FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
   РОССИЯ ПОСЛЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
   
Автор: Леонид Багмут  
 В 1613 году кончилась эпоха железа и крови. В течение двух поколений русские люди делали свою историю, начиная с опричнины и кончая изгнанием первого царя польской династии, хотя в действительности он был шведом. Всё оказалось в прошлом. Кровавые шпоры царя  Ивана подняли Россию на дыбы, змеиная улыбка Годунова завораживала, тень царевича  Дмитрия обрушила крышу – и вдруг всё кончилось – как будто и не было вовсе.  
 
Началась династия Романовых – три царя подряд такие тихие и скромные, богомольные – только пыль с них сдувать не забыть. Остановилась история и побежали болотные огоньки: кто быстрее испугается? Были бунты и войны – но больше было бунтов. Воевали с поляками пару раз – но кроме кусочка земли ничего не добыли – только срам прикрыть и хватило. Бунтовали донские казаки – вроде беспричинно – но зато очень громко – едва  Москву не взяли. Бунтовали горожане из-за совершенно невыносимых грабежей царских слуг – тех самых, что пыль с царей сдували. 
 
Монархи стали бессильны и жили совсем не долго: ни Михаил, ни Алексей, ни Федор не дотянули до 50 лет, хотя условия вроде бы были. Умирали сами: мода убивать царей прошла – до будущего века. Тихое, пустое время и государь кончался от вечных вопросов и несварения желудка. Ибо обжорство – основная болезнь русского духа в широком смысле слова. Одна только царица Марина, жена Лжедмитрия 1-го, умерла в астраханской тюрьме от голода. 
 
Цари больше не правили: Грозный и Годунов, казалось, личным примером отбили охоту совмещать две должности. В обществе созрела после долгой каторги всенародной мысль о благотворности разделения властей. Власть законодательная отделилась от исполнительной естественным путём: оскудели кадры самодержцев – ибо первые Романовы сами себя с трудом держали. Да и не нужно это было – ибо куда вести Россию после двух поколений кровавой гонки, как не на погост? Отдыха требовали страна и люди, всё больше погружаясь в болото мелкой и никчемной суеты. Которая впрочем и есть обычная жизнь человеческая. 
 
Первый Романов – Михаил Федорович – честными и пустыми глазами смотрел в рот своим родственникам, которые молча пили кровь у государства. Впрочем, это было в обычае и надо отдать им должное – не надорвались. Бунтов не вызвали, по своей воле воевали только один раз. И один раз воевали вынужденно – это когда экс-царь  Владислав приехал в Москву искать правду. Право был на его стороне: как-никак он был законно избран на царский трон и более года на нём сидел. И не его вина в том, что Баба Яга его невзлюбила и подняла русских патриотов на борьбу с законной властью. Это она, старая карга, подзудила двух экстремистов – Минина и Пожарского заварить кашу на Волге. Однако Владислав очень полюбил Россию всем сердцем и положил себе не есть не пить, пока не вернёт себе Кремль. Он подал в Европейский суд жалобу на незаконное смещение его с должности, подкрепив её большими подарками – по обычаю. А Европейский суд был весь пропитан русофобскими настроениями и с удовольствием обязал вернуть Владислава на его рабочее место царя. Однако Бабе Яге Европейский суд не указ, и пришлось отставному царю собирать войска для восстановления себя в должности. В 1617-1618 годах он с армией пришёл в Троице-Сергиеву лавру якобы на богомолье – но монахи, острые на ум, его не пустили. Так богомолец сей и простоял под стенами всю зиму, пока не поели всех кур и не перепортили всех девушек в окрестных деревнях. После этого Владислав за очень хорошие поминки официально отказался от русского престола и ушёл восвояси. 
 
Через 15 лет Москва сама затеяла войну с Польшей по какому-то пустяковому поводу – воевали два года, не торопясь – а как деньги совсем кончились- то помирились, оставшись каждый при своем интересе. Донские казаки в 1642 году от большого ума захватили Азов– так на них весь земской Собор руками замахал: отдайте немедленно – война с Турцией – сплошное разорение, а победы всё равно не будет. К тому же это дело Петра Великого – так не лезте поперед батька в пекло. Дайте покоя, непоседы, Христа ради. 
 
