FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ: ЛЕТОПИСЬ ТОТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ 10
Автор: Леонид Багмут
Внутренний эмигрант
Отношения внутри экспертного сообщества при храме Соломона были очень напряжёнными. Место это и доходное, и уважаемое, а потому исполняющие должности пророка в своём отечестве очень ревниво смотрят на успехи коллег по цеху. У всех штатных политологов была одна объединяющая их черта: они говорили только то, что от них хотели услышать люди начальные и просто прихожане. Уставший от неурядиц и неуверенности в завтрашнем дне народ хотел услышать слова сугубого утешения. Котировались предсказания грядущего благополучия и процветания, мира между народами, восстановления могущества Израиля. И политологи храма в один голос, как под фонограмму, подтверждали сокровенные иллюзии народа. И говорили они это так уверенно, громки и настырно, что сам Иеремия смутился: а вдруг это правда истинная?
Вот родственники ему кричат во след громкими голосами: бросай пороть отсебятину, предсказуй, как нормальные люди, благополучие и поднимание Израиля с колен, не позорь семью – и будет тебе счастье. Но у пророка есть источник информации более авторитетный: «Господи Боже! Вот пророки говорят им: не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сём месте» \Иер.14,13\ - вопросил он. Сомнения молодого человека понятны: вот все вокруг уважаемые люди говорят «да» народу своему. А вот я никто и ничто – и упорно говорю «нет» - правильно ли это? Не есть ли это гордыня твердолобая?
Иеремия устал от прессинга и уже не рад диссидентствовать: хотелось бы отдохнуть и пожить, как все люди. Но Вседержитель рассудил иначе. И ответил в сердце его, что все его оппоненты – лжепророки, которых Он не посылал. Они все имеют ложные видения и гадания, а за правду выдают пустые мечты. Политоложествуя, они имеют в виду преимущественно вознаграждение и уважение черни за ласковое обхождение. За это они будут убиты вместе с теми, кто им внимал – все они лягут трупами на улицах города, как кучи навоза \Иер.14,14-16\. Ни мира, ни исцеления этому народу не будет.
Иеремия продолжил упрямо говорить правду на народном собрании – ибо какой может быть выбор у пророка? Отойти от служения он не может физически – это всё равно, что перестать мочиться. Приходилось идти в храм как на каторгу, для всеобщего поношения и осмеяния народу жестоковыйному. Но Господь решил помочь своему человеку. Вдруг началась большая засуха, и Иеремия раньше всех громко заявил, что это – наказание за преступления, о которых он уже давно толкует, да никто не слушает. Люди немного прикусили языки – с таким аргументом не поспоришь. Не успели засохнуть на корню посевы, как начался невиданный падёж скота - каковой пророк немедля перетолковал в свою пользу. И теперь в относительно спокойной обстановке Иеремия обрушил громы и молнии на своих оппонентов – вот они лгут не краснея, а засуха и падёж скота подтверждает мою правоту. Попытки научно мыслящих людей сослаться на то, что климат в Палестинах всё это объясняет проще, он отмёл как чуждые и притянутые за уши. Эти бедствия только маленькая прелюдия того, что здесь будет уже скоро.
Позиции конкурентов основательно пошатнулись и пророк приобрёл немалый авторитет. Деловые люди, видя его правоту, подступили к нему с вопросами по существу: куда же податься с этого гиблого места, не поискать ли нам новую, лучшую родину? Но Иеремия, вместо того, чтобы ответить лояльно и конструктивно, продолжил гнуть свою линию: «Так говорит Господь: кто обречён на смерть, иди на смерть, кто под меч – под меч; и кто на голод – на голод; и кто в плен – в плен» \Иер.15,2\. Таким образом, капитаны бизнеса получили очередной афронт. Весь конструктив ответа состоял в абсолютной покорности судьбе: не дёргайтесь, граждане, всё равно ваши деяния взвешены и записаны. А на вопрос о том, что же нам такое записано в книге судеб, пророк ответил, что господь пошлёт на них четыре вида казней: вся земля будет усеяна трупами и вдов будет на ней больше, чем песку - никто не спасётся, ибо Он уже устал миловать.
