Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: История очевидцев:

ЗАГАДКА ЗНАКА МАНАСА

Автор: Болот Шамшиев

Записки кинорежиссера

Стоит также заметить, что, памятуя о версии происхождения эпоса, высказанной Мухтаром Ауэзовым, я много лет потратил на поиски реального исторического прототипа нашего героя эпоса, но не нашел. Кроме кагана Манаса, правившего Хазарским каганатом в 9 веке н.э., в истории северного полушария каких-нибудь заметных личностей с таким именем или похожей на нашего эпического героя судьбою нет. Ни Чингисхан, ни Модэ-хан, ни Елюй-даши, ни Ли-Лин и т.д. не подходят. Есть девичье имя Манасия в Индии, и река в Гималаях, правый приток Брахмапутры. И т.д. и т.п. Про город Манас в Синьцзяне не говорю, он всем известен. Что же за такая личность Манас, о которой в реальной истории ничего не написано, но во славу которого, тем не менее, был создан океаноподобный эпос? Даже великий Потрясатель Вселенной Чингисхан не удостоился такого внимания от степных и горных аэдов необъятной Азии? Двадцать лет назад путевые заметки великого художника, ученого, философа, знаменитого исследователя Азии Николая Константиновича Рериха, где он написал, что сказочную страну Шамбалу следует искать у киргизов Куэнь-Луня, заставила обратить мое внимание на Тибет, начать искать следы Манаса не на Алтае, Саянах и Енисее, а на величественных просторах Гималаев.

С 1923 по 1928 годы прошлого столетия Н.К. Рерих совершил несколько трудных, опасных для жизни, но в тоже время удивительных по значимости экспедиций в неизведанные глубины Центральной Азии. Одной из главных целей Николая Константиновича были поиски загадочной, затерянной в горах Тибета-Страны Снегов, священной страны Шамбалы, где, якобы, живут бессмертные люди – мудрецы-махатмы. Н. Рерих, к сожалению, этой таинственной страны не нашел. Он не мог в то опасное время обойти все горы Азии. Но мечта найти Шамбалу осталась.

Благодаря великому русскому исследователю мы узнали о существовании наших соплеменников на Тибете. Куэнь-Лунь (Северный Тибет) – горная система, вдвое превышающая по территории наш Тянь-Шань. За годы существования Кыргызского государства мы мало чего знали о своих куэнь-луньских собратьях – сведения о киргизах КНР, полученные комплексной киргизской археолого-этнографической экспедицией в 1953 г. (Я.Р. Винников, С.М. Абрамзон), в результате опроса в Тянь-шаньской (ныне Нарынской) области так называемых «откочевников» – выходцев из территории современного СУАР, – были скудными и для большой науки мало применимыми. Исследования киргизских ученых в советское время касались в основном только территории бывшего Советского Союза. 14 лет Независимости, увы, тоже никак нас не продвинули в сторону не то, чтобы исследования, а хотя бы знакомства с тибетскими киргизами. Следует учесть, что сообщение Н. Рериха о тибетских киргизах, подтверждает также известный географ Станишевский, рассказавший в свое время Саулу Менделеевичу Абрамзону о проживающих в Ладаке (Западный Тибет) киргизах. Нет у нас вообще никаких сведений о так называемых «санджуйских» киргизах. Не является ли населенный пункт Кыргызджангал («джангл» с анг. «джунгли»» – прим. Б.Ш.), расположенный рядом с границей Кашмира, одним из центров расселения санджуйских киргизов? В свете последних находок китайских археологов в песках Такла-Макана (мумии европеоидов, 4 тысячи лет до н.э.) тибетское направление для изучения проблемы этногенеза кыргызов представляет сегодня для широкой общественности Кыргызстана и, не исключено, для мировой науки чрезвычайный интерес.

Дело в том, что загадочная Шамбала описана не только в многочисленных трудах буддийских богословов и тибетских манускриптах «дзонпо», но и в киргизском эпосе «Манас». Как известно, главные персонажи героической эпопеи: Манас, Семетей, Сейтек не умирают, а «кайып болуп кетет» (превращаются в духов). Только в конце трилогии, после воцарения на земле мира и справедливости они оживают (выходят из состояния сомати по Мулдашеву?) и вместе со своим народом кочуют по счастливой стране, где-то среди гор.

Мое более чем сорокалетнее изучение великого эпоса «Манас» привело к удивительной, на мой взгляд, гипотезе-открытию: истоки рождения эпоса «Манас» (точнее культа Манаса, давшего толчок к созданию в течение последующих тысячелетий главного эпоса кыргызов) принадлежат к периоду создания древнейших на земном шаре литературно-религиозных памятников таких, как Веды, Авеста, Махабхарата, Библия, шумерский Гильгамеш! Оказывается, слово «Манас» – одно из древнейших понятий и мировых символов. Сейчас без специального исследования трудно говорить о какой-то датировке появления понятия «Манас», хотя имеющиеся некоторые доказательства позволяют уже сегодня утверждать о его чрезвычайной древности.

