Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:

ОБВИНЕНИЕ И ОПРАВДАНИЕ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА

Автор: Леонид Багмут

Если без конца упрощать проблемы, то вся жизнь сведётся к выеденному яйцу. Тогда возникнет экзистенциальный вопрос: а стоит ли жить в принципе? Люди, умеющие жить, говорят: будь проще. Но ведь сказано же: иная простота хуже воровства.

Сказочное время дискретно. Сказка не любит ламинарных потоков: её стиль скорее буря и натиск на фоне тихой погоды. В тексте нельзя злоупотреблять ситуациями, когда герои просто живут, хлеб жуют, добра наживают. Это определённо дурной тон - описывать меркантильный и никчемных людей. Однако вся жизнь человеческая состоит преимущественно из этих тривиальных процедур. Есть время героев и есть время легенд о героях.

Память потомков определённо отметила князя Игоря и Ольгу как фигуры отрицательные, показывающие, что у великого родителя могут быть весьма слабые дети. 50 лет их княжения составили пустое время, лишенное значительных дел и только сеющее смуту в сердцах современников. На самом деле семья эта ни в чём не виновата перед нами: при Вещем Олеге рождающийся этнос выбросил такую массу энергии, что у него просто не было сил продолжать в том же духе. Самоутверждение идёт толчками: люди, родившиеся после эпохи железа и крови, всю жизнь проводят в отпуске, который они не просили.

Но серое время создаёт великих людей: им уже не давит на психику величие предков. Они жадно впитывают сказания о богатырях прошедших дней - как непререкаемый образец для подражания. И вот людской котёл готов взорваться от перегрева: нужен только вождь, который поведёт самых непримиримых бездельников опустошать чужие страны. Если появляется личность мелкая, всё заканчивается местной поножовщиной: месиво медленно затихает, булькая яростно и тужась выкинуть что-нибудь героическое. Активные участники событий вырезают друг друга и этнос успокаивается, потеряв боевой дух в последних кабацких драках. Нет никакой веры людям после такого: всё прожито и проклято, забыто и прошло. Начинается всенародный великий пост хотя бы потому, что весь рабочий скот съели.

История испускает в подобных случаях тяжёлый вздох: народ растратил накопленную силу в междуусобицах и открыл дорогу большим непрятностям. А дело в том, что без неприятностей никак нельзя: либо они идут к нам и хитро улыбаются, либо скачут от нас, закусив удила, к соседям нашим.

Сын Ольги Святослав  Игоревич

Сын Ольги Святослав вступил в должность в то время, когда призвание варягов давало свои последние яркие плоды. Империя сохранялась в целости, род Рюрика держал вожжи власти над восточными славянами твёрдо. Объединительный импульс, прошедший за век до этого, достиг своего апогея. Личность Святослава ни в чём не напоминает своего родителя и смотриться скорее как непосредственное продолжение князя - объединителя. Человек огромной силы воли, он сумел канализовать пиковую энергию народа, бросив огромное по тем временам войско на грабёж ослабевших соседей. За десять лет он разорил Булгарское царство на Каме, Хазарское на Волге, Болгарское на Дунае. И ещё сумел доставить определённые неприятности Византии. Это не просто удачливый грабитель, оказавшийся на своём месте в нужное время - в его походах просматривается нечто большее, чем простой разбойничий набег. Громя всех и собирая в свою орду любые придорожные подонки, он начинает столбить новые территории. Границы Киевской Руси тесны для него - он основывает города на Дону и на Кубани - за тысячи вёрст от дома. Он втягивает Русь в битву на смерть со кочевниками - теперь, когда Хазария стала кучей мусора, огромные земли стали бесхозными и ждут нового господина. Однако время для этого ещё не пришло: сил не было. Святослав оставил мероприятие на рассуждение Ивана Грозного.