Вечная болезнь пустого времени – страх и чувство бессилия. О Иване Васильевиче – царе Грозном – уже успели сложить легенды, Годунова старались забыть – все герои старой драмы уже умерли, оставив память не самую добрую. А тут как будто и лошадей выпрягли из телеги русской истории. 
 
Реальная власть волею случая оказалась в руках духовного лидера нации – патриарха Филарета. Быть бы ему царём Фёдором 2-м Романовым, если бы не Годунов, велевший постричь его в монахи за бунт. Однако новоявленный отец Филарет быстро пошёл вверх по церковной лестнице – недаром же он был ближайшим родственником династии Рюриковичей. Превратности смутного времени занесли его в польский плен, где он, по слухам, выучил латынь и резко расширил свой кругозор. Когда же его сына Мишу избрали на царство, то и папу не забыли: церковный собор заочно утвердил его патриархом всея Руси. 
 
Судьба, достойная великого времени: высокий боярин при последнем рюрике, монастырский сиделец при Годунове, пленник при царях-однодневках и триумфальное возвращение домой. В принципе светский человек стал церковным владыкой и правителем государства. В России Романовых изначально утвердилась теократическая форма правления, но она не выдержала проверку временем и отмерла при Алексее Михайловиче – царе тишайшем. Вероятно, сказался глубокий цинизм народа русского – ведь даже в элите никакого фанатизма и религиозного рвения никогда не наблюдалось – ставили пудовые свечи и уныло крестили лоб пустые души. 
 
По обычаю патриарх всея Руси имел власть близкую к монаршей. Иван 4-й ввёл институт патриархата с целью возвеличить свою империю и быстро об этом пожалел. Раньше митрополит московский был иерархически подчинён патриарху константинопольскому, а теперь появилась должность, не знающая подчинения. Выше патриарха только небесные чины – точно так же, как и выше государя. В России сложилось двоевластие, характерное для средневековой Европы, но с досадным исключением: в Европе был один папа римский и сотня монархов, а в России они стояли один на один. 
 
Первые пастыри душ человеческих оказались небезголосы: авторитет церкви они цени выше царского. Будучи политически бессильными, они тем не менее открыто выступали против необоснованных репрессий. Патрирх Сильвестр – один из воспитателей царя Ивана – был сослан в отдалённый монастырь за постоянное заступничество боярское. От великой эпохи нельзя было ждать разумной рациональности – царь ставит на патриарший престол известного схимника Филиппа. Говорят, что Грозный был умный человек, но это неправда: он был очень необычный человек. Годунов призвал бы такой пост батюшку тихой судьбы, желательно – жулика без всякого морального авторитета. Такого можно при случае и ногами попинать – он слова противного не скажет, чтобы не лишиться белого клобука. А про Филиппа знали, что он мук не боится, равно как голода и холода – хотя вырос в аристократической семье. Человек твёрдой веры, придя к власти, не мог не столкнуться с царём по принципиальным вопросам. Иван Васильевич этого не мог не знать, а потому возникает подозрение, что он просто подбирал себе достойного оппонента, с которым не стыдно поспорить.  
 
И  новый патриарх не подвёл: не только просил о спасении людей, но официально, во время службы в Успенском соборе, на своём рабочем месте, осудил русского царя как злодея, а его режим – как антинародный. Вера горы сдвигает – но не в России. А горчичное зерно тут не может дать всходов добрых из-за тяжёлого климата – который и людей делает тяжёлыми и несчастными от рождения. И мужество храбрых здесь повисает в воздухе, ибо нет ему опоры в людях русских. Здесь наследник Чингиз-хана в глазах населения оказывается ближе к Богу, чем святой.  
 
Вера и власть – вещи страшные, если говорить о них серьёзно. Пусты призывы слушаться властей предержащих и хранить веру в Бога: послушание приходит в конце длинного пути, а веру надо иметь с самого начала. Трудно хранить то, что не имеешь и слушаться тех, кого не уважаешь. Сковать единство нации в таком случае может только страх: царь Иван Васильевич это знал, а потому крови народной не жалел. 
 
Война между верой и властью традиционна и вечна. Она постоянно тлеет в душе человека, разгораясь в самый неподходящий момент. Победу всегда одерживает власть: либо служители культа присваивают себе властные функции, либо князь мира сего открыто надевает на себя тиару. 
 
