FoxЖурнал: Музыкальные хроники:
ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: И КОТ И ПЕС И РОК-Н-РОЛЛ ЖИВ!
Рок-н-рол-л-л-жив
РОК-МУЗЫКА В РОССИИ
ПЕСНЯ ПРЕСТАРЕЛОГО РОК-Н-РОЛЬЩИКА
Рок-н-рол до рана
Тюменский рок-центр "Белый кот"
РОК-МУЗЫКА
Пес спас хозяина от устроенного кошкой пожара
Рок-н-рол-л-л-жив
Ночью только самый опасный секс,
Утром вечно рвотный рефлекс.
Мы идем по жизни, на все положив,
Да, возможно, что он и (л)жив.
Ты вчера кричал, будто все в дерьме.
Сидя на красивом холме.
И во всей стране не работает слив,
Да, наверняка, что он жив.
Рок-н-рол-л-л-жив, - я сказал.
Рок-н-ролл жив, - ты услышал.
Кто-то тычет пальцем в голубую луну,
Я ему не ставлю в вину.
Кто-то снова спел "тополиный пух",
У него, наверное, слух.
Я опять теплом той звезды согрет
От меня ни польза, ни вред.
Наконец-то в жизни нашел я мотив,
Я-то знаю точно - он (л)жив.
Рок-н-ролл лжив, - я сказал.
Рок-н-рол-л-л-жив, - ты услышал.
От усталости снова с ног валюсь,
Дайте что-нибудь - я приколюсь.
Паровозик подойдет, он нас умчит.
Жив он точно, только молчит.
Как в вулкане, в нем океан огня,
Чтобы спеть не хватит и дня.
Там и drive и мощный fuzz, ну смелей
Нажимай скорее на play.
Михаил Башаков
В оглавление
РОК-МУЗЫКА В РОССИИ
Рок-н-ролл пришел в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» – главным образом «Битлз» и «Роллинг стоунз». В середине 1960-х годов появились первые в СССР бит-группы, т.е. по существу первые рок-ансамбли: «Славяне», «Странники», «Мифы», «Скоморохи» в Москве, «Авангард», «Лесные братья» в Ленинграде, «Песняры» в Минске. Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей «советской эстрады» – так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) («Веселые ребята», «Поющие гитары»), или под квази-фольклорные ансамбли («Песняры»). В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские «Скальды»).
В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой (прежде всего группами «Битлз» и «Роллинг стоунз») приобрело повальный характер. В школах и вузах крупных городов (прежде всего, в Москве и Ленинграде) создаются десятки самодеятельных ансамблей – не ВИА, а самых настоящих рок-групп (по преимуществу квартетов: три гитары и ударные), исполнявших песни из репертуара «битлов», «роллингов» и других англо-американских и европейских групп (например, суперпопулярный хит Venus в исполнении бельгийской рок-группы «Шокинг блю»). В 1971 в Горьком прошел первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором особый успех выпал на долю московских «Скоморохов» во главе с Александром Градским и челябинского «Ариэля». В это время на официальной советской эстраде рок-н-ролл был представлен облегченной коммерциализованной разновидностью – твистом (советские эстрадные хиты середины 1960-х годов Черный кот, Королева красоты и более поздний Где-то на белом свете… из кинофильма Кавказская пленница).
На протяжении всех 1970-х годов рок продолжал оставаться маргинальным явлением советской музыкальной культуры, наряду с творчеством т.н. бардов (Булат Окуджава, Александр Галич, Юлий Ким, Владимир Высоцкий) занимая нишу полузапретного феномена. Публичные выступления рок-групп 1970 – начала 1980-х годов проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты», или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов. Благодаря неофициальным концертам в институтских дворцах культуры быстро приобретали известность новые команды: «Рубиновая атака», «Цветы», «Удачное приобретение», «Аракс», «Високосное лето» и др., которые в основном исполняли на английском языке «кавер-версии» международных хитов и – редко – песни собственного сочинения.
В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. «Магнитоальбомы» распространялись среди сотен фанатов. «Магнитиздат» стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый «бит» ударных – к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, – это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, «Аквариума» (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.
Со второй половины 1970-х годов западная популярная музыка (в том числе и рок-н-ролл) проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых наряду со шлягерами из «стран социализма» попадались и хиты западных поп- и рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса. В конце 1970-х годов в Советский Союз на гастроли приезжают Клифф Ричард, Элтон Джон и лидер европейской музыки «диско» «Бони М». Одновременно по телевидению регулярно начинают транслироваться фестивали поп-музыки из польского Сопота и с болгарского Солнечного Берега. В республиках Прибалтики в это время проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни («Литуаника» в Вильнюсе, фестивали в Таллине, Тарту и др.). Весной 1980 состоялся «советский Вудсток» – фестиваль «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда.
Олимпийские игры 1980 в Москве, как когда-то московский Фестиваль молодежи и студентов, стали мощным катализатором легитимации рок-музыки. В 1982 в Ленинграде было образовано первое в СССР любительское объединение музыкантов – рок-клуб, в который вошли «Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др. Чуть позже в Москве была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова («Горбушка»). В это время сложились основные направления советской рок-музыки: классический рок-н-ролл («Зоопарк», позднее «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф») «тяжелый металл» («Август», «Ария», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Коррозия металла» и др.); панк-рок («Автоматические удовлетворители»), жесткая «новая волна» («Телевизор»), джаз-рок («Арсенал»). Возникли группы, использовавшие элементы постмодернистского стеба («Крематорий», «Звуки Му») и соц-арта («АВИА», «Бригада С», «Аукцыон»). Помимо московской и ленинградской, оформились другие региональные «школы»: уральский рок, представленный прежде всего свердловскими командами «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» «Чайф», «Настя» и близким к ним уфимским «ДДТ», сибирский рок («Калинов мост»), владивостокский рок («Мумий Тролль»). Тогда же появились лучшие альбомы ведущих рок-групп: «Кино» (Последний герой, Группа крови), «Алиса» (JAZZ, Энергия, Шестой лесничий), «Звуки Му» (Простые вещи, Zvuki mu), «Телевизор» (Шествие рыб), «ДДТ» (Я получил эту роль), «Гражданская оборона» (Сто лет одиночества, Инструкция по выживанию), «Агата Кристи» (Второй фронт, Коварство и любовь), «Наутилус Помпилиус» (Разлука, Князь тишины), «Центр» (Центромания) и др.
Выпущенный в 1986 в США двойной альбом Red Wave с записями четырех ленинградских групп («Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино») сыграл немалую роль в легализации русского рока и в его выходе на мировую арену. После альбома Red Wave советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за рубежом. Так, «Кино» совершили в 1988–1989 турне по Франции и Японии. В 1988 «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом Zvuki mu, а затем совершили гастрольные поездки по Англии и США. Наконец, в 1988 лидера «Аквариума» Б.Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence, не имевший, правда, особого успеха. Выйдя из подполья, рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной роли в фильме Игла (1988) лидер «Кино» В.Цой был признан лучшим советским киноактером года. А советский фильм «Такси-блюз» (1989) с солистом «Звуков Му» П.Мамоновым в главной роли завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной (Голландия или Скандинавия), русский рок отчетливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен. Рано погибший рок-поэт и исполнитель А.Башлачев сыграл важную роль в обращении русскоязычного рока к корням русского музыкального фольклора. Правда, наряду с интересом к русской фольклорной традиции (в частности, в творчестве таких групп, как «Чайф» или «Калинов мост») русский рок увлекается явным китчем «а-ля рюс» (шапки-ушанки, балалайки, гармошки, кирзовые сапоги, косоворотки «Бригады С»). Тяга к переработке элементов «советской эстрады» и бардовской песни проявилась у необычайно популярной в 1980-е годы группы «Любэ». Одновременно на пике популярности находились такие ретро-группы, как бит-квартет «Секрет», рокабилли-группа «Мистер-Твистер» и особенно «Браво», которое во многом обязано своей популярностью харизматической солистке Жанне Агузаровой, а затем новому солисту Валерию Сюткину. В среде городских подростков большим успехом пользовались тяжелометаллические группы: «Черный кофе», «Ария», «Черный обелиск», «Железный марш» и особенно яркая «Коррозия металла», чьи выступления превращались в шумные хэппенинги с элементами стриптиз-шоу.
