FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
ПРЕДЧУВСТВИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
Автор: Леонид Багмут
Благостным был конец 16-го века на территории России: гражданская война завершилась, опричники занялись сельским хозяйством, Кощей Бессмертный умер. Кончились массовые казни – но кончились и великие дела. Великие бояре от застарелого страха ходят осторожно, холопы смирно пашут землю, царь работает звонарём, а канцлером у него служит Иван Дурак – наимудрейший человек. Он всех перехитрил, передураковал и переумничал – а нынче пожинает плоды своего профессионализма. Однако не всё так гладко в сказочном государстве: безутешная вдова Кащея – Баба Яга – не может простить Иванушке Дураку убийства своих детей. Страшные, тёмные силы просыпаются в русском народе на фоне внешнего благополучия и тишины.
Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич! На кого же ты нас покинул! Нету правды на земле, как закрылись твои очи ясные – не стало нас кому казнить, но некому теперь и миловать. Это обиднее всего – ибо народ очень хочет иметь Отца пусть сурового – но тёплого. Холодного и отстранённого он не хочет иметь, так как уверен чисто по-бабьи: раз не бьёт – значит не любит. Диалектики народу не занимать: правда всегда ходит в обнимку с кривдой и хоронят их тоже вместе. Многим, очень многим вдруг стало скучно на Руси великой и святой: Федор Иванович царствовал незаметно, а Борис Годунов молча строил вертикаль власти.
Иванушка Дурачёк, получив Перо Жар-Птицы и полцарства в придачу, надумал от большого ума изменить сказку. Либерал и реформатор, он решил вывести Россию на европейский путь развития и приобщить её к цивилизации. Захотелось ему отринуть страшное прошлое и создать светлое будущее прямо на крови и пепелищах. Баба Яга молча глядела на усилия прекрасного администратора: тебе ли, сиротинушка, тягаться с народным мифом? И точно: все благие намерения немедленно оборачивались тёмной стороной. Ввёл он правильное налогообложение – и заголосили вотчинники: Грозный только головы снимал, а этот недоимки взыскивает за такие старые годы, о которых все уже забыли. Клир православный уравнял со светскими феодалами – чтоб бюджет пополнить и сбалансировать основательно. А то ведь молиться все горазды, а доходами от громадных земель поделиться нет сил. А ведь в Писании сказано: «Отдайте Богу Богово, а кесарю – кесарево». Стало быть, одному Богу служить нельзя, раз причастен к мамоне. Наконец, Бориска совсем уже пустился берега – разрешил английским купцам торговать в России. Именитое купечество громко зашептало: Иванушка Дурачёк продался Мировой Закулисе. На всех базарах торговый и просто досужий люд открыто говорил про то, что убивец дома ходит в иноземном кафтане, курит табак и пользуется Интернетом. И что покойный благодетель его Кащей Бессмертный, если б знал про такое, так давно б сварил в кипятке покруче. Быть большой беде – пророчествовали Знающие Люди на базаре. Понятное дело, что никто не догадывался, что стоит за этими разговорами вдовая Баба Яга.
Когда общественное недовольство либеральными реформами достигло предела, все имущие сословия объединились и слёзно ударили челом царю на его же шурина: уйми, кормилец, супостата! Хотим, чтобы было всё по прежнему: налоги платить – как Бог на душу положит, иноземных конкурентов не знать и фискальных чиновников не ведать. Уж лучше головы рубить, чем так-то старину рушить. Серьёзные аналитики писали в газетах и по телевизору: Борису свет Федоровичу следует сосредоточиться на восстановлении народного хозяйства, укреплении правовой системы и смягчении нравов, разболтавшихся в период опричнины. А европеизация России ещё не созрела – если и созреет когда –нибудь. И в любом случае – это дело Петра 1-го, а не Бориса Годунова: всему своё время.