По молодости лет и горячности природной Иеремия нисколько не стеснялся в выражениях. Да и перед кем ему было проявлять политкорректность и толерантность? Тут стоял народ ушлый и бывалый, не ценящий тонкое слово. Но в этом случае пророк явно перегнул палку: объявив свой народ приговорённым к смерти, он дал оппонентам повод осудить его как врага и предателя. Коллеги хотели бы его тут по горячим следам побить камнями, но простой народ их не подержал: все знали уже, что это Иеремия наслал засуху и падёж скота. Лучше его не трогать – а то он ещё чего-нибудь нашлёт. Народ был уверен, что Иеремия – это очень сильный колдун, с которым лучше не конфликтовать прямо. Влияние пророка в городе выросло, но это было не к лучшему: его боялись и ненавидели так сильно, что он очень скоро почувствовал себя изгоем. Он вдруг заметил, что прежние знакомые при встрече его не замечают, переходят на другую сторону улицы. Друзья перестали пожимать ему руку: его официально перевели в разряд руконеподаваемых. Общественный остракизм был так силён, что пророк буквально заголосил в отчаянии: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землёй! Никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня» \Иер. 15,10\.
Всеобщая ненависть окружающих естественно повергает в ужас нормального человека. Это только полуживотное такого не заметит, а гнойный циник ещё и порадуется всеобщей обиде на него. Но Иеремия не был героем, не был циником и тем более – полуживотным. Это был ещё молодой человек из уважаемой семьи, не привыкший к такому давлению. Но Иеремия уже вошёл во вкус работы пророка: лютая ненависть сограждан гнула к земле, но странным образом давала силы. Поэтому он не просит отставки, а только надеется, что Бог не забудет, что неся Его слово, он ежедневно подвергается поруганию. Господь уверяет Иеремию: «Конец твой будет хорош, и Я заставлю врага поступить с тобою хорошо во время бедствия и во время скорби» \Иер.15,11\. С таким обещанием можно жить спокойно: раз Бог не выдаст, то и эти двуногие свиньи не съедят.
Но текущего давления общественности Господь не снимает: видимо, это входит в программу закалки пророка-специалиста высшего уровня. Многодневный прессинг едва ли можно выдержать без ущерба для здоровья: Иеремия начинает замечать за собой признаки не просто пессимистического настроя, чёрно-белого видения мира, но уже элементы шизофрении. Его нервная система под ударами всеобщей ненависти разрушена, хотя и ранее была отнюдь не крепка. Его начинает одолевать психоз, названия которому ещё не изобрели. Он замечает постепенный распад психики и уже решительно сомневается в своих чувствах: а вдруг все вокруг правы? А вдруг это и вправду он наслал засуху и падёж скота? А вдруг его и вправду захлёстывают адовы видения? Он уже путает день и ночь, не зная на что опереться. «За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?» \Иер.15,18\ - взывает он.
По каким критериям Вседержитель выбирает Своих вестников – полная загадка. По человеческой логике это должен быть исполин духа и корифей, богатырь с несгибаемой волей, который уже одним своим видом внушает страх и трепет преступным слушателям. И такой, чтобы его можно было узнать за версту. Или Он должен был бы отметить его благодатью, под которым во всех религиях понимается просветление. Но в любом случае пророк должен обладать нерушимым спокойствием духа, по которому катаются, как мелкая рябь, человеческие слабости. Но это – мнение человеков, а Господь выбрал посланцем нечто прямо противоположное: личность слабую и боязливую, которая при небольшом давлении начинает плакать навзрыд. Почему так? Наверно потому, чтобы подкрепить тезис о неисповедимости Своих путей.
