FoxЖурнал: Библиотека:
СТАРАЯ МАРКА
Автор: Елена Костадинова
И отслужившая свое техника оживает, когда в нее вкладывают душу
Ностальгия по давно ушедшим в прошлое моделям автомобилей – свидетельство зрелости автомобилестроения как искусства.
По Лондону и Парижу, Риму и Мадриду, ничуть не стесняясь своих современных собратьев, шустро бегают технические новинки начала прошлого века. Олдтаймер – проявление изысканного вкуса, автомобиль-мечта. На российских дорогах, на первый взгляд, не так уж много ретроавтомобилей. Но лишь на первый. Если посетить выставку олдтаймеров – старых автомобилей или сезонное ралли автомобилей-классик, глаза разбегутся от разнообразия и великолепия старых fashion-автомобилей, владельцами которых являются россияне.
Что же такое олдтаймер? Классическим или историческим считается автомобиль, которому не меньше тридцати лет и который находится в оригинальном состоянии, то есть в нем сохранены все части экземпляра, сошедшего с конвейера много лет назад. Допускается замена расходных элементов (аккумулятора или резины), но в конструктивной части «новодел» не разрешается категорически.
Символом олдтаймеровского движения, автомобилем, с которого начинают частные коллекционеры, является модель Mercedes 190 SL. Это машина была выпущена по мотивам легендарного «Крыла Чайки». Таких автомобилей в мире 1800 штук. Если неким образом классифицировать коллекционирование олдтаймеров, то наибольшей популярностью в среде владельцев ретроавтомобилей пользуются кабриолеты: их всегда выпускали ограниченными сериями. Следом идут автомобили-купе, на третьей ступеньке стоят просто редкие автомобили. По маркам обобщения сделать трудно – все зависит от вкуса коллекционера.
Ретроралли – гонка олдтаймеров – зрелище захватывающее. Привлекает оно не мельканием скоростных болидов и не гулом многотысячных стадионов, а необычной, забытой респектабельностью форм олдтаймеров. Участники ретроралли должны представить на старт машины редких моделей, таково неписаное правило. Если же авто имеет необычную историю, это принесет владельцу дополнительные очки.
Ford T выпускали с 1908 по 1932 год. И это одна из немногих моделей, способных ради одной только себя объединить множество людей из разных стран. Фото: Ford Motor
У гонок ретроавтомобилей свои правила. Так как состязается все-таки антиквариат, машины движутся на второй скорости. На промежуточные судейские пункты они должны прийти не раньше, но и не позже получаса, в течение которого судьи находятся на этом пункте. В России популярным становится международное ралли классических автомобилей «Золотые купола», которое проходит по дорогам Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской областей.
Остап Бендер наверняка с удовольствием и ностальгической грустью смотрел бы этот пробег по телевизору. Потому что все происходило, как в далекие 1930-е, когда «лорен-дитрих» (знаменитая «Антилопа»), держалась впереди пробега, в котором участвовали два «паккарда», два «фиата» и один «студебеккер». Администрации городов Золотого Кольца и сегодня хлебом-солью встречают участников автопробега, как в те далекие времена, когда команда Остапа снимала сливки и прочую сметану, бросая в публику незабвенный лозунг «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения».
Сегодня с Остапом можно было бы поспорить. Олдтаймеры, как и всякий антиквариат – роскошь. И, как всякий антиквариат, – непрочны. По-прежнему участники автопробега жалуются на качество российских дорог. Экипажи сходили с дистанции по многим причинам. Андрей Ковалев, участник «Золотых куполов», владелец авто Mercedes-Benz 300 F — «Аденауэр», рассказывал: «У города Суздаля в автомобиле сломалось сразу все: трамблер, катушка зажигания, отвинтился болт у замка зажигания. Конечно, это произошло от вибрации. По хорошей дороге этот автомобиль идет плавно — буквально, как корабль плывет». Чтобы как-то доехать, наши умельцы купили катушку зажигания от «Жигулей» и комплект для трамблера. Комплект перевернули зеркально, заизолировали, закрутили гайку на замке зажигания – и добрались до сервиса. Участвовать в пробеге машина уже не имела права по причине отступления от законов классического олдтаймера, в котором все должно быть «родным».
Российских коллекционеров в олдтаймерах привлекает дизайн, форма, та необычная аура классического стиля, которую не найдешь в серийных авто. Ведь в прежние времена автомобили действительно были роскошью, а не средством передвижения. С точки зрения коллекционеров и реставраторов, старый автомобиль – это произведение искусства. Настоящие коллекционеры предпочитают модели «с прошлым». Обычно они знают все подноготную своего авто: когда родился, сколько миль прошел, кто были хозяева, сколько таких экземпляров существует в мире.
Коллекционеры тратят на реставрацию автомобильных раритетов времени от полутора до шести лет и денег в несколько раз больше, чем стоит сам автомобиль. Задача реставратора – сделать машину один к одному – как снаружи, так и внутри. Все детали должны быть тождественны деталям модели именно данного года. От этого, кстати, зависит и стоимость авто. Идентичный до малейшей детали автомобиль может стоить до полутора миллионов евро, тогда как машина той же марки, но с деталями-«новоделами», в десятки раз меньше.
Время и затраты на восстановление классического авто зависят от того, какие именно марки реставрируются. Нет особых проблем с БМВ и Мерседесами и послевоенными автомобилями – любую деталь, до винтика, можно заказать на заводе. Сложно с машинами довоенными, например Horch – марка исчезнувшая, чтобы найти деталь к нему, нужно потратить уйму времени, и не всегда поиск увенчается успехом.
