Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: История очевидцев:

ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ РАЗРУШИЛ РОК-Н-РОЛЛ

  • The Beatles. Как английская поп-музыка отвоевала место под солнцем у американского рок-н-ролла


  • Советский Союз разрушил рок-н-ролл!


  • Рок-н-ролл — это не протест, а возможность заработать


  • Борис Гребенщиков: «Мантры – это рок-н-ролл»




  • - Мечтай так, как будто ты бессмертен, живи как будто умрешь сегодня
    Джеймс Дин











    The Beatles. Как английская поп-музыка отвоевала место под солнцем у американского рок-н-ролла


    Коллекция редкостей. Эфир от 01.08.2007 г.

    Всем большой привет. Разумеется, музыкальный. Мы с вами вновь встретились. Прекрасно. Предлагаю продолжить праздники. Нет, не предлагаю, в ультимативном порядке заявляю - праздники продолжаются. А не то рутина и будничная жизнь отобьёт всякий интерес к жизни. А что такое праздник? Это верные друзья, любимая подруга, вкусный напиток, прекрасная музыка. И всё это в одном месте, в одно время. Просто до безобразия. А музыка у меня сегодня в программе: закачаешься и закрутишься. Рок-н-ролл в исполнении The Beatles.
    рок-н-ролл,  мечтай так, как будто ты бессмертен, живи как будто умрешь сегодня

    The Beatles - олицетворение рок-н-ролла. И квинтэссенцией этого стиля стала песня 'Twist and Shout'. Во имя рок-н-ролла Джон Леннон просто надрывал голосовые связки, которые были истерзаны суровым графиком студийной работы. Интересно, что эта песня была заимствована у Isley Brothers, которые в свою очередь взяли ее у воспитанников Фила Спектра - группы Top Notes, совершенно ужасно записавшей песню в студии. С первой же попытки Леннон исполнил лучший рок-н-ролл Великобритании того времени, в чем группа оказала ему полную поддержку - и прежде всего следует отметить великолепные барабаны Ринго в самом конце номера.

    01. 'Twist And Shout' (2:28)

    Так почему же The Beatles? Конъюнктура, скажет кто-то. Отчасти, соглашусь я. Музыкальные исследования дают парадоксальную вещь - о существовании The Beatles знают многие, а вот их песни помнят единицы.

    Сегодня хочу предложить послушать двойной альбом The Beatles 'Rock'n'roll music', который вышел в 1976 году. И в него включены песни 1963 - 1965 гг., написанные как ливерпульской четвёркой, так и корифеями рок-н-ролла. Может быть, кто-то для себя откроет что-то новое. Ну, например, что изобретение слова 'рок-н-ролл' зря приписывают Алану Фриду - американскому ди-джею из города Кливленд. Есть аудиодоказательство, что впервые оно прозвучало в 1934 году на пластинке негритянской певицы Конни Босуэлл. Фрид просто стал наиболее часто использовать это слово и превратил его в термин.

    02. 'I Saw Her Standing There' (2:47)

    Идём дальше. 'You Can't Do That'. Эта песня записана 22 мая 1964 года. Из всех песен на пластинке 'Вечер трудного дня' Джон Леннон больше всего гордился именно этой. Не случайно композиция была самой необработанной и наименее отшлифованной из всех, записанных им до сих пор. Она была навеяна популярными в Мемфисе песнями в стиле ритм-энд-блюз и, как позднее писал музыкальный критик Лестер Бэнгс, 'построена на одном из самых острых и незабываемых гитарных риффов из всех, когда-либо сочинявшихся'. Леннон исполнял партию на соло-гитаре, которая звучала довольно сердито, резко отличаясь от всего, что сыграл в альбоме Джордж Харрисон.

    03. 'You Can't Do That' (2:29)

    Всем большой музыкальный привет. В студии Александр Винокуров. Сегодня в нашей программе рассказ о том, как английская поп-музыка отвоевала место под солнцем у американского рок-н-ролла. Группа The Beatles играет только рок-н-ролл. В 1976 году британцы выпустили двойной альбом 'Rock'n'Roll Music'.

    'I Wanna Be Your Man' записывалась 5 дней - 11, 12, 30 сентября, 3, 23 октября 1963 г. В то время как The Beatles заканчивали работу над песней, уже было известно, что она станет вторым по счету синглом группы Rolling Stones. Рассказывают, что менеджер Stones Эндрю Олдэм, заметив на улице Леннона и Маккартни, затащил их в свою машину и уговорил написать песню для своей новой группы. The Beatles сыграли для Stones один куплет 'I Wanna Be Your Man', затем поехали в другой офис, чтобы завершить дело и уже через час ошеломили своих младших коллег законченной композицией. Rolling Stones исполняли ее в стиле ритм-энд-блюза, а The Beatles отдали песню Ринго, и она стала его постоянным концертным номером в течение последующих трех лет. Забавно, что во время турне Ринго обычно забывал, что песня состоит из двух куплетов, и все время норовил повторить первый.

    04. 'I Wanna Be Your Man' (1:53)

    Рок-н-ролл - вот слово, которым сейчас принято называть все что угодно и ничего конкретно одновременно. Даже обычное дребезжание гитар уже называют рок-н-роллом, хотя в действительности изначально под этим подразумевалось нечто иное. В 1950-х, когда он появился, словом рок-н-ролл называли некую смесь 'ритм-энд-блюза' и 'хиллбили кантри' - двух музыкальных стилей, существующих практически исключительно в Америке и имеющих богатую историю.

    Первое - это подвид блюза, который имеет давние традиции чернокожих исполнителей негритянских гетто США. Второе - это подвид музыки кантри, которая имела богатые корни, уходящие еще во времена первых белых поселенцев Америки. Оба эти стиля предъявляют большие требования - прежде всего к певцу. От него требуется умение вести за собой аккомпанирующих музыкантов.

    Песня 'I Call Your Name' вошла в пятый мини-альбом 'Long Tall Sally'. Шел июнь 1964 года:

    05. 'I Call Your Name' (2:04)

    Песня 'Boys' была записана 11 февраля 1963 г. Если Джорджу дозволялись эпизодические, но 'почетные' исполнения, то вокальные партии Ринго на протяжении карьеры группы были делом чисто символическим - они были нужны в основном для того, чтобы успокоить его поклонников. Хит 'Boys' 1960 г. американской группы Shirelles Ринго спел с большим энтузиазмом - возможно, и не уловив некоторые тонкости лирики, но зато записав песню с первой попытки. Наверное, в 1963 г. многие удивлялись, почему Ринго воздает хвалу мальчишеским забавам, вместо того чтобы воспевать противоположный пол. Эту композицию The Beatles исполняли около двух лет, причем Ринго 'унаследовал' вокальную партию от предыдущего ударника, Пита Бэста.

    06. 'Boys' (2:19)

    О The Beatles написано много исследований, биографических книг и статей, так что за полной информацией мы отсылаем читателя к другим изданиям. Здесь же упомянем только, что The Beatles - типичный продукт и представитель ливерпульского 'мерсибита'. В школьном возрасте все участники группы играли в скиффл-бэндах. Затем, уже вместе, главным образом в период работы в Гамбурге, откровенно подражали манере американских звезд рок-н-ролла - особенно Джину Винсенту и Джерри Ли Льюису, исполняя песни Чака Берри, Бадди Холли, Карла Перкинса, Джерри Либера и Майка Столлера. И лишь позднее - после 1963 года - группа постепенно находит свое лицо, сочиняя собственную музыку, меняя направленность текстов, обогащая оркестровки включением самых разных инструментов, расширяя стилистические и эстетические рамки рок-музыки.

    07. 'Long Tall Sally' (1:58)

    Следующая песня, 'Rock'n'Roll Music' была записана 18 октября 1964 г. Уже не в первый раз The Beatles взяли классическую американскую песню и буквально изменили ее до неузнаваемости. Оригинальная запись в исполнении Чака Берри, положившая начало рок-н-роллу как противовесу 'скучной' музыке, оказалась лишь намеком на потенциальную мощь этого жанра. С Ленноном, Маккартни и продюсером Джорджем Мартином на клавишных группа The Beatles превратила этот намек в осуществленную возможность. Берри писал и исполнял великолепные композиции в стиле рок, но лишь Леннон смог спеть одну из них так, как она того заслуживала.