Святослав перенёс столицу империи на Дунай - чтобы создать перспективную базу для вторжений на Балканы. То же самое сделал Петр Великий - только на севере. А тут правительство в Константинополе встревожилось: больно круто забирал Святослав, торопился: богатейший город Европы оказывался в нескольких днях пути от его ставки.

А вначале всё было хорошо: воюя с внуками Симеона Великого без особых успехов, греческий император нанимает сметливого и удачливого ваврвара на помощь своим войскам - обычное дело. Святослав является к Родопам с многотысячным войском и сжигает всё, что только может гореть. Получив заработанное, отбывает восвояси, но тут у Басилевса возникает нешуточная проблема с мятежом в Малой Азии. Святослав подряжается уладить проблему. Вскоре оставшиеся в живых повстанцы разбегаются, но князю так понравилось жить в тёплых краях, что по дороге он закладывает Переяславец на Дунае, подписывая себе смертный приговор. Считая себя хозяином положения, он уезжает в Киев с небольшой дружиной. Император так не считает и шлёт в печенежскую орду подарки, убеждая нарушить союзный договор с Русью. То ли подарки были уж очень хороши, то ли аргументы послов пали на хорошую почву - печенеги надели шаровары и поехали к днепровским порогам встречать Святослава.

Таков вполне официальный, доставшийся нам од дедов и прадедов текст легенды - казалось бы, его же не перейдеши. Однако новое время косо смотрит на старые легенды. Новые мифы, как и новые люди уверенно идут по чужим головам - в надежде устроить свою жизнь наилучшим образом. В недалёком прошлом историки - ревнители православия решили открыть публике правду о деяниях нашего последнего варяга.

Что так? Десять веков он был хорош - нынче не ко двору, а только на задворки? Всё просто: матушка его Ольга - первая владетельная христианка на Руси, предтеча Владимира Святого и равноапостольного. А сын её Святослав - последний гонитель и хулитель христианства. Такой себе Диоклетиан с берегов Днепра. И посему исследователи с пристрастием трактуют славного воителя по-иному. Мама у него - очень хорошая, святая женщина, мудрая правительница и прочее. Папа у него - очень плохой человек, единственная заслуга которого состоит в том, что он вовремя умер и прекратил отравлять жизнь святой княгине. Сынок её с раннего детства проявлял дурные наклонности - маму не слушался, проказничал на грани фола - весь в папу пошёл. В итоге вырос злой, истеричный, неумный солдафон - типичный варяг. Поэтому на престол батюшкин его не пустили - слишком буен да несговорчив князюшка. А дали ему в руки, как исполнилось 20 лет, войско и послали воевать подальше от тех мест, где живут приличные люди.

Последние 10 лет жизни прошли у него так же, как первые - только крику и крови было много. Везде он терпел неудачи, а если и побеждал - случайно. Вот пришёл воевать чёрных булгар - а те его и побили. Не угомонился: пошёл после этого воевать хазар. Тут его ждал успех, потому что хазарское начальство совсем их ума выжило, иссохло над своим златом - как Кощей Бессмертный. Святослав напал на столицу в то время, когда там не было ни одного солдата - а велика ли честь резать беззащитных, хотя и морально разложившихся ростовщиков? Потом он благополучно сжёг все городки на Кавказе - однако те и сами были рады избавиться от хазарского владычества. Вернулся он со своими героями в Киев, а там его встретили без всякой помпы. Более того - очень скоро с треском выгнали из столицы, ибо воители славные по привычке стали грабить базары и насиловать прямо на улицах - зачем же далеко ходить? Киевский горсовет без лишних слов отправил героев за море.

А у греков Святослав служил обычным наёмником. Как только попытался вести себя самостоятельно - тут же был поставлен на место очень решительно и без колебаний. Чтобы как-то сохранить лицо, Святослав обвинил в поражении своих воинов-христиан, которых было немало. В итоге последователей новой веры принесли в жертву старым богам. Войско таким самопредательстволм было деморализовано - если это слово в принципе употребимо к тому контингенту.

