FoxЖурнал: Жизнь и её сохранение:
СПОРТИВНЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Автор: Головихин Евгений Васильевич
Использование спортивных специализаций в формировании личностных и деловых качеств в системе образования
Процесс воспитания личности многогранен. Общество заинтересованно в гармонично развитых индивидуумах. На это тратится много средств и усилий. Годами складывался процесс подготовки специалистов для выполнения социально значимых задач, во всех сферах многогранной жизни. Во время учёбы, для получения специальных навыков, умений и знаний будущий специалист приобретает и развивает в себе необходимые черты личности. Куда входят деловые и личностные качества. Личностные качества создают предпосылку для успешного развития деловых качеств и их реализации в профессиональной дальнейшей деятельности. Насколько система общественного воспитания и социального воздействия будет эффективно содействовать развитию личности вообще, настолько личность будет соответствовать требованиям общества.
Мы исследовали воздействие спортивных специализаций на формирование и развитие черт характера и свойств личности в системе контактных ударных единоборств и возможность практического применения результатов исследования в образовательных программах образовательных учреждений.
В систему контактных ударных единоборств (СКУЕ) входят виды спорта, единоборства, имеющие общие признаки. Это контактное каратэ и кикбоксинг. Нами разработаны программные комплексы, дающие возможность охвата занимающихся от четырёх лет и до неопределенного возраста. Более 13-ти лет исследовалось развитие личности в группах детской юношеской спортивной школы № 2 г. Ульяновска отделения единоборств. Нами разработаны уровни содержания образования в СКУЕ, способствующие формированию и развитию личности в целом, а не развитию необходимых черт характера и свойств личности свойственных данной спортивной специализации. Не секрет, что большинство тренеров-преподавателей, специалистов развивающих каратэ и кикбоксинг готовят спортсменов, только для участия в соревнованиях. Главная цель - спортивный результат.
Обычно, в спорте личность проходит три этапа: от новичка до любителя и от любителя до профессионала. Они легко прослеживаются и характеризуются уровнем знаний, умений и навыков, при наличии устойчивой мотивации к данной спортивной специализации. Профессиональная компетентность включает в себя много сопоставляющих. Одни из основных компонентов, определяющих структуру личности, являются её качества. Мы определили пять основных качеств личности: интеллектуальные, эмоциональные, моральные, волевые и отношение к спортивной деятельности. В свою очередь качества состоят из черт характера и свойств личности. Отсутствие одного из качеств не даёт возможность яркой полноценной реализации способностей и талантов обучаемых.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем, с которыми непосредственно сталкивается тренер-преподаватель. При чём в большинстве случаев педагог не подозревает об их существовании. Перечислим основные из них:
1. Представление ребёнка о предстоящих занятиях.
2. Запас двигательной активности.
3. Традиции и ценности спортивного или образовательного коллектива.
Представление ребёнка о будущих перспективах профессионального становления выстраивается из его личного опыта. А опыт он приобрёл из информационных источников (телевидение, реклама, радио, газеты, посещение спортивных мероприятий), которые непосредственно не имеют обратной связи с индивидуумом. В реальности юный спортсмен столкнется с черновым ежедневным будничным процессом. Где присутствует тяжёлая, черновая работа, требующая напряжённых волевых и физических усилий, и нет гарантии высокого спортивного результата в ближайшем будущем. С первых занятий ребёнок начинает воспринимать сложности учебно-тренировочного процесса и попадает в стрессовую ситуацию. Стресс сразу может вызвать нежелание продолжать активные занятия и как результат уход из спортивного образовательного коллектива.
От редакции:
Можно обсудить на Спортивном форуме Головихина Евгения Васильевича
(: 0) Дата публикации: 02.08.2004 18:23:26
[Другие статьи раздела "Жизнь и её сохранение"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|