    08. 'Rock'n'Roll Music' (2:26)

    В начале своей карьеры The Beatles играли громко, необузданно, выглядели неряхами, творили на сцене бог знает что - словом, дикари, да и только. Они продолжали играть в стиле рок-н-ролл, который вошел в моду в Ливерпуле, когда они его покидали, но теперь постепенно сходил на нет. The Beatles не только не изменили своей манере - теперь это был трижды рок-н-ролл: они усилили громкость, добавили топот, они 'делали шоу'. В результате они создали свое, присущее только им, новое звучание. Это звучание стояло от сдержанной манеры Shadows на несколько световых лет. Звучание, от которого можно было или бежать, заткнув уши, или сойти с рельсов и впасть в буйный экстаз вместе с исполнителями. Их взрывчатость, страстность, яркость индивидуальностей, способность увлечь аудиторию играли, конечно, немалую роль. Важно было и другое: новое, необычное звучание создали свои, ливерпульские ребята, 'ливерпульская косточка', такие же, как те, кто их слушал, - грубоватые, резкие, без притворства, антиподы шоу-бизнеса.

    09. 'Slow Down' (2:50)

    Песня 'Kansas City' была записана 18 октября 1964 г. Вслед за Литтл Ричардом The Beatles исполнили эту песню в стиле 'ритм-энд-блюз' начала 1950-х, добавив в конце 'перекличку' основного вокала и подпевки. Ричард переделал оригинальную аранжировку композиции, и Пол Маккартни в точности повторил новую версию. В студии музыканты отыграли номер так же, как они делали это на сцене. Возможно, версия 1964 г. звучит несколько энергичнее, чем та, которую музыканты записали в декабре 1962 г. (выпущена на CD в 1962 году 'Live Recordings'), но исполнительский подход в обоих случаях почти идентичен.

    10. 'Kansas City' (2:30)

    'Money (That's What I Want)'. Записана 18, 30 июля и 30 сентября 1963 г. Третья и последняя классическая композиция Motown в интерпретации Джона Леннона обретает новую жизнь. Несколько неуверенное пение первых исполнителей композиции было повергнуто наземь мощным вокалом Леннона, буквально раздиравшим горло, как и в песне 'Twist And Shout'. Джордж Мартин здесь аккомпанирует Леннону на фортепиано. Песня исполнялась группой и раньше, на прослушивании в компании 'Декка' в январе 1962 г., только без фортепианного аккомпанемента. Тогда Леннон просто спел песню Баррета Стронга. Почти два года спустя в EMI он буквально 'проживал' ее, выкрикивая слова как на сеансе психотерапии. Многие критики обратили внимание, что Джон углубил смысл песни, добавив в припеве к последнему куплету фразу 'Хочу быть свободным' ('I wanna be free'), словно желая вырваться из плена страсти, которой он одержим. На моно и стереомиксе композиции имеют несколько отличные версии вокала Леннона. Окончательная версия выпущена на Mono-CD.

    11. 'Money (That's What I Want)' (2:41)

    В октябре 1963 года над Британскими островами, не успевшими еще прийти в себя от скандала с Кристин Килер и Джоном Профьюмо, нависла битломания. Нависла, захлестнула и не унималась в течение трех лет, охватив весь мир. Истеричные подростки всех цветов кожи и слоев общества пронзительно вопили 'йе-йе', не слыша за собственными воплями музыки. Они находились в состоянии эмоционального, интеллектуального или сексуального опьянения. С пеной на губах, в слезах, они налетали на The Beatles, а то и попросту хлопались в обморок.

    В течение трех лет это безумие владело всем миром. Каждая страна становилась свидетелем массового психоза, который совсем недавно казался немыслимым и которому вряд ли суждено повториться. Сегодня никто в такое уже не верит, а между тем вчера все это было правдой. Битломанию как явление нельзя преувеличить, потому что сама битломания и есть преувеличение. Тех, кому все это кажется сказками, можно адресовать к ведущим газетам мира того времени, которые в километрах слов и фотографий запечатлели каждый шаг The Beatles на пути завоевания земного шара.

    12. 'Bad Boy' (2:14)

    Как вы думаете, почему The Beatles так популярны? Они возродили во всей своей первозданности музыку рок-н-ролла, истоки которой уходят в негритянскую песенную традицию Америки. Они нанесли удар по эстраде, выхолощенной певцами типа Клиффа Ричарда, сменивших вялой безжизненностью прежний напор. The Beatles взорвали эту опостылевшую сцену. Материей The Beatles стал вопль. Они вопили оглушительно, в сильнейшем возбуждении, надрывая слух и душу, олицетворяя бунт молодости.

    Будучи, по существу, скорее вокалистами, чем инструменталистами, The Beatles мыслили совершенно независимо и пели все, что им заблагорассудится, ради удовольствия, славы и денег. Они несли звуковую мощь, магнетическое обаяние личностей. Это безусловный феномен, который бросил открытый вызов менеджерам. Вот что такое 'потрясающие The Beatles'. Не думаю, чтобы такое явление когда-нибудь повторилось.

    13. 'Matchbox' (1:53)

    Битлами высоко ценился Чак Берри - как исполнитель и как композитор. Его песни 'Rock'n'Roll Music' и 'Roll Over Beethoven' прочно вошли в репертуар The Beatles. 'Посторонись-ка, Бетховен. Сегодня мне снова захотелось послушать рок'. Это было кредо молодёжной субкультуры - освободиться от всех авторитетов и слушать свою музыку. 'Roll Over Beethoven' была записана 30 июля 1963 г. Еще до образования The Beatles Леннон, Маккартни и Харрисон исполняли эту композицию. Если раньше вокалы исполнял Джон, то с 1961 г. - Джордж, что не вызывало проблем в студии, где соло-гитара накладывалась позже, однако подобное было трудно осуществить на сцене. В первой своей студийной записи этой чисто американской рок-композиции, The Beatles, несмотря на свое рок-н-ролльное прошлое, звучат несколько странно: темп ускорен до такой степени, что Джордж едва успевает проговаривать слова.

    14. 'Roll Over Beethoven' (2:38)

    'I'll Cry Instead'. Записана 1 июня 1964 г. Многие считают, что музыка The Beatles - это смешение рок-н-ролла, поп-музыки и ритм-энд-блюза, но с 1964 г. еще одной составной этого уравнения стала кантри. Заразившись энтузиазмом Ринго Старра, группа стала слушать записи Бака Оуэнса, Джорджа Джонса и других звезд Нэшвилля - вскоре влияние кантри стало ощущаться в их собственном творчестве, особенно в композициях Леннона. Несмотря на кажущуюся простоту композиции, музыкантам было довольно сложно ее записать. В конце концов The Beatles уже не пытались исполнить всю песню сразу и разделили ее на две части, из которых Джордж Мартин сделал потом одно целое. Отсюда становится понятным, почему композицию было легко удлинить для американской версии альбома. 'I'll Cry Instead' открыла целое направление в творчестве The Beatles, в частности Леннона - при создании нового имиджа героя-романтика, сидящего, оперев голову на ладони, и погрузившегося в океан скорбных мыслей. Эта поза вины и печали наложила характерный отпечаток на творчество Леннона в последнее десятилетие его жизни.

    15. 'I'll Cry Instead' (1:42)

    Следующая песня, 'Dizzy Missy Lizzy' была записана 10 мая 1965г. Лэрри Уильямс являлся воспитанником той же компании 'Speciality Records', что и Литтл Ричард, и его лучшие записи содержат ту же заводную смесь рок-н-ролла и ритм-энд-блюза, что и у Ричарда. Песни Литлла Ричарда в The Beatles исполнял Маккартни, а Леннон был ответственным за композиции Лэрри Уильямса. Группа периодически играла 'Dizzy Missy Lizzy' (начиная со времен первой поездки в Гамбург в 1960 г.), хотя несколько беспорядочное исполнение Харрисоном партии соло-гитары наводит на мысль, что музыканты уже давно не репетировали этот номер. Тем не менее, Леннон довольно естественно и непринужденно, с мастерством заправского рок-н-ролльщика исполнил вокалы. Джон еще раз продемонстрировал свою любовь к песне, включив ее в программу своего первого концерта послебитловской эры четыре года спустя в Торонто. 'Dizzy Miss Lizzy' - последняя заимствованная композиция из всех, когда-либо выпущенных The Beatles.

    16. 'Dizzy Ms. Lizzy' (2:48)

    'Can't Buy Me Love'. Записана 29 января 1964 г. Этот первый в 1964 г. сингл группы был записан во время единственной студийной работы The Beatles на фирме EMI за пределами Британии. Посещение парижской студии 'Патэ Маркони' было организовано с целью выпуска музыкантами немецкоязычных версий двух своих крупнейших хитов. Когда до конца звукозаписывающей сессии оставалось меньше часа, 'The Beatles' решили записать новое сочинение Пола Маккартни, причем сделали это всего за четыре попытки, начав с исполнения песни в стиле ритм-энд-блюз и окончив уже знакомой всем версией. Из всех синглов, записанных группой до этого момента, 'Can't Buy Me Love' был ближе всех к рок-н-ролльной музыке, которую The Beatles играли с середины 1950-х. Текст песни оказался поворотом на 180 градусов по сравнению с темой композиции 'Money' из предыдущего альбома, а Джорджу Харрисону была дана прекрасная возможность продемонстрировать свою гитарную технику. Джордж записал сольный проигрыш методом наложения, уже во время первой попытки доказав, что неотрепетированные импровизации отнюдь не самое его сильное место.

    17. 'Can't Buy Me Love' (2:06)

    'Honey Don't' была записана 26 октября 1964 г. Эту любимую композицию Карла Перкинса в стиле рокабилли на сцене обычно исполнял Джон Леннон, однако в альбоме он решил уступить свое место Ринго Старру - чтобы у того тоже была хоть одна вокальная партия. Ринго же воспользовался случаем, чтобы войти в историю поп-музыки с сакраментальной репликой - призывом к Джорджу Харрисону сыграть соло на гитаре.

    18. 'Honey Don't' (2:50)

    'Tell Me Why'. Записана 27 февраля 1964г. Еще один очаровательный образец музыкальной 'халтуры' группы, типичный The Beatles из учебника, вместивший менее чем в две минуты звучания и мелодичную подпевку, и довольно выразительные вокалы Леннона, и даже насмешку над собой в виде слов, исполняемых фальцетом в конце песни.

    19. 'Tell Me Why' (2:04)

    'Everybody's Trying To Be My Baby' была записана 18 октября 1964 г. Записанная с первой попытки с эффектом 'эхо', песня является еще одним творением Карла Перкинса и исполняется его большим поклонником Джорджем Харрисоном. Комбинация дезориентирующего эха и растянутого произношения Харрисоном текстов Перкинса (уроженца штата Теннесси) делает практически невозможным понимание песни, если нет текста перед глазами. Возможно, Харрисон просто имитировал голос американского музыканта, а вовсе не старался дословно воспроизвести текст.

    20. 'Everybody's Trying To Be My Baby' (2:19)

    Последняя песня на этой пластинке - 'A Hard Day's Night'. Она была записана 16 апреля 1964 г. Однажды во время съемок Ринго Старр, произнеся вслух фразу, брошенную как-то Джоном Ленноном, непреднамеренно стал автором названия первого фильма с участием The Beatles и тем самым спас его от возможности войти в анналы истории как 'Битломания'. После того как было придумано название, музыканты должны были сочинить подходящую песню, причем сделать это быстро. Буквально через неделю Леннон (с помощью Маккартни в середине композиции) выполнил заказ. Незабываемый аккорд Харрисона на 12-струнном 'Рикенбекере' в самом начале композиции был записан после нескольких неудачных попыток и сделал песню всемирно узнаваемой - на первых же секундах ее звучания. Впервые Леннон и Маккартни установили порядок, которого придерживались потом до конца существования группы: каждый исполнял тот куплет, который он сам писал. Поклонники группы получили уникальный шанс сравнить светлый оптимизм текстов Пола с циничной лирикой Джона. А в воздухе витал дух новой революции, так как The Beatles открыли для себя радости сведения звука на нет в конце композиции (вместо завершения ее одним дружным аккордом). Вслед за двухдорожечной записью и наложением звука, fade-out стал еще одной любимой игрушкой в студийном арсенале группы.

    21. 'A Hard Day's Night' (2:26)

    Первый эфир 22.01.2003 г.

    Александр Винокуров
    http://www.kuzbassfm.ru/prog_text/63/



  • В оглавление



    Советский Союз разрушил рок-н-ролл!
    рок-н-ролл,  мечтай так, как будто ты бессмертен, живи как будто умрешь сегодня

    Одни считают его непревзойденным гением, голосом №1 на профессиональной сцене. Другие, отдавая должное его таланту, награждают эпитетами, из которых самое приличное слово — «гадский». Одни его боготворят, другие «не переваривают», остальные боятся. Он умен, бескомпромиссен, резок и словом владеет, как пулей. «Дедушка русского рока», диссидент от музыки, правдоискатель по жизни и бунтарь-одиночка. Александр Градский.

    Сегодня артисты управляют миром

    – АЛЕКСАНДР Борисович, помните, как петь начали?

    – Лет в десять. Но хреново... Ха-ха-ха! Между прочим, в детстве у меня был такой же тонкий голос, как у Робертино Лоретти. Помню, как с песней «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой» я пришел пробоваться в хор Дома культуры. И меня даже приняли. Но я ее спел один только раз. Что интересно, потом, годы спустя, ее автор Серафим Туликов был единственным воздержавшимся при приеме меня в Союз композиторов.

    – Вы в детстве семь лет занимались скрипкой. Наверное, напрочь были лишены простых детских радостей – футбола, дворового хулиганства...

    – Нет, ничего этого я не был лишен. Именно поэтому, может быть, скрипач из меня и не получился. На занятия я тратил не 7–8 часов в день, а 2–3. Я всегда занимался спортом. Сначала футболом, потом волейболом, борьбой, каратэ. Тем не менее музыкальную школу я закончил, получил диплом и, видимо, какие-то надежды подавал. Но к тому времени уже появились «Биттлз». И скрипка мне помогла, конечно, но тут же начала мешать, потому что какая скрипка, когда... «Биттлз». Уже ни о какой скрипичной карьере речи быть не могло.

    – Завязать на время с классической музыкой – это было осмысленное решение? В 14-то лет!

    – Ну и что! Я был уже взрослый, мама умерла, и я себя чувствовал человеком ответственным. В 14 лет я уже играл рок-н-ролл в ансамбле польских студентов «Тараканы», в 16 – организовал группу «Славяне», а чуть позже – группу «Скоморохи», которая первой в СССР сделала рок-программу на русском языке.

    – Рок в 70-е в СССР был под полузапретом. Тогда благодаря чему к вам пришла такая популярность?

    – Благодаря песне Али Пахмутовой «Как молоды мы были», которую я спел, и фильму «Романс о влюбленных», к которому я написал музыку.

    Востребованность была в такой степени велика, что мне платили самые высокие гонорары. Начиная с 1975 г. я был одним из, может быть, двух-трех самых высокооплачиваемых артистов во дворцах спорта. Почему? Да потому, что я в любом городе мог собрать любые залы. Например, давал 20 с лишним сольных концертов в питерском зале «Юбилейный», где было шесть тысяч мест. По три концерта в день. Итого 18 тыс. человек в день.(!) Сегодняшним гастролерам такие цифры и не снились, они даже не понимают, что это такое.

    – Интересно: высокие гонорары – это сколько?

    – Я не хочу об этом говорить.

    – И все-таки... Существовали же официальные расценки филармоний – потолок не более 30 руб. за сольный концерт.

    – Я получал полторы тысячи рублей в день за три двухчасовых сольных концерта в трехоктавном диапазоне. Тогда никто столько не получал… Но, кстати, даже и сейчас так никто не работает. Послушайте, допустим, на какого-то артиста идут люди. Он чувствует себя королем. Он задает вопрос: «Почему я получаю ставку 10 руб., и он получает ставку 10 рублей. Но на меня приходит тысяча человек, а на него – два человека. Значит, я не поеду просто так – воруйте!» И ему воровали, и мне воровали. И всем воровали. Так происходит и теперь – каждый артист знает, сколько он «стоит». Но сейчас это все, так сказать, законно. А тогда – не совсем законно, но справедливо.

    – Кстати, о законности. Куда смотрела партия и ее главный боевой отряд в лице КГБ?