Столицу на Дунае Святослав основал в самом неудачном месте, причём быстро её потерял: греки не стали терпеть долго такое пахучее соседство. Разбитое войско князя могли бы уничтожить, но отпустили с миром, хотя и без добычи. Это было самое обидное: греки не стали, как дикари, считаться за каждый синяк, а трезво рассудили - этот добрый молодец ещё может пригодиться для управы над другими молодцами - не менее добрыми, чем он. Говорят, Святослав от такой обиды криком кричал: вернусь в Киев - камня на камне не оставлю от всех церквей, а христиане пожалеют о том, что родились. Плохие новости летят быстро, а потому киевский ареопаг получил донос о противных словах загодя. Люди испугались не на шутку - и послали делегацию к печенегам с просьбой остановить молодого князя навсегда.

Дело верное: для того, чтобы возвысить одного человека, надо унизить другого: тогда любимец будет лучше смотреться и без ретуши. Очень умные и грамотные люди выгораживают княгиню Ольгу, чтобы поддержать христианский миф. Это неправильно: в православии кесарь всегда выше патриарха. А светская власть никогда не гнётся перед духовной - и никак иначе. Это сельский поп ломает шапку перед помещиком - не наоборот. И народная сказка крайне неуважительно трактует духовенство - именно за это.

Православный миф не одобряет гражданское призвание женщины - <да убоится жена мужа своего>, а не пробирается в его начальники. В народной сказке жена - существо очень злое и хитрое за редким исключением, а муж - просто глуп и груб. Поэтому прославление мамы-княгини за счёт её же сына-князя - дело неверное.

Никто не спорит: дама, 20 лет державшая в руках огромную и дикую страну, достойна всяческих похвал как мудрый государственный деятель, родившийся женщиной по ошибке. Такое часто бывает. И наоборот тоже бывает - чего только не бывает на белом свете. Для исполнения должности с подданными, больше похожими на животных, ей нужно было иметь исключительно суровый и властный характер, быть мастером интриги и образцом безжалостности к врагам державы. Известно и то, что у сильных женщин всегда вырастают слабые дети-неудачники, которые вечно доказывают маме, что они уже взрослые.

Чтобы посмотреть на ситуацию вблизи, ненужно далеко ходить. Васса Железнова - наша княгиня Ольга - только юбка другого фасона. Двадцать лет она тянет на себе большое хозяйство, как мул. Дворня у неё - оторвать и выбросить сразу: совсем не на кого положиться. Родня ещё хуже: только и ждёт возможности урвать и напакостить просто так, из босяцких побуждений. Чтобы удержать эту прорву в руках, надо иметь несгибаемую волю и никаких сантиментов. Пока муж её забавлялся с девочками без проблем -всё терпимо. Как только проблемы возникли - она без колебаний отправляет его в лучший мир: честь и репутация семьи превыше всего. Сынок у неё - безрукий интеллигент-туберкулёзник. Это не Святослав - он лечиться , а не воюет за границей - но с тем же успехом. От него маме нужен только здоровый внук-наследник. Невестка у неё - очень грамотная стерва, так что яблочко от яблоньки никуда не уйдёт - напрасные надежды.

Правда истории - это всегда только часть правды. Это пустая посуда на столе - она хорошо смотрится, но особой сытости никому не даёт. Мы едим не то, что правильно, а то, что нравиться. Или хотя бы то, к чему привыкли. Решающее слово в легенде, особенно древней, принадлежит детям. А дети никогда не спрашивают - хороший это герой или плохой - они это сами чувствуют. Ребёнок спрашивает другое: этот принц за наших? Конечно за наших - раз он тебе понравился.


Леонид Багмут


Обсудить на форуме >>
Оставить отзыв (Комментариев: 3)
Дата публикации: 14.07.2005 18:50:04


[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4548
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: