FoxЖурнал: Библиотека:
СОЛОМОН И КИТОВРАС
Информация: Сказание о мудром иудейском царе Соломоне и о служившем ему 'дивием звере' Китоврасе принадлежит к числу 'апокрифических' сочинений - произведений, написанных на библейские темы, но не включенных в Священное писание, 'скровных' (тайных) и запретных. Уже с XIV в. на Руси имели хождение специальные индексы 'отрёченных' книц в индексах этих значились 'О Соломоне цари басни и кощюны и о Китоврас'. Происхождение и время проникновения на Русь сказаний о Соломоне и Китоврасе (как и других апокрифических легенд о Соломоне) не установлено. Сходство этих сказаний со средневековой еврейской (талмудической) литературой и некоторые особенности их языка позволяют видеть в них перевод с еврейского оригинала, но был ли этот перевод сделан в Киевской Руси или в южнославянских землях (также знавших 'кощюны' о Китоврасе), неизвестно.
Когда Соломон строил святое святых, тогда понадобилось ему посоветоваться с Китоврасом. Донесли ему, где тот живет, сказали - в дальней пустыне. Тогда мудрый Соломон задумал сковать железную цепь и железный обруч, а на нем написал заклятие именем божиим. И послал первого из своих бояр со слугами и велел им везти с собой вино и мед и взять овечьи шкуры. Пришли к месту Китовраса, к трем колодцам его, но его там не было. И по наказу Соломона влили в те колодцы вино и мед, а сверху затянули их овечьими шкурами. В два колодца налили вино, а в третий мед; сами же, спрятавшись, смотрели исподтишка, не идет ли он пить воду к колодцам. И вот он пришел, приник к воде, начал пить и сказал: 'Всякий, вина выпив, мудрее не станет'. Но расхотелось ему пить воду, и он сказал: 'Ты - вино, веселящее людям сердце', - и выпил все три колодца. И захотел немного поспать, и разобрало его вино, и он уснул крепко. Боярин же, подойдя, крепко сковал его по шее, по рукам и по ногам. И, проснувшись, он хотел рвануться, но боярин сказал ему: 'Господин, Соломон имя господне с заклятием написал на веригах, которые теперь на тебе'. Он же, увидев их на себе, кротко пошел в Иерусалим к царю.
Нрав же его был такой: не ходил он путем кривым, но - только прямо; и когда пришли в Иерусалим, расчищали перед ним путь и рушили дома, ибо он не ходил в обход. И подошли к дому вдовы, и выбежала вдова и закричала, умоляя Китовраса: 'Господин, вдова я убогая. Не обижай меня!' Он же изогнулся около угла, не сходя с пути, и сломал себе ребро. И сказал: 'Мягкий язык кости ломает'. Когда вели его через торг, то, услышав, как один человек говорил: 'Нет ли башмаков на семь лет?', Китоврас рассмеялся. И, увидев другого человека-ворожащего, засмеялся, а увидев свадьбу справляемую, заплакал. Увидев же на дороге человека, блуждающего без дороги, он направил его на путь.
И привели его во двор царев. В первый день не повели его к Соломону, и спросил Китоврас: 'Почему не зовет меня к себе царь?' Сказали ему: 'Он вчера перепил'. Китоврас же взял камень и положил на другой камень. Соломону рассказали, что сделал Китоврас, и царь сказал: 'Велит мне пить питье на питье'. И на другой день не позвал его к себе царь; и Китоврас спросил: 'Почему не ведете меня к царю и почему я не вижу лица его?' И сказали: 'Недомогает царь, оттого что вчера много ел'. Китоврас же снял камень с камня.
На третий день сказали: 'Зовет тебя царь'. Он же измерил прут в четыре локтя, вошел к царю, поклонился и молча бросил прут перед царем. Царь же по мудрости своей разъяснил боярам своим, что означает прут, и поведал: 'Дал тебе бог во владение вселенную, а ты не насытился, поймал и меня'. И сказал Соломон Китоврасу: 'Не по прихоти своей привел тебя, но по повелению господню, чтобы спросить, как строить святое святых, так как не позволено мне тесать камни железом'.
И сказал Китоврас: 'Есть птица малая кокот по имени шамир. Детей же кокот оставляет в своем гнезде на горе каменной в пустыне дальней'. Соломон же по указанию Китовраса послал своего боярина со своими слугами ко гнезду. А Китоврас дал боярину белое стекло и наказал спрятаться у гнезда: 'Когда вылетит кокот, замажь этим стеклом гнездо'. Боярин пошел ко гнезду; а в гнезде - маленькие птенцы, кокот же улетел за кормом. Он заложил стеклом устье гнезда. Немного подождал. И прилетел кокот, захотел влезть в гнездо, птенцы пищат за стеклом, а он к ним не может добраться. А люди спрятались. Он же принес к гнезду то, что прятал где-то, и приложил к стеклу, пытаясь его рассадить. Люди же крикнули, и птица выронила острие. И, взяв его, боярин принес к Соломону.
Потом спросил Соломон Китовраса: 'Почему ты рассмеялся, когда человек спрашивал башмаки на семь лет?' - 'Видел по нему, - отвечал Китоврас, - что не проживет и семи дней'. Царь послал проверить, и оказалось так. И спросил Соломон: 'Почему ты рассмеялся, когда человек ворожил?' Отвечал Китоврас: 'Он рассказывал людям о тайном, а сам не знал, что под ним - клад с золотом'. Сказал Соломон: 'Пойдите и проверьте'. Проверили - и оказалось так. И спросил царь: 'Почему плакал, увидев свадьбу?' И сказал Китоврас: 'Опечалился, потому что жених тот не проживет и тридцати дней'. Проверил царь - и оказалось так. И царь спросил: 'Зачем пьяного человека вывел на дорогу?' Ответил Китоврас: 'Слышал я с небес, что добродетелен тот человек и следует ему послужить'.
Пробыл Китоврас у Соломона до завершения святого святых.
Однажды Соломон сказал Китоврасу: 'Теперь я убедился, что сила твоя - как и человеческая, и не больше твоя сила нашей силы, ибо поймал я тебя'. И ответил ему Китоврас: 'Царь, если хочешь узнать мою силу, сними с меня цепи и дай мне свой перстень с руки, тогда увидишь силу мою'. Соломон снял с него железную цепь и дал ему перстень. А он проглотил перстень, простер крыло свое, размахнулся и ударил Соломона, и забросил его на край земли обетованной. Узнали об этом мудрецы и книжники и разыскали Соломона.
По ночам Соломона всегда охватывал страх к Китоврасу. И царь соорудил ложе и повелел 60 сильным юношам кругом стоять с мечами. Потому и говорится в Писании: 'Ложе Соломона, и охрана из 60 юношей храбрых из израильтян и из стран северных'.
На рисунке: Идолослужение Соломона. Фрагмент гравюры к.XV в.
Источник: Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). - М.: Худож. лит., 1969. - С.370-375, 746-747 (прим.) - Сер. 'Библиотека всемирной литературы'.
Электронный источник: http://ic.asf.ru/~/ppf/drl
(: 0) Дата публикации: 02.06.2007 19:55:04
[Другие статьи раздела "Библиотека"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|