    – Здесь надо просто точно ставить акценты. В нашей стране все музыканты, да и все люди искусства привыкли исходить из того, что раз они такие замечательные и талантливые, то государство должно им помогать – предоставлять площадки, платить гонорары и так далее. Когда государство им вдруг говорило: «Ребята, нам не нравится ваш жанр, да и лохматые вы все какие-то, пошли вы...», это считалось притеснением. Если не помогают, значит, «тебя душат». И возникало ощущение, что, дескать, ты не можешь пробиться. На самом деле причина была в другом: ты плохо играешь, и люди не хотят тебя слушать. А если люди тебя хотят слушать, поверьте мне, пробиваться – это как щелчок. Любой администратор, зная, что на эту группу побежит народ, вывернется наизнанку. Это первое. Другая ситуация – это КГБ и идеология. Мне кажется, что вообще Комитет всех нас немножко упустил. Они не поняли значение этой музыки. А рок-н-ролл, в чем я глубоко убежден, развалил и СССР, и коммунизм. В том смысле, что освободил мировоззрение людей. Не диссиденты, не ЦРУ, а рок-н-ролл! Нас просто проворонили.

    – Неужели, по-вашему, музыка так влияет на сознание людей?

    – А вы посмотрите, что сегодня творится. Артисты управляют миром. Сегодня от слова какого-нибудь Эрика Клэптона зависит в тысячу раз больше, чем от слова президента Буша. А от слова сэра Пола Маккартни – тем более. Потому что на какого-нибудь президента 90% населения земли реагирует со скептицизмом, а на Пола Маккартни – по-другому. Вот и все.

    – Вы хотите сказать, что Александр Градский был опасен для советского строя?

    – В том-то и дело, что они-то решили, что «он не опасен». А оказалось, что опасен именно для этого общества, и не я один. Для уродства! Потому что в советском обществе были какие-то вещи, я продолжаю так считать, очень положительные. Но были глобальные вещи резко отрицательные. И положительные вещи от того советского общества я в себе сам сохранил...

    – Какие, например?

    – Например, товарищеские отношения, взаимовыручка, когда не все меряется деньгами. Мне никакого проку не было поддерживать Макаревича или Гребенщикова, других ребят... Мне просто казалось: пускай это не очень хорошо сыграно и спето, но это идейно мне близко, значит, надо пытаться их пробивать... Еще мне удалось в себе сохранить некий самодостаточный «вещизм». К примеру: я сегодня достаточно обеспеченный человек, но могу спокойно ездить на самой обыкновенной машине, на которой ездит самый обыкновенный замдиректора какого-нибудь сраного ООО. У меня нет этого пафоса, как у сегодняшней двадцатилетней молодежи. У них райдеры на гастролях такие, что у принимающей стороны хронические головные боли. Ну где им взять 600-й «мерседес» в каком-то Ижевске. Для меня не так важна внешняя составляющая моего приезда. Важно – какие люди «на тебя пришли».

    Могу спеть хоть на дне рожденья проститутки

    – КТО, по-вашему, на сегодняшний день является законодателем мод и вкусов на российской музыкальной сцене?

    – 95% нынешних так называемых звезд шоу-бизнеса созданы искусственно, благодаря руководителям телеканалов, которые их «крутят», и музыкальным критикам, которые пишут, какие они «супер». На самом деле, эти «звезды» ничего собой не представляют и проваливаются с треском на первых же гастролях. Только в одном случае за последние 5–7 лет телевидению удалось обмануть аудиторию. Я имею в виду проект «Фабрика звезд». Я поздравляю тех, кто придумал эту штуку, потому что им удалось задурить голову всей стране. Хорошо, молодцы! Только я не удержусь от того, чтобы назвать их мерзавцами. То есть мерзавец может быть молодцом... А мерзавцы потому, что отравляют вкус и цвет сразу нескольким поколениям – двум-трем как минимум.

    – А это нормально, когда в одном концерте выступают те самые 95 процентов... и вдруг выходит Градский?

    – Я уже давно себе сказал, что должен на это отвечать: «Мне все равно». А все равно или не все равно – это большой вопрос... Я профессиональный человек, я могу выступить где угодно – хоть в шахте, хоть на дне рожденья проститутки, где угодно... Я заставлю слушать себя всех.

    – Приходилось... на дне рожденья?

    – Было что-то в этом роде. Это нормально, когда тебе платят. Шаляпин пел на таких вечерах – уж на что великий исполнитель. Важно, чтобы ты после этого не садился ни с кем за стол, не был «вась-вась». Отработал, получил деньги, сказал: «До свиданья!» Люди к этому уже привыкли – даже самые что ни на есть крутые.

    – Итак, популярность вам принесли фильм «Романс о влюбленных» и песня «Как молоды мы были»...

    – Ну конечно! Пять раз в течение года это было показано по телевизору. Для меня этого оказалось достаточно. Сегодня пять раз в день показывают Киркорова, и то этого иногда бывает недостаточно... Ха-ха-ха!

    – Как же получилось, что вы пишете музыку к фильму Кончаловского и почти одновременно женитесь на бывшей жене его брата Никиты Михалкова?

    – Это случайность, конечно. Когда я Настю Вертинскую первый раз встретил, я даже не знал, что она была женой Никиты. Я увидел: классная, умная женщина, очень красивая, подумал, дай приударю. И получил от ворот поворот. В первый момент... Это был или конец 1975 или начало 1976 года. А потом мы встретились в Крыму и как-то вот так сошлись.

    – Борис Хмельницкий, женатый в ту пору на Марианне Вертинской, рассказывал, что испытывал дискомфорт от «звездного» окружения. Вертинские, Михалковы...

    – Я не испытывал никакого дискомфорта. Потому что я был не просто рокером, я был суперпопулярным рокером уже в то время. И мне было абсолютно плевать на «значение» Михалкова, Вертинского, Вертинской и всех их, вместе взятых. Для нас этот свет или полусвет, как она сама говорила тогда, это все была какая-то ерунда советская, в том же ряду, что комсомол, партия, профсоюзы. Мы на это смотрели свысока и поплевывали. У нас была совершенно другая, своя собственная, жизнь. Я просто помню, как на нашей с Настей свадьбе... каково было отношение ко мне со стороны ее друзей, коллег по сцене, Олега Табакова...

    – Негативное?

    – Оно было не негативное, а такое, дескать, «наша гениальная Настя вдруг вышла замуж за какого-то молодого рокера. И с чего это она вдруг?» Жалели... А потом произошла замечательная, смешная вещь. Мы как-то в очередной раз поссорились, не разговаривали, Настя плохо себя чувствовала. В это время состоялся мой сольный концерт в ЦДРИ – Центральном доме работников искусств. До этого у меня не было концертов в Москве – не разрешали официально. Были только подпольные выступления в каких-нибудь клубе, институте, ДК МАИ. И вдруг меня приглашают в ЦДРИ. С подготовкой, хорошими билетами... И вот когда Настя пришла больная, с температурой под 40, и ее не пускали, она продиралась через все заслоны... А в зале было мест 800 и на улице – около 2 тыс. человек. Когда она увидела ажиотаж, что творился в зале и за его пределами, была просто потрясена. После этого мы две недели были в идеальных отношениях... Но потом поссорились опять, и уже навсегда. Сейчас об этом весело вспоминать. Она об этом вспоминать не любит, считает наш брак ошибкой. А я считаю, что никаких ошибок в жизни не бывает – все очень полезно.

    – Вы выступали на одной сцене и с Азнавуром, и с Кристоферсоном и с Лайзой Минелли. Она хорошая певица?

    – Минелли – блестящая артистка, фантастически эмоциональная и изумительно энергетичная. Но петь не умеет. Кстати, ее мама Джуди Гарланд пела гораздо лучше... Просто в моем представлении умение петь – это встал ночью с кровати и... записал свою партию. У нас было так: каждый должен спеть несколько фраз песни Шарля Азнавура (он ведь армянин – Азнавурян), посвященной армянским событиям того времени, когда произошло землетрясение в Спитаке. Лайза шесть или семь раз спела, и все семь раз фальшиво. А я спел сразу. Когда она меня спросила: «Откуда ты такой взялся?», я сказал, что из России, она не поверила. «Там так петь не умеют!»

    – Обидно! Как же так, а Шаляпин?