Нам, современным киргизам, хорошо известно слово «асман», означающее «небо». Например, «радугу» мы называем «асан-Yoн». Слово «ас» знакомо нам и отдельно звучащим. Если мы хотим что-нибудь «подвесить», то говорим «ас». Существует даже киргизское племя, хорошо известное в исторических хрониках – «ас», «азы», «азыки». Чтобы расшифровать древний смысл слова «асман», имеющее прямое отношение к слову «манас», мы можем обратиться к трудам известного французского ученого Жоржа Дюмезиля, крупнейшего специалиста ХХ-го века по индоевропейской мифологии. В книге «Мифы и Боги индоевропейцев» (Georges Dum?zil « Mythes et Dieux des Indo-Europ?ens », Flammarion, Paris, 1992) он пишет, что «аса» у доисторических арьев (ариев) (составивших по ходу развития человечества основу всех существующих на земле индоевропейских народов – прим. Б.Ш.) означало «небо», «космический порядок». Под словом «ман», «мана», «багу мана» арьи понимали «человек», «первочеловек», «благое», «благая мысль», «земля», «жизнь», «энергия земли». «Асман», по их древней вере, являлся Вертикалью (лучом ал-святым) соединяющей глубины космоса с центром планеты Земля. «Манас» для древних арьев был символом духа, благоденствия, благополучия. Я думаю еще и линией «горизонта земли», а возможно и линией «хребтов белоснежных гор», как бы подвешенных в мареве воздуха (если смотреть на горы со стороны долины)! Еще выдающийся русский ученый Окладников писал о знаке «крест», как самом древнем знаке, священном символе доисторической цивилизации! Да, речь идет о том самом «кресте» (по древнетюркски – ас, аз, адж, хадж, отсюда, наверное, мусульманское ажылык – паломничество к святому месту; возможно, изначально к кресту на горе), который впоследствии использовали христианские первосвященники в качестве главного символа христианской веры. И крестное знамение «Во имя Отца, Сына и Святого духа» было произнесено за тысячи лет до появления Иисуса Христа и его евангельских апостолов. Потому что «крест арьев»: АСМАН (вертикаль) – МАНАС (горизонталь) следует расшифровывать как: «АС – Отец (космос), МАН – Сын (земля) и МАНАС – Святой Дух (абстрактное производное от слияния «космоса и земли», расположено на линии сердца и груди, обиталища «души»). Между прочим, первые слова русской православной молитвы звучат вполне по-киргизски (древнетюркски): АС ЭСИ (Хозяин Неба – Отче Наш) на небеси, да святится имя твое!

В Гималаях есть гора Кайлас (в переводе на русский – Гора-Крест) – и поныне самая священная гора индуистской религии, а у подножия ее находится не менее знаменитое и священное озеро Манасаровар. Так вот, гора Кайлас украшена гигантским, природного происхождения КРЕСТОМ! Скалы вершины горы расщеплены так, словно сам небесный Бог – АЛЛА сотворил это необыкновенное чудо. С незапамятных времен (может быть 10 или даже 20 тысяч лет тому назад) к этой священной, почетной Горе – главной Возвышенности (на древнем и современном кыргызском языке – Т?р) приходили верующие паломники (манаси, манахи?) и обходили 108 раз Гору Креста и озеро Манас (по-киргизски – АЛАС – Т?Р (позднее АЛЛАТ?Р) т.е. ГОРА СВЯТОГО КРЕСТА (давайте вспомним древнее киргизское заклятие: Алас-алас ар балакеттен калас! – Святой крест, святой крест, (свят-свят) убереги и защити от всякой нечисти, напасти!). Возможно, там и в те давние времена возникли хорошо знакомые сегодня в русском языке слова церковного обихода такие, как «алтарь» – почетное место для Бога (по-киргизски – АЛЛАнын Т?Р?), «монастырь» – уединенное место для общения с Богом, объект паломничества – духовного поклонения (по-киргизски – МАНАСтын Т?Р?). Теперь необходимо сказать несколько слов об этимологии слова «алла», «аллах». Оно тоже имеет древнеарийские корни и, по мнению ряда ученых, вышло не из арабского языка. Скорей всего слова «алла», «аллах» пришли на Ближний Восток с шумерами, откочевавшими 5 или 4 тысячи лет назад до н.э. из Ариана Вейо (Арианского простора) (ныне пустыня Такла-Макан) в район Двуречья (Мессопотамию). Найденные китайскими археологами в прошлом году в местечке Черчень пустыни Такла-Макан белолицые мумии доисторического периода позволяют предположить, что пустыня Такла-Макан более 10 тысяч лет до н.э. была цветущим краем и на берегах Внутреннего Моря обширная территория, окольцованная со всех сторон хребтами гор БОГА – АЛЛА-ТОО (Гим-аллай, т.е. Чон-аллай, потом Тянь-Шань (Небо-горы) (перевод на китайский киргизского названия АЛЛАнын ТООлору), далее Алтай, тоже ГОРЫ БОГА (Алла-тоо-таг-тау-тай)), получила развитие древнеарийская цивилизация. Я думаю, что этноним «ар», «арьи» и древнетюркский (протокыргызский) «эр» – «муж», «герой» – одно и тоже. Скорее всего, так себя называли народы, сформировавшие свою необыкновенную цивилизацию в центре Азии, когда земной шар был повсеместно затоплен водами всемирного океана, а впоследствии покрыт льдами Малого Ледникового Периода. Что послужило причиной Великого Исхода прототюрков – эрьев из своей колыбели – Ариана Вейо? Скорей всего из-за трансформации климата (глобального потепления) на Земле. Внутреннее Море высохло, сказочная земля (Шамбала?), где на свет появился Первочеловек – Манас, к 5 тысячелетию до нашей эры превратилась в пустыню, которая нам сегодня известна под названием «Такла-Макан».

