FoxЖурнал: Библиотека:
ПОЛ - МЕСЯЦА ПРИРОДЫ (ОЧЕРКИ ЛЕТНЕЙ ЖИЗНИ)
Автор: Александр Левченя
Даже если не уезжать далеко от Петербурга, теплое время года можно проводить по-разному. Например, снять дачу где-нибудь в ближайшем пригороде, найти через знакомых или по объявлению подходящую комнату с верандой в деревянном доме на берегу озера. За чистый сосновый воздух и веселый гомон многочисленных соседей придется заплатить отсутствием бытовых удобств и борьбой с комарами.
Другая возможность спастись от жары мегаполиса - временно остановить свой выбор на небольшой квартире в каком-нибудь из городков курортного района: наличие душа и прочих признаков цивилизации не позволит от нее оторваться, причем и пляж будет не так уж далеко.
Третий путь, по которому наша семья уже несколько лет подряд отправляется в начале августа - сесть на электричку и ехать на ней часа два с половиной, а там...
"На дальней станции сойду, трава по пояс". Конечно, какая бы дальняя не была платформа, царство потребления до нее уже дошло - и вместо цветов приезжающего встречают клочья оберток от мороженого. С другой стороны, красиво посидеть хочется даже в самой-самой деревне, и наличие нормальных магазинов с обычным городским ассортиментом не может не радовать. Плохо то, что множество этих удобных упаковок, пакетов и бутылок совершают паломничество в один конец - и россыпь их остается на берегах озер, прекрасных во всем, если не смотреть прямо под ноги. А траву нужной высоты действительно можно найти где-нибудь среди полей, раскинувшихся от горизонта до горизонта.
Это первое, чем здешние места поражают приезжающих: просторы, окружающие человека, просто несоизмеримы с тем, что можно найти в городе и рядом с ним... Ощущения от представления совсем не то, что реальное чувство безграничного - когда линия горизонта охватывает все направления, и прерывается лишь рощами и опоясывающими озера лесами.
Можно сказать, даже жилище человека редко нарушает природную идиллию: еще несколько лет назад посещаемый нами участок (территория бывшего финского хутора) был единственным оазисом человеческой жизни в видимых пределах окружающего его так называемого совхозного поля. Такой же девственный вид открывался и с соседних участков.
За последние годы ситуация изменилась, и в ближайших окрестностях появляются новые дома... Но их не так много, чтобы загромождать друг другу вид из окон, и в высоких заборах необходимости нет - исключая шоссе, даже по дорогам почти никто не ездит.
Ночью глазам открывается вторая половина бесконечности, которую не смогла бы загромоздить даже плотная застройка, свойственная садоводческим поселкам. Если днем при ясной погоде максимум видимого объема ограничен куполом голубого неба, хотя бы и охватывающего всю окружность линии горизонта (а купол даже в безоблачную погоду не дает взгляду далеко отодвинуть границу восприятия), то с приходом темноты пределы пространства полностью пропадают. Даже ясными ночами в городе такого не увидеть: пелена смога и свечение мегаполиса не позволяют проникнуть в глубины космоса. Здесь же, чуть ли не при свете заката, когда запад еще испещрен полосами от золотого до пурпурного цвета, синеющее небо уже покрывается сеткой созвездий, состоящих из самых ярких звезд.
Однажды мы пошли на озеро поздно вечером, ближе к полуночи (дорога на озеро, а особенно "на ощупь", в темноте, неблизкая, да и спешить особо было некуда), так что на берег выбрались уже в кромешной темноте, разрываемой лишь далекими гудками ночного товарного поезда, да где-то на противоположном берегу горел фонарь. Я задрал голову и ахнул, впервые в жизни увидев, не побоюсь этих слов, даль вселенной. Россыпь звезд Млечного пути, наблюдаемая невооруженным взглядом (да еще и зрением никудышным), казалось, действительно ничем не ограничена - и впечатление этого пространства сильнее, чем самая большая глубина атмосферы или доступная обозрению и воображению площадь окружающего пространства.
Впрочем, когда спускаешься с небес на землю, картина окружающая столь же завораживает уже по цветовому наполнению. Насыщенный всеми оттенками зеленого ковер, украшенный цветными пятнами построек, покрывает просторы лесов и полей.