    – Думаете, она знает, кто такой Шаляпин?! Минелли вдруг говорит: «Если ты русский, скажи мне durty words!» То есть, мол, скажи мне грязные слова на русском языке. Я ее отматерил, она как закричит: «Да-да, Барышников мне то же самое говорил!» Это было очень весело... А потом я уехал на разбитом такси в аэропорт и улетел домой. А она в огромном лимузине с девятью собаками, пятнадцатью телохранителями и четырьмя чемоданами направилась к себе в апартаменты. Шоу-бизнес. Чтобы быть богатым, необязательно хорошо петь.

    Настоящий российский гимн – «Боже царя храни!»

    – Говорят, вы строгий «режимщик»: если дня три назад выпили рюмку-другую, то не согласитесь давать незапланированный концерт?

    – Не в той последовательности. Если я знаю, что у меня концерт, то я не пью.

    – Тем не менее у вас все-таки был инцидент на эту тему – с Большим театром?

    – А с Большим театром дружбы не получилось вот почему. Евгений Светланов позвал меня поработать в «Золотом петушке» как приглашенного артиста. И очередной спектакль был назначен, кажется, недели через три. Но мне вдруг звонят из театра: у нас замена, у нас вечером спектакль, будет австрийский посол. Я сказал, что вчера пил пиво, и отказался. Не могу же я экспромтом после вечернего возлияния петь сложнейшую партию с диапазоном в три октавы. О таких вещах надо заранее сообщать. К приглашенному исполнителю тоже нужно относиться с уважением. В Большом по этому эпизоду было разбирательство, и...

    – Градского решили больше не приглашать?

    – У меня несколько другая история, нежели с Волочковой. Настя цеплялась за то, чтобы быть в этом Большом театре, даже если ей не дают работать. А меня оставляли работать, а я сказал: «Пошли вы, ребята... вместе со своим Большим...» И они пошли... Смешно.

    – Как свой голос оберегаете-лелеете? Не курите?

    – Курил! И много. Потом бросил. Потому что я услышал, что это влияет на связки. Больше никак не «лелею».

    – Судя по вашим словам, вы пашете, а на традиционных празд­ничных концертах по телевизору – кто угодно, только не Градский...

    – Когда-то давно мы с Левой Лещенко выпили неплохо, и он так, по веселому настроению, сказал: «Правильно, Санечек, что тебя мало показывают по телевидению». Я спросил, почему. И он ответил: «Если бы тебя много показывали, мы все должны были бы застрелиться». Это было в шутку сказано – на самом деле я не уверен, что он так думает... Ну не показывают и не показывают – концертов-то у меня от этого не меньше.

    – Бредовый вопрос, и все-таки. Допустим, президенту пришла в голову мысль – сделать Александра Градского министром культуры. Революцию устроили бы?

    – А я бы не согласился! Не хочу... Это должность, где есть какие-то обязанности, а прав никаких.

    – Вы довольно резко высказались по поводу российского гимна: «Русский гимн – это идиотизм!» Было такое?

    – Мне не нравится сегодняшний гимн. Чем? Очень примитивная музыка Александрова – плохая, помпезная, однообразная, не воодушевляет...

    – «Боже царя храни» лучше?

    – Это гениальная музыка – божественная! Это настоящий гимн России... музыкальный. Текст – да, не годится – у нас не империя. Кстати, еще в 1998 г. я написал текст гимна на эту музыку Львова.
    рок-н-ролл,  мечтай так, как будто ты бессмертен, живи как будто умрешь сегодня

    «Господи Боже наш!
    Дай нам спасенье, веру, надежду,
    любовь и мир.
    Святый и крепкий наш,
    дай нам спасенье,
    Веру, надежду, любовь и мир».

    Все! «Вера, надежда, любовь» – это бело-сине-красный флаг...

    – Предлагали?

    – Да. В комиссии у Волошина он был. И Волошин был вроде «за», насколько я знаю... Этот гимн будет гимном России, я не сомневаюсь в этом. Может быть, не именно этот текст, но похожий.

    – Не раз слышал мнение, что свой великолепный потенциал вы реализовали процентов на 60...

    – Глупость абсолютная! Тупость, чушь собачья. Когда люди такое говорят, они имеют в виду реализацию в средствах массовой информации. Но я тогда спрошу… Есть певица Алла Пугачева, которая всегда весьма и весьма была талантлива. Если начать разбирать, что она серьезного сделала после 84-го, выяснится, что в творческом отношении – 2–3 песни. И все. За 20 лет работы! А когда мы говорим о ней как о суперзвезде русской эстрады, Примадонне, ни у кого сомнений не вызывает, что она «полный вперед». Почему, если человек за 20 лет ничего не сделал вообще? Она что – спела что-нибудь, как Мария Каллас? Нет. У нее 3–4 песни Минкова, спетые замечательно, есть несколько блестяще сделанных записей в фильме «Король-олень», есть прекрасная работа в моей опере «Стадион», в фильме «Ирония судьбы». Но все это к большому искусству – настоящему свершению – отношения не имеет. В чем же тогда дело? Почему же этот человек – безоговорочная суперзвезда №1? Почему такая суперпопулярность, такой суперинтерес ко всем проявлениям ее жизни? Ответ: а кто его знает! Причем я тоже называю №1 – ее, но я не знаю, почему. То, что происходит с ее творчест­вом в последнее время, – это просто позор. И музыкальный, и интеллектуальный – какой угодно. «Король» забавляется... И почему я выпускаю пластинку за пластинкой, делаю свершение за свершением в музыке, а критики считают, что я себя не реализовал?! Вы чего? У меня 18 сольных альбомов, 3 балета, 3 оперы… Они изданы и регулярно продаются за деньги. Хе! Поставь на мое место Эрика Клэптона, он вообще ни одной пластинки бы не записал, если бы ему самому пришлось машину заводить по утрам при -25 градусах.

    Женился на каждой, кто был мне интересен более трех часов

    – КТО-ТО из известных музыкантов говорил: «Для того чтобы соблазнить женщину, мне необходимо довести ее до рояля».

    – Это говорил знаменитый Додик – Давид Ашкенази, очень хороший аккомпаниатор. Аккомпанировал Шульженко. Был такой еврейский анекдот. Когда еврея-пианиста, щуплого, носатого, спрашивают, как он так может одну женщину за другой соблазнять, он говорит: «Мне главное – ее до рояля довести!»

    – Александру Градскому было этого достаточно?

    – Да, было иногда и этого достаточно. Вполне. Гитара, молодой, крутой. Рот открыл и... все. Ничего не надо делать. Как сегодня моему сыну... Он просто красивый парень – 25 лет, метр девяносто рост – ему даже петь не надо. Он просто улыбается, и все готовы... к нему быть благосклонными.

    – У вас при слове «женщина» глаза загораются... Вы человек влюбчивый?

    – Я люблю женщин! Я натурал. (Хохочет.)

    – Со стороны кажется, что вы еще и воинствующий натурал.

    – Это правда. Но иногда я останавливаюсь. Когда-то остановился на своей третье жене (аж на 20 лет). Сейчас остановился на своей девушке. Мы живем вместе уже четыре года. Не хочу подробнее распространяться на эту тему, но у нас все хорошо. Мою нынешнюю подругу зовут Марина. У нас очень большая разница в возрасте – ей 26 лет.

    – Раньше вы часто говорили, что вы с женой вместе более 20 лет, у вас двое детей, и ничего больше в жизни для счастья не надо. И вдруг такая резкая перемена...

    – Причина перемены проста – люди устают друг от друга, любовь уходит. Хотя этого можно было избежать, я считаю, но мы не смогли этого сделать. В результате сын живет со мной, дочь чаще со своим другом, они оба уже взрослые, в то же время дети прекрасно общаются с Олей (моей бывшей женой).

    – Как-то вы признались, что каждый роман у вас заканчивается свадьбой...

    – Роман – да, но не увлечение. Если я женщину не добивался в первые два дня, она переставала для меня быть интересной. Единственный случай в моей жизни был только с Настей, где я получил, как говорится, полный «отлуп». И только через полгода она сама меня нашла и, в общем, сама соблазнила. Я всегда мерил эти вещи так. Если мне с женщиной хорошо не только сейчас, но и через час, два, три, если я не хочу, чтобы она уезжала... Вот такое в моей жизни было всего четыре раза, и все. Первую мою жену звали Наташа. Мы были молоды и относились к этому несер­ь­езно. Наш брак продлился полторы недели. У нас с Наташей был роман, потом он стал затихать, и нам показалось, что если поженимся, то все вернется. Когда мы поняли, что у нас ничего не получилось, – разошлись. Сожаление по этому поводу было, но трагедии никакой. Брак с Анастасией Вертинской продлился три года.

