "деньги не пахнут", то любое агрессивное государство может получить в свое распоряжение атомное оружие. Кроме того, сегодняшнее общество потребления в принципе не способно противостоять разрушительным экологическим и социальным процессам.
Тем не менее возможность для сохранения человека как вида имеется.
Соглашаясь жить только навязанными целями, человек обрекает себя, свое сознание и свои возможности на чрезвычайно узкие границы. Но даже при таком ужасающем самоограничении освоение хотя бы тактических приемов мышления, разработанных Г.С.Альтшуллером, увеличивает интеллект человека на три порядка (цифра получена в экспериментах). Обретение же внутренней свободы и освоение действительно научного метода мышления во всем увеличивает интеллект еще порядка на два. Способность к изобретательству становится практически безграничной, и при слиянии этой способности с первоначальным капиталом порядка 10 млн. долларов темпы развития такого экономического предприятия могут уходить далеко за 1000% в год. И через какие-нибудь 10-15 лет достигнутого экономического могущества может оказаться достаточным, чтобы небольшая группа гуманных изобретателей могла бы противостоять всем силам зла. Но эта победа, это спасение может быть достигнуто только в том случае, если экономическим могуществом будет распоряжаться иное, не эгоистично-потребительское сознание. Эта книга и представляет собою попытку конструирования нового сознания, в котором цели определяются не обстоятельствами, но выбираются, исходя из неких высших принципов.
***
С внешней свободой все более или менее ясно: если никто не ограничивает нашу деятельность, то мы относительно – в рамках законов природы (нельзя, например, побывать на Солнце, даже если никто нам не мешает) – свободны.
Внутренняя свобода не зависит ни от каких внешних обстоятельств: так, никто не может помешать человеку стремиться попасть на Солнце (даже если это сопряжено с опасностью для его жизни).
Но что такое внутренняя свобода?
Как мне представляется, под внутренней свободой философы понимают возможность выбора: хочу – совершу поступок, хочу – не совершу; хочу – совершу этот поступок, хочу – совершу другой. И... человек, как будто, делает выбор. Но действительно ли он делает выбор? И, естественно, главный вопрос в этом случае: а что такое выбор?
Тут мы должны четко оговорить: нас интересует не случайный, а разумный выбор. Так, если мы делаем выбор с помощью монеты (орел – решка), то здесь мы по существу отказываемся от выбора, от разумного выбора: мы отдаемся на волю случая.
Другая ситуация: нам предоставляется возможность выбрать между мороженым и пирожным. Осуществляем ли мы выбор здесь? Из теории ценности следует, что нет. Если по шкале чувственного (пищевого) удовольствия мы оцениваем мороженое, допустим, в 7 баллов, а пирожное – в 5, то мы однозначно "выбираем" мороженое (7 больше 5-ти). Просто все удовольствия можно упорядочить по шкале предпочтений, и тогда мы с полной определенностью берем (а не выбираем) удовольствие с более высокой оценкой – без какого-либо выбора! А если и пирожное, и мороженое "весят" по 5 баллов, то тогда выбор лишен смысла, тут можно и монету бросить.
Еще случай. Многие философы полагают, что моральный человек внутренне свободен не совершить аморального поступка. Так ли это? Свободен – это значит может совершить, а может не совершить. Но если он НЕ может совершить, то какая же тут свобода?! (Впрочем, все известные мне разговоры о внутренней свободе касались только сферы нравственности.) Так существует ли вообще внутренняя свобода и если да, то как и в чем она проявляется?
Осмелюсь указать на существенный признак внутренней свободы: при действительном выборе в самой операции выбора чувства не участвуют (они отключены) и по меньшей мере одна из выбираемых вещей должна быть типа абстракции, чувственно не ощущаемой. Можно, например выбирать между удовольствием и каким-то бесчувственным фактом (например, следования принципу), между жизнью и смертью. Таким образом, в процессе выбора сознание, делающее выбор, должно быть над чувствами.
Продолжая рассуждать аналогично, мы в конце концов дойдем до феноменального свойства внутренней свободы: она, оставаясь все-таки продуктом сознания, стоит тем не менее над сознанием вообще. И только в этом случае внутренняя свобода способна осуществить настоящий выбор: быть ли мне злым или добрым, глупым или умным, зависимым от чувств или нет, довольным собой или нет, думать так, как я думаю сейчас, или же освоить иное мышление?
