Знания накапливаются непроизвольно: законы нашего мира точно отмеряют каждому его уровень информации. Ни человек, ни народ, ни цивилизация не могут иметь лишних знаний – только необходимые. Получение избыточных знаний похоже на камни в почках или раковую опухоль: опередивший своё время мучительно медленно умирает. Или не живёт – ибо зачем?
Новые знания накапливаются волнами: постепенность только фаза цикла. Сначала человек энергично учится – он полон энтузиазма и лелеет самые радужные мечты. Вдруг усиливается сопротивление материала: всё надоедает и становится не интересным. Государство построило множество школ – а дети не хотят учиться. Это никого не смущает: они никогда не хотят учиться. Эти маленькие животные ищут пример для себя, и если образец учится – то и ребёнок не отстаёт. А если он уже устал или никогда не умел – то делает вид и только.
Профанация образования есть накопление усталости от достижения критической массы знаний. И мозг имеет определённое быстродействие, и оперативная память не безгранична: система ждёт сброса в базовую память человеческого вида. Не устаревшая информация – большая проблема в сознании. Мы блокируем всё новое, пока старое помогает жить. И новое в таком случае воспринимается как информационный шум. Нет никакой разницы между телевизором, принимающим 50 и 150 каналов, если человеку достаточно 5-ти. Излишняя информация воспринимается как чудовище, которое хочет съесть моё время. Лучший способ борьбы с ним – блокировка. Старая максима имеет и обратную силу: ожившее чудовище усыпляет разум.
Переполнение информацией подобно переполнению желудка: самое время принять слабительное. Людям предлагают меньше думать, а больше смотреть. А если надо думать – то в узких рамках своей специализации. Вместо информации предлагается смена картинок. Сюжет их должен трогать самые простые чувства. Страх и голод – оптимальный информационный бутерброд. Оба эти чувства легко возбуждаются и легко купируются, и в таком ритме проходит время, когда общество рассасывает информационные завалы. Это весьма трудное время для служителей информационных систем, ибо их никто не слушает. А если и слушают – то не верят. Кажется, что наступил закат культуры, когда примитивные чувства ласкают только затёртые штампы. Генераторы идей бьют тревогу: общество деградирует на глазах.
Приходит время сброса старой информации и все чувствуют немалое облегчение. Ибо вместе с нею уходят и самые тяжёлые мировоззренческие блоки: ситуация теперь видится в ином свете. Новые знания уверенно занимают место тех, кто уже попал в энциклопедию. Создаётся впечатление, что именно так всё и было от века. У человечества вдруг открывается второе дыхание: новые ценности начинают его лучше кормить. Люди спрашивают себя с удивлением: почему мы так долго цеплялись за старое? С новым жить не в пример лучше! Конечно лучше – ячейки памяти освободились от мусора – обломков завершившегося времени.