На наших дорогах идет война, в которой не щадят ни стариков, ни детей
В городе Асбест Свердловской области пьяный водитель сбил пятиклассницу. История щемящая, но, к сожалению, трагически обычная. Ирония судьбы состоит в том, что шофер оказался офицером ГИБДД, а девочка - победительницей конкурса на знание Правил дорожного движения. Доблестный страж порядка на дорогах даже не остановился. На вопрос, почему скрылся с места происшествия, ответил просто: "Испугался".
Убить нищеброда
Пост под названием "Старух надо давить, не останавливаясь", вывешенный во Всемирной паутине, уже почти неделю входит в тридцадку самых обсуждаемых.
В нем рассказывается об одном дорожном происшествии, свидетелем и участником которого был автор записи в ЖЖ.
- Ехал я недавно по пустынной улочке на мотоцикле, - надо признать, не без литературных способностей излагает свою историю некто Blacky (the_blacky). - Скорость километров 60, скоро поворот, и я уже оттормаживался, передо мной метрах в 20 ехала "ауди" с примерно такой же скоростью. Вдруг ярко-алым вспыхнули огни, и задница "ауди" стала стремительно приближаться ко мне. В салоне "ауди" были открыты подушки безопасности, ощутимо тянуло дымом от пиропатрона, а перед капотом лежала бабка. "Садись в свой драндулет и у...езжай отсюда. Мухой. Я ничего не видел". Поехал и я домой.
Тупорылая корова, которой все равно не через год, так через пять уже пора на кладбище, могла бы, если бы не моя сознательность, серьезно испортить жизнь парнишке. Бабке-то от того, что он подкормит ментов, легче не станет, да и от того, что он присядет на нары, тоже.
Благо, обладая знаниями российских законов, я легко оценил, что правил парнишка не нарушал, ехал нормально, не летел, "бухлом" от него не пахло.
Вот так, просто и внятно. Из жесткой дискуссии блогеров доказательно следовало, что на дорогах у нас действительно идет настоящая война с физическим уничтожением противника, которого предлагается "брать на колесо" или "взрывать в его консервной банке на колесах". И хотя по кровопролитности она уступает конфликтам с участием "градов" и бомбардировщиков, по нравственному увечью в обществе губительна не меньше. Потому что, как любая война, порождает какие-то особые нормы отношений. К примеру, в этой системе координат нормально назвать пожилую женщину, попавшую под колеса новенькой "авдюхи", "тупой коровой". Нормально уехать с места ДТП, не вызвав "скорой". Нормально треснуть железной битой по капоту автомобиля только потому, что он стоит на привычной тропе к пивному ларьку. Как говорится, на войне как на войне.
Интернет распался на два лагеря. К счастью, не по признаку наличия или отсутствия собственных колес. Одни, в это трудно поверить, рукоплескали Blacky, который "спас парнишку". Другие проклинали его, потому что бросил сбитого человека без помощи. Однако и тех и других, так же как и злополучного инспектора из Асбеста, объединяет страх перед "разборкой в ГИБДД": в справедливость закона не верят ни праведники, ни грешники.
- Ты знаешь, что такое встреча с дознавателем? - ополчилась на меня знакомая с большим опытом вождения. - Домой я ехала ночью. Откуда взялся пьяный придурок на Минском шоссе вдали от перехода, ума не приложу. Задела я его легонько. В аптечке порылась, достала бинты. Еле сдерживая тошноту от жуткого запаха, посадила на заднее сиденье. Вызывала милицию. Попыталась "поймать" свидетелей - никто не хотел вмешиваться. Ты не представляешь, сколько потом из меня менты крови выпили. А бомж оклемался и потопал восвояси. Поэтому я понимаю человека, которому захотелось смыться. Но только захотелось! Возраст, социальное положение, внешний вид того, кто попал под машину, не имеют значения. Это чей-то отец или мать. К тому же есть статья 125 УК РФ. Оставление в опасности.
Апофеоз войны
Апофеоз дорожной войны нарисовал другой интернет-житель. После правки его высказываний на предмет ненормативной лексики получилось следующее:
- Вас послушаешь, на дорогах настоящий кармагеддон. Давайте ездить на тачках, сбивать этих тупых нищебродов, дробить им кости, ездить по их трупам и быть правыми. Ведь нищеброды сами кинулись под машину. Нас не должны интересовать детали - ведь мы на нашей территории едем по нашей дороге, а кто на нее сунется, тому смерть.
Еще Стендаль говорил о том, что дорога - это слепок нашей жизни, только гораздо более рельефный. Психологи тоже не склонны сужать проблему отношений между пешеходами и водителями до профессионально-этической.
- В дорожных конфликтах, как в зеркале, отражается социально-психологический климат в обществе, - решительно расширил тему профконфликта заведующий кафедрой психологии личности психфака МГУ Александр Асмолов. - Дорога - один, хотя и очень яркий индикатор той тяжелой атмосферы, которая в нем складывается. Мы, это уже ясно видно, выбираем главным вектором своего развития вектор так называемой полезности. С плюсом оценивается только то, что полезно, а с минусом - что бесполезно... Тогда к последнему спокойно можно подгрести и старушку, "которой все равно скоро на кладбище".