Рождение внутренней свободы означает рождение в человеке независимого сверх-Я, или над-Я. И насколько обычный человек отличается своим могуществом от обезьяны, настолько человек с над-Я отличается от не имеющих его.
Конечно, рождение над-Я еще не означает, что человек достигнет в своем развитии небывалых высот, но над-Я вводит человека в совершенно иной, дотоле неведомый мир, в иное состояние. А по существу – в иную цивилизацию.
Поведение всех шести миллиардов людей является, с кибернетической точки зрения, запрограммированным извне: люди являются рабами той программы, которую в их сознание заложили наследственность, домашнее и школьное воспитание, улица и общество. И только человек, обретший действительную внутреннюю свободу, выпадает из толпы. Он уже не винтик в механизме социальных законов, но их создатель – хотя бы и в обществе чрезвычайно малых размеров (и даже в одиночестве). Социальные рабы прикрываются фразой: нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Но это их дело: они имеют полное моральное право на столь глупый (с нашей точки зрения) "выбор".
Я никого не агитирую быть внутреннее свободным, но я считаю себя должным показать такую возможность – ибо, сравнивая жизнь в двух цивилизациях, я без колебания отдаю предпочтение цивилизации внутренне свободных людей.
Я прихожу в ужас от мысли, что мог бы прожить свою единственную на этом свете жизнь как все – удовлетворяя лишь свои физиологические потребности (хотя бы и в очень духовных и эстетичных формах). С другой стороны, у меня нет никаких претензий (и упреков) к внутреннее несвободным людям – ведь они ведут себя единственно возможным образом. Человек, не обретший внутренней свободы, по большому счету ни в чем не виновен – ибо как Человек, как личность он еще не родился. На мой взгляд, понятие вины применимо только в отношении свободных (в смысле принятия решений) людей. (Но из этого не следует, что не надо противодействовать вредным поступкам, злу.) И потому во всём, что есть в мире плохого, виновен я.
***
Итак, внутренняя свобода позволяет человеку полностью пересмотреть и самого себя, и весь мир. В процессе этого пересмотра открываются такие фантастические неожиданности, такие шокирующие факты, что перед ними меркнут все достижения человечества. Вот некоторые из них, истинность которых станет очевидной после тщательной ревизии нашего знания:
– по сей день знание человека основано на вере в истинность слов родителей, в свою очередь знание последних основано на вере в истинность слов их родителей и т.д.;
– базовый мыслительный аппарат (ум) на протяжении всей жизни никем не пересматривается;
– темп развития пороков цивилизации (...запрограммированных людей) значительно опережают темп борьбы с ними, и потому самоуничтожение человечества логически неизбежно;
– оптимальная численность населения Земли не должна превышать 50–100 миллионов человек;
– организация функционирования патентных ведомств такова, что они скорее тормозят научно-технический прогресс общества, нежели способствуют его развитию;
– вряд ли кто из правителей владеет наукой об управлении обществом (замечу, что управлять и удерживать власть – не одно и то же);
– в некотором смысле вечная индивидуальная жизнь возможна;
– каждый человек может увеличить свой интеллект в тысячу раз, а каждый подросток – в сто тысяч раз;
– есть профессиональные ученые, инженеры, художники, рабочие, но... практически нет профессиональных людей (а разве быть Человеком – не самая важная профессия?).
– главная задача любого цивилизованного общества – заинтересовать человека в безграничном самосовершенствовании.
Подросткам
Мой самый желанный читатель – дети от 11 до 14 лет, подростки (и их учителя), ибо, как показывает непредвзятый анализ, действительно разумную цивилизацию могут создать только они. В этой книге они поймут далеко не всё, но, прочитав однажды, они обязательно будут к ней возвращаться – через пять, десять, двадцать лет, ибо она не столько дает готовые ответы на сложнейшие вопросы, сколько учит находить эти ответы самостоятельно.
