Безо всякого энтузиазма слушали иерусалимчане нравоучения Иеремии, ибо они и не такое слыхали. Молодой пророк хотел зацепить их за честь и достоинство – но торговый люд стрелянный воробей. Долго он толковал им о морали, называя дорогих сограждан уличными девками. А слушатели не стали его убивать, потому что время было неверное: а вдруг он правду говорит?
Тогда пророк перешёл к традиционной части поучений – угрозам всяческих бедствий. Жители Израиля и противной Иуды после недавнего разгрома явно оправились. На базаре Знающие Люди уверенно толковали о том, что халдейско-вавилонские захватчики ушли насовсем, удовлетворившись формальными заверениями в дружбе и сотрудничестве. Жизнь скоро войдёт в нормальное русло – и заживём ещё лучше, чем до войны. Но Иеремия, имевший видения от Господа, буквально кричал на местной агоре: «Объявите Иудее и разгласите в Иерусалиме, и говорите, и трубите трубою по земле; взывайте громко и говорите: «соберитесь, и пойдём в укреплённые города» \Иер.4,5\.
Источник его информации был верный: пришли в движение дикие народы в сирийской пустыне, возбуждённые слухами об ослаблении евреев. Всем хотелось поживиться, но худо то, что мужество в сердца их вложил сам Господь, желая наказать неблагодарный народ. Уже скоро они криком и шумом затмят солнце: «И будет в тот день, говорит Господь, замрёт сердце у царя и сердца у князей; и ужаснутся священники, и изумятся пророки» \Иер.4,9\. Иеремия достоверно знает, что очередного погрома ничем не отвратить и потому только вскользь требует от всех и каждого обрезать крайнюю плоть со своего сердца – т.е. пресечь собственное злонравие.
Итог войны предрешён: если недавнее вторжение просто ослабило Израиль, то грядущее несёт тотальное уничтожение. Хотя он и присовокупляет, что полного уничтожения ИБН Господь не допустит. Утешение это слабое, но каждый мог подумать, что его семья уцелеет. Иеремия уже ни на что не надеется: он устал сравнивать свой народ с уличной девкой. Он просто отмечает уникальную глупость иерусалимчан: «народ Мой глуп – не знает меня; неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добро делать не умеют» \Иер.4,22\.
Все эти деловые люди, что истово топтали двор храма Божия, по своему очень умны. Но пророк не мог не видеть, что это ум житейский, кухонный. И что эти мелочные хитрецы умны не всё низменное: они далеки от добра и не во что не верят. Изъеденные душевной проказой атеизма, они станут лёгкой добычей дикарей. Для пророка очевидно, что блудливый и ловкий на всё злое народ строит своё будущее на песке. Эти люди свели веру до уровня формального ритуала, а обрезание нечистых помыслов своего сердца заменили обрезанием крайней плоти. У таких людей плохие перспективы: Иеремия уже слышит будущее народа своего – оно похоже на крики женщины, рожающей в первый раз.