FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
   ДРАКУЛА – ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
   
Автор: Леонид Багмут  
 Со смертью последнего ордынского царя завершилась целая эпоха европейской истории: на месте огромных диких территорий появилось новое государство – Россия. Центробежные тенденции разорвали Золотую Орду на куски, создав новую политическую мозаику. 
 
Люди, руки и ум которых оживили эти тенденции, могли торжествовать победу: более великого дела человеку не поспеть за одну жизнь. Но не ему же и пользоваться плодами своей удачи и труда: для этого предусмотрены совсем другие люди. «Новгородская бригада» после 1480 года оказалась на вершине могущества – а это верный признак того, что скоро ей быть не у дел. Глава «бригады» - он же главный игумен секты «Жидовствующих»  и первый канцлер России Фёдор Курицын – весь 1481 год пользовался неограниченным доверием Ивана 3-го. И не оправдал его в полной мере. Он, как о отец Фёдор из известной книги анекдотов, взалкал большего и возгордился неслыханно. Большие бояре этим воспользовались к своей пользе: Иван Васильевич, спасая своего любимца и наперсника, отослал его послом в Венгрию.  
 
Три года Ф.Курицын скучал при дворе короля Матвея Корвина – тоже не последнего человека в Европе. Опала оставила много времени человеку любознательному и умному – дел-то у посла никаких не было, ибо интересы Венгрии и России нигде не пересекались. Не имея возможности создавать историю, он стал заниматься суррогатным творчеством: собирать и обрабатывать местный литературный фольклор. А главным героем ещё живых сказок был Дракула – князь румынский. Вся жизнь страны вращалась вокруг темы борьбы с турками: балканские народы на пределе сил сдерживали натиск мусульман. Народные сказители, ходившие по деревням, пели людям о подвигах венгерских,  сербских и румынских витязей на полях сражений с турками. Князь Дракула – человек-легенда, рыцарь без страха и упрёка, бесстрашный борец с исламофашизмом погиб буквально за несколько лет до прибытия Ф.Курицына в Буду \ Пешт тогда был ещё городским выгоном\. 
 
Собеседники автора знали Дракулу не по наслышке: он ведь 12 лет просидел в местной тюрьме по обвинению в вольнодумстве. Так что информация была почерпнута из первых рук. Была она странной, если не сказать более. Дракула был настолько значительной личностью, что никого не оставлял равнодушным: он будил только два чувства – любовь и ненависть. Впрочем, ярких личностей всегда много, но Дракула был глубокой индивидуальностью: все чувствовали, что он не вписывается ни в какие рамки. Более того: он сам эти рамки и создавал. 
 
Главная особенность ярких личностей эпохи возрождения – это бескомпромиссное уничтожение этики и эстетики средних веков. Освященные догмой и традициями понятия о добре и зле, красивом и уродливом, кроились ими по своему произволу. Титаны Возрождения были внутренне свободны \а другой свободы и не бывает\ и делали то, что считали нужным, а не то, что делать принято. Они создавали свой мир по своим лекалам, разрезая старый по живому. Именно поэтому они остались в истории, как не гаснущие её маяки.  
 
Средневековье – это мир, состоящий из коллективов мелких людей, дрожащих за своё убогое имущество и потому цепляющихся за нормы морали. Это мир, в котором стаи неудачников душат ежечасно, ежеминутно и в массовом масштабе всякое проявление человеческой свободы. Но вот наступило время, когда общечеловеческая мораль обветшала и сдалась морали личной: началось Возрождение. Титаны Возрождения самой своей жизнью разрушали права коллектива, утверждая права человека. Как лучи света в тёмном царстве ворвались в мир великие гуманисты – и тьма отступила. Навеки они остались в памяти благодарных потомков: это и Людовик 11-й во Франции, и святое семейство Борджиа в Италии, и Игнатий Лойола в Испании, и Иван Грозный в России. Среди великих гуманистов первого призыва особняком стоит имя Дракулы. Но только потому, что досужий литератор 18-го века, рассчитывая на дешёвую популярность и потрафляя вкусам плебеев, извратил и опошлил его светлый образ. 
 