Если тебе от 11 до 14-ти и тебе хочется быть добрым и прожить великую жизнь, то эта книга в первую очередь для тебя (В твои годы мне ох как нужна была подобная книга, но ее не было…). И если ты не боишься думать, то вскоре поймешь, что ты попал в самый фантастический мир. Действительно, люди не замечают, что самые великие чудеса и богатства находятся у них под ногами, в их руках, в их голове. Это похоже на то, как золотоискатель, увидевший груды золотых слитков, принимает их за медь и проходит мимо.
Люди очень похожи на этого золотоискателя: они тратят свою единственную жизнь на такие пустяки, что только убогость ума спасает их от сумасшествия. Но посмотри вокруг: знаешь ли ты человека, который хочет стать умным? Не грамотным, не знающим, не умеющим, не образованным, а именно умным?
А впрочем, что такое ум и какая наука может научить человека стать умным? Я думаю, что такой науки нет; нет и школы, где учат человека уму. И знаешь почему? Потому что каждый человек считает себя абсолютно умным (от рождения!). Так что ум ему не нужен! А тебе?..
Интересно? Если нет – мы друг другу не нужны. А если да, то придется тебе поставить под сомнение совершенство своего ума и читать эту книгу дальше: может быть, она поможет тебе приобрести такой ум, что ты будешь знать, понимать и уметь практически всё. В частности, ты можешь осуществить такое фантастическое чудо: не имея ничего, иметь всё!
Виктор Сорокин
В журнале опубликованы следующие работы Виктора Сорокина:
Великая Теорема Ферма (ВТФ):
- Доказательство ВТФ
- Полная реабилитация Пьера Ферма
- Элементарное доказательство ВТФ
- ПОЧЕМУ мир не признает элементарное доказательство ВТФ?
- ВТФ: уникальный эксперимент
- ВТФ: о природе противоречия равенства Ферма
Заметки о Великой Теореме
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
Текст доказательства: На русском языке в doc. (4 кб),
На русском языке в pdf (243 кб),
English version (4kb)
Не может быть! И все-таки...:
- N 1
- N 2
- N 3
- N 4
- N 5
- N 6
- N 7
- N 8
- N 9
- N 10
- N 11
- N 12
- N 13
- N 14
- N 15
- N 16а
- N 16b
- N 17 Передача энергии без проводов
- N 18 Весомость в невесомости
- N 19 Ароматные цветы из... зимнего леса
- N 20 Видящие незрячие и слышащие глухие
- N 21 Регенерация информации и аккумулятор Теслы
- N 22 Шахматный "кубик-рубик"
- Шахматный "кубик-рубик" - Ответ
- N 23 Концепция турбины
- N 24 Настоящий вечный двигатель второго рода
- N 25 Сверхбомба Николы Теслы. Гипотеза
- N 26 Фантастический электродвигатель-генератор
- Ответы DIMMY
- N 27 Абсолютный защитный каска-шлем
- N 28. Теплолучевой вечный двигатель второго рода
История:
- История Союза русских инженеров во Франции
Экономика:
- Тайна российской экономики
- Кто обесценил 'ваучеры'?
Политология:
- Руины империи
- Руины империи-II
- Рекорд вне "Гиннеса"
- Звериная этика
- Запоздалый покаянец
- Воскресающие бандиты
- О правозащитниках брежневского времени
Продукты интеллекта:
- Сверхинтеллект - это не сложно
- Заявка на открытие
- Пирамиды в прямом и переносном смысле
- Размышлений
- Комментарий к отзыву
- Изобретельский интеллект
- Для чего люди говорят и пишут?
- Критерий истины
Z-мир
- Михаил Веллер и конец мира
Литература:
- Песни нашей молодости
- Заибанские страдания повесть
- Маленький Рит
- Ласточкино гнездо
- Cтая белорозовых
- Две земляники
- Странный отшельник
- Ель
- Неожиданные цветы вокруг нас
- Физкультура, спорт и игра
Подарок Поэма любви
- Мечта о любви
- Учитель
- Безнадега
- Крошка Надя
- Лара Кварт
- Восьмое небо
Земля Обетованная повесть
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
На оси времени повесть
- Привидение
- Обыкновенные истории
- Наш друг Анатолий Максимов
- Серое Небо
- Охота на «тунеядца»
Незабываемые дорожные эпизоды
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
(: 0) Дата публикации: 07.05.2006 17:07:47
[Другие статьи раздела "Виктор Сорокин"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|