В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», «Алиса»). Во многом благодаря выступлениям и пластинкам этих групп в конце 1980-х годов в СССР зарождается поп-музыкальная индустрия западного образца. Типичным феноменом новой поп-музыкальной индустрии стала диско-группа «Ласковый май». Рассчитанный на молодую провинциальную аудиторию с непритязательным музыкальным вкусом (в первую очередь, на девушек от 12 до 17 лет), этот подростковый вокально-инструментальный ансамбль добился фантастической популярности в 1988–1989. Коммерческий успех «живых» концертов группы был настолько велик, что одновременно в разных городах Союза устраивались концерты под фонограмму песен «Ласкового мая» с подставными «исполнителями».
1990-е годы – период окончательного формирования российской поп-музыкальной индустрии. Некогда проникнутая мощным пафосом нонконформизма и социального или морального протеста против «системы», русская рок-музыка превратилась в конгломерат более или менее коммерчески успешных предприятий. С коммерциализацией русского рока связано и неизбежное его растворение в широком потоке поп-музыки (от Филиппа Киркорова и шоу-группы «На-На» до сладкоголосых вокальных ансамблей вроде трио «Лицей» или «девочки-скандала» Земфиры – коммерческой имитации Жанны Агузаровой).
Ленинградский рок-н-ролл. Возникший в 1982 в Ленинграде рок-клуб не только объединил существовавшие в городе рок-группы («Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др.), но и стал толчком для возникновения новых команд, ставших суперзвездами русского рока: «Кино», «Алиса», «Странные игры», «Телевизор», «Ноль», «Объект насмешек», «Аукцион» (впоследствии «АукцЫон»), «Поп-механика» и др. С 1983 в Ленинграде ежегодно проходили рок-фестивали, сделавшие город неофициальной столицей советского рок-движения.
«Аквариум» занимает в истории и панораме современного советского-русского рока особое место: именно творчество этой группы в начале 1980-х годов послужило катализатором процесса консолидации ведущих творческих сил разобщенного самодеятельного рок-движения, помогло обогатить его язык многими достижениями мировой музыкальной культуры и привлечь к русскоязычному року внимание миллионной аудитории в СССР и за рубежом. «Аквариум», созданный в июле 1972 студентом Ленинградского госуниверситета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом Анатолием Гуницким, поначалу отражал тягу его участников к американскому рок-н-роллу, восточной философии, бардовской песне и литературе абсурда. Первые публичные выступления группы в 1974 поразили аудиторию скорее эзотерическими темами и колоритным имиджем, нежели профессионализмом. «Аквариум» утвердился как наиболее активный участник самодеятельной рок-сцены Ленинграда. В 1974 «Аквариум» получил приз Таллиннского рок-фестиваля «За самую разнообразную программу», а чуть позже гастролировал в Москве. Широкую известность рок-ансамблю принесли его выступления в 1979 на Тартуском рок-фестивале и особенно на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980). Открытие Ленинградского рок-клуба в марте 1981 совпало с выходом первого студийного Синего альбома группы, которая получила возможность давать регулярные концерты. Следуя своему принципу «важна не форма, а содержание», Гребенщиков экспериментировал со стилем (в разное время группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения джаз-роком, панк-роком, новой волной, рэггей, хард-роком, фолк-барокко) и с составом (биг-бэнд с мощной секцией духовых, оснащенная современной электроникой рок-группа, дуэт акустической гитары и виолончели). Под влиянием Сергея Курехина «Аквариум» одно время тяготел к музыке свободных форм, причем сам Гребенщиков принимал участие в записи пластинок «Популярной механики» Курехина. Своим успехом группа обязана «магнитиздату». Осенью 1984 «Аквариум» на непродолжительное время прекратил работу, а его участники занялись реализацией собственных музыкальных проектов. После воссоединения группы концерты в ленинградском дворце спорта «Юбилейный» в октябре 1986 стали свидетельством «легализации» «Аквариума» и первым шагом к снятию запретов на рок-музыку в Ленинграде и в стране в целом.
«Алиса» возникла в ноябре 1983 по инициативе ленинградского рокера Святослава Задерия, сделавшего свое прозвище названием новой команды. Однако подлинная история «Алисы» началась только с приходом солиста Константина Кинчева. В марте 1985 «Алиса» стала лауреатом III фестиваля Ленинградского рок-клуба. Первый альбом Энергия был сделан в жестком нововолновом ключе, с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью. Энергия стала одной из первых в русском роке пластинок, изданных государственной фирмой грамзаписи «Мелодия». По официальным данным, тираж превысил 1 млн. экземпляров. Весной 1987 «Алиса» приступила к работе над вторым альбомом БлокАда. Альбом получился заметно «тяжелее» Энергии и гораздо более цельным и продуманным. Скандалы в прессе и кратковременный арест Кинчева по сфабрикованному обвинению только разогрели интерес публики к группе. Как и «Кино», «Алиса» тяготеет к тематике романтически-социального протеста (Мое поколение и Мы вместе) с элементами типичной для «тяжелого металла» агрессивной стилистики (альбомы Шабаш и Черная метка).
«Кино» – типичный пример рок-группы, чье существование всецело определялось харизматической фигурой лидера (как в английской группе «Queen» во главе с Фредди Меркюри). Сердцем и душой «Кино» был автор всего репертуара группы и ее солист Виктор Цой, создавший мифологию романтического социального и морального протеста (первоначально выпущенные в «магнитиздате» альбомы Планета по имени Солнце, Группа крови, Начальник Камчатки), весьма созвучного умонастроениям молодежи переходной эпохи истории СССР – постсоветской России, символически выраженным в знаменитом рефрене одного из хитов «Кино»: «Перемен! Мы ждем перемен!» После гибели Цоя в автокатастрофе группа распалась.
Московский рок. Если Ленинград был столицей советской рок-музыки 1970-х годов, то в «перестроечные» 1980-е годы пальму первенства перехватила Москва, где продолжали активно работать рокеры «первого призыва» конца 1960-х годов (например, Александр Градский или Бари Алибасов) и мощно заявили о себе рокеры нового поколения («Диалог» и «Автограф», «Звуки Му», «Бригада С», «Форум»). Среди первых рок-групп, возникших в Москве еще в конце 1960 – начале 1970-х годов, «Машина времени» является наиболее заметной и авторитетной. Один из старейших российских рок-ансамблей, «Машина времени» возникла на гребне «битломании» московских школьников в 1968. Записанный тогда же первый магнитоальбом Машина времени состоял из одиннадцати песен на английском языке. Приход А.Кутикова в 1971 внес в репертуар «Машины времени» дерзкий драйв рок-н-ролла. Тогда же состоялся первый концерт. К середине 1970-х годов состав группы относительно стабилизировался, и «Машина времени» выработала неповторимый и узнаваемый музыкальный стиль, сложившийся под влиянием вкусов ее музыкантов – от бардовских песен романтического протеста (Марионетки) и ностальгически-лирического «фолка» (Свеча) до блюза и рок-н-ролла. Известность группы в основном обеспечивают полуподпольные концерты и «магнитиздат» (альбомы Маленький принц, Чужие среди чужих). В 1981 хит Поворот был признан рок-песней года и 18 месяцев возглавлял хит-парад молодежной газеты «Московский комсомолец». В середине 1980-х годов группа прочно обосновывается в качестве «монстра» русского рока, став одной из первых коммерческих рок-групп (записи, гастроли, съемки в кино). Все официальные альбомы группы (В добрый час, Реки и мосты, В круге света, 10 лет спустя и все последующие вплоть до недавней итоговой Антологии) становятся «золотыми».