Если верить легенде, владельцем первого автомобиля Horch 853 был Герман Геринг. Хотя рейхсмаршал предпочитал все же Mercedes. Любимым же автомобилем Геринга был бронированный кабриолет Mercedes-Benz 540K голубого цвета, прозванный «голубым гусем», который на день рождения Герингу подарил Гитлер.
Август Хорьх с июля 1935 года выпускал по 15-20 автомобилей в месяц на своем заводе в Цвиккау. Фамилия каждого владельца автомобиля, сошедшего со стапелей этого завода, записывалась в книгу продаж. Наличие в гараже автомобиля марки Horch говорило о принадлежности его хозяина к военной, промышленной или политической элите. Архив завода в Цвиккау сгорел во время бомбежки в самом конце войны, но известно, что на машинах Хорьха ездили Розенберг, Гиммлер, посол Германии в СССР Шуленбург, маршал Финляндии Маннергейм. Особым отличием элиты, аккредитованных в Германии иностранных дипломатов, был номерной знак с тремя буквами и тремя цифрами. У простых обладателей авто номера были с одной или двумя буквами.
Режиссер фильма «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова решила посадить Штирлица именно на Horch 853 и именно с дипломатическими трехзначными номерами, но это оказалось не так просто. Это во время и после войны ценились «трофейные» «хорьхи». Такой автомобиль был у Василия Сталина, архитектора Алексея Щусева, летчика Александра Покрышкина. Но со времени окончания войны прошло 26 лет, и найти в Союзе подходящую машину стало проблемой. К 1971 году, когда начались съемки, в СССР осталось около пятидесяти Horch 853, причем большинство из них – в Прибалтике. В Москве нашелся единственный «хорьх», да и тот шел нарасхват, и в то время снимался на киностудии «Мосфильм» в другом фильме, кстати, тоже о советском разведчике. Название фильма кануло в лету, в отличие от «Семнадцати мгновений…»
Военные консультанты фильма и раньше не могли договориться по поводу автомобиля шпиона Исаева. По мнению некоторых из них, Horch 853, да еще с дипломатическими номерами привлекал бы к себе ненужное внимание дорожной полиции. И режиссеру посоветовали усадить Штирлица на Mercedes-Benz 230. Такой автомобиль купили в одном из московских автохозяйств и переправили в Берлин. Но двигаться старый «мерседес» отказался. Потому Вячеславу Тихонову пришлось ездить на туземной немецкой машине, которую для съемок любезно предоставил Август Клибенштейн, любитель олдтаймеров и по совместительству владелец ресторанчика, в котором питалась съемочная труппа.
Автогонки Mille Miglia впервые были проведены в 1927 году. Название происходит от дистанции, которая составляет 1000 миль. Маршрут пролегает по обычным дорогам, соединяющим Брешию и Рим. Если до 1957 года эта гонка считались самой жестокой из всех проводимых, то теперь ее регламент стал традиционным для соревнований старинных автомобилей. Фото: BMW
Где же можно купить или хотя бы посмотреть на олдтаймеры? В Москве есть Музей старинных автомобилей и техники. Каждый автомобиль в Музее – это отдельная увлекательная история. Авто переходили из рук в руки, переезжали из страны в страну. Существует Клуб кабриолетов и родстеров – открытых автомобилей. В собрании клуба три автомобиля марки Horch, практически вся линия довоенных автомобилей BMW (начиная от самых первых DIXI и DA-3 Wartburg и включая BMW-320, BMW-321, BMW-326, BMW-329, BMW-327), а также автомобили Delahaye 135.
Недавно по Москве прошел слух, что скоро на территории РФ в силу войдет закон об ограничении ввоза в страну машин старше 1975 года выпуска. Все авто старше этого года будут считаться антиквариатом, и пошлины на них резко вырастут. Владельцы олдтаймеров считают это огромной ошибкой. В Европе давно установилась практика, что авто старше 25 лет можно ввозить и вывозить, а также ездить на них, отреставрировав и приведя в нормальное состояние. Конечно, чтобы беспрепятственно ввезти старый автомобиль, можно обратиться в Министерство культуры. Если его признают предметом искусства, то авто разрешат ввезти беспошлинно. Но нельзя будет вывезти автомобиль за пределы страны, и хозяин олдтаймера не сможет участвовать в ралли или выставке за рубежом.
А выставки и соревнования классических автомобилей происходят в Европе часто и привлекают уйму сопереживающих болельщиков и людей, мечтающих приобрести ретроавтомобиль. Так в Европе проводится ежегодное ралли «Mercedes classic day».
В России существует «Российский клуб классических автомобилей», который уже четвертый год проводит ралли автомобилей-классик. В этих автопробегах с удовольствием участвуют иностранцы.
Безусловно, приобретение олдтаймера - это великолепное вложение капитала, мимо которого не проходят богатые люди. Старых автомобилей в мире становится все меньше, и они ценятся дороже. Каждый год цена ретроавтомобиля вырастает примерно на 100 процентов. Но главное не прирост капитала. Ретроавтомобили ценят за возможность ощутить себя в старинном авто не суетным человеком XXI столетия, а Человеком Земли, вдыхающим вместе с запахом натуральной кожи, воздух ушедших лет, ностальгии, мира прекрасных женщин и благородных мужчин.
Елена Костадинова, 09.08.2006
В журнале уже опубликовано:
- Ваше бумажное лицо
- Chippendale – стиль красоты и удобства
- Крымские каникулы: инструкция к применению
- Икра черная, икра красная, икра… золотая
- "Горячие" туры в… космос
- Хвост русалки – мечта дайвера
(: 0) Дата публикации: 30.10.2006 21:06:01
[Другие статьи раздела "Библиотека"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|