    – Раньше на вопрос «не собираетесь ли засесть за мемуары?» вы отвечали, что не пишете из соображений самосохранения. Если напишете – многим не поздоровится.

    – Разные издательства мне предлагали написать и издать книгу. Я сказал: «Ни за какие коврижки. Не хо-чу! Вот когда руки-ноги отнимутся»...

    – Ну а детскую мечту вы реализовали?..

    – Конечно! Я могу сделать все, что хочу. Главная мечта заключалась в том, что я должен стать таким умельцем, чтобы для меня не было никаких преград. И я им стал. Я сегодня могу спеть и как Фредди Меркьюри, и как Паваротти. А этого не может сделать ни один певец в мире. Технически…

    – Действительно вас можно разбудить в три часа ночи и…

    – Да! Ни один певец не может сделать этого циркового номера. Я подчеркиваю, что это во всех смыслах цирковой номер – спеть одну вещь, как Паваротти, и другую – не хуже, чем Меркь­юри. Это – цирк! Но есть еще какие-то свои вещи, которые я пою только так, как я. И никто их не сможет сделать так, как я. Вот это, наверное, и останется. Я полагаю, что это главное.

    – Как вам удается десятилетиями, не изменяя себе, гнуть свою линию при любом режиме?

    – Это очень просто! Надо иметь эту линию и надо не гнуться вместе с линией партии и правительства. Ха-ха-ха! И тогда, кстати сказать, партия и правитель­ство тебя за это начнут уважать и даже давать тебе награды. Иногда…

    Записал
    Андрей КОЛОБАЕВ
    http://www.argumenti.ru/publications/5353

  • В оглавление



    Сьюзи Кватро: «Рок-н-ролл — это не протест, а возможность заработать»
    рок-н-ролл,  мечтай так, как будто ты бессмертен, живи как будто умрешь сегодня

    Спустя 19 лет Киев посетила популярная рок-певица 70-х Сьюзи Кватро. В отличие от многих других рок-ветеранов, которые в разное время выступали на сцене Дворца «Украина», ей удалось собрать полный зал и показать такое шоу, что трудно было поверить в то, что ей 57 лет. Более того, внешне она выглядела безупречно и дать ей больше 30 просто язык не поворачивался — ей по-прежнему идут обтягивающие рваные джинсы и кожаный комбинезон. За день до концерта певица дала эксклюзивное интервью «i».

    Вопрос: Девятнадцать лет назад вы уже были у нас. Какие сейчас у вас сложились впечатления от пребывания в Киеве?

    Ответ: Я бывала в Киеве уже четыре или пять раз, точно не помню. Поэтому у меня впечатление, что я здесь все знаю и все видела. Первый раз я выступала здесь с концертом на стадионе. Но вообще как-то странно. Мне кажется, что я здесь была гораздо больше раз.

    В: Вы на сцене с детства и уже в юности стали профессиональным музыкантом. Не влияет ли это долгожительство на энергетику ваших концертов?

    О: В прошлом году в издательстве Hodder&Stoughton Ltd.вышла моя автобиографическая книга, которая называется Unzipped («Расстегнутая молния»). В ней я рассказываю об одном случае из моей жизни. Так вот, когда ябыла маленькой девочкой, наш доктор однажды сказал матери: «Никогда не давайте вашей дочке витамины, они ей без надобности». Так что я никогда не жаловалась на недостаток энергии, хватает мне ее и до сих пор.

    В: Как получилось, что вашим любимым инструментом стала именно бас-гитара?

    О: В детстве меня учили играть на фортепиано, на бонгах и других ударных инструментах, но так получилось, что к 14 годам я сама выбрала бас-гитару. Вместе с сестрами мы создали свою первую группу The Pleasure Seekers. Посмотрели по телевизору шоу Эда Салливана, вдохновились песнями The Beatles и пошло-поехало. Вседевушки получили возможность выбрать себе инструмент. Патти взяла гитару, Мэри Лу — ритм-гитару, Диана Бейкер — фортепиано, а Нэн Болл — барабаны. На бас-гитаре играть никто не захотел, вот она и досталась мне. И знаете, я не жалею, в своем выборе я не ошиблась. Позже моя старшая сестра Арлин сменила Диану за фортепиано. Группа стала называться Cradle, и мы начали наращивать свои профессиональные успехи.

    В: Почему из США вы вдруг переехали в Великобританию?

    О: Дело в том, что в 1971 г. мне предложили заключить очень выгодный контракт. Необходимым условием был приезд в Англию. Предполагалось всего-то небольшое трехмесячное путешествие…

    С тех пор прошло столько лет, не верится! В Англии мне очень понравилось, там сразу удалось записать несколько дисков и создать свой ансамбль «своего имени», со стабильным составом.

    В: Вы недавно посетили с турне Австралию — страну, в которой вас, пожалуй, больше всего любят…

    О: Да, там я пробыла более четырех недель, и публика меня принимала, как всегда, чрезвычайно тепло. Прямо скажу: после таких гастролей можно с чистой совестью уходить на пенсию,— лучше не бывает. При этом две вещи из альбома Back To The Drive — Sometimes Love Are Letting Go и Walk Through The Fire With You стали там настоящими суперхитами, фаворитами среди поклонников. Украина тоже услышит эти песни в живом исполнении. Кроме того, я выступила с презентаций книги Unzipped, провела много автограф-сессий, общалась с читателями, отвечала на вопросы, дала множество интервью.

    В: С альбомом Back To The Drive вы уже объездили множество стран. Как воспринимают его в мире?

    О: Люди его уже полюбили. Когда мы продаемальбом после концертов, то он расхватывается за считанные минуты. (Еще перед началом концерта в Киеве этот альбом был раскуплен практически целиком.— Авт.)

    В: Кого бы вы отметили среди музыкантов нового поколения?

    О: Немногих. Из современных групп мне мало кто интересен. Возможно,Red Hot Chilly Peppers. Сейчас музыка — это не то, что было раньше. Вообще, мне нравятся необычные люди, личности. Джексон Браун, например, The Eagles. Но много имен упускаешь. Понимаете ли, когда вы зарабатываете рок-н-роллом на жизнь, то, как правило, не слушаете его для того, чтобы расслабиться.

    В: Можно ли назвать ваши песни песнями протеста?

    О: Протест? Нет, мои песни другие. Они о том, что происходило со мной в реальной жизни. Скорее эмоции,а не протест. Мне кажется, что протест — это больше характерно для панк-рока. А рок-н-ролл — это музыка радости, праздника.

    В: Как вы ощущаете себя знаменитой рок-звездой ушедшей эпохи? Испытываете ли ностальгию по тем временам?

    О: Знаете, вне сцены — я вполне нормальный человек.И здесь мне снова хотелось бы возвратиться к своей книге. Она написана как бы от лица двух людей одновременно: маленькой девочки Сьюзи из далекого прошлого, живущей в провинциальном Детройте, и меня современной — рок-звезды Сьюзи Кватро. Обе они — это я, это двойственное ощущение себя. Таким образом янахожу в себе силы вновь и вновь выходить на сцену, хотя нормальный человек в моем возрасте давно прекращает это дело. Я остаюсь на сцене, а другой, нормальный человек в моем образе, как бы сходит с нее и оценивает, смотрит на меня со стороны. Для меня это очень важно. Наверное, это ощущение и пониманиеподдерживает меня в жизни. Поэтому я до сих пор жива.

