FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ГЕРОИ ДРЕВНЕРУССКОГО МИФА
Автор: Леонид Багмут
Историки связаны историческим фактом и требованиями современников. Факты можно извратить до неузнаваемости и выйти сухим из воды – если позволит дух эпохи. Читатели связаны собственным невежеством: любую историю они воспринимают некритично. Либо на-ура, либо в штыки – в зависимости от контекста и настроения души. Массы косны и ленивы до неприличия: им достаточно одной книги, одной версии, одного комментария.
Первые исторические труды были написаны в 11 –м веке – как юридические. Каноном для историков были византийские прототипы, для юристов – северогерманские. Историки- новаторы прямо пишут: «Русская правда» Ярослава – это вольный перевод со шведского. Мудрый князь велел адвокатамљ не мудрствовать лукаво, а взять апробированный документ у родственников. Так и сделали.
Обмен культурными ценностями естественно привёл к человеческим контактам. Уже все дочери Ярослава стали иностранными королевами, а все его невестки тоже не знали ни слова по древнерусски.љ Более того: при сыновьях Ярослава своих дочек за границу стали выдаватьљ и меньшие князья. Империя стала размягчаться и властителям средней руки вдруг понадобились запасные аэродромы и связи с заграницей.
Историки с любовью описывают жизнь и приключения некоей княжны Евпраксии, которую в середине 80-х выдали замуж за немецкого графа. Граф недолго мозолил глаза красавице и умер скоропостижно. Чтож – время было такое. Простуда легко переходила в воспаление лёгких, а пенициллин придумали только через 9 веков. Юная вдовица немедленно обратила на себя внимание германского императора. Старый фашист был не очень привлекателен, но честь дорога: простая русская княжна стала императрицей Рейха. Однако у этих фашистов вечно что-то не так: муженёк оказался сатанистом и повадился справлять чёрную мессу на русском животике. Современные историки пишут об этом факте с возмущением, подчёркивая – истинно-русский живот недолго будет терпеть подобные надругательства. И вот какой-то граф из 6-го управления РСХА недолго думая, похитил императрицу и отвёз её в Рим под защиту Папы. А Папа Римский, хоть и был завзятый католик, но в данном случае пригодился: побил горшки с императором.
И вот беглая жена выступила на церковном соборе с речью, которой бы позавидовал Павлик Морозов. Разоблачив мужа – сатаниста и Аспида Проклятого перед лицом всего мира, девушка после многих превратностей добралась до дому. В Киеве она осела в монастыре: то ли заперли, от греха подальше, то ли уже устала веселиться.
Мужчины древнерусские тоже ездили за границу. Сказывают о малом князе Игоре Святославовиче – современнике весёлой вдовицы. Ему дали на прокормление Тьмутаракань – но тамошние хазары его не полюбили. Пришлось бежать князюшке в Византию – благо до него через Чёрное море было рукой подать. Там молодой и весёлый человек много и напряжённо учился, дневал и ночевал в музеях и библиотеках, а когда оскудел – женился на богатой девушке из приличной семьи. И вот вместе с молодой супругой он возвращается в родную Тьмутаракань – дабы отвоевать родное гнездо. Возвращался он не один и городе его уже ждали: сразу по прибытии он устроил хазарам Варфоломеевскую ночь. Чем и заслужил массу поцелуев от всех историков школы Гумилёва.
Тут бы ему жить-поживать да добра наживать, так нет: захотелось жене его стать великой княгиней киевской. Чтож – желания жены священны. Чтобы нанять войско из кочевавших неподалёку половцев, пришлось продать весь Северный Кавказ грекам. Те с удовольствием его купили. Но продажа родины иностранцам редко идёт впрок: князь Игоря вдребезги разбили под Киевом.
Но вот чудеса: герой, торгующий родной землёй ради личной выгоды, не лишился головы и не потерял чести – ни у современников, ни у историков. Конечно: на очередном съезде родни его разложили на лавке за такие дела и послали княжить в крошечный городок на Северской земле. Но паренёк был из тёртых калачей: не падая духом и мутил воду до самой старости – используя свои заграничные связи.
Вот так: второстепенные герои мифа известны только любителям. А ведь каждая их этих историй – материал для трёхтомного романа с правами на экранизацию. Конечно, предпочтительнее история девушки: множество стран, приключения, графы, императоры и папы, пахнет чертовщиной – и нет факта ловкой продажи родины.
С лагом в сто лет жил ещё один второстепенный герой – и тоже князь Игорь. Сидел он на той же самой Северской земле и горя не знал, ибо имел хорошую и большую родню по обе стороны границы. Таких, как князь Игорь, в стране было несколько десятков – и судьба ничего им не могла дать, кроме забвения. Но князя Игоря отличало ослиное упрямство и скандальный норов – полез он драться со своей половецкой роднёй и попал в Историю.
Только Бог знает, кто написал «Слово о полку Игореве». Может быть – летописец в 1200 году. А может – неизвестный поэт в 1750 году. Уж слишком оно хорошо написано, слишком гладко – классический миф о чудо-богатырях и вели страны. Большого таланта был человек «Боян бо вещий»… Так и хочется сказать, что сухой старец из домонгольской Руси, жёсткий ортодокс, мог дать хороший исторический обзор событий, правдивую до известной степени летопись, но не стихи о любви к родине. И вообще – так ясно могут видеть проблему только отдалённые потомки – те, кто варятся в котле событий, видят только его стенки.
Как бы там ни было, а весной 1185 года войско мелкого черниговского князя ушло в набег на степняков и не вернулось.
Леонид Багмут
(: 7) Дата публикации: 13.01.2006 18:43:05
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|