Сами поля меняют цвет не только при чередовании сезонов, но даже в один и тот же момент лета от года к году: то ветер бродит по желтым волнам колосьев, или то же место покрыто зеленым ковром клевера, или как раз к нашему приезду поля распахали под озимые. Так что нагромождение черных комьев до горизонта выглядело почти как фантастический пейзаж другой планеты - если бы не многочисленные стати ворон, преследующие сельскохозяйственную технику.
Леса Ленинградской области в дополнительной рекламе не нуждаются, целебный сосновый воздух говорит сам за себя. Что касается ягод и особенно грибов, все слишком зависит от переменчивой в нашем климатическом районе погоды: то дожди зарядят без перерыва, и собирать что угодно в лесу станет невозможно; сопровождающее дожди похолодание сведет на нет возможности пляжного досуга, и останется только сидеть дома, не высовывая нос из-под крыши, и топить в темноте печку - глядя на равномерно серое, обложенное грозовыми тучами небо. Или наоборот, дожди прекратятся совсем, на смену сырости придут такие жара и сушь, что никакой полив огорода не вернет урожая овощей, не говоря уже про полное отсутствие плов дикой природы - так что хотя пойти "за грибами" и можно, но результата от этих походов не жди. Статистика за несколько лет показывает, к сожалению, редкость оптимального чередования сезонов дождей и засух, когда и огород поливать не надо, и загорать есть возможность.
Море, в отличие от суши, характеризируется большим постоянством в предоставлении даров своей природы - почти независимо от общего климата сезона, каждый год на стол попадают внушительного размера судаки - после того, конечно, как сосед возвращается с рыбалки.
Местное состояние водной стихии так же выгодно отличается от более доступных горожанину мест купания. Если песчаные пляжи можно найти и на побережье Финского залива совсем недалеко от города, и даже в центре его прямо у Петропавловской крепости, то по качеству местная (проточная из Финляндии) вода явно превосходит упомянутые берега, особенно саму реку Неву. Конечно, водичка здесь похолоднее, чем в пределах Курортного района. Зато она значительно более прозрачная: пальцы на ногах вполне можно пересчитать, зайдя в озеро по пояс - в других водоемах это вряд ли удастся. Проделать подобный эксперимент в домашних условиях с водопроводом не получится из-за недостаточной глубины ванны; по идее, если загерметизировать окна, двери и наполнить водой комнату, фокус пройдет. Здесь же гладь воды бассейна отмеряется сотнями метров, а с поворотами неспешного течения и изгибами берегов - и всеми десятками километров; неподвижную поверхность лишь изредка пересекают шлюпка рыбака ил и гидроцикл нового русского.
Описывать фантастическое зрелище природы - удел поэта или профессионала - натуралиста, не свойственное моему литературному убожеству, так что не буду больше мучить читателя словесной живописью. Поверьте на слово: картина совершенно потрясающая.
Переходя от описаний флоры к рассказам о местной фауне, невозможно не отметить значительное разнообразие здесь животного мира, не меньше, чем растительного. Конечно, процентное соотношение диких зверей и живущих в обществе человека меньше, чем доля разного рода грибов относительно количества фруктов в рационе, но как раз эквивалентно отношению площадей лесов и яблочных садов. Естественно, сто километров от города, узловая станция железной дороги, многочисленные деревни и поселки - не та местность, где на каждой лесной поляне скачут зайцы, а иногда попадаются и медведи. Если же в глухом участке леса и натыкаешься на продукты жизнедеятельности лося, то увидеть саму живую эмблему хоккейного чемпионата маловероятно: дикий зверь пуглив.
Другое дело птицы и домашние животные, да и стада всяческой скотины (и коз, и немногочисленных в последние годы коров) еще можно увидеть на совхозных полях. Хозяева нашего дома в животноводческой деятельности участия не принимают, так что единственной официально обитающей на участке живностью (кроме гостей, конечно) и местным царем зверей является рыжий пес, только благодаря которому и происходят всякие забавные истории.
Однажды вечером на участок пришел кот. На бродячего он не был похож, слишком холеный имел вид, к людям шел смело, и даже нацелился забежать в дом через освещенную дверь веранды (окружающий двор уже погружался в сумеречную темноту). Если принять гипотезу о прогулке домашнего кота, то он явно заблудился, потому что был сильно голоден: громко мяукал и бросался под ноги, а когда увидел банку из-под сметаны в руках хозяйки, встал на задние лапы и даже подпрыгивал, пытаясь достать вожделенную еду. На счастье алчущего гостя, пес дремал в дальней комнате, поскольку время было как раз где-то между ужином и отбоем. Майонезное ведерко, наконец, с трудом было поставлено на землю - так истово билось животное, вырывая его из рук - и оно погрузилось в благовонный сосуд так, что ушей не было видно.