К сожалению, из двух вариантов, предложенных нам современностью - культурой полезности и культурой достоинства, - мы выбрали полезность. А это логика "дашь на дашь". В этой культуре принято обсуждать не ценность человека, а его цену. Между тем пресловутое потребительское отношение к жизни хочешь не хочешь ведет к деградации: нравственной, моральной, социальной и психологической. Поэтому, когда один такой жрец полезности сбивает пожилую женщину, а другой советует ему по-тихому смыться и общество не однозначно по отношению ко всему происшедшему, кризис морали на лицо. Потребитель оставит без помощи и старушку (которая, по его логике, бесполезна), и ребенка, и взрослого отца семейства, и такого же "молодого парнишку на "ауди", - ему без разницы, лишь бы не отвечать за содеянное, выгородить себя. Человеческая жизнь не в счет, когда речь идет о собственных комфорте и перспективе.
Рабы полезности
Известный психолог с сожалением констатирует, что тот средний класс, который все так долго ждали и лелеяли, возлагая на него сверхзадачу возрождения страны, как капризный заласканный ребенок, понабрался малоприятных манер и мыслей. Скажем, Blacky, комментируя обвинения в свой адрес, и впрямь чувствует себя свехчеловеком:
- Причина этих воплей, конечно, зависть. Менеджеров, которые лишний раз боятся нарушить должностную инструкцию или тем или иным образом повести себя как мужчина. Для этого нужно быть смелым, решительным, умеющим идти наперекор общественной морали.
Достоевский с его зацитированным "Тварь ли я дрожащая или право имею?" просто отдыхает. И старушка-процентщица к месту: никому не нужная, глуховатая, может быть, из дурно пахнущих бомжих. Как будто специально ждала за поворотом, чтобы перебежать дорогу в неположенном месте и дать высказаться супермену на мотоцикле.
- Беда в том, что у нынешних героев в отличие от героев Достоевского нет сомнений, - говорит Асмолов. - Я бы не стал приписывать явление, которое мы обсуждаем, к феномену Раскольникова. Тот испытывал жесточайшие муки совести: и до, и после. Да и персонажи Достоевского, как правило, люди если не с больной психикой, то с очень глубокими психологическими проблемами. Здесь все гораздо хуже, потому что нет мук совести, все предельно ясно и логично, только голое теоретизирование и поза. Это иная симптоматика: при нормальной психике - иной, отличный от человеческого взгляд на жизнь и жесткий бездумный прагматизм. Страшно то, что логика "вокруг одно быдло, а мне все дозволено" принадлежит представителям растущего в нашей стране среднего класса. Наши ожидания и надежды на социальный слой, который держит на плаву Европу, оказываются не вполне реалистичными. К сожалению, наш мидлкласс лишен в эмоциональной и интеллектуальной шкале ценностей оценки достоинства по отношению к другим людям. Это рабы полезности. А это обязательно приведет к некоторым существенным потерям в личностном плане. Если "сливки" такого качества, то что же говорить о "молоке". Мы живем в ситуации кризиса морали. Главная его причина - потеря цензуры в себе самих. Пока мы ее не восстановим, можем добиваться каких угодно экономических высот, строить средний класс и откармливать его, но все равно превратимся в племя нелюдей. Посудите сами, разве могут быть случайными такие совпадения: девочку сбивает на переходе человек, который, может быть, и вручал ей приз за отличное знание дорожного движения? Михаил Булгаков, который знал толк в таких вещах, говорил, что случайно даже кирпич на голову не упадет. Это знак.
Елена Новоселова
http://www.rg.ru/2008/10/08/dorogi.html
Автомобилисты все чаще игнорируют предупреждающие знаки и пешеходные переходы, в результате чего страдают пешеходы, в том числе и дети. Так, в Челябинске за прошедшие сутки под колеса недобросовестных водителей попали два ребенка.
Как сообщили корреспонденту "Нового Региона" в пресс-службе Госавтоинспекции Челябинской области, вчера днем на проспекте Победы водитель автомобиля ВАЗ-2104 совершил наезд на девочку девяти лет, переходившую дорогу по "зебре". Пострадавшая с различными ушибами доставлена в больницу. По данным ГИБДД, 28-летний виновник происшествия только в текущем году уже четыре раза привлекался к административной ответственности за непредоставление преимущества пешеходам.
Еще один юный челябинец пострадал вчера в Ленинском районе. Водитель автомобиля "Ока" не пропустил семилетнего мальчика, который только что вышел из трамвая на остановке. Юный пешеход получил ушиб тазобедренного сустава.
В Челябинске водители игнорируют пешеходные переходы
Челябинск, Май 21 (Новый Регион, Светлана Намская) – Челябинские водители игнорируют пешеходные переходы. Только за минувшие сутки в городе пострадали двое: юные горожане переходили дорогу по правилам, но им не посчастливилось встретится с нерадивыми водителями.
Как сообщили корреспонденту «Нового Региона» в ГИБДД Челябинской области, в Металлургическом районе водитель автомобиля ВАЗ-21099 совершил наезд на девочку 12-летнюю, переходившую проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате ДТП ребенок получил различные ушибы мягких тканей. Как позже объяснил водитель, он просто не заметил пешехода, а потом и не успел во время остановиться.