Вседержитель на жалобы Иеремии ответил, что если он осушит слёзы свои и продолжит исполнять свою миссию не боясь этих людей, то после смерти он будет удостоен высочайшего счастья – стоять перед ликом Его. А если придачу Иеремии удастся «извлечь драгоценное из ничтожного», то станет он устами Бога на земле. И не он будет хватать за руки слушателей, а они будут обращаться к нему \Иер.15,19\. Но в любом случае Он обещал защитить тылы: врагам Своего посланца Господь ничего не забудет и ничего не простит.
Зная малодушие Иеремии, Вседержитель велел ему прервать все социальные контакты, кроме тех, что необходимы для выполнения функциональных обязанностей. Пророку было запрещено участвовать во всех торжествах по любому поводу. Ибо в процессе возлияний он мог попасть под влияние пронырливых краснобаев, способных извратить его миссию. Эти люди могли и напоить до беспамятства, подсунуть девку и просто устроить ему пищевое отравление.
Нельзя было пророку ходить и в дом печали и плача. Зная мягкосердечие и сентиментальность Иеремии, Господь запретил ему кого-либо хоронить и утешать. Ибо молодой человек по слабости характера уже не один раз молился Ему за людей, достойных виселицы. А молитву пророка проигнорировать неловко. Посему Он прямо говорит ему: перестань просить Меня за этот преступный народ, который в ответ на твои увещевания только смеётся и умножает беззакония. «Ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь, мир Мой и милость и сожаление» \Иер.16.5\.
Особо предупреждается пророк против планов создания семьи. Несмотря на всеобщую ненависть, окружающую Иеремию, любая девица, подобрав юбки, побежит за него замуж – только намекни. И множество семей захотят выдать своё чадо за такого перспективного мужчину. Ибо старые люди понимают: те, кто сейчас бросают в него камни, завтра будут драться за место у его ног. Господу пришлось на корню пресечь матримониальные устремления своего посланца, чтобы не делить его с женой и её родственниками, от которых ничего хорошего ждать не приходится. Он не стал объяснять человеку свои тревоги, а просто сказал, что все женщины и дети этого города скоро будут ликвидированы и их трупы заполнят ныне шумные улицы \Иер.16,2-4\.
Иеремии было велено твёрдо соблюдать одиночество и ни на кого не надеяться: «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и сердце которого удаляется от Господа» \Иер.17,5\. Человек – животное социальное и ему свойственно искать оправдание своей жизни в глазах других людей. Но это – путь слабого и безвольного существа с маленькими корнями, которое не имеет веры. Тот, кто полагает свои надежды на героя, царя, мудреца – тот ничего не получит, кроме разочарования, ибо что они значат? Их жизнь висит на волоске и волосок отделяет её от смерти. Будь самодостаточен – и станешь как дерево в пустыне, имеющее глубокие корни. Надейся только на Бога – и корни твои всегда найдут воду.
Леонид Багмут
Продолжение следует:
Начало:
- Служебная инструкция пророка
- Резвая верблюдица и дикая ослица
- Вселенский блуд
- Люди, умные на зло
- Мера социальной защиты
- Преданные корысти
- Люди, лгущие до усталости
- Соблазн культуры
- Земля живых
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
- Время ревущей толпы
- Туман исторической памяти
- Лики Судьбы
- Россия после Смутного времени
- Патриарх Никон: русская реформация
- Протопоп Аввакум: русская контрреформация
- Казённые люди царя Тишайшего
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
- Семья Змея Горыныча
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
- Проводы Колобка
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
Книга Иова - очерк нравов Древнего Израиля
- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
- Время, потраченное зря
- Соображения чистого гуманизма
- Метаморфозы Казанской Сироты
- Вода беззакония
- Попавшие в сети диавола
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
- Рыба, гниющая с головы
- Время бесславия
- Видения будущего мира
- Чумное время простых людей
- Мужи содомские и жёны гоморрские
- Расстрельный список пророка Исаии
(: 0) Дата публикации: 06.08.2008 18:40:43
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|