Некоторое время голова кота ритмично подергивалась в такт щелчкам языка, потом неподвижно замерла - усатый блаженно вдыхал молочные запахи, заткнув головой емкость. С трудом оторвавшись от источника сытости, кот посидел - отдохнул, но потом снова пошел тереться об ноги дачников, уже довольно мурлыкая и высоко подняв распушенный хвост. Через минуту вторая волна голода опять погнала кота в дом, откуда его вежливо вытолкали на всякий случай, потому что задремавший пес, судя по ворчанию, проснулся. Страшно подумать, какой бы вой догоняющей собаки, визг догоняемого кота, грохот толкаемой мебели и падающей посуды поднялись бы, если б пес увидел творящееся безобразие. От греха подальше кота выгнали с участка, громко хлопая в ладоши. Зевая, пес вышел на крыльцо и лениво полаял в темноту. В этот раз обошлось без встречи двух представителей вечно враждующих армий.
На следующий день около полудня кот пришел еще раз, уже не такой голодный - видать по всему, просто понравилось, как встретили накануне. В это время, конечно, пес бодрствовал и тут же с громким лаем бросился наперерез хвостатому незваному гостю. Началась погоня, превратившаяся в бесконечную беготню с нарезанием кругов по участку: впереди белой стрелой летел кот, за ним рыжей громадиной с топотом неслась собака. То ли от испуга, то ли по глупости кот не применил ни одного гарантированно защищавшего его от потомка волков приема: запрыгнуть на одно из деревьев, во множестве произрастающих на участке, или выскочить за окружающий его забор. Так они и носились по территории, пока на очередном круге кот не проскочил в узкую щель между двумя сараями, в которую преследователь не поместился. Когда же он обежал сарай с другой стороны, кот оттуда благоразумно не появился. Наверное, именно в этот момент он выпрыгнул с участка, потому что пес кинулся к калитке и начал с размаху биться в нее головой... на счастье хозяев, безуспешно, так что за границу сада он не попал.
Так-то собаку ждала бы встреча со свирепыми зверьми с соседних участков, а это получилось бы противоборство совсем другого плана с заранее неизвестным победителем, но большими потерями для участников боя. В этот же раз все сохранили свою жизнь и физическое здоровье. Каков получился моральный ущерб кота, неизвестно, но больше его "в гостях" не видели.
Встречи нашего пса с другими представителями мира природы, на радость хозяев были более мирными - просто контактов с большими собаками, зная его обидчивый характер, вообще не допускали. Другое дело птицы, которые широко пользовались безразличием пса к их поведению: сороки разрывали пакеты с мусором, разбрасывая по земле обрывки бумажек и прочее неорганическое содержимое помойки почти на виду у собаки. Семья чижиков в полном составе (папа с желтой головой, заботливая мать и пузатый акселерат - птенец, превосходящий ее в размерах, но гордо принимающий пищу только из ее клюва, брезгуя склевывать ее с земли самостоятельно) просто кормилась из его миски, доедая выставленные на улицу остатки каши.
* * *
Если живописание красот природы и прелестей дикого образа жизни вдали от цивилизации, без водопровода и интернета вызвали у вас чувство зависти, не пытайтесь угадать местонахождение описанной благословенной местности: вся топонимика здесь построена таким образом, чтобы запутать врага и не дать его поискам завершиться успешным результатам.
Местность, одноименная с озером, граничит лишь с частью его побережья; населенный пункт с этим же названием расположен с другой стороны озера, а соответствующая железнодорожная платформа еще дальше в противоположном направлении. Самая большая железнодорожная станция в этом районе весьма удалена от так же названной деревни, а пары обозначений на карте (озеро - поселок), находящиеся в разбивку и чередующиеся в расположении, можно найти по окрестностям в большом количестве. Как говорится, ищите, если найдете. Но стоит ли? Думаю, подобная благодать летнего отдыха доступна в любом направлении от Петербурга.
(: 0) Дата публикации: 07.05.2004 19:33:04
[Другие статьи раздела "Библиотека"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|