Аналогичное ДТП с ребенком произошло в Центральном районе. Водитель автомобиля ВАЗ-2109, также вовремя не среагировал на появления человека на пешеходном переходе, в результате чего совершил наезд на 10-летнюю девочку, которая при ДТП получила травмы различной степени тяжести. Как выяснилось, 48-летний вообще не отличается особой дисциплиной на дороге. В поле зрение Госавтоинспекции он попадал уже 14 раз: два раза его привлекали за не предоставление преимущества пешеходам, 4 раза – за превышение скоростного режима и 3 раза за выезд на трамвайные пути встречного направления. Иными словами, он все время куда-то торопился, пренебрегая всеми правилами дорожного движения.
В Оренбурге водители игнорируют пешеходные переходы
В Оренбурге за 9 месяцев 2007 произошло 928 дорожно-транспортных происшествий, что на 0,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Как стало известно корреспонденту ИА REGNUM, в результате ДТП 1179 человек получили травмы, а 55 человек погибли. Число погибших по сравнению с 2006 годом увеличилось на 12,2%, а число травмированных снизилось на 2,8%. Об этом на встрече с журналистами 18 октября сообщил командир полка ДПС ГИБДД при УВД по Оренбургской области Андрей Костенков.
По его словам самыми распространенными нарушениями правил дорожного движения в областном центре считаются выезд на полосу встречного движения и наезд на пешехода. В областном центре наблюдается тенденция увеличения ДТП на пешеходных переходах. За 9 месяцев зафиксировано 16% дорожно-транспортных происшествий именно на пешеходных переходах. "Водители у нас в Оренбурге вообще прекратили обращать внимание на пешеходные переходы. Я говорю это открытым текстом", - отметил Андрей Костенков на встрече с журналистами.
www.regnum.ru/news/901955.html
В Москве в районе метро «Сокольники» автомобиль Nissan совершил наезд на пешеходов, переходивших дорогу на зеленый свет. По предварительным данным, пострадали 9 человек. Как сообщили в Управлении информации и общественных связей ГУВД Москвы, дорожно-транспортное происшествие произошло около 9:00 по московскому времени на ул. Русаковская. Водитель автомобиля Nissan, не заметив красного сигнала светофора, на большой скорости совершил наезд на пешеходов, которые в тот момент уже начали переходить улицу. В результате, по предварительным данным, пострадали 9 человек. Все пострадавшие госпитализированы.
Район Сокольники вообще является одним из самых проблемных для пешеходов. Так, водители регулярно «не замечают» красного сигнала на переходе в районе пересечения Сокольнической площади, Сокольнического Вала и Богородского шоссе. Между тем этот переход расположен на пути от метро в парк, им пользуются дети, подростки на роликовых досках, молодые родители с колясками, пенсионеры. Неужели для наведения порядка на оживленном пешеходном переходе необходимо дождаться очередных жертв?
По материалам Autonews.ru
http://www.dorprobka.ru/probki.php?id=947&det=1
Почему водители не уважают пешеходов?
В редакции все чаще раздаются звонки читателей с жалобами на хамство автомобилистов. Почему даже перед детской поликлиникой тротуар сплошь забит машинами, шоферы игнорируют малышей и почти сбивают детские коляски? Почему инспекторы ГИБДД штрафуют пешеходов, а иномарки, летящие на красный свет, будто не замечают? Кто должен защищать пешехода? Эти вопросы читателей "Хронометра" мы задали заместителю начальника УГИБДД по Владимирской области Александру Геннадьевичу Назарову.
- Александр Геннадьевич, на нарушение правил парковки наши читатели жалуются все чаще и чаще. Не только детская поликлиника, но и магазин "Детский мир" на проспекте Ленина загорожен транспортом, множество претензий к новым "маркетам", мимо которых тоже затруднительно пройти. Управление ГИБДД принимает какие-то меры? Как наказывают нарушителей?
- Норма ширины тротуара - не менее 1,8 метра, и новые магазины, в основном, эту норму не нарушают. Но проблемы есть. У "Детского мира", у рынка "Восток", на площади на Садовой... Это излюбленные места нарушителей. Мы неоднократно выдавали предписания администрации города с требованием ужесточить правила парковки, четко определить места для нее, но... ГОСТом предусмотрена высота тротуарного поребрика, которая не позволяет транспорту его пересекать, а у нас по всей территории города поребрики или занижены, или их просто нет. То есть каждый нерадивый водитель имеет возможность парковаться там, где вздумается. Это претензии либо к администрации города, либо к администрации того заведения, на территории которого находится стоянка. В частности, к детской поликлинике. А мы со своей стороны можем только оштрафовать, но уже по факту нарушения. За 2 месяца этого года уже наложено 3065 штрафов, из них 167 - за парковку на тротуаре.
- Многие жалуются на хамство водителей: никогда дорогу не уступят, на светофоре становятся поперек "зебры", спокойно могут обдать грязной водой из лужи, нерегулируемые переходы вообще игнорируют... Как-то можно приструнить невежливых водителей?
- Можно. Статья 12 Кодекса административных правонарушений регламентирует штрафы за переход в неположенном месте, за то, что не уступил дорогу на нерегулируемом переходе и т.д.
Но штраф за такие правонарушения не велик - от 100 до 200 рублей. Для владельца дорогой иномарки это не деньги, да и с возможными последствиями не сопоставимо. Кстати, Государственная Дума рассматривает поправки к 12-й статье, ужесточение наказания.
