Процесс реформирования российского общества захватил и его интеллектуальный аспект. Многие участники и наблюдатели этого процесса отмечают его последствия, свидетельствующие (по их мнению) о деградации России в этом важнейшем аспекте ее исторического бытия. Я не собираюсь солидаризироваться с такими суждениями и не собираюсь их опровергать. Я хочу лишь прояснить ситуацию с чисто социологической точки зрения, уточнив характеризующие этот аспект понятия и предоставив самому читателю самому оценивать российскую ситуацию в рамках этих понятий.
Прежде всего введем понятие "интеллект общества". Общество не есть всего лишь сумма отдельных людей. Это - целостный организм, в котором входящие в него люди определенным образом организованы, структурируются в различные подразделения, выполняют различные частичные функции и т.д., соответственно и интеллект общества не есть сумма интеллектов отдельных граждан. Это - свойство общественного организма как единого целого, определенный компонент его социальной организации. Он воплощается в структурных компонентах ее, функционирование которых охватывает общество именно как целое. Они общеизвестны. Называя их, я не делаю открытия, я лишь привлекаю к ним внимание как к органам интеллекта общества.
К числу органов, в которых воплощается интеллект общества, относится прежде всего система образования, а в ней - школьное образование и вообще та часть образования во всех учебных заведениях, которую называют общим образованием. Сейчас ее стали считать избыточной, непрактичной и вообще ненужной. А между тем это - основа интеллекта общества. В свое время после победы прусской армии в битве при Садовой на вопрос что явилось главным фактором победы, Бисмарк ответил: победил прусский народный учитель. Бисмарк имел в виду прусскую народную школу, которая тогда была лучшей в Европе. Я думаю, что на вопрос о главном факторе нашей победы в войне с Германией в 1941-1945 годы мы с полным правом можем ответить: это - советская школа. Победил прежде всего советский десятиклассник. Читать целиком >>Обсудить >>