«Ария». В отличие от долго остававшейся на самодеятельном уровне «Машины времени», заявившая о себе в начале 1980-х «металлическая» группа «Ария» отличалась профессиональным звучанием, не похожим на советскую рок-музыку. В этом была немалая заслуга менеджера группы Виктора Векштейна, бывшего руководителя ВИА «Поющие сердца». После скандального выступления на московском фестивале «Рок-панорама-86» группа получила специальный приз за профессионализм на фестивале «Литуаника-86» в Вильнюсе. Группа записывает свой лучший альбом Герой асфальта, в который вошли такие хиты, как Улица роз и Баллада о древнерусском воине. В отличие от первых двух «магнитоальбомов», Герой асфальта был выпущен фирмой грамзаписи «Мелодия» и разошелся миллионным тиражом.
Вдали от обеих столиц рок-музыкальная жизнь также била ключом. Рок-клубы возникали во многих больших городах – Свердловске, Челябинске, Новосибирске, Владивостоке, объединяя стихийно возникшие школьные и студенческие команды. Некоторые городские рок-объединения стали в полном смысле «школами».
Свердловский рок. После Москвы и Ленинграда уральский индустриальный центр Свердловск стал третьим по значимости центром русского рока, давшим такие группы, как «Урфин Джюс», «Чайф», «Наутилус помпилиус», «Настя» и др.
История «Чайфа», одной из самых ярких команд свердловского рока, началась в 1975, когда десятиклассники свердловской школы Владимир Шахрин и Владимир Бегунов создали акустическую группу «Пятна» и поначалу играли проверенный репертуар – «битлов» и «роллингов», «Creedence Clearwater Revival». Тогда же музыканты записали первый магнитоальбом Верх-Исетский пруд и провели успешные концерты. После окончания ее участниками школы группа распалась, но спустя девять лет музыканты воссоединились, создав новую группу «Чай-Ф» (позднее просто «Чайф»). Весной 1985 «Чайф» записывает акустический магнитоальбом «Жизнь в розовом дыму». Через год «Чайф» выступил на 1-м фестивале Свердловского рок-клуба и сразу же обратил на себя внимание интересными текстами и рок-н-ролльно-блюзовой музыкальной стилистикой. Для записи второго альбома В субботу вечером в Свердловске собрались едва ли не все ведущие свердловские рок-музыканты. Ленинградский концерт 1986 окончательно утвердил репутацию «Чайфа» как одной из самых профессиональных команд. Тогда же группа во второй раз становится лауреатом свердловского рок-фестиваля и начинает гастролировать по Союзу. На рок-фестивале в Риге «Чайф» завоевал «приз зрительских симпатий». Весной 1989 «Чайф» сделала альбом Лучший город Европы, и в том же году стала инициатором экологического движения «Рок чистой воды», объединившего рок-музыкантов Урала, Поволжья и Ленинграда. В начале 1990-х годов выпустила альбомы Четвертый стул и Дети гор, окончательно закрепивших популярность и коммерческий успех группы.
«Наутилус помпилиус» стремительно ворвался на российскую рок-сцену в 1987. Неизвестная уральская группа побила все рекорды популярности. В следующем году слава «Нау» гремела по всей стране... История группы началась в 1978, когда студенты Свердловского архитектурного института Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий создали англоязычный рок-квартет. В 1981 состоялся первый свердловский рок-фестиваль, давший толчок для создания новых студенческих рок-групп, одной из которых и стал «Наутилус помпилиус» (первоначальное название – «Али-Баба»). Рождение группы произошло с началом сотрудничества Бутусова и поэта Ильи Кормильцева. В 1985 состоялась первая запись. В стране в середине 1980-х годов было несколько «Наутилусов», и чтобы отличаться от тезок, свердловская группа переименовалась в «Nautilus Pompilius». Тогда же были написаны главные хиты Гуд бай, Америка! Я хочу быть с тобой, Скованные одной цепью, Шар цвета хаки. Триумф «Наутилус помпилиуса» начался с московского концерта в 1987, но оказался недолгим: в 1989 и 1990, по опросам газеты «Московский комсомолец», группа получила звание «разочарование года». В 1990-е годы «Наутилус помпилиус» прекратил существование.
«Влад-рок». В 1984 во Владивостоке была предпринята попытка создания объединения рок-музыкантов, прототипом которого послужил незадолго до этого возникший в Ленинграде рок-клуб. В рок-клуб Владивостока вошло около десяти групп. Группа «Мумий Тролль» первой стала сознательно ориентироваться на подростковую аудиторию (магнитоальбом 1985 Новая луна апреля). В группе выделился обладавший своеобразным обаянием солист Илья Лагутенко. Следующий альбом группы – «Делай Ю-Ю» (1990) – отличался более разнообразным музыкальным материалом и более содержательными текстами. «121 этаж» – пожалуй, самая интересная группа «влад-рока» 1980-х годов. Основанная сильным авторским дуэтом бывших ростовчан (Игорь Черкашин, автор текстов, и Эдуард Цехановский, композитор и основной исполнитель), команда играла жесткий ритм-энд-блюз. Самым знаменитым выступлением группы стало участие в первом неофициальном концерте в Доме молодежи в ноябре 1984 с музыкантами из группы «Театр». «Театр» не входил в рок-клуб Владивостока, однако именно его можно считать колыбелью «влад-рока»: студенты архитектурного факультета Дальневосточного пединститута давали концерты в подвале институтского общежития с 1979 (тогда группа носила название «Дети подземелья»), исполняя тяжелые психоделические версии хард-роковой классики начала 1970-х («Led Zeppelin») и песен «Битлз». Группа «Ветер перемен» искала более сложные формы, но их музыка оставалась во многом подражательной. К концу 1980-х годов группа распалась.
Просуществовав около года и проведя лишь несколько легальных концертов, владивостокский рок-клуб ушел в подполье. Поводом для конфликта с местными властями послужило скандальное выступление групп «Мумий-Тролль» и «121 этаж» на местном молодежном фестивале. Впрочем, «неофициальный период» существования «влад-рока» закончился в августе 1986, когда стало возможно официальное проведение фестивалей неформальных молодежных объединений. В конце 1980-х годов в городе насчитывалось несколько десятков рок-групп. Стилистический диапазон их музыки был очень широк: от подросткового хулиганства «Совета ветеранов Санэпидстанции» и панк-рока «Туманного стона» до тяжелого джаз-рока и панк-фанка «Воскресной площадки – 666».
В оглавление
ПЕСНЯ ПРЕСТАРЕЛОГО РОК-Н-РОЛЬЩИКА
Снова стою
на эстраде дворца,
что-то пою
наподобье"Скворца".
Прошлый мотив,
позапрошлый куплет.
Рок-н-рол жив,
а я - уже нет.
Сердце стучит
не в лад и не в такт,
громко урчит
желудочный тракт.
Стар и соплив,
и хочу в туалет.
Рок-н-рол жив,
а я - уже нет.
Пьяный басист
не попал по струне.
В публике - свист,
и так хочется мне
стойки штатив
швырнуть им в ответ.
Рок-н-рол жив,
а я - уже нет.
Стерла эпоха
меня в порошок.
Это не плохо
и не хорошо.
Просто я - миф,
я - блюзовый дед.
Рок-н-рол жив,
а я - уже нет.
Вот и окончен
концертный бедлам:
пульт обесточен,
басы - по чехлам.