Знаю, что в законопроекте предусмотрен штраф за переход в неположенном месте - 300, за не уступление - штраф 500 рублей, за проезд и парковку на тротуаре - либо штраф, либо лишение водительских прав. Это способно приструнить водителя. Жаль, что Дума планирует принятие закона не раньше октября.
- По весне традиционно увеличивается рост ДТП. С чем это связано?
- Во-первых, увеличивается количество автомобилистов. Во-вторых, в любой сезон факторы, провоцирующие ДТП: погода и качество дороги. Между прочим, весной возрастает количество ДТП по вине пешехода. Яркий пример: район Семязино. По-строили надземный переход, а люди все равно - через дорогу. Это традиционное место происшествий, в которых нельзя обвинять только водителя.
Беседовала Анна НОВИКОВА
http://www.province.ru/newspapers/gazeta/24/13(341)/498135.html
В Челябинске пешеходов давят на светофорах и тротуарах
Челябинск, Февраль 21 (Новый Регион, Юлия Малецкая) – Челябинские водители давят пешеходов, даже когда они переходят дорогу на зеленый свет и гуляют по тротуарам.
Как передает корреспондент «Нового Региона», вчера на проспекте Победы водитель автомобиля ВАЗ-2106 не справился с управлением и вылетел на тротуар. Под колеса попала 18-летняя девушка, с ушибами тазобедренного и коленного суставов она направлена на амбулаторное лечение. Стоит отметить, что данный водитель трижды привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
В Советском районе под колесами автомобиля оказалась еще одна молодая челябинка. В тот момент, когда она переходила дорогу на зеленый сигнал светофора, на нее наехала «Ока» под управлением жителя Копейска. С закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга и переломом ноги девушка была госпитализирована.
По данным сотрудников Челябинской Госавтоинспекции с начала года 8 тысяч 805 водителей было привлечено к административной ответственности, за непредставление преимущества в движении пешеходам.
Состояние здоровья и жизни человека в современном быстро меняющемся мире становится одной из серьёзнейших проблем, наряду с сохранением животных и растительности, чистоты воздуха, воды, жизнеспособности Земли. Особенно остро ощущается эта проблема в больших городах. Жизнь человека в городской среде находится в тесной зависимости от социальной и окружающей среды, которая ныне тиражирует в нас раздражение, усталость и болезни, снижает производительность труда и интерес к творчеству. И всё это в сочетании с материальной и бытовой необеспеченностью унижает и угнетает нас. Но куда более серьёзным является вызванный этими нарушениями подрыв в развитии культуры, получении полноценных знаний, что делает человека безразличным, не способным сопротивляться негативным явлениям.
Казалось бы, проблемы развития города должны решаться, не повторяя прежних ошибок. Но, увы, ощутимый контроль над общественным мнением с целью минимизации распространения информации о недостатках в развитии города препятствует предупреждению произвольных действий властей в управлении городским хозяйством. Начну с адского положения, в которое поставлены пешеходы - большая часть населения Баку. Городские улицы полны неожиданностей для пешехода. Они передвигаются с трудом на свой страх и риск из-за того, что на тротуарах множество ступенек (каждый магазин или офис по-своему оформляет площадку перед входом), нередко пешехода подстерегают ямы после проведения ремонтных работ, некоторые учреждения сооружают парадные подъезды, как правило, за счёт тротуара. Можно привести множество примеров, когда в центральной части города узкие тротуары полностью оккупируются парадными входами в банк, офис, фирму, кафе, бар. Так, на улице Абдиева банк Aselsan не только занял парадным входом тротуар, но даже и проезжую часть улицы. На улице М.Кашкая хозяева недавно построенных здесь вилл перегородили тротуар кустарником. Почти на всех улицах в центре города входы в подвалы сужают и без того узкую проезжую часть, а иногда занимают её полностью. Свободное движение на тротуарах затрудняется также в результате размещения на них рекламных щитов, которые устанавливаются нередко прямо на перекрёстке. На некоторых улицах Баку тротуара вообще нет (например на проспекте Метбуат, напротив издательства) и пешеход вынужден идти по проезжей части. Повсюду на тротуарах припаркованы автомобили. Грубое вторжение в пространство пешехода носит безрассудный и бесконтрольный характер. Водители игнорируют правила дорожного движения. Упиваясь полной свободой, они заезжают на пешеходную дорожку, оставляют машину даже на "зебре"! Они не признают, что тротуар предназначен для пешехода. Нередко хозяева магазинов и офисов, как в старину "привязывают" "стальных" коней поперёк тротуаров. Нелепо - тротуар предназначен для пешехода - это его жизненное пространство, а он нормально им не может пользоваться.
Обычным явлением в Баку стала езда на тротуарах. Так, недавно по тротуару по улице Инглаб ехал на приличной скорости автомобиль марки "Жигули". По одну сторону тротуара была стена, по другую - кусты. Люди, испугавшись, полезли в кустарник. Испуганный малыш, шедший с бабушкой, когда машина проехала, выходя из кустов, закричал громко "безоба". Я спросил бабушку малыша, что он говорит. "Он хочет сказать "безобразие", - сказала она.
