FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
ПРОТОПОП АВВАКУМ: РУССКАЯ КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Автор: Леонид Багмут
Сказание говорит о патриархе Никоне поджав губы: слишком умён был человек, напорист и властен. Достоинства эти весьма тривиальны и мало кому нравятся. Кроме того, сказочник – всегда монархист, и конфликт реформатора с царём по поводу разделения полномочий его раздражает. Кесарю – кесарево, и человек, покушаясь на прерогативы самодержца, превращается в смутьяна и бунтовщика.
Сказка никогда не поднимается выше слёз по герою и в душу человеческую не лезет. Иначе такие сказки включали бы в церковный канон и жития святых. Мучеников Вещий Боян либо старается обойти стороной, либо представить обычными героями, над смертью которых можно всплакнуть и дать наставление юношеству. Искатель смерти никому не понятен – он смотрит слишком далеко и лишён приятных манер. И всё же он гораздо лучше властолюбца и цепкого администратора.
Знамя раскола – протопоп Аввакум – неизменно предстаёт перед нами в терновом венце. Однако образ классического мученика за веру, неподкупного и прямого очень тихо идёт по истории. Им определённо восхищаются и стесняются об этом говорить. Никон бросил вызов царской власти – и надо сказать, что не с пустого места, но так и остался пасынком истории. Аввакум один противопоставил себя РПЦ, обвинив её в ереси, и стал вехой истории.
Много раз в течение многих лет бывшему деревенскому попу из мордовских лесов предлагались взятки за смирение. Будь у него хоть на копейку дипломатических способностей – и далеко пошёл бы мужик – но мимо истории. Связи у него были обширнейшие – начиная с царя и его ближних бояр. Толковому и тароватому человеку ухватится бы за эти связи и с ветерком покатить по церковной лестнице на самый верх. Но вместо этого он с такой яростью бросился сражаться с реформацией, что оттолкнул от себя и тихого царя и умеренных иерархов, отнюдь не склонных менять хорошее место на вериги.
Смутьяна использовали, когда надо было осудить Никона – и отослали подальше. Однако неугомонный протопоп продолжал вести большую корреспонденцию, которая раздувала тлеющие угли раскола. Это только кажется, что за старину стояла небольшая группа священников: воля царя - закон, но дух народных традиций всегда сильнее. Тот, кто выступает с позиций прошлого, выглядит солиднее любого реформатора: народ очень недоверчив к любым новациям, а старина овеяна легендами и хрустально чиста.
За четверть века гонений можно заставить замолчать самого непокорного – но кто-то его защищал. И письма ходили по всей читающей России – «Самиздат» уже тогда был серьёзным издательством. Сожгли же страдальца в год смерти Федора 2-го, что вызывает предположение – сам царь был почитателем его творчества. В конце концов, Аввакум звал народ не только крестится по-старому, но и вернуться к патриархальной чистоте нравов, искренней вере без купюр и лукавых мудрствований. И ещё утвердить Россию как единственный оплот христианства.
И никакие исправления к книгах недопустимы уже потому, что Константинополь два века под турками и Москва навсегда останется Третьим Римом. Отсюда пойдёт свет миру и царь православный понесёт его на острие своего меча. Прост был человек, но вот, извольте видеть – политическая программа на несколько поколений вперёд. Кстати сказать – очень не новая. Или наоборот: вечно новая, а потому – не случайная. Образы, витающие в подсознании этноса, могут прорваться в сознание самым необычным путём. И хотя официальный еретик и неукротимый диссидент высказывал общие чаяния, он так остался гласом вопиющего в пустыне.
Многие сочувственно относились к призывам несгибаемого человека: уже одно клеймо гонимого за слово Божье вызывает уважение и желание выслушать. Увы, если отсеять ругательства в адрес оппонентов, протопоп ничего не мог предложить дельного. Вернутся к старым книгам и крещению лба «двумя персты» несложно. Пострадает самолюбие сотни епископов, но ими можно пренебречь: они люди бывалые и более склонны к спасительному послушанию, чем к гордыне бедственной. Но совлечь с них шёлковые ризы, высадить из карет и заставить ходить пешком уже намного сложнее. Хотя и это для царя вполне осуществимо. Но вот утвердить примат веры над жизнью равносильно тому, чтобы сделать всех монахами. А понести свет заблудшему миру – это ведь не менее, чем крестовый поход против всех и вся. И ещё: нельзя вернуться в прошлое – как бы этого ни хотелось.
Тем не менее, идеи религиозного обновления страны встречали широкое сочувствие не столько благодаря твёрдой вере, сколько тяготам жизни. Несладко жить на Руси даже в тихое время: татар уже давно забыли, но правды никогда и не знали. В России правда вместе со справедливостью встречает человека только на кладбище. И бунт приближает к правде чисто эфемерно. К тому же категорически осуждается всем авторитетом церкви.
Теперь же все недовольные получили божественную защиту: одно дело бунтовать, твёрдо зная, что высший суд бросит тебя в ад, и совсем другое дело, когда он же всё и покроет. В душе русского человека появилось убежище, в тюрьме открылась дверь – стало возможно бегство: пусть не на волю, но в другие условия существования. Каждый обиженный мог с чистой душой ударить шапкой об землю и уйти в бега, не чувствуя себя виноватым и твёрдо зная – Бог на его стороне.
Получилось так, что власть предержащие, затеяв по существу пустяковую реформу, ограничили собственную силу. С проповедью нельзя бороться оружием, а противопоставить старообрядцам нечего. Личный авторитет старца, готового хоть сейчас взобраться на плаху, не сравним с авторитетом их осторожных и упитанных оппонентов.
Усиление тягла, любые непопулярные меры властей – а иных-то и не бывает – немедленно вызывали выброс массы пассионариев на границы царства. Те, кто надеялся только на себя – шли на Дон, а те, кто уповал только на Бога – в северные обители раскольников. Ни удержать, ни запугать людей было нечем: анафемы бояться перестали.
Прихода антихриста ждали со дня на день и людьми овладела жажда мученичества. Древняя история заглянула в Россию: казалось, тени Нерона и Диоклетиана пришли в тайгу. Учитывая характер местности, они ограничились организацией массовых самосожжений переполненных скитов. За четырнадцать веков до этого в более тёплом климате устраивались театрализованные представления с целыми толпами мучеников. В России театра ещё не знали и просто превращали молельный дом сразу в Неопалимую Купину.
Моральный авторитет власти падал, церковь была ослаблена ещё больше. Никто не спорил, что всякая власть от Бога, но спрашивали – от какого именно? Явно нарастал духовный вакуум, который теоретически можно было заполнить чем угодно, но каждый заполнял его по своему разумению, уже не надеясь, что кто-то подскажет, как отделить пшеницу от плевел. Не у всех получалось, но многие старались. Снижение тяжести идеологического пресса дало возможность целому поколению посмотреть по сторонам. Не зря, не зря горели тысячи мучеников – они разогнали морок национального самодовольства – хотя их пастыри имели ввиду совсем другое. Многие увидели, что Россия – не пуп земли и что свет миру носит рассеянный характер.
Никон и его коллеги определённо подвели страну под монастырь: хотели привести обветшавшее, по их мнению, здание церкви в божеский вид, но смутили простодушных. Забыли, что в храме веры все камни – краеугольные.
Леонид Багмут
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
(: 0) Дата публикации: 03.12.2007 19:59:33
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|