Водки испив,
ухожу я домой.
Рок-н-рол жив,
и я - чуть живой.
Андрей Широглазов
В оглавление
Рок-н-рол до рана
Піду я на верховину
Штайер заспіваю
Дуже файно мені жити
У совєцькім краю
Через гори, через ліс
Летіла зозуля
Піду я на агітпункт
І проголосую
Гей, забава, рок-н-рол до рана
Пий, гуляй, веселись
Токар, слюсар, не журись
Добре попрацюєм, новий мир збудуєм
В нашим ріднім СеРеСеРу
Раз, два, три — холера
Йшла корова по дорозі
А за нев телєтко
Виконали достроково
Лемки пятілєтку
Їхав вуйко на ровері
Кулько сі спустило
Робітник і селянин
То велика сила
Гей, забава, рок-н-рол до рана
Пий, гуляй, веселись
Токар, слюсар, не журись
Добре попрацюєм, новий мир збудуєм
В нашим ріднім СеРеСеРу
Раз, два, три — холера
Сидит баба на загаті
Маєтки латає
Міжи містом і селом
Грань вже сі стирає
Пішла Ганка в кукурудзу
А за нев Микола
При совєтах діти всі
Посіщают школу
Гей, забава, рок-н-рол до рана
Пий, гуляй, веселись
Токар, слюсар, не журись
Добре попрацюєм, новий мир збудуєм
В нашим ріднім СеРеСеРу
Раз, два, три — холера
Дівка милася в ставку
Розпустила коси
До країн цілого світу
З дружбов сі відносим
Побратими дорогі
Сусіди поляки
Hаші дружні почуття
Від самого серця
Гей, забава, рок-н-рол до рана
Пий, гуляй, веселись
Токар, слюсар, не журись
Добре попрацюєм, новий мир збудуєм
В нашим ріднім СеРеСеРу
Раз, два, три — холера
http://www.gady.com.ua/releases/1989/9
В оглавление
Тюменский рок-центр "Белый кот" изменил условия приема музыкантов
Ник Рок-н-роллТюменский рок-центр "Белый кот" недавно переехал на старое место - в ДК "Строитель", где работал долгие годы, под крышей творческого объединения "Овация". Директором дома культуры "Строитель" стал Вадим Швец, несколько лет возглавлявший "Овацию". Президентом рок-центра "Белый кот" стал небезызвестный Ник Рок-н-ролл, который в свое время уже занимал эту должность, но оставил ее в связи с занятостью в своем проекте "Трите души". Теперь Ник Рок-н-ролл сменит на посту президента "Белого кота" Павла Константина, занимавшего эту должность в последние месяцы. В связи с упомянутыми переменами, изменились условия приезда в "Белый кот" иногородних музыкантов. Как сообщил корреспонденту сайта Ural-Rock новый президент рок-центра Ник Рок-н-ролл, исходя из нынешнего финансового положения, музыканты могут рассчитывать на 20 процентов от сбора, при этом в них входит дорога. Если стоимость билета превысит 20 процентов от сбора, разница не доплачивается. Клуб обеспечивает музыкантов питанием. Рекламные компании концертов будут усилены. Адрес для демо-материалов: 625013, Тюмень, ул. Республики, 179. ГУК ОДНК "Строитель", рок-центр "Белый кот", Ивановой Ксении Вадимовне для Ника Рок-н-ролла. Справки по электронной почте: roccur@mail.ru.
http://www.ural-rock.ru/news/news210203.htm
В оглавление
РОК-МУЗЫКА
РОК-МУЗЫКА, основная разновидность популярной музыки, возникшая около 1954; для нее характерны использование электромузыкальных инструментов (например, электрогитар) и упор на четко выраженный ритм и громкость звучания.
В короткой истории рок-музыки четко прослеживаются два этапа: период рок-н-ролла (1954-1962) и период рока (с 1962 по настоящий момент). Рок-н-ролл (выражение встречается во многих сельских блюзах и, вероятно, имеет сексуальный подтекст, как в строчке «Качай меня, крути меня всю ночь») обрел популярность в середине 1950-х годов. В основе рок-н-ролла три взаимосвязанных источника. Во-первых, музыка негритянских ритм-энд-блюзовых ансамблей юго-западных штатов США — аналог более мягких и изысканных свинговых джаз-бандов восточных штатов. Название ритм-энд-блюз буквально описывает тот тип музыки, которую исполняли эти группы: основа мелодий — 12-тактовые формы сельского блюза, базирующиеся на тонических, субдоминантных и доминантных аккордах; ритмы резко синкопированы и сильно акцентированы, наиболее типичен фоновый бит — акцент на второй и четвертой доле размера 4/4. Вокалистам таких групп, чтобы перекрывать громкое звучание ансамбля, приходилось кричать; впоследствии такой стиль «выкрикиваемого» блюза стал общепринятой манерой рок-н-ролльных певцов. Во-вторых, важную роль в становлении рок-н-ролла сыграла церковная музыка негритянских вокальных групп, которые заимствовали певческую манеру и гармонии из традиции т. н. черного госпела (религиозного гимна). Основная черта стиля госпел — формула «вопрос — ответ»: солист (а в церкви — проповедник) произносит стих, и хор ему отвечает. «Вопрос — ответ» является основным элементом не только стиля госпел, но и африканской народной музыки. В-третьих, музыка Элвиса Пресли, который вместе с другими исполнителями, вроде Бадди Холли, Карла Перкинса и братьев Эверли, стихийно соединял элементы музыкальных стилей белого кантри-энд-вестерн, негритянского сельского блюза и ритм-энд-блюза. Гончий пес (Hound Dog), Не будь жестокой (Don’t Be Cruel), Отель, где разбиваются сердца (Heartbreak Hotel) и ряд других ранних вещей Пресли являются блюзами или основаны на блюзовых структурах, а в его вокальном стиле сочетались типичная в музыке кантри «гнусавость» с напористостью и чувственностью, характерными для негритянской музыки.
Именно благодаря неотразимой привлекательности Пресли рок-н-ролл начиная с песни Отель, где разбиваются сердца (1956) стал национальным явлением. Впрочем, другие исполнители в новой манере завоевали популярность еще до Пресли. С 1954 Билл Хейли и группа «Comets» выпустили целую серию хитов, которые представляли собой перепевы ритм-энд-блюзового репертуара негритянских ансамблей. Музыка Чака Берри выросла из традиции городского блюза — это был грубоватый, гремящий электромузыкальными инструментами потомок сельского блюза, который после Второй мировой войны бурно расцвел в Мемфисе, Чикаго и Детройте. Сэм Кук и ансамбли «Coasters», «Drifters» и «Flamingoes» продолжали традиции госпела, и этот музыкальный стиль с незначительными изменениями позднее трансформировался в то, что стали называть музыкой соул.
В раннем рок-н-ролле доминировали четкая ритмическая пульсация (бит), электрогитара, пронзительный тенор-саксофон и надрывно-исступленный вокал. Тематика песен вращалась вокруг повседневной жизни подростков: школа, родители, автомобили и особенно юношеская любовь. Косвенно, а нередко и прямо эта музыка бросала вызов общественным нормам. Новая музыка обладала необычайной притягательностью для подростков, и ее новизна казалась еще более привлекательной при сравнении с популярной музыкой 1940-х и начала 1950-х годов, отмеченной унылыми штампами в духе сентиментального и искусственного стиля «Тин-Пэн-Элли», который отражал совершенно чуждый американской молодежи мир. Вот почему молодежь с таким восторгом и приняла рок-н-ролл. Молодой рок-н-ролльной аудитории импонировал именно тот факт, что взрослые не понимали этой новой музыки и явно выражали свое неприятие. Тем не менее, несмотря на растущую популярность Элвиса Пресли, Рея Чарлза, Чака Берри и других известных исполнителей, примерно в 1959 рок-н-ролл вступил в пору упадка. Дело в том, что руководители крупнейших звукозаписывающих компаний, осознав огромный коммерческий потенциал рок-н-ролла и стремясь расширить аудиторию, вывели на эстраду миловидных, но по большому счету бесталанных исполнителей. Постепенно агрессивность, чувственность и прежде всего зажигательные ритмы рок-н-ролла увяли, и их сменили «миленькие» подделки под рок-н-ролл, вроде Подростка-ангела (Teen Angel) и Скажите Лоре, что я ее люблю (Tell Laura I Love Her). См. также МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ; ДЖАЗ.