К сожалению, труднее всех приходится на улицах города инвалидам, детям и старикам. Обилие препятствий на тротуарах затрудняет, а иногда делает невозможным их передвижение. Однако городские власти о них и не думают. А ведь отношение к инвалидам и старикам - социально незащищённым слоям населения - ныне характеризует культуру нации.
На улицах Баку действуют малые предприятия (мастерские) по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (слесарные работы, наладка электрооборудования и радиоаппаратуры, ремонт камер, обивка сидений и пр.). Обычно они размещаются в небольшом помещении на первом этаже дома и все услуги проводят на тротуаре. Здесь же дожидаются своей очереди автомобили, загромождая тротуар. Пешеход же вынужден, чтобы не измазаться, обходить это место за версту по проезжей части улицы. Полиция же никогда не замечает автомобили, поставленные на тротуаре.
С давних пор во всех городах мира тротуар создавали для пешехода, проезжую часть - для транспорта, и за этим строго следят. Так, в США полицейский штрафует мотоциклиста на 45 долларов, если тот оставил свой транспорт на тротуаре. Во всех странах заботятся о пространстве пешехода. Так, 300 представителей 20 городов Европы, США, Канады и Израиля провели в Амстердаме встречу, на которой было принято обращение к правительствам этих стран с требованием поддержать инициативу по обустройству своих городов, чтобы сделать их более комфортабельными для пешеходов.
Власти Баку, руководя городским хозяйством, мало думают о человеке, а это чревато ростом социальной напряжённости. Забвению предаётся простая истина, что город создавался для человека. Люди же, выходя на улицу, попадают в автомобильные джунгли. Это ведет к бесконечным стрессам, что в конечном итоге негативно сказывается на здоровье граждан, и несомненно отражается на экономическом потенциале страны. Отмечено также, что нормальные условия для передвижения пешеходов ведут к снижению перегруженности пассажирского транспорта. Вообще корень многих недостатков в том, что руководители городского хозяйства мало ходят пешком, не ощущают на себе тягот пешехода.
То, что тротуар является пространством для пешехода - это простая истина, но, к сожалению, её приходится отстаивать, т.к. властные органы не признают этого. Все эти негативные явления вытекают из непонимания проблемы и многие из них, уверен, можно ликвидировать при небольших затратах, в основном интеллектуальных.
Игнорировать дорожные знаки постепенно входит в привычку водителей нашего города, и одним из самых неприметных для их глаз является знак, обозначающий объезд. Несколько дней назад отрезок проезжей части по улице 9-мая был перекрыт, о чем свидетельствовали соответствующие знаки. Предприимчивые тавдинские водители быстро нашли для себя путь, более удобный, чем предназначенные для этих целей объездные дороги, и стали ездить по тротуару, чем подвергают большой опасности жизни ни в чем не повинных пешеходов. К сожалению, подобные нарушения правил дорожного движения стали приобретать массовый характер, но никто пока не изъявил желания их пресечь. За езду на автомобиле по тротуару законом предусматривается пятидесятирублевый штраф. Но кто же будет штрафовать бессовестных водителей, если сотрудники правоохранительных органов сами подают дурной пример, а он, как известно, заразителен.
http://www.tavda.info/news/comment/?id=498
Как поймать гаишника-«оборотня» В стране появилось новое движение - активисты-водители объединились, чтобы навести порядок на дорогах
«Верхи» могут, «низы» хотят
Беспредел на дорогах страны достиг такого масштаба, что сам Путин вынужден был объявить войну привилегиям на дорогах. В итоге у чиновников наконец-то изымают мигалки и спецномера (см. «КП» за 12, 18, 22 сентября).
Одобряя инициативу «сверху», но особо на нее не надеясь, набирает обороты движение «снизу»: водители объединились и организовали общероссийское течение, пропагандирующее уважение к ПДД.
Эти водители называют себя просто - «нормальными людьми». Они не желают, чтобы их близкие оказались под колесами какого-нибудь «отморозка» - не важно, кто в машине: важный чиновник, человек при погонах или болван, купивший права, - активно борются в лихачами. В первую очередь со «статусными водителями»: милиционерами и чиновниками.
Объединяет «нормальных людей» Интернет. Место встречи: два сайта - http://www.narushil.ru/ и http://www.gai.net.ru/. На первом участники выкладывают фото- и видеосвидетельства нарушений ПДД. А на http://www.gai.net.ru/, разложив по полочкам автомобильное законодательство, разъясняют, почему не стоит давать взятки гаишникам. Информация достоверная и бесплатная.
«Стукачи» или правозащитники?
Движение «нормальных» держится на трех активистах - это Георгий Бадьин из Екатеринбурга, Максим Павлюченков из Питера и Дмитрий Лейбов из Москвы.
Павлюченков отработал систему слежения за нарушителями с синими номерами. Не проходит недели, чтобы в питерских прокуратурах у больших начальников не появился очередной «привет от законопослушного водителя» с подробным досье на их раздолбаев подчиненных. Сначала от Павлюченкова отмахивались, не принимали фотовидеосъемку, аргументируя тем, что цифровые носители не могут являться доказательством. Но Павлюченков доказал обратное. И теперь по его заявлениям в ГАИ проходит проверка.