Князь Дракула не был вампиром – это  величайший герой национально-освободительной борьбы румынского народы против исламо-фашистских захватчиков. Личность его выделяется среди тогдашних балканских правителей как солнце на фоне звёзд. Ему естественно завидовали и не желали добра мелкие люди – а они и сейчас остаются такими же пошляками. Вся вина Дракулы была в том, что он был харизматичным лидером маленького народа, воевавшего за свободу с огромной империей, которая пыталась закатать в асфальт всех, до кого могла дотянуться. 
 
Убогие критики забывают, что Дракула боролся за свободу народа и права человека в широком смысле слова. И очень хорошо помнят методы, которые герой применял для этой святой цели.  Методы эти были действительно не тривиальны и до сих пор повергают в шок и трепет трусливых обывателей. Чтож – это их законное право – дрожать и трепетать перед свободой. Свобода никогда не бывает пошлой. Свобода всегда экзистенциальна и ужасающа в своих проявлениях. Деяния свободных людей отличаются одним качеством: они завораживают далёких потомков. 
 
   
Леонид Багмут 
 
 
Уже опубликовано: 
 
 
-  Быдлократия как общественный институт
 
 -  Сказка о грибнике и грибах
 
 -  Геном русской сказки
 
 -  Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
 
 -  В поисках утраченных корней
 
 -  Русь - начало всех начал
 
 -  Кого обидели варяги
 
 -  Личное дело легендарного человека
 
 -  Три смерти князя Игоря
 
 -  Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
 
 -  Последний гордый варяг
 
 -  Яга на марше
 
 -  Трудно только первые сто лет
 
 -  Власть женского рода
 
 -  Выбор невесты
 
 -  Поминая старые обиды
 
 -  Время Ярослава Мудрого
 
 -  Золотая осень древнего Киева
 
 -  Второстепенные герои древнерусского мифа
 
 -  Вечная юность народа 
 
 -  Конец истории 
 
 -  Молодой народ подобен степному пожару
 
 -  Личность Змея Горыныча  
 
 -  Время и люди Чингизхана
 
 -  Бросок степной гадюки 
 
 -  Киевская Русь: подводя последние итоги 
 
 -  Историческая миссия Змея Горыныча
 
 -  Последний  Рюрикович 
 
 -  Власть идеи
 
 -  Избирательность исторической памяти
 
 -  Прелести кирпичной кладки
 
 -  Этика далёких потомков
 
 -  Посмертная маска нашей истории
 
 -  Русская матрица
 
 -  Сказка о Женщине
 
 -  Смена этнической доминанты
 
 -  Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
 
-  Затянувшиеся  роды
 
 -  Лебединая песня Кощея Бессмертного
 
 -  Дурак не скоро поумнеет
 
 -  Многочисленные соблазны
 
 -  Сказка о мужчинах и женщинах
 
 -  Россия молодая: проблема выбора пути
 
 -   Культурный горизонт Московской Руси  
 
 
  
  
 
Первая русская сказка 
 
-   Повесть о Петре и Февронии
 
 -   Юмор забытых предков
 
 -  Призвание на царство
 
 -  Русская Золушка 
 
 
 
 
 
  
 
Сказки о времени 
-  История  как миф и сказка
 
 -  Девичья память - лицо истории
 
 -  Будни истории и сказочный праздник
 
 -  Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
 
 -  Магия нашего прошлого
 
 -  Диалектика Я и Мы в истории народа
 
 -  Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
 
 - Конец света - не за горами
 
 - Лукавые мудрствования
 
 - Возвращение средних веков
 
 -  Мифология справедливости
 
 -  Летние сны  
 
 -  Городское одиночество  
 
 -  Разорванность человеческого существования
 
 -  Я прошу у судьбы немного
 
 -  Иллюзия самодостаточности 
 
 -  Сказка о времени	
 
 -  Сказка о власти: пасторальный мотив
 
 -  Какое наше время
 
 -  Романтика независимости 
 
 -  Взгляд на вещи
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 Сталин – намэ 
 
-  Сказка о Московском халифате 
 
 -  Сказание о халифе Сталине Великом
 
 -  История как орфографическая ошибка
 
 -   Великий отечественный джихад 
 
 
  
 
 
Отец Илларион 
- Первый писатель и первое Слово
 
 - Вторая судьба первого писателя
 
 - Третья жизнь первого писателя
 
 
  
 
   (: 0)  Дата публикации: 04.05.2007 20:01:35 
  
 [Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]
 |