В период бури и натиска народ руководствуется поговоркой: под лежачий камень вода не течёт – и хватает Бога за бороду. Во времена тихие религиозность возвращается сама собой: Бог не выдаст – свинья не съест. Ибо торопиться больше некуда и манна небесная больше не падает в руки – удача кончилась, кажется, навсегда. Делать нечего и можно подумать о вещах отвлечённых. А это занятие опасное: можно убедиться в том, что бога нет с той же вероятностью, что и в личном призвании нести свет миру. 
 
Атеисты не нарушают порядка вещей и опасны только для самих себя. Четыре века назад уличённого в таком преступлении торжественно сжигали при полном одобрении народа. Атеистам нечего сказать людям и они могут только гореть – или прилюдно, или незаметно, сжигаемые собственными сомнениями. 
 
Православная доктрина предусматривает ежедневное многочасовое богослужение. А работать когда? В православных храмах скамеек нет и молитвенное бдение превращается в настоящий изматывающий труд. Чему отдать предпочтение: вечному спасению или радостям земным?  Вечное спасение сомнительно, а радости перед глазами всегда – и люди решают вопрос половинчато, служа и Богу, и мамоне. 
 
Однако Христос сказал, что нельзя служить Богу и мамоне одновременно – сидящий на двух стульях провалиться между ними. А тот, кто крестится наскоро – тот просто чешет лоб. Попробуйте неделю пожить на Нагорной проповеди – вы узнаете все земные страдания на своей шкуре. Молитва не всерьёз никогда не будет услышана, а при частом повторении – превратно понята. Лучше не теребить небеса без нужды. 
 
Быстрое время рождает героев, а медленное – мучеников. Быстрое время  перемешивает сословия и само выбрасывает наверх людей неординарных. Тихое время как паутина окутывает человека – а паук на страже. Герои и мученики имеют одно общее в судьбе – они обязательно погибают. Но отношение к ним разное: герои сами идут на плаху, расталкивая народ богатырскими руками, а мученики несут свой крест в полном одиночестве. 
 
Хорошо быть героем – на миру и смерть красна, а потом Боян Вещий причислит его к лику Добрых Молодцев, равных Илье Муромцу или Добрыне Никитичу. Все богатыри и герои ходят по трое и похожи друг на друга. Они ни в чём не сомневаются и верят только в себя. Иначе и быть не может: малейшее сомнение губит верность удара, а Бог им только помеха. Они – пример для подражания и предмет восхищения многих поколений. 
 
Герой преследует личные цели и не трогает порядок вещей, в то время как мученик противопоставляет себя обществу. Герой простодушен и защищает нацию от внешних врагов. Народ использует его как инструмент особой заточки и красоты – но не более того. Мученик защищает общество от самого себя и воспринимается как откровенный внутренний враг. Кто кого больше терзает: мученик нацию, нация – мученика или мученик сам себя? Или все три варианта водят хоровод вокруг его костра?  
 
Иван 4-й создал – или был порождением новой России. Но кем он был – героем, чудо-богатырём, добрым молодцем? Трудно ответить «да» или «нет» однозначно. А не видно ли Голгофы в его судьбе? Он вошёл в историю как принципиальный и сладострастный палач: одержимый идеей божественной власти царя, он ломал на дыбе всю страну. Были времена глубокого, до полной прострации, раскаяния в своих делах – и молил он пронести эту чашу мимо него. Не выходило: он хотел выполнить свою миссию, порученную ему Богом, а законы власти загоняли его в угол - что же делать человеку искреннему? И он предпочитал вручить оппонентам своим мученический венец – но только не пускать дело на самотёк.  И вокруг него бывали такие люди: долго просили патриарха Филиппа смириться перед царём, но ореол мученичества оказался выше смерти. Мученичество имеет много сторон, но все они окрашены одним цветом – непримиримостью. 
 