Влияние «Битлз». Итак, в конце 1950-х — начале 1960-х годов рок-н-ролл, похоже, оказался на смертном одре, но в 1962 он вернулся к жизни благодаря взлету группы «Битлз», завоевавшей феноменальную популярность. Квартет из английского города Ливерпуля, а вслед за ним другие британские группы, и прежде всего «Роллинг Стоунз», вдохнули новую жизнь в фундаментальные каноны рок-н-ролла. Бурный успех этих групп в США заставил вновь вспомнить об энергичном бите — они сделали «рок», как теперь стали называть этот стиль, еще более громким и агрессивным. На первых порах «Битлз» черпали вдохновение из ранних образцов рок-н-ролла, тогда как «Роллинг стоунз» больше были обязаны городским блюзменам вроде Мадди Уотерса, из чьей песни Катящийся камень (Rolling Stone) они позаимствовали свое название.
Сейчас уже видно, насколько вторичны и скучны первые записи «Битлз». Гипнотическое воздействие «Битлз» на массовую аудиторию объяснялось, во-первых, энергичной ритмикой их музыки в сравнении с современными им популярными исполнителями, и во-вторых, что самое главное, их личным обаянием. Это были мило-дерзкие, длинноволосые, скромно, хотя и необычно одетые ребята, причем каждый «битл» имел вполне определенный сценический облик. На фоне «Роллинг стоунз» — наглых, грубых и вызывающе сексуальных парней — они казались «славными сорванцами».
В период упадка рок-н-ролла на какое-то время возродилась и тут же была поставлена на поток белая фолк-музыка, бытовавшая в основном в аппалачских штатах (на востоке США). Музыкальные стереотипы народного стиля принадлежали другой эпохе и вскоре утратили свою притягательность, но тексты этих песен, особенно отмеченные духом социальной ангажированности и наивной поэтичностью, оказались более долговечными. Боб Дилан начал свою карьеру как фолк-певец как раз в период этого возрождения. Безыскусную лирику ранних песен протеста Дилана, вроде Знает только ветер (Blowin’ in the Wind), Времена — они меняются (The Times They Are A-Changin’) в более позднем его творчестве обогатили черты современной высокой поэзии. Он использовал такие поэтические приемы, как свободная ассоциация, синестезия (сочетание разнородных ощущений, например, зрительных и слуховых; например, у Дилана: «тени в звуках»), развернутая метафора и нарочитая неясность смысла. Некоторые рок-поэты подхватили эту тенденцию, но их пример действительно получил широкое распространение лишь после того, как в 1965 Дилан выступил на фолк-фестивале в Ньюпорте в сопровождении рок-группы с электроинструментами, заменившими обычные для него акустическую гитару и губную гармошку. Пуристы рока сочли трансформацию Дилана предательством, но многие фолк-исполнители, в том числе Тим Хардин, Тим Бакли, группа «Lovin’ Spoonful», полностью или отчасти взяли на вооружение рок-инструменты, а многих рок-музыкантов вдохновила продемонстрированная Диланом смысловая насыщенность песенной лирики.
Среди последних были «Битлз». Хотя ранние композиции содержали некоторые музыкальные новации, тексты их песен в основном состояли из банального лепета. Я хочу держать тебя за руку (I Wanna Hold Your Hand), Порадуй меня (Please Please Me), Я хочу быть твоим парнем (I Wanna Be Your Man) — типичные примеры. Все же эпохальный альбом Резиновая душа (Rubber Soul, 1965) отличался как смысловой глубиной стихов, так и поразительным разнообразием музыкальных находок. Джордж Харрисон в песне Норвежская мебель (Norwegian Wood) играет на индийском ситаре, а струнное сопровождение в балладе Мишель (Michelle) звучит в духе музыкальной классики.
К этому моменту, в середине 1960-х годов, когда многие музыканты раскусили художественные возможности рока, возникли сотни рок-групп. Их музыка стала логическим продолжением раннего рок-н-ролла, но она также явилась реакцией и откликом на текущие события общественно-политической жизни. Например, «Country Joe and the Fish», группа из Беркли, в своих песнях осуждала войну во Вьетнаме и социальное неравенство в американском обществе. Более оригинальными оказались «Jefferson Airplane» и «Grateful Dead» - оба ансамбля были тесно связаны с нарождающейся «культурой наркотиков». Они пытались воссоздавать чувственные впечатления от приема ЛСД, соединяя длинные плавающие гитарные соло с пронзительно-завывающими отыгрышами, которые нередко искажались с помощью разных настроек усилителя и «фидбэка», с душераздирающим зудением, получаемым при расположении электроинструмента вблизи от усилителя. Тексты также отражали увлечение наркотиками. В композиции Восемь миль над землей (Eight Mile High) группы «Byrds» сюрреалистические образы в духе Дилана только намекают на наркотический опыт, но в «кислотном роке» довольно часто встречалось и прямое упоминание наркотиков. Стремясь превратить рок-музыку в тотальное чувственно-эмоциональное переживание, музыканты достигали неприятной, а нередко и невыносимой для непривычного уха громкости звучания.
«Битлз» продолжали экспериментировать. В 1967 они выпустили альбом под названием Оркестр клуба «Одинокие сердца» сержанта Пеппера (Sergeant Pepper’s Lonely Heart’s Club Band). Следуя вдохновляющему примеру альбома ансамбля «Beach» Любимые звуки (Pet Sounds, 1966), «Битлз» сделали Сержанта Пеппера первым рок-альбомом, представлявшим собой цельное произведение, а не собрание отдельных песен. После появления Сержанта Пеппера многие рок-исполнители последовали примеру «Битлз». Песни вышли за пределы традиционного трехминутного формата, принятого на радиостанциях средневолнового диапазона, и теперь в музыкальных альбомах целые блоки обрели внутреннее единство. Так, впечатляюще сложный и художественно (хотя и не коммерчески) успешный альбом группы «Jefferson Airplane» После купания у Бакстера (After Bathing at Baxter’s) состоит из четырех длинных «сюит», каждая из которых имеет несколько сквозных тем.
После того, как другие исполнители усвоили эклектичную оригинальность Сержанта Пеппера, рок испытал влияние многих смежных музыкальных стилей. Группы «Blood, Sweat and Tears», «Lighthouse», «Chicago» начали использовать духовые инструменты не только для отыгрышей и сугубо ритмического сопровождения, характерных для музыки соул или ритм-энд-блюза, но и для оркестровых и сольных номеров, отмеченных изощренными гармониями и более гибким ритмическим рисунком, свойственным современному джазу. Некоторые группы, вроде распавшегося «Cream», уделяли большое внимание продолжительным инструментальным импровизациям в духе современных джазовых исполнителей, хотя при этом сохранялись типичные для рока ритмы и вокал. Фрэнк Заппа, лидер недолго просуществовавшего ансамбля «Mothers of Invention», одаренный композитор и виртуоз электронной музыки, заимствовал музыкальные средства из арсенала классиков 20 в. — Эдгара Вареза, Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена. Рок эксплуатировал и другие классические формы: две британские группы, «The Who» и «Kinks» сочинили и записали рок-оперы — Томми (Tommy) и Артур (Arthur), в каждой из которых сюжет определяет музыкальную структуру, имеются сквозные темы, а отдельные песни-арии исполняются разными персонажами.
