FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ 6
Автор: Леонид Багмут
Видения будущего мира
Пророки в основном видят плохое, ибо их задача – вскрывать язвы общества. Их специальность – нелицеприятный разговор о гнойниках, которые люди привыкли считать родными по умолчанию. Все их речи далеки от политкорректности и гуманизма в общепринятом пошлом понимании. Исаия, а ещё более другие великие пророки – Иеремия и Иезекииль – смешивают с грязью честь, достоинство и деловую репутацию Израиля. На стоны по поводу геноцида они в лицо отвечают: народ жестоковыйный, спешащий ко злу и пьющий беззаконие как воду, попал в руки собственных беззаконий: так ему и надо.
Но очень редко у пророка случаются видения благостного будущего, райских кущей, мира и благоволения во человецех. Человек, потерявший веру, семью и имущество раздавлен во всех отношениях. Будущее кажется ему беспросветным и слабость духа уверяет его в том, что это – на веки вечные. С одной стороны, он уже внимательно и без гнева слушает слова обличения. А с другой – не может ни на что опереться, ибо Бог покинул его.
Обличение стариков и умирающих есть неправда и издевательство в любом случае. Их надо простить и утешить, ибо скоро они попадут в руки Бога живого и ответят за всё. Обличение конструктивно для людей, которые ещё продолжают жить. Кроме пинков, живущим нужна надежда на светлое будущее. Во времена Исаии Израиль был разгромлен соседями и охвачен гражданской войной. Всюду бесчинствовали шайки иностранных мигрантов и собственных изгоев. Не стало ни закона, ни порядка. И ни у кого нет сил, чтобы его восстановить, ибо князья и подданные уже давно деморализованы. Израильские интеллектуалы предлагали модели на тему « как нам обустроить Израиль», одинаковые в своей нежизнеспособности. Потому что самые хорошие иголки и самый хороший портной не сошьют ничего путного из гнилой ткани.
Чтобы ободрить уставших, Господь внушил пророку видения очень далёкого будущего. Народ иудейский не будет раздавленным вечно: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» \Ис.2,2\. Человек неучёный, попавший в бедственное положение, получал опору – маленький луч веры, далёкий маяк стал освещать его тёмную и пустую душу. Раз когда-то Творец не только снимет опалу, но и вознесёт народ иудейский выше прочих, то можно терпеливо переносить тяготы и лишения нынешней жизни. Интеллектуал, изъеденный цинизмом до мозга костей, должен был посмеяться. Ведь он знает географию, расстановку сил, общемировые тенденции развития и потому считает предсказание очередной порцией опиума для народа. Весьма полезной, т.к. помогает держать его в повиновении.
«И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит он нас своим путям; и будем ходить по стезям его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» \Ис.2,3\ - продолжает Исаия. Кто бы мог подумать в 600 году до нашей эры, что Бог Израиля станет Богом сотен больших и малых народов? Ведь в ту эпоху Израиль был транзитной территорией, караван-сараем на пути из «египтян в персы». А евреи были мелким народом, бьющимся на солончаках и живущих только за счёт экспортно-импортных операций. И вдруг его вера станет верой половины мира!
Но сила идеала не зависит от числа поклоняющихся: наоборот, высокий идеал даёт силы жить в самых невероятных условиях. Прошло 9 веков после слов пророка, и деморализованный римский мир принял закон Сиона в виде христианства. После этого прошло ещё 400 лет – и все народы ближнего и среднего востока приняли иудаизм в форме ислама.
Люди были настолько измучены ненадёжностью существования, что Исаия сказал им то, что, что им очень хотелось услышать: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» \Ис.2,4\. Власть человека с копьём утомительна для купца и крестьянина. Военная каста, вышедшая из повиновения, разрушает общество одним фактом своего существования: оружие ищет применения. Но власть оружия не вечна: и это пройдёт.
Леонид Багмут
Продолжение следует.
Начало:
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
- Рыба, гниющая с головы
- Время бесславия
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
- Время ревущей толпы
- Туман исторической памяти
- Лики Судьбы
- Россия после Смутного времени
- Патриарх Никон: русская реформация
- Протопоп Аввакум: русская контрреформация
- Казённые люди царя Тишайшего
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
- Семья Змея Горыныча
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
- Проводы Колобка
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
Книга Иова - очерк нравов Древнего Израиля
- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
(: 0) Дата публикации: 12.01.2008 10:18:16
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|