    Сюзан Кей Кватро родилась 3 июня 1950 г. в Детройте, США в семье музыканта Арта Кватроккио.
    В возрасте 14 лет стала мультиинструменталисткой, освоив игру на ударных инструментах, фортепиано и бас-гитаре.
    В 1972 г. выходит первый сингл Rolling Stone. Работа не принесла широкой популярности, но неожиданно заняла первую строчку в чартах Португалии. В 1973-м вышел первый альбом, названный именем исполнительницы — Suzi Quatro. На пластинке был ее первый хит — Can The Can, попавший на вершины чартов Европы, Японии и Австралии, а кавер All Shook Up чрезвычайно понравился самому автору песни — Элвису Пресли.
    В 1976 г. выходит замуж за гитариста из своей группы Лена Таки (Len Tuckey).
    23 сентября 1982 г. у Кватро рождается дочь Лаура, принявшая фамилию отца. А в 1984-м она второй раз становится матерью. На свет появился ее сын — Ричард Леонард.
    В 1992 г. после 16 лет совместной жизни разводится с Леном Таки и в октябре 1993-го выходит замуж за концертного продюсера Райнера Хааса.
    В 1999-м приняла участие в шоу This Is Your Life на BBC, а в 2000 г. начинает работать на BBC Radio 2. Она ведет еженедельное субботнее шоу под названием Rocking with Suzi Q.
    15 июня 2001 г. Сьюзи Кватро становится бабушкой.
    В середине февраля 2006 г., после перерыва, продлившегося восемь лет (после диска Unreleased Emotion, выпущенного в 1998 г.), состоялся релиз новой пластинки Back To The Drive, записанной в 2005 г.

    Беседовал Сергей МИНАКОВ
    http://www.eizvestia.com/soc/full/28047

  • В оглавление


    Борис Гребенщиков: «Мантры – это рок-н-ролл»
    рок-н-ролл,  мечтай так, как будто ты бессмертен, живи как будто умрешь сегодня



    В Праге состоялся необычный концерт – знаменитый российский рокер Борис Гребенщиков пел буддийские мантры в сопровождении чешских музыкантов. Альбом Гребенщикова с записями мантр вышел несколько лет назад и получил широкую известность за пределами России, в частности, в Чехии. Местные музыканты предложили Гребенщикову выступить вместе и во время весеннего турне по Центральной Европе была достигнута договоренность о буддийском концерте в Праге. Интерес к буддизму, как и к другим восточным религиям, был неизменной составной частью советской неофициальной культуры, к которой в семидесятые-восьмидесятые годы принадлежал Борис Гребенщиков. В репертуаре его группы «Аквариум» - множество песен с буддийскими именами, названиями и сюжетами. Мода прошла, Советский Союз распался, подпольная рок-культура перестала существовать, но буддийский элемент в творчестве и жизни Гребенщикова остался. Музыкант ездит в Тибет и даже переводит на русский некоторые книги по буддизму. Борис Гребенщиков рассказал в беседе с сотрудником Радио Свобода о социокультурной роли буддизма в позднем Советском Союзе и о причинах своего столь пристального интереса к мантрам.

    – Борис, вы приехали в Прагу с не очень обычным концертом, вы будете петь буддийские мантры. Пение мантр на публике имеет терапевтический, эстетический или мистический характер?

    – Дело в том, что всей этой истории с мантрами уже достаточно много лет. Потому что когда-то, лет восемь тому назад, меня поразила простая идея: хотя мантры по определению действительно имеют терапевтический эффект, настраивающий эффект и, в принципе, должны положительно влиять на всех, но почему-то они существуют только в страшно экзотическом виде, обязательно их поет хор монахов или кто-то еще, или под синтезаторы какие-то люди непонятные. И когда они поют, все время создается ощущение, что мантры - это что-то ужасно чужое, далекое и страшное. И мне показалась любопытной идея поговорить с тибетскими монахами и спросить у них, так ли они это все себе представляют. Я поговорил и многие ламы из тех, с которыми я говорил, сказали, что нет, конечно, мантры должны быть доступны для всех - в том виде, в котором люди могут их принять, потому что они все равно действуют хорошо. И я попробовал одну, другую, тибетцы это одобрили очень сильно, и я записал такой альбом и совершенно не представлял себе, что я когда-нибудь буду призван его петь. Но вот ребята здесь, в Праге, уже лет пять говорили мне, что было бы здорово такое устроить, вот весной я согласился и вот теперь пришел час расплаты.

    – Таким образом, получается, что мантры выполняют функцию рок-н-ролла, который, с одной стороны, оказывает эстетическое, терапевтическое, мистическое и любое иное воздействие, но, в то же время, в рок-н-ролле есть интернациональный язык - английский. Здесь этого языка нет.

    – Скажем, что мантрическое пение, оно чуть постарше рок-н-ролла лет на 800 и санскрит, в общем, тоже был интернациональным языком до английского, и на нем построены все языки, включая английский. Получается что мантры - это и есть рок-н-ролл, только немножко более изначальный.

    Борис Гребенщиков и Кирилл Кобрин

    – То есть, Вы, некоторым образом, приобщаетесь к корням, но только к корням, далеко от вас отстоящим, и предлагаете слушателям поступить таким же образом. Или они могут вообще ничего этого не знать?

    – Они могут этого ничего не знать. Я просто думаю, что чем петь тексты "мальчик, девочка, тра-ля-ля", можно с тем же успехом петь "Ом мани падме хум", и это сочетание будет действовать лучше, чем "мальчик, девочка, тра-ля-ля" или "мальчик с пальчик, тра-ля-ля".

    – Хорошо. Но ведь есть довольно, мягко говоря, серьезная традиция священных песнопений и в других религиях. Почему именно мантры?

    – Мантры - это единственный пример, где произнесенное словосочетание никак не зависит от языка, не связано с языком, потому что в этой традиции считается, что звучание мантр целебно действует на всех, а смысла, который присущ любому языку, в них как раз нет, потому что действует само звучание слов, даже, я бы сказал, слогов.

    – Примерно так же действует опера. Мы же не понимаем, на самом деле, если мы не итальянцы, итальянских опер, да и когда поют русские оперы, в общем, сложно понять, о чем там речь.

    – Это мне очень портит жизнь. Я пришел в Вену в оперу, и мне пришлось одним глазом глядеть на сцену, другим глазом все-таки в программку, мне было интересно, что же там происходит. Это мне испортило удовольствие от оперы. Поэтому я не хочу этого повторять.

    – То есть мантрическое искусство более универсально.

    – Да, в программку смотреть не надо.

    – Эта «программка» записана вперед очень давно… Хорошо, тогда давайте немножко вернемся к истории, хотя буддизм, конечно, с «историей» не очень хорошо сочетается, но все-таки мы можем поговорить об этом... Вот Вы испытываете интерес к буддизму очень давно, насколько я знаю, где-то с середины 70-х.

    – Скажем так, в середине 70-х меня больше интересовал сначала даосизм, потом индуизм, потом, честно говоря, за неимением какой-либо литературы по даосизму и индуизму, друг мне просто подсунул литературу по буддизму. Я говорю: "А про индусов нет?" Он говорит: "Нет про индусов, зато есть про китайцев и про японцев".

    – Но в Ленинграде, где Вы жили, там же был мощный восточный факультет, который выпускал кучу специальных книг.

    – А меня туда не пускали. Собственно, книг было не найти совершенно. Я до всего этого дошел значительно позже, тогда этих книг было не найти.

    – То есть вы не понимали, что вы живете в самом буддистском городе России все-таки, и Бадмаев, и Щербацкой, и Дандарон жили же в Петербурге, и многие другие…

    – Да, но они были очень хорошо скрытым сокровищем.

    – Это середина или вторая половина 70-х годов. Но и после Вы этот интерес испытывали, судя по песням, постоянно. Потом появляются другие религиозные темы в конце 80-х - 90-е годы - православные и так далее. Не вытеснили ли они интерес к буддизму или Вы смотрели на все это скорее таким «универсалистским», органическим образом?

    – Просто мне казалось, что эта ситуация аналогична ситуации с языками. Если я люблю русский язык, и мне он нравится, значит ли это, что я должен презирать английский? Мне кажется, нет. Мне кажется, что если я знаю русский, то знание английского только усугубит мою любовь к русскому языку, и я заодно буду наслаждаться их сравнениями и перекличками, и смотреть на русский с точки зрения английского, а на английский - с точки зрения русского. И буду в выигрыше. То же самое с религиями. Православие не проигрывает, если смотреть на него с точки зрения буддизма, а буддизм не проигрывает, если смотреть на него с точки зрения православия - и быть при этом не слишком невежественным человеком.

    – Немногие православные с этим согласятся…

    – К сожалению, православные ставят своей целью быть максимально неинформированными о том, что происходит во всем остальном мире, и желательно еще и анафеме его подвергать.

    – То есть, это отсутствие просвещения в широком смысле, или с большой буквы – «Просвещения»?