1970-1980-е годы. В конце 1960-х — начале 1970-х годов блюз, белая фолк-музыка и джаз — краеугольные камни рока — продолжали вдохновлять рок-исполнителей, а рок, в свою очередь, оказывал воздействие на своих музыкальных предтеч. Ряд дирижеров симфонических оркестров, в частности Зубин Мета (Лос-Анджелесский филармонический оркестр) и Леонард Бернстайн (Нью-Йоркский филармонический оркестр), участвовали в концертах, где предпринимались попытки синтеза рока и классической музыки.
Пока эти эксперименты продолжались, рок начала 1970-х годов вновь пришел в упадок, как это произошло в начале 1960-х. «Битлз» распались, и музыканты стали работать в одиночку. Дилан выпустил ряд альбомов, приведших критиков в ужас. Другие крупные исполнители — Джимми Хендрикс, революционизировавший роль лидер-гитары, ритм-энд-блюзовая певица Джэнис Джоплин и солист группы «Doors» Джим Моррисон — трагически погибли, едва начав творческую карьеру. Рок-аудитория раздробилась на поклонников разных направлений, плодившихся во множестве. Одним из них стал кантри-рок — стиль, взявший на вооружение традиционные инструменты вроде гавайской гитары и вернувшийся вновь к ритм-энд-блюзу Элвиса Пресли, Карла Перкинса и Бадди Холли.
В то же время выдвинулись музыканты, идущие от фолк-традиции начала 1960-х годов. Исполнители спокойных песен под акустическую гитару — Кароли Кинг, Джони Митчелл и Пол Саймон — пели о личных взаимоотношениях и старомодных романтических проблемах, избрав утонченную и изящную манеру лирической исповеди.
В Великобритании возник прогрессивный рок, представленный творчеством таких групп, как «Pink Floyd», «Moody Blues», «Jethro Tull», использовавших классические аранжировки для обогащения звучания своих изощренных композиций. Такая подчеркнуто мелодическая музыка с густой оркестровкой в значительной степени опиралась на возможности только что появившегося электронного синтезатора, способного имитировать звук практически любых инструментов, в том числе духовых и струнных.
Ширилась аудитория тяжелого металла, жанра, для которого были характерны оглушительная громкость и повторяющийся мелодический рисунок. Ряд представителей этого течения, в том числе «Led Zeppelin», «AC/DC», «Black Sabbath», стали самыми популярными, хотя и отвергаемыми в кругах музыкальных критиков суперзвездами десятилетия.
Глэм и глиттер-рок, представленный английскими исполнителями вроде Дэвида Боуи, группы «Roxy Music» и «T. Rex» и американской группой «New York Dolls», привнесли необузданную, транссексуальную театральность. В 1972 Боуи выпустил концептуальный альбом Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауки с Марса (The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars), где сюжетно прослеживается стремительный взлет к славе и крах декадентски-футуристического рок-идола. Эта вещь резко контрастировала с мягкой, приятной манерой поведения рок-исполнителей конца 1960-х. Раздвинуть границы рока удалось Боуи, который своим нарочито андрогинным имиджем бросал вызов сексуальным и общественным нормам.
К середине 1970-х годов в рок-музыке слились десятки жанров. Элис Купер и «Kiss», беззастенчиво заимствовавшие элементы тяжелого металла и поп-музыки, внешнюю сторону своего сценического имиджа взяли у глэм-рока, используя в своих выступлениях макияж и гардероб персонажей мультфильмов. «Steely Dan», группа, корнями уходящая в фолк-традицию и соул, предложила странный гибрид — интеллектуальный рок, в котором приятные мелодии сочетались с весьма циничными стихами. «Hall & Oates» создали «голубоглазый соул», позаимствовав ритм-энд-блюзовое звучание филадельфийского варианта музыки соул конца 1960-х годов. Арт-рок соединил элементы глэма и прогрессивного рока. Группы вроде «Genesis» во главе с Питером Габриэлем предложили эксцентричную музыку, усиленную театрализацией. Брюс Спрингстин, певец и композитор из Нью-Джерси, мощью и притягательностью сценических выступлений и социальной ориентированностью лирики напомнил слушателям молодого Боба Дилана; пластинка Спрингстина Рожденный бежать (Born to Run) была названа лучшим альбомом десятилетия.
Джордж Клинтон и его «Parliament-Funkadelic», ритм-энд-блюзовый коллектив из Детройта — еще одна разновидность рок-гибрида. Космическая тематика композиций и инопланетные костюмы участников ансамбля способствовали популяризации фанк-рока.
В 1974 «CBGB», небольшой музыкальный клуб в нью-йоркском Южном Ист-Сайде, стал колыбелью очередного рок-жанра. Местные рок-группы — «Ramones», «Television», «Talking Heads», певица Патти Смит — культивировали грубую, «оголенную», основанную на трех аккордах музыку, которую позднее окрестили панком. Примитивный, жесткий, часто диссонирующий, но исполненный страсти и лишенный каких-либо музыкальных изысков, отличавших рок 1970-х годов, панк был самой дикой разновидностью рок-музыки. Черты будущего панка угадывались уже в 1970 в творчестве мичиганской группы МС-5 и Игги Попа (настоящее имя Джеймс Остерберг) и его группы «Stooges». Но лишь в 1975, когда Патти Смит выпустила дебютный альбом Кони (Horses), панк вышел на орбиту. Плаксивый шаманический вокал Патти Смит и невнятные, в духе лирики Артюра Рембо, стихи на фоне минималистской неблагозвучной мелодии немедленно обрели поклонников в среде рок-авангарда.
Английский антрепренер Малколм Макларен, под впечатлением от услышанного в Нью-Йорке, ухватился за новый музыкальный стиль. Группа «Sex Pistols», набранная Маклареном из разношерстной толпы молодых бездельников, стала лидером панк-рока. Политическая и экономическая атмосфера Великобритании созрела для столь откровенно агрессивного апокалипсического жанра, и панк бурно расцвел в творчестве «сердитых» молодежных групп вроде «Pistols» (их первая пластинка называлась Анархия в Великобритании) и «Clash». Таким же безумно популярным жанром в этот период стал диско — гибрид фанка, ритм-энд-блюза и рока, прославлявший сексуальную свободу и наслаждение жизнью, определявшие поп-культуру 1970-х годов.
По мере роста популярности панк-рок, постепенно видоизменяясь, превратился в «новую волну». Элементы скиффла (джазоподобного рода поп-музыки) и ска (ямайская танцевальная музыка) смешались в легких быстрых песенках, исполнявшихся пестрыми по национальному составу группами вроде «Specials» и «English Beat». Элвис Костелло популяризировал мастерски сделанные шлягеры, выдержанные в лихорадочно-рваном ритме. Группа «Devo» из Акрона (шт. Огайо) выступала на сцене в легких пластиковых комбинезонах и масках, намекая на свою принадлежность к внеземным цивилизациям. А группы вроде «Husker Du», «Dead Kennedys» и «Black Flag» превратили панк в поток неконтролируемой агрессии.
Революция видеоклипов. 1 августа 1981 в рок-музыке произошла первая со времен «Битлз» революция: наступила эра Музыкального телевидения (MTV) — круглосуточного вещания музыкальных видеоклипов, в которых рок-песни получали зримое воплощение с использованием спецэффектов, фантастических образов и монтажного построения кадров, синхронизированного с музыкальными фразами. Став золотой жилой для изобретательных исполнителей «новой волны» вроде «Police», «Depeche Mode», «В-52» и «Go Gos», MTV провоцировало также выпуск все большего числа видеоинженерных чудес-однодневок.