А Дмитрий Лейбов прославился тем, что достучался до Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, указав большим начальникам на то, как столичные гаишники целый год незаконно лишали водителей прав, увидев на их машине просроченные транзитные номера или отсутствие одного из номерных знаков. Это, конечно, правонарушение, но за него полагается всего лишь штраф в 50 рублей. В результате нечистым на руку гаишникам лазейку перекрыли.
Бадьин - главный консультант на http://www.gai.net.ru/.
Зная все «пробоины» в автомобильном законодательстве, «нормальные» при желании могут «отмазать» от претензий гаишников любого - даже севшего за руль мертвецки пьяным. Но не сделают этого ни-ког-да!
Можно ли наказать лихача с «блатными» номерами?
Увидели, как водители с «синими» или «флаговыми» номерами игнорируют ПДД, выезжая на «встречку» или рассекая по тротуару? Вместо того чтобы сотрясать воздух, делайте так:
1) Фиксируйте факт нарушения на видеокамеру или фотоаппарат. Снимайте так, чтобы был виден номер машины!
2) В двух экземплярах пишите заявления об административном правонарушении (образцы есть на http://www.narushil.ru/): одно отправляйте в прокуратуру, другое - в отделение ГИБДД того района, где вы зафиксировали нарушение. В заявлении указывайте: дату, время, район, марку и номер машины, направление движения автомобиля, суть нарушения. Обязательно укажите номер дома, около которого произошло нарушение правил. И не тяните с подачей - на все про все у вас есть два месяца! После этого в принятии заявления вам могут отказать.
В заявлении укажите телефон, адрес и Ф.И.О. свидетелей. В конце письма припишите: «Прошу установить личность водителя и привлечь его к административной ответственности».
3) Распечатайте фотографии и приложите их к заявлению. А еще лучше - диск с копией фотосъемки или видеозаписи. По этой схеме уже были отправлены сотни заявлений. Раньше их игнорировали - сейчас по каждому проводят доскональную проверку.
Самые распространенные способы вымогательства
Гаишник открытым текстом требует взятку, если... А на деле...
Говорит, что вы попали на штраф в 5 МРОТ, а это более 5 тысяч рублей. Сам предлагает: «1000, и расходимся на месте». Штрафы начисляются из размера 1 МРОТ = 100 рублей, то есть в любом случае, даже нарушив правила, по квитанции вы заплатите 500 рублей.
Грозится забрать права на три месяца за то, что у вас просрочены транзитные номера или нет одного номерного знака. Обещает «временно ослепнуть» за 300 долларов. По этому поводу есть разъяснение Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года, по которому вы отделаетесь легким испугом и штрафом в 50 рублей.
Утверждает, что вы «стопроцентно пили и освидетельствование это покажет». Расчет на то, что решите не связываться и откупитесь на месте. Ваши действия: четко говорите, что не пили и что готовы проехать на освидетельствование к врачу-наркологу. Но только тогда, когда инспектор составит протокол об ОТСТРАНЕНИИ вас от управления транспортным средством и протокол о НАПРАВЛЕНИИ на медицинское освидетельствование. На трезвого гаишники оформлять бумаги не будут - им же потом за это и достанется.
Пытается подсунуть бумагу со словами: «А, ну не хотите ехать на освидетельствование - не надо... Подпишите, что отказываетесь ехать, - и все. И больше мы вас не задерживаем». Эта бумага называется «протокол об отказе от прохождения медицинского освидетельствования». Ее НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ПОДПИСЫВАТЬ! Подписав протокол, вы фактически признаете себя виновным. Даже если были абсолютно трезвы, это уже не будет иметь значения, т. к. КоАП РФ предусматривает ответственность именно за факт отказа от прохождения освидетельствования - за это лишают прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Грозятся снять номера или забрать талон техосмотра за тонировку или «громкий глушитель». Номера снимают, если не пройден техосмотр, а не за тонировку или прочие нарушения. Забрать талон ГТО тоже не могут. Его забирают на экспертизу в единственном случае - при подозрении на подделку. При этом оформляют документы об изъятии. А за тонировку, спортивный руль, отлетевший глушитель и т. п. вас оштрафуют на 50 рублей.
КСТАТИ
На сознательных водителей глядя, гаишники стали перенимать опыт. ГИБДД Северного округа открыла сайт http://www.gibddsao.ru/. Здесь на удивление много полезной информации. Есть возможность пожаловаться на инспектора. У ГИБДД других округов таких сайтов нет.
КОММЕНТАРИЙ ГАИ
«Мы и так за своими следим»
- Описанный вами способ наказать лихача может сработать. Но только теоретически, - сообщили нам источники в столичной Госавтоинспекции. - Действительно, при получении такой «телеги» будет назначена служебная проверка. Но только в самом худшем случае проверяемый получит выговор. Обычно дело заканчивается формулировкой «объективного подтверждения факты не нашли». И дело не в том, что прикрываем своих. Видеоматериалы - это для суда, и то они не являются решающим доказательством. А доказать необходимо, поскольку у нас презумпция невиновности. Но проблемы от начальства, конечно, будут.