    – Я думаю, что да, но я не могу их ни в чем обвинить, потому что, если взять не очень грамотного человека, который поступил, скажем, в семинарию, я не могу с него требовать или просить, чтобы он знал историю Индии. Им ее не преподают, они не думают, что это нужно. Потому что его задача - это духовно окормить людей, которые приходят к нему в церковь, например, в какую-нибудь сельскую церковь. Вот они приходят к нему жаловаться, он их выслушает, причастит, пожурит, даст им отпущение грехов, в общем, его задача выполнена. Причем здесь Будда? Будда не входит в это уравнение никак. Но, честно говоря, мне повезло, я встречал очень хорошо информированных, очень хорошо разбирающихся в истории, в культуре священников, которые вполне отдавали себе отчет, что существует вот это, существует вот это и сравнивать их невозможно.

    – Давайте перенесем наше внимание на историко-социальную тему. Какую роль играл буддизм в интеллигентских (отчасти андерграундных) кругах позднего Советского Союза? Этот интерес, наряду с интересом, конечно, и к индуизму, и к всевозможным мистическим течениям, и, безусловно, к православию - какую он выполнял роль? Был ли это род эскапизма, способ избежать, забыть о том, что окружает, или наоборот, способ пережить это?

    – Насколько я помню, люди, которые занимались этим на поколение раньше меня, рассказывали, что в основном буддизм являлся мощным сексуально притягательным фактором.

    – Из-за тантрического секса?

    – Нет, даже без всякого тантрического секса. Просто, если сидит мужик с бородой и говорит, что он буддист, то любая девушка уже дрогнет сердцем, потому что он - умный. Я думаю, что в основном буддизм играл такую роль.

    – А потом? Интересно, как эта роль изменилась в 90-е годы и сейчас. Все-таки, как это ни странно, но очень многие вещи, которые были популярны и в интеллигентских кругах в 70-е - начале 80-х годов, полностью исчезли с падением советского строя и с началом новой ситуации. Буддизм не оказался в этом ряду, он остался.

    – Вот что интересно. Я не замечаю, чтобы что-то сильно изменилось с советских времен. Как это ни странно, как это ни парадоксально, но я вижу все то же самое, просто, может быть, на это надета немножко другая одежда, а в принципе все то же самое. И, боюсь, что Россия не менялась, осталась такой же, как до этой революции, как до той революции и как революции предыдущей, перед той.

    – То есть это не «советское», а «русское», «российское»?

    – Мне кажется, это «русское», и оно так и должно быть. Не всё мне в этом нравится, но, к сожалению, так оно и есть. Но и бог с ним, люди так живут и кто я такой, чтобы им говорить, что они живут неправильно. Но мне кажется, если кто-то из русских людей на самом деле всерьез займется буддизмом или, в общем, любой духовной практикой, он не будет заявлять о себе, он тихо уйдет куда-то под камень, потому что буддизм не требует рекламы, собственно, как и любая другая религия. Я думаю, что и христианские святые, по большей части, старались избегать публичности. Потому что, когда ты говоришь с богом, нужно ли тебе, чтобы про это писали в газетах? Думаю, что нет.

    – Были такие святые, как Франциск Ассизский, но были и такие, как Игнатий Лойола.

    – Я думаю, что такой паблик рилейшнз нужен скорее людям, которые не столько на самом деле, сколько для вида занимаются чем-то.

    – Тем не менее, существует довольно мощная и исторически традиция социальной и политической вовлеченности буддизма. Проявляется она и сейчас. Возьмем для примера нынешние события в Бирме, когда десятки тысяч буддийских монахов вышли на улицы, возглавили движение протеста и больше всех пострадали в результате от военных. А это ведь монахи, хотя, конечно, в Бирме монахи - это особая, совершенно социальная группа, состав ее не постоянен, в Бирме миряне очень часто уходят в монахи на некоторое время.

    – Совершенно верно.

    – И все-таки, не этому же их учили!

    – В общем-то, строго говоря, буддизм предполагает, что в первую очередь ты должен заботиться обо всех остальных живых существах. Потому что, конечно, есть школа буддийская, которая предполагает, что я спасусь, а все остальное гори огнем.

    – Это и есть первые школы буддизма, почти вся Хинаяна…

    – Да, но время показало, что выжила как раз школа, который призывает заботиться сначала о других, а потом уже о себе. Поэтому Махаяна так и распространена. Так что то, что они заботятся о других существах, это хорошо. Не знаю, насколько это принесет пользу другим живым существам в данном случае… Надеюсь, что принесет.

    – Вообще разговор о «пользе» здесь несколько странен…

    – Да. Но, если они вышли на улицы, значит, что-то им нужно, чего-то они хотят и явно они хотят не себе. Они могли бы спокойно в монастыре себе сидеть и все.

    – Таким образом, мы можем сказать, что, в общем, социальная вовлеченность в буддизме такая же, как и в остальных религиях. В сущности, это вопрос просто отношения к другим людям поверх политических барьеров.

    – В общем-то, да, я думаю, что в основе любой религии лежит одно положение - возлюби другого больше самого себя.

    – Если вернуться к буддистским мантрам - от участия буддийских монахов в политических битвах. То послание, которое содержится в мантрах, которые вы поете в Праге, и которые есть на том альбоме, который вы записали несколько лет назад, оно адресовано всем?

    – Без исключения. Но это не послание. Это скорее лекарство. Я не уверен в этом, но так говорят - эти мантры могут настроить тебя на более здоровый образ жизни, могут помочь тебе.

    – На «здоровый» в духовном смысле?

    – Да, на «здоровый» в духовном смысле этого слова.

    – Без диеты.

    – По крайней мере, хуже от них не будет.

    – «Пост и молитва»1.

    – Да, молитва и пост, пост и молитва во всех их видах.

    – Тогда такой вопрос, завершающий эту беседу. Вы говорили, что буддийские мантры - это такой же универсальный язык, как рок-н-ролл, только постарше на восемьсот столетий. Есть ли перспектива у рок-н-ролла, - вне зависимости, как он будет называться потом, и будет ли он потом - совершить нечто подобное, или это невозможно, так как за ним нет религии, нет веры?

    – Как сказать? Ведь, собственно, насколько я знаю историю, понятие священных слогов было выработано в Индии достаточно давно, минимум 4-5 тысяч лет назад, и опиралось на духовное провидение каких-то мудрецов, которые десятки лет сидели где-то в отшельничестве и на себе пробовали, как вот это подействует, как вот это подействует. Так же, как первый китайский император шел, пробовал травки, говорил: вот это будет чай, а вот это будет валерьянка, а вот это будет что-то еще. Я думаю, что просто рок-н-ролл не имел такой благородной цели. В то время как индийские аскеты пробовали на себе звучание разных вибраций, разных слогов и приходили к выводу, что этот действует так, а вот этот так, если их соединить вместе, то они подействуют вот так, и это будет всем полезно. Такова, по крайней мере, теория. А люди, которые писали первые песни рок-н-ролла, если взять всех этих авторов, которые сочиняли для Элвиса, Чака Берри, Литл Ричарда, они вряд ли задавались целью помочь всем живым существам. Скорее они задавались целью заработать немного денег на сегодня, чтобы, по возможности, хватило на завтра. Но при этом энергия у них была такова, что эти песни, помимо того, что заработали авторам и исполнителям немножко денег, они еще помогли сильно проснуться большей части земного шара. Так что здесь тоже действуют какие-то силы, о которых мы не знаем. И, честно говоря, я не уверен, что мантры лучше действуют, чем рок-н-ролл, но мне интересно попробовать…

    1Цитата из песни Гребенщикова «Молитва и пост».

    Кирилл Кобрин
    16.10.07

    http://www.svobodanews.ru/Article/2007/10/16/20071016114616890.html

  • В оглавление








    Обзор создан Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации, © http://fox.ivlim.ru "Fox журнал" Декабрь 2007 г.


    Обсудить на форуме >>
    Оставить отзыв (Комментариев: 0)
    Дата публикации: 16.12.2007 13:20:27


    [Другие статьи раздела "История очевидцев"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  •   ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



      ХИТРЫЙ ЛИС
    Ведущий проекта - Хитрый Лис
    Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

      НАША РАССЫЛКА

    Анонсы FoxЖурнала



      НАШ ОПРОС
    Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































    Голосов: 4584
    Архив вопросов

    IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
    РЕКЛАМА


     
    Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
    © 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
    Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
    Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
    По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
    Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
    Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
    :