Если панк-движение конца 1970-х годов вернуло рок-музыку к голой первооснове, 1980-е годы превратили рок в театрализованное действо. Такие исполнители, как Мадонна, Принc и особенно Майкл Джексон, взмыли к славе лишь под строгим всевидящим видеооком. Предлагая зрителям свои изысканно сработанные, постоянно меняющиеся имиджи и мелодии, основанные на запоминающихся простеньких ритмах, которые не отвлекали внимания от центральной сюжетно-эмоциональной видеотемы, эти исполнители отражали характерную для 1980-х годов философию «чем больше, тем лучше».
В то время как музыкальное телевидение стало усладой главным образом белого среднего класса, хип-хоп, или рэп, был сфабрикован в бедных городских кварталах из подручных средств. Диск-жокеи, использовавшие в студии сразу несколько «вертушек», крутили старые пластинки по частям, расчленяли мелодии и накладывали фрагменты на новые ритмы. Поверх этого музыкального фона «рэппер» мог наговаривать импровизированные ритмические куплеты, излюбленными темами которых были секс, наркотики и афроамериканская культура. Ранние пропагандисты рэпа — Африка Бамбаатаа и Кертис Блоу — брали за основу своих композиций старые ритм-энд-блюзовые записи Джеймса Брауна и других исполнителей. Потом группы вроде «Run DMC» старались привлечь аудиторию к рэпу, основывая свои песни на рок-мелодиях — в частности на Иди этим путем (Walk This Way) группы «Aerosmith». С успехом «Beastie Boys» и других белых рэпперов в конце 1980-х годов рэп превратился в основной музыкальный жанр, вынудив его более социально-активных представителей перенять мрачноватую агрессивную манеру. Гангста-рэп в исполнении групп «NWA», «Geto Boys» и «Snoop Doggy Dogg» предлагал стихи настолько агрессивного, женоненавистнического и хулиганского содержания, что в обществе раздались голоса, если и не призывавшие к цензурным репрессиям, то во всяком случае требовавшие самоконтроля со стороны исполнителей.
Немногие из возникших в 1980-е годах рок-супергрупп оказались жизнеспособными. Исключение составили те ансамбли, которые выделялись как музыкальным талантом, так и запоминающимся имиджем, — это «REM», квартет из Атенс (шт. Джорджия), и ирландская «U2», группа, чьи композиции в духе религиозных гимнов приводили в экстаз аудиторию.
Новые формы в 1990-2000-е годы. Грандж, жанр, чья звезда взошла в начале 1990-х годов, сильно напоминал панк. Он объединил авангардистские устремления групп вроде «Sonic Youth», неистовую и скрежещущую гитару Нила Янга, начавшего свой путь в середине 1960-х годов в составе ранней кантри-рок-группы «Buffalo Springfield». Благодаря таким группам, как «Nirvana» и «Pearl Jam», известность гранджа вышла далеко за пределы его американской родины.
Как в 1970-х, так и в начале 1990-х годов произошло дробление стилей. Многих новых исполнителей называли «альтернативными» даже в тех нередких случаях, когда их музыка быстро усваивалась массовой аудиторией. «PJ Harvey» и другие женские группы озвучили воинственный райот-герл-рок в «тяжело-металлическом» стиле. Гарт Брукс возвестил о возвращении традиций кантри-рока. В Англии последовал взрыв рейв-музыки, отмеченной гипнотическими мелодиями и чрезвычайно быстрым темпом. В США адепт «индустриального рока» группа «Ministry» соединила в одно целое жестко-агрессивную и танцевальную музыку. Благодаря растущему влиянию канала MTV, международной известности добились такие исполнительница из Исландка Бьорк и японская группа «Pizzicato Five».
Музыка и эстетика гранджа (grunge) начала 1990-х гг.во многом определила развитие рока всего последующего десятилетия. Ключевым понятием этого периода стало понятие «альтернатива» (alternative). Изначально оно подразумевало противопоставление новой бескомпромиссной музыки тому бесконечному и безликому потоку поп-хард-рока, который доминировал на музыкальном рынке восьмидесятых. У тех, кто не желал воспринимать серийную и бездушную продукцию коллективов типа «Уосп» (W.A.S.P.), или «Пойзон» (Poison) была альтернатива — гаражные и клубные команды, которые создавали свое, «непричесанное» звучание и пели не о пляжах Малибу, красотках и лимузинах, а о том, что составляет жизнь большинства нормальных людей: о сложности человеческих взаимоотношений, отчужденности, депрессии, мечтах и надеждах.
Центром «альтернативной» музыки стал город Сиэтл, в котором молодые группы, собравшиеся вокруг небольшой фирмы «Саб поп», развивали направление грандж: «Элис Ин Чейнз» (Alice In Chains), «Мелвинз» (Melvins), «Скримин Триз» (Screaming Trees), «Нирвана» (Nirvana), «Саундгарден» (Soundgarden), «Перл Джем» (Pearl Jam).
Грандж был действительно свежим и своевременным направлением. Однако популярность, которую это направление обрело за один или два года, привела к тому, что музыкальная индустрия стала вовсю эксплуатировать т. н. «альтернативное» звучание. То, что еще совсем недавно считалось маргинальным, некоммерческим и составляло репертуар маленьких независимых звукозаписывающих компаний, в считанные месяцы превратилось в золотую жилу большого шоу-бизнеса.
Пытаясь по-своему бороться с этой ситуацией, основные группы «сиэтлской волны» выпускают альбомы с нарочито грязным, сырым звучанием: «Нирвана» В утробе (In Utero) и «Перл Джем» Наука жизни (Vitalogy), а «Элис Ин Чейнз» обратились к полуакустическому звучанию, но и эти альбомы моментально становятся «платиновыми» (т.е. проданными тиражом более миллиона экземпляров). С тех пор понятие «альтернативная музыка», в общем, утрачивает свою однозначность, потому что многое из того, что раньше было подлинной альтернативой большому шоу-бизнесу, становится частью этого шоу-бизнеса. Тем не менее, независимая (indie, от independent), некоммерческая сцена продолжает существовать, и группы, вроде «Соник Юс» (Sonic Youth),«Мелвинз» (Melvins) или «Пейвмент» (Pavement) вполне спокойно, без массовой истерии и многомиллионных контрактов играют свою музыку.
С 1993, после выхода альбома Siamese Dreams, обращает на себя внимание феномен группы «Смэшин Пампкинз» (Smashing Pumpkins), ставшей едва ли не самой популярной американской группой середины 1990-х. Их работы — это пример редкого сочетания творческого подхода и коммерческого успеха. Критики назвали эту музыку пост-грандж, что звучит весьма формально, но по крайней мере отражает жесткую и тяжелую гранджевую основу музыки «Smashing Pumpkins».
Также с середины 1990-х гг. набирают популярность группы мелодичного панк-кора (punk-core), прежде всего «Грин Дэй» (Green Day) и «Оффспринг» (Offspring). Они исполняют весьма жесткую и быструю музыку с эффектными мелодиями и ироничными текстами. «Грин Дэй» в 1994 выпустили альбом Дурачок (Dookie), который сделал их миллионерами. Однако последующие диски не имели такого успеха. Карьера же «Оффспринг» сложилась гораздо удачнее: после замечательного диска Смэш (Smash, 1994) они находят в себе силы создать еще один международный бестселлер Американа (Americana, 1998), и с тех пор удерживают весьма высокий уровень популярности.
С выходом в 1991 альбома КровьСахарСексМагия (BloodSugarSexMagic) лос-анджелесская группа «Ред Хот Чили Пепперз» (Red Hot Chili Peppers) стала одной из самых знаменитых рок-команд мира. Их музыка представляет собой смесь фанка, хард-рока, хип-хопа и множества других стилей, Выпуская приблизительно по альбому раз в три года, «Рэд Хот Чили Пепперз» не теряют своего «суперзвездного» статуса в течение более чем десяти лет.