 
  
 
 
Леонид Багмут 
 
 
Продолжение следует 
 
Начало:     Лики Судьбы  
 
Уже опубликовано:  
-  Быдлократия как общественный институт
 
 -  Сказка о грибнике и грибах
 
 -  Геном русской сказки
 
 -  Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
 
 -  В поисках утраченных корней
 
 -  Русь - начало всех начал
 
 -  Кого обидели варяги
 
 -  Личное дело легендарного человека
 
 -  Три смерти князя Игоря
 
 -  Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
 
 -  Последний гордый варяг
 
 -  Яга на марше
 
 -  Трудно только первые сто лет
 
 -  Власть женского рода
 
 -  Выбор невесты
 
 -  Поминая старые обиды
 
 -  Время Ярослава Мудрого
 
 -  Золотая осень древнего Киева
 
 -  Второстепенные герои древнерусского мифа
 
 -  Вечная юность народа 
 
 -  Конец истории 
 
 -  Молодой народ подобен степному пожару
 
 -  Личность Змея Горыныча  
 
 -  Время и люди Чингизхана
 
 -  Бросок степной гадюки 
 
 -  Киевская Русь: подводя последние итоги 
 
 -  Историческая миссия Змея Горыныча
 
 -  Последний  Рюрикович 
 
 -  Власть идеи
 
 -  Избирательность исторической памяти
 
 -  Прелести кирпичной кладки
 
 -  Этика далёких потомков
 
 -  Посмертная маска нашей истории
 
 -  Русская матрица
 
 -  Сказка о Женщине
 
 -  Смена этнической доминанты
 
 -  Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
 
-  Затянувшиеся  роды
 
 -  Дурак не скоро поумнеет
 
 -  Многочисленные соблазны
 
 -  Сказка о мужчинах и женщинах
 
 -  Россия молодая: проблема выбора пути
 
 -  Культурный горизонт Московской Руси  
 
 -  Предчувствие Смутного Времени
 
 -  Когда Баба Яга против
 
 -   История смутного времени
 
 -  Европа нам не тётка, а младшая сестра
 
 -  Игры свободных людей
 
 -  Снобизм винтиков
 
 -   Качества ума
 
 -   Время ревущей толпы
 
 
  
  
 
Сказки об Иване 
-    Иван Дурак и точки бифуркации
 
 -  Иван, не ставший Дураком    
 
 -   Семья Змея Горыныча  
 
 
 
 
  
Сказки о времени 
-  История  как миф и сказка
 
 -  Девичья память - лицо истории
 
 -  Будни истории и сказочный праздник
 
 -  Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
 
 -  Магия нашего прошлого
 
 -  Диалектика Я и Мы в истории народа
 
 -  Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
 
 - Конец света - не за горами
 
 - Лукавые мудрствования
 
 - Возвращение средних веков
 
 -  Мифология справедливости
 
 -  Летние сны  
 
 -  Городское одиночество  
 
 -  Разорванность человеческого существования
 
 -  Я прошу у судьбы немного
 
 -  Иллюзия самодостаточности 
 
 -  Сказка о времени	
 
 -  Сказка о власти: пасторальный мотив
 
 -  Какое наше время
 
 -  Романтика независимости 
 
 -  Взгляд на вещи
 
 -  Образ врага
 
 -  Обломки старого времени
 
 -  Сгусток времени
 
 
 
 
  Отец Илларион 
- Первый писатель и первое Слово
 
 - Вторая судьба первого писателя
 
 - Третья жизнь первого писателя
 
  Первая русская сказка 
 
-   Повесть о Петре и Февронии
 
 -   Юмор забытых предков
 
 -  Призвание на царство
 
 -  Русская Золушка 
 
  Дракула 
 
-  Дракула – титан эпохи Возрождения
 
 -  Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
 
 -  Дракула – наш современник
 
  Кащей Бессмертный 
 
-  Лебединая песня Кощея Бессмертного
 
 -  Возвращение Кащея Бессмертного 
 
 -  Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
 
 -  Наследники Кащея Бессмертного
 
   Сталин – намэ 
-  Сказка о Московском халифате 
 
 -  Сказание о халифе Сталине Великом
 
 -  История как орфографическая ошибка
 
 -   Великий отечественный джихад 
 
 
  
 
Книга Иова - очерк нравов Древнего Израиля   
 
-   Судьба полученного даром
 
 -    Второй доклад сатаны 
 
 -   Сон огорчённой души 
 
 -   Бремя порядочного человека
 
 
  
 
   (: 0)  Дата публикации: 16.11.2007 18:48:58 
  
 [Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]
 |