Хотя за слезами народными стояла Баба Яга, но всё же у этих слёз были веские основания: Иван Дурак изменил не только стиль, но существо управления страной. Царь Иван Васильевич по стилю и существу правления ничем не отличался от привычных ордынских ханов. И в гневе его беды не видели – обычай сохранялся. Годунов же покусился на святая святых: трёхвековую традицию абсолютного произвола. Он выстраивал новое правовое поле, при котором топор становится средством сугубо вспомогательным, а финансовая петля затягивается всё туже. Не то, чтобы люди сильно оскудели – просто заметили, что крыша протекает. Батюшка Иван Васильевич подравнивал всех бояр по росту, а сынок с Окаянным Тихоней взялся взялся унифицировать всё население. Мужиков закрепостили, бояр обесчестили, а теперь стали вводить фискальное равенство. А там, глядишь, придёт порядок совсем иного рода – такой, что прадеды в гробах перевернуться.
Лучше всего либеральные реформы было бы проводить Ивану Грозному – но он был тогда занят опричниной. И сил, и авторитета у него было достаточно, чтобы затолкать Россию в рыночные отношения и Европу одновременно. А у преемников извечная мука: ума палата при полном бессилии. Великие дела требуют великих людей – но их запас всегда кончается не вовремя.
Кардинал Мазарини попал в положение Годунова через 60 лет. Те же проблемы: от заговоров крышу сносит, казни не помогают – лучше в гражданскую войну поиграть. У кардинала всё выгорело только потому, что три мушкетёра поддержали его политику – без отважных рыцарей Александра Дюма извели бы его французские бояре.
За Ивана Дурака горой стояла его сестрица Алёнушка. И в нашем случае Бориса Фёдоровича подпирала его сестра – царица Ирина. Говорят, была она очень не глупая женщина и хорошая жена – но детей не имела. Радикальная оппозиция хотела, ссылаясь на государственные интересы, отправить её в монастырь. Имея при этом в виду, что брат её, не далее как через день, поедет ещё дальше. Подковёрные мудрецы очень разумно и правильно говорили, что династия осталась без наследника и промедление грозит смутой. Их правота была настолько очевидной, что Годунову пришлось пойти на уступки немалые – и всё осталось по старому. Тихо было на Руси в конце 16-го века: все набирались сил перед грядущими испытаниями.
От судьбы не уйдёшь, как и суженого на коне не объедешь – Федор Иванович умирает в 1598 году, оставив страну без преемника. Линия Вещего Олега завершилась и Борис Фёдорович выходит на финишную прямую: Перо Жар-Птицы уже у него в руках. Механизм власти в России не допускал мягкой посадки с большой высоты: здесь наверх взбирались по трупам – а потому и спускались только вниз головой. Наимудрейшему Иванушке Дурачку была только одна дорога – на самый верх. В 47 лет \ как Ленин\ , будучи здрав умом и силён духом, он взялся за организацию внеочередного съезда партии, продуктивно используя им же выпестованный в течение 20 лет административный ресурс. Неудивительно, что Земской Собор единогласно, в едином порыве передал ему Шапку Мономаха. Выступающие на съезде проникновенно говорили, что товарищ полностью созрел для должности царя всея Руси. Он десять лет правил страной вместе с Кащеем Бессмертным – обучаясь у него азам и тонкостям администрирования громадных земель. А К.Бессмертный, при всех его странностях, был великолепным учителем. Потом Борис Фёдорович 15 лет правил Россией вместо тихого Фёдора – и показал себя исключительно талантливым руководителем и организатором. Конечно, он был для ушедшей династии таким же родственником, как седьмая вода на киселе, но 25 лет аппаратной работы на важнейших постах не сделали его самовлюблённым индюком – товарищ не зазнался, остался вполне демократичным и доступным критике. О других претендентах никто не вспоминал – противостоящие ему князья были людьми помельче и попроще. Не знавший удержу деспотизм царя Ивана извёл самостоятельных и гордых да приучил всех замахиваться только на пустяки.
Леонид Багмут
Продолжение следует...
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
(: 0) Дата публикации: 02.07.2007 19:02:40
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|