Однако мы не советовали бы следовать этой практике. Ведь ради одного нарушителя от нормальной работы оторвется еще пара десятков сотрудников, которые будут его проверять. Между тем при ГУВД Москвы и так есть специальное подразделение - линейный контроль. Оно проверяет как раз служебный транспорт. И его реально опасаются милиционеры - линейный контроль и номера за нарушение может снять. К тому же наше руководство постоянно проверяет подчиненных. Как по плану, так и внезапно. А еще есть постоянная практика у начальства ГИБДД: едешь на работу - по дороге присмотри за всеми инспекторами, которые попадутся. Знаете, помогает.
Несколько дней кряду в центре Барнаула автомобили ездят по тротуару
В сложной ситуации оказались пешеходы, которым приходится попадать на пересечение проспекта Социалистического и улицы Пролетарской в Барнауле.
Дело в том, что на этом перекрестке уже несколько дней к ряду выдутся ремонтные работы. Все это время на аварийном участке стоят соответствующие дорожные знаки, в том числе и так называемый «кирпич», который запрещает сворачивать с проспекта на улицу.
Однако, игнорируя все правила, автомобили огибают знак и прямо по пешеходному тротуару плотным потоком двигаются в сторону проспекта Ленина.
Все это время молчаливую, но упорную борьбу с ними ведут сотрудники офисного здания, в непосредственной близости к которому проезжают нарушители.
«Мы уже ограждали тротуар лентой, ставили оградительные металлические конструкции со знаком "кирпич" - ничего не помогало. Находчивые водители останавливались, отодвигали конструкции, проезжали… и снова ставили их на место. Сегодня, чтобы хоть как-то обуздать водителей, мы вышли с фотоаппаратом и запечатлели их выходки. Увидев, что проезд запрещен, разворачивались единицы», - говорит Ирина, сотрудница компании.
Ситуация с детским травматизмом на дорогах Тюмени и Тюменской области остается напряженной. Чем больше пригревает солнышко, тем быстрее увеличивается на автодорогах количество происшествий, при которых страдают дети.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты "Вслух.Ру" в отделе пропаганды ГИБДД Тюменской области, за три месяца 2002 года на дорогах Тюмени зарегистрировано 27 дорожно-транспортных происшествий с участием детей: 28 человек получили травмы различной степени тяжести, в марте один ребенок-пассажир погиб при столкновении автомобилей, и двое детей погибли 8 апреля на улице Мусы Джалиля, где "Волга" сбила двоих мальчиков, учащихся 6 "Б" класса школы N 9; водитель злосчастной "Волги" скрылся с места происшествия, но затем сам пришел в ГИБДД с повинной.
По статистике, наиболее часто попадают под колеса автомашин мальчики (19 пострадавших за три месяца), реже - девочки. В основном, дети попадают в ДТП в послеобеденное время - с 12 до 18 часов. 15 из 27 зарегистрированных ДТП произошли по вине водителей.
Основным нарушением ПДД, совершаемым школьниками, является пересечение проезжей части вне пешеходного перехода, переход дороги в неустановленном месте, переход из-за стоящего транспорта.
Основные нарушения среди водителей: неправильный проезд перекрестков; неподчинение требованиям дорожных знаков. Три ДТП с участием детей в этом году произошли из-за недостатков организации дорожного движения - скользкого покрытия (2 случая) и отсутствия ограждений (1 случай).
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты "Вслух.Ру" в пресс-службе ГИБДД Сургута, в Сургутском районе на сегодняшний день 11 детей госпитализированы с тяжелыми травмами и 2 ребенка погибли. По вине водителей произошло 9 ДТП, и только в трех случаях виновниками аварий стали сами дети.
Дети получают травмы и гибнут, когда водители игнорируют права пешеходов, не пропуская их на пешеходных переходах, разъезжая по дворам на высокой скорости и ставя машины на тротуарах.
Водитель должен помнить: дети непредсказуемы. Они перебегают дорогу там, где ближе, выскакивая на проезжую часть в самых неожиданных местах и подвергая тем самым опасности не только свою жизнь, но и жизнь других участников дорожного движения.
Ведь дети – это несовершеннолетние участники дорожного движения, которые в силу психологических и возрастных особенностей не всегда могут правильно воспринимать и реагировать на нестандартные дорожно-транспортные ситуации. Никто из родителей не хотел бы потерять ребенка, тем более из-за лихачества водителей. Помните: на дороге может оказаться и ваш ребенок.
В истекшем году в Российской Федерации впервые за последние пять лет зарегистрирован рост показателей аварийности с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. Количество "детских" дорожно-транспортных происшествий, а также число погибших возросло соответственно на 0,2% и 4,3%, при этом число раненых снизилось лишь на 0,1%.
В 2001 году почти в каждом восьмом автопроисшествии (13,0%) принимали участие юные россияне, в них погибли около 5,1% и получили травмы 11,6% всех пострадавших.
Свыше половины всех пострадавших в ДТП детей - учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7-14 лет, но наиболее тяжелыми оказываются последствия происшествий для детей в возрасте до 7 лет и с 14 до 16 лет. И, наоборот, возрастная категория детей с 7 до 14 лет характеризуется небольшой тяжестью последствий.
Более половины от общего количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей и подростков составили пешеходы - 57,1%, значительно меньше -пассажиры - 32,1%, велосипедисты - 5,9%, водители мотоциклов и мопедов - 4,6%.
