Мир без свободы
Чтобы помыслить «свободу», а это представляет собой важнейшую задачу политической философии Модерна, нужно попытаться представить себе, что является ей альтернативой, но не в смысле прямой противоположности (свобода — рабство), а в смысле выбора иного, столь же фундаментального и определяющего для политического сообщества принципа. Попытаемся с самого начала отвлечься от перипетий дискуссии об экономической свободе, свободе собственности и хозяйственной деятельности, как будто бы наиболее значимой для эволюции современного либерализма и политического Модерна в целом. Как нам предстоит показать, вопрос об экономической свободе в политической философии является все-таки лишь частным и производным от более широкого и более сложного вопроса. Это вопрос о свободе в политическом смысле — свободе от произвола со стороны власти (включающей в себя и, собственно, политическую свободу в узком ее понимании — как праве на соучастие гражданина во власти).
Проблема состоит в том, что кажущаяся естественной человеку, выросшему в современном индустриальном обществе, установка на независимость от власти и собственную политическую автономию не является единственно рациональной. Даже отцы-основатели первой в мире демократии, американской, опасались «мнения народного». Именно ради ограничения народной воли они ввели в государственную систему будущих Соединенных Штатов такие странные и, безусловно, антидемократические установления, как двухступенчатая процедура выборов главы государства и федеративное устройство. А если посмотреть на озабоченность «свободой» глазами античного и средневекового человека, она покажется несколько абсурдной. И не без основания. Читать целиком >>Обсудить >>