FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ИОВА - ОЧЕРК НРАВОВ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ - 22
Автор: Леонид Багмут
Тотальная справедливость
Иов уже 25 веков не нуждается в оправданиях, поскольку находится в лучшем из миров. Но миф об Иове — это концентрат жалоб человека на жизнь и оправданий перед жизнью. Жалоб на всеобщую несправедливость и оправдание в собственных глазах. Ибо что ещё нужно человеку, кроме возможности вволю потыкать в чужие язвы и уверенно прикрыть собственные? Да так прикрыть, что и самому уже не видно?
Главный постулат Иова — он никогда не отступал от воли Господа и всегда имел ввиду интересы пролетариата. Заповеди Бога и страдания вдов и сирот заполняли его душу без остатка. В каждом своём выступлении он толковал об этих вещах либо по одиночке, либо совокупно — в надежде, что капля по капле камень сточат и ему поверят на слово.
Однако оставшиеся верными друзья — такие же как он, главы соседних с Иерусалимом райисполкомов — люди тёртые и знающие жизнь не понаслышке. Обвиняемый сам раскрыл им \но только в 29-й главе своей арии!\ механизм власти во вверенном ему Богом городе, имя которому — Непреклонная Справедливость. И он сам дал оппонентам полный набор контраргументов.
То, что юная городская шпана пряталась при его появлении — хорошо только с одной стороны. А с другой стороны, стоит только копнуть нелицемерно статистику органов правопорядка: не обнаружится ли там, что вся молодёжь выросла в обстановке тотального доносительства и теперь боится только палки?
То, что старики встают при появлении Иова и даже больные ложатся по стойке смирно — скорее плохо, чем хорошо. Если Иов — святой человек, то ему все будут оказывать должное уважение. Но святость Иова более чем сомнительна — это скорее очень ловкий пройдоха, а совсем не Иисус Навин. Так что подобострастность немощных вызвана страхом, а не благоговением.
То, что простонародье молчит — только хорошо. Но хорошо только тогда, когда ответственные люди не боятся высказать своё мнение на собрании равных. Князья же при Иове боялись открыть рот так же, как и пенсионеры и подростки. Вот друзья, расстроенные бесконечным упрямством подсудимого, говорили Иову: ты, многоуважаемый, демократию, гуманизм, права человека, свободу слова печати и собраний засунул в одно неприличное место. Да так глубоко, что даже Господь Бог не может их так найти. А всё потому, что Иов с утра пораньше идёт в суд и скрупулёзно разбирает уголовные дела, нередко высосанные из пальца. Зная болезненную страсть хозяина к защите прав человека, ловкий народец строчит кляузы на ближних своих без устали и не ленясь. Дети доносят на родителей, покупатели — на продавцов, ученики — на учителей, холопы — на господ. При таком режиме невозможно спокойно грабить и убивать — но невозможно и жить. Воздух вокруг Иова насыщен миазмами страха и неуверенности: кто первый донесёт. И легко дышится в такой атмосфере только мелкому и подлому люду — это его территория и его воздух. И напрасно Иов рассказывает о том, как искренне любили его подопечные — уважения таких людей следует стыдится.
Ссылки на личную порядочность и доброту Иова неуместны: правитель — это инструмент народа. И как инструмент он должен быть только эффективным. И не его задача колоть добрым людям глаза тем, что у него только одна жена и что он не берёт взяток: этим должны хвастать его подчинённые, но не он сам.
В старые, добрые времена честные и порядочные люди у власти не могли принести много вреда: средства устрашения были ещё не развиты и самое главное — народ был неграмотен. Добродетельнейший Максимилиан Робеспьер в последние месяцы жизни гильотинировал в среднем по 50 душ врагов народа в сутки — и тем держал в страхе Божьем всех сильных людей Парижа. Все остальные трудящиеся твёрдо знали, что в столице живёт святой человек, который калёным железом искореняет скверну и заботится о благе вдов и сирот.
В 20-м веке Владимир Ленин и Адольф Гитлер — люди очень честные и лично порядочные, бессеребренники — взялись каждый в своём сельсовете защищать униженных и оскорблённых от произвола сильных. И преуспели только в том, что отдали своим подзащитным на поругание самое большое сокровище — европейскую культуру. Получилось так, что несчастные люди, почуяв свою силу и своё время, использовали эту культуру как туалетную бумагу. Что ж: культура — явление многогранное, её вполне можно использовать и для очень утилитарных потребностей. Увы, увы: тотальная защита справедливости начинается как донос, протекает как бойня, а заканчивается как выгребная яма.
Леонид Багмут
Продолжение следует...
Начало:- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
- Время, потраченное зря
- Соображения чистого гуманизма
- Метаморфозы Казанской Сироты
- Вода беззакония
- Попавшие в сети диавола
- Оборотная сторона непорочности
- Источник несправедливости
- Гордость бедного человека
- Укрепившись на гноище
- Время беды человеческой
- Старые и добрые времена
Впервые опубликовано в журнале "Опаньки!Новые русские писатели" отдельными главами с ноября 2005 по сентябрь 2006 года
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
(: 0) Дата публикации: 25.05.2008 8:42:51
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|