Обратимся к цитате, взятой из статьи «Дороги, которые ведут не в ту степь» азербайджанского историка Алекпера Алекперова: «В то же время славянское слово “дух” это синоним тюркского “кут”– "душа/светлый” (этот закон в лингвистике именуется метатеза. – А. Алекперов). Из слова “кут/душа/светлый” производны германские “гот”, а также “God, Got” в смысле Бог (сравните протокыргызское «багу», означающее «милостивый», «растящий», «воспитывающий» – прим. Б.Ш.). Детерминант “ал”, употребляемый арабами в качестве определенного артикля, а также индоевропейцами в качестве определения (например, “nature/natura” и т.д.) означает не “ал/рука”, как это предполагает (писатель) Мурад Аджи (стр. 216, «Европа, тюрки, Великая степь»), а восходит к тюркскому “ал/свет” (свят), откуда происходит понятие “Божий Дух” (ср. семитские Эл (Eloh/Ilah/Allah)».

От себя добавлю – культовое слово «Ал – лА» – не простое слово, а как многие священные слова, перевертыш, двухконцовое и может читаться как слева направо, так и справа налево. Как луч света, который может быть направлен и сверху вниз – «манна с неба», т.е. ман – аса, и снизу вверх – мольба (душевный посыл «ал») к верху, к небу.

Кто из современных народов сохранил слово «манас» в культовом значении? Думается ответ один: сегодняшние киргизы. Только киргизский этнос имеет такой обширный, называемый некоторыми исследователями «океаноподобный» памятник «Манас»! Суть не в объеме, хотя это тоже немаловажно. Важна глубина философской мысли, масштаб героев и событий, охватываемый в эпосе. И, конечно, процесс движения истории мира из неолитической древности: только в «Манасе» говорится о дрейфе континентов, климатических изменениях на земном шаре, исчезновении целых народов и племен. Но, что интересно, кроме «Манаса» у нас есть еще так называемые малые эпосы: «Коджоджаш», «Эр-т?шт?к», «Курманбек», которые также при внимательном рассмотрении текстов можно увидеть корни древних мифологий и верований, рассказанные древним поэтическим языком метафор. Их, по моему, можно смело отнести к жанру «азиатской античной трагедии». Между прочим, киргизская антика отличается от древнегреческой. Но это отдельная тема и об удивительной специфике киргизской античности можно будет поговорить в другой раз.
Болот Шамшиев,

Кинорежиссер, Народный артист КР и СССР,

Лауреат Государственной премии СССР.


Начало:

  • Часть 1


    08 мая 2004 г.


    Обсудить на форуме >>
    Оставить отзыв (Комментариев: 0)
    Дата публикации: 24.04.2006 19:28:41


    [Другие статьи раздела "История очевидцев"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  •   ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



      ХИТРЫЙ ЛИС
    Ведущий проекта - Хитрый Лис
    Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

      НАША РАССЫЛКА

    Анонсы FoxЖурнала



      НАШ ОПРОС
    Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































    Голосов: 4583
    Архив вопросов

    IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
    РЕКЛАМА


     
    Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
    © 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
    Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
    Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
    По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
    Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
    Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
    :