Следующей после гранджа интернациональной волной в рок-музыке стал так называемый брит-поп (Brit-pop). Это означает то, что англичане снова на некоторое время захвалили лидерство в рок-музыке. Параллели с «британским вторжением» середины 60-х напрашиваются сами собой. К тому же, «бум» брит-попа сопровождался большой кампанией по возрождению массового интереса к «Битлз» (Beatles), изданием антологий, выпуском фильмов и т.д. У брит-попа также была своя пара наиболее популярных и соперничавших групп, по образцу тандема Beatles-Rolling Stones: это «Оэйсиз» (Oasis) и «Блер» (Blur). В 1994 выходят альбомы «Оэйсиз» Однозначно может быть (Definitely Maybe) и группы «Блер» Парковая жизнь (Parklife) и с этого момента начинается эпоха брит-попа. Мировой известности в этом направлении добилось немало других британцев: «Палп» (Pulp), «Рэйдиохед» (Radiohead), «Райд» (Ride) и др. В английской музыке конца 1980-х гг. сущестововало довольно интересное направление, как «манчестерская волна» с его культовыми исполнителями: «Хэппи Мандейз» (Happy Mondays), «Стоун Роузис» (Stone Roses), «Шэрлэтэнз Ю-Кей» (Charlatanes UK), которое во многих отношениях подготовивило бум брит-попа. А первый альбом «Блер» под названием Досуг (Leisure, 1991) появился еще во времена торжества этого течения.
Хотя в настоящее время пик популярности брит-попа миновал, многие группы по-прежнему ведут успешное существование, регулярно выпуская альбомы. Однако если «Оэйсиз» упорно продолжают следовать своей монотонной рок-н-рольной линии, лидер «Блер» Дэймон Элбарн показывает себя более гибким и изобретательным музыкантом, участвуя в одном из самых таинственных проектов начала 21 в. «Гориллаз» (Gorillaz). Участники этой группы скрываются под вымышленными именами и мультипликационными образами. На концертах они играют за занавесом, на который проецируются изображения их мультипликацонных двойников и другие образы.
В 1990-х гг. идет повсеместное экспериментирование по сочетанию электронной и живой гитарной музыки, живых инструментов и цифровых технологий, как например, альбомы Дэвида Боуи (Davi Bowie) 1 снаружи (1 Outside, 1995), Землянин (Earthling, 1997) или любые диски групп «Гарбедж»(Garbage), «Репаблика» (Republica) и т.п.
Одним из интереснейших музыкантов-экспериментаторов является американец Бек Хенсен (Beck Hansen), более извсетный как просто Бек. Каждый его альбом, начиная с первого Спелое золото (Mellow Gold, 1993), это новый виток развития его необычного музыкального таланта. Бек сочетает сложную электронику с самыми традиционными акустическими инструментами.
Практически одновременно с брит-попом, мировое внимание захватило еще одно рожденное в Британии направление, называемое трип-хопом (trip-hop). «Мэссив Этэк» (Massive Attack), Трики (Tricky), «Портисхед» (Portishead), а позже «Морчиба» (Morcheeba) явялютя наиболее известными трип-хоп-исполнителями. Созданные вдумчивыми хип-хоп-диджеями и экспериментаторами-электронщиками, трип-хоповые группы предпочитают медленные гипнотические темпы, мрачноватый или меланхоличный звук, необычные сэмплы (сэмплы, samples — фрагменты звучания какой-либо композиции или инструмента, использующиеся для создания новых композиций).
Существенное влияние на музыку 1990-х гг. оказывала мода на культуру предыдущих десятилетий. В начале 1990-х гг. была мода на «эру хиппи» 1960-х гг., а затем в моду вошли 1970-е гг., главным образом фанк, диско и глэм-рок. Этому сопутствовало воссоединение многих легендарных групп прошлых десятилетий: «Джефферсон Эйрплейн» (Jefferson Airplane), «Флитвуд Мэк» (Fleetwood Mac), «Дип Перпл» (Deep Purple), «Блэк Саббат» (Black Sabbath), «Иглз» (Eagles) и др. Джимми Пейдж и Роберт Плант, участники «Лед Зеппелин» (Led Zeppelin) выпускают в 1994 совместный альбом Нет Пощады (No Quater), на котором представляют новые совместные песни и старые хиты группы в небычных восточных обработках.
К 2001 мода добралась до 1980-х.: электро-поп, розовые пиджаки и пергидроль. Всплыли даже те, о ком все подзабыли, а именно заводилы глэма 1980-х гг.: группы типа «Пойзон» (Poison) и «Уоррант» (Warrant).
Конец 1990-х гг. отмечен возобновлением интереса к «тяжелой» музыке. Такие американские группы, как «Лимп Бискит»(Limp Bizkit), «Папа Роуч» (Papa Roach), «П.О.Д.» (P.O.D.), «Линкин Парк» (Linkin Park) играют музыку, которую с некоторых пор принято называть ню- или нью-метал (nu-metal). В ней явно прослеживаются влияния групп предыдущего поколения: «Рэйдж Эгейнст Зе Машин» (Rage Against The Machine), «Хелмет» (Helmet), «Нирвана» (Nirvana), «Элис Ин Чейнз» (Alice In Chains), «Стоун Темпл Пайлотс» (Stone Temple Pilots). Одно из ключевых понятий в музыке начала 21 в. — мультикультурализм. Интерес к народной музыке Латинской Америки, Средиземноморья, Восточной Европы, Африки, Дальнего Востока и других регионов мира перерастает обычную моду на экзотику. Элементы различных культур становятся материалом для творчества. Замечательный пример такого подхода - француз испанского происхождения Ману Чао (Manu Chao), который перемешал в своей музыке латиноамериканские, карибские, североафриканские, европейские традиции. Таким образом, эклектика, стилистическая пестрота являются характерными особенностями музыки начала 21 в.
Став одним из столпов популярной культуры, рок-музыка заняла свое место в искусстве в качестве самостоятельной области, достойной специального исследования; и действительно, в учебные программы многих вузов теперь включаются курсы по изучению рок-музыки. В 1986 создан «Зал славы рок-н-ролла». Верная своим историческим корням, рок-музыка остается яблоком раздора: если противников шокирует факт принятия ее знатоками «серьезной» музыки, то преданных сторонников смущает как раз обретение «легитимности», из-за которой — как они уверяют — рок утрачивает присущую ей мощь и непосредственность.
http://slovari.yandex.ru/art.xml?encpage=krugosvet&art=krugosvet//krugosvet/3/1001753.htm
В оглавление
Пес спас хозяина от устроенного кошкой пожара
Лабрадор-ретривер спас хозяина от пожара, который случился по вине кошки. Как сообщает AP, житель города Гринвилл, штат Мэн, спал, когда ранним утром в двухэтажном гараже рядом с его домом начался пожар. Роланд Коут был дома один - его жена и семилетний внук в это время отсутствовали. Мужчину разбудил пес по кличке Тампер.
Коут успел вызвать пожарных до того, как огонь перекинулся на дом. Хозяин вместе с домашними животными - собакой и кошкой - благополучно спаслись. Правда, у Принцессы - так зовут киску - оказался опален огнем хвост.
Как рассказал хозяин, пожарный инспектор пришел к выводу, что пожар устроила именно Принцесса. Кошка забралась в гараж и опрокинула там керосиновый фонарь.
http://lenta.ru/news/2007/10/11/dogcat/
В оглавление
Обзор создан Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации, © http://fox.ivlim.ru "Fox журнал" Ноябрь 2007 г.
(: 0) Дата публикации: 15.11.2007 18:57:30
[Другие статьи раздела "Музыкальные хроники"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|