Статистика показывает, что в гибели и травмах детей-пассажиров в основном повинны взрослые, которые не обеспечили безопасность их перевозки. Около трети всех пострадавших в ДТП составляют дети-пассажиры транспортных средств (37,0% погибших и 27,0% раненых); в том числе, легковых автомобилей (соответственно 26,5% и 19,4%) и автобусов (1,2% и 2,4%).
Детский дорожно-транспортный травматизм в России имеет ярко выраженный сезонный характер. Основная часть происшествий и наибольшее число погибших и раненых детей зарегистрировано с мая по сентябрь. Так, в июне погибло 12,8% и получили травмы 13,1% всех пострадавших детей; в июле, соответственно, - 13,6% и 11,7%; в августе - 13,9% и 12,7%.
По мнению специалистов, одним из основных факторов, определяющим уровень и тенденции детского травматизма в России, является резкий рост уровня автомобилизации. Количество автомобилей на 1000 человек населения уже приблизилось к 200. Значительно возросла и интенсивность движения.
Александр Южный
Отечественных автоинспекторов хотят заставить более эффективно оценивать состояние водителя
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предусматривающий штрафы для сотрудников ГАИ, необоснованно направляющих водителей на медосвидетельствование на состояние опьянения. Желая уравнять в правах водителей и инспекторов, авторы нововведений предлагают штрафовать работников ДПС в первый раз на 500 рублей, в последующие - до 5 тысяч рублей. Депутаты считают, что автомобилистов ставят перед выбором: потерять время на освидетельствование или дать взятку. При этом у водителя нет возможности отказаться от процедуры, а инспектор не несет никакой ответственности в случае, если водитель окажется трезв. Хотя, по данным официальной статистики, алкоголя не находят в организме семи из десяти направленных на обследование водителей.
Автоинспектор имеет право направить на медицинское освидетельствование любого водителя, если ему покажется, что тот нетрезв. Как пояснили в пресс-службе департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД корреспонденту "Газеты", подобные полномочия закреплены статьей 27.12 КоАП и постановлением правительства России. Согласно постановлению, достаточными основаниями полагать, что водитель пьян, является наличие запаха алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица или поведение, не соответствующее обстановке. При этом, как зафиксировано в КоАП, водителя в случае отказа от освидетельствования могут лишить прав и подвергнуть административному аресту. Поэтому многие автомобилисты предпочитают откупаться от инспекторов, чтобы не тратить время и нервы: зачастую весь процесс занимает несколько часов.
Согласно милицейской статистике, за июль - сентябрь сотрудники ДОБДД отправили на освидетельствование более 23 тысяч водителей. Из них только 7,2 тысячи оказались в состоянии алкогольного опьянения. В 2007 году мировыми судьями Московской области рассмотрено почти 122 тысячи дел об административных нарушениях, предусматривающих лишение права на управление автомобилем, а райсудами - более 2,5 тысячи таких дел. Из них более чем по 19,5 тысячи дел производство прекращено. Кроме того, решения по 30% жалоб на постановления мировых судей, в соответствии с которыми граждане были лишены прав, вынесены в пользу водителей.
"Разумеется, исключить случаи, когда врачи будут выносить водителям "трезвые вердикты", невозможно, - отмечают сотрудники ДОБДД. - Ведь инспектор не врач, и он не может гарантированно утверждать, что водитель будет признан находящимся в состоянии опьянения, направляя его в медицинское учреждение. Бывает, у человека имеются все признаки опьянения, но вызваны они не употреблением спиртного, а стрессом, усталостью или принятием лекарственных препаратов".
По мнению одного из авторов законопроекта, зампреда комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова (фракция "Справедливая Россия"), если инспектор не умеет отличить нормального водителя от ненормального, его надо увольнять с работы. Согласно законопроекту, предусматривающему поправки в КоАП, если результат освидетельствования окажется отрицательным, а направление на него - необоснованным, инспектора предлагается оштрафовать на 500 рублей. "Рецидив" в течение полугода будет стоить сотруднику ДПС уже от 2 тысяч до 5 тысяч рублей.
Кроме того, законопроект предоставляет право защитнику или законному представителю водителя присутствовать на медицинском обследовании, а также обязывает вручать водителю копию акта освидетельствования. Как пояснил Гудков, предполагается, что с этим документом водитель может обратиться в суд.
Между тем правозащитники скептически оценили инициативу депутатов. По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, на практике такой закон может привести к сговору инспекторов и медиков, и тогда трезвым уже никогда никого не признают. С ним согласен адвокат Андрей Карпов. "Известно, что большой процент трезвых водителей во время освидетельствования признаются врачами пьяными. В наркологических кабинетах не ведется видеозаписи, процесс освидетельствования никак не фиксируется, - отмечает он. - На практике водитель не может доказать, что он не был пьян, если медик его таковым признал и составил соответствующий акт". По мнению адвоката, инспектор все же должен руководствоваться законом и своим жизненным опытом, то есть субъективным мнением. "Пусть лучше десять трезвых проверит, но одного пьяного поймает, - считает Карпов. - Надо наказывать инспектора не рублем, а изменить сам механизм отправления на освидетельствование, сделать его более четким".
Глава Московской коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин добавил, что нормы, предлагаемые законопроектом, не будут работать на практике, так как доказать злой умысел инспектора, отправляющего трезвого водителя на освидетельствование, невозможно.