ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР НОВОСТЕЙ КОСМОСА: КТО СБИЛ НАШ СПУТНИК?

Автор: Толстобров Николай

Оглавление:
  1. Российский спутник связи был сбит неизвестным объектом
  2. Российские спутники посетят незваные гости
  3. "Союз ТМА" с 13-й международной экспедицией пристыковался к МКС
  4. Роскосмос подписал контракт с японским туристом
  5. Роскосмос отправит старейшего сотрудника Microsoft на МКС
  6. Первому южнокорейскому космонавту не нашлось места в "Союзе"
  7. Продвинутых астрономов-любителей приглашают помочь зонду Venus Express
  8. NASA отправит человека на темную сторону Луны, чтобы найти воду
  9. Доставкой американских грузов на МКС займутся частники
  10. Stardust исправит ошибки зонда Deep Impact
  11. Поврежден робот-манипулятор "шаттла" Discovery
  12. "Размывы" на Марсе, возможно, образованы не водой
  13. Трио спутников ST 5 отправилось на околоземную орбиту
  14. Китай готовит миру космический демпинг
  15. С первой космической туристкой немного поторопились
  16. Астрономы обнаружили планету, формирующуюся вокруг мертвой звезды
  17. Снаряд зонда Deep Impact выбил из кометы 250 тыс. тонн воды
  18. "Дон Кихот" будет стрелять в астероид
  19. Началась корректировка околомарсианской орбиты зонда Mars Reconnaissance Orbiter
  20. Переднее колесо марсохода Spirit починить не удастся
  21. Астронавтов накормит космическая катапульта
  22. В толще льда достраивают второй нейтринный телескоп
  23. NASA ищет попутчика для орбитального лунного зонда LRO

Российский спутник связи был сбит неизвестным объектом

Российский телекоммуникационный спутник "Экспресс АМ-11" потерпел аварию "из-за внезапного внешнего воздействия", цитирует РИА Новости предварительное заключение экспертной комиссии. Из-за аварии космического аппарата были прерваны теле- и радиовещание на Дальнем Востоке.

Связь со спутником была потеряна в ночь на 29 марта, в 3:38 по московскому времени. Сразу после этого в нескольких регионах прекратилась трансляция центральных телеканалов, исчез доступ к Интернету и возникли перебои с сотовой связью.

Ранее было заявлено, что спутник "ушел с орбиты", а затем причиной сбоя назвали "разгерметизацию в системе терморегулирования". Согласно последнему заявлению аварийной комиссии, это привело к выбросу теплоносителя и, как следствие, к потере аппаратом ориентации.

Источник: Lenta.Ru

Российские спутники посетят незваные гости

США переходят к новому этапу отстаивания своих позиций в космосе. Американские спутники нового поколения смогут производить инспекцию чужих космических аппаратов прямо на орбите, а при необходимости, очевидно, — уничтожать их.
    По данным Центра оборонной информации (World Security Institute’s Center for Defense Information, CDI), в 2007 году Пентагон планирует резко увеличить финансирование перспективных программ по разработке новых боевых систем противоспутникового и противоракетного оружия. В проекте военного бюджета на 2007 год Пентагон запросил около $1 млрд. на эксперименты и разработки в рамках программ боевого противодействия в космосе, что на $700 млн. превышает ассигнования прошлого года. С учетом так называемых «черных» (секретных) программ общие затраты на разработку космического оружия могут составить $1,7 млрд.
    Агентство противоракетной обороны MDA (Missile Defense Agency) планирует приступить к созданию экспериментальной полигонной установки для отработки вопросов перехвата стартующих баллистических ракет с помощью космических перехватчиков. Как и во времена Рейгана и «звездных войн», перспективные космические комплексы ПРО должны будут дополнить технологически более проработанные комплексы наземного, морского и воздушного базирования для создания национального противоракетного щита.
    В 2005 году MDA получило финансовые полномочия от Конгресса на орбитальные испытания космического перехватчика. Из-за технических проволочек космический снаряд-терминатор не удалось вовремя установить на борту экспериментального маневрирующего спутника с инфракрасной аппаратурой NFIRE (Near Field Infrared Experiment). Теперь снаряд-перехватчик установят на втором спутнике серии NFIRE для проведения эксперимента по перехвату цели в космосе.
    MDA также запланировало серию экспериментов с маневрирующими малоразмерными микроспутниками. В частности, военные микроспутники собираются использовать в качестве целей для испытаний противоракетного оружия наземного базирования, что фактически означает применение средств ПРО в борьбе против военных спутников других стран.
    Планируется также продолжить разработку программы Experimental Satellites Series (XSS) и запустить новый спутник серии XSS для сближения и проведения инспекции других космических аппаратов на орбите. Первый микроспутник серии XSS-10 был запущен в 2003 году и проработал на орбите 24 часа. В настоящее время специалисты ВВС проводят эксперименты со вторым спутником-инспектором XSS-11 массой 100 кг, запущенным в апреле 2005 года. За истекший год спутник XSS-11 провел несколько автономных операций по инспекции отработанной ступени ракеты Minotaur, приближаясь к ней на расстояние от 1,5 км до 300 м.
    Технология космической инспекции имеет двойное применение — в гражданском варианте спутник-инспектор может осуществлять автоматическое обслуживание (например, дозаправку) или диагностику неисправностей других аппаратов на орбите. Новый спутник серии XSS, который ВВС разрабатывают для замены XSS-11, предназначен для совершенствования технологий управления и навигации при проведении противокосмических операций разведывательного, наступательного и оборонительного характера. Ранее, в апреле 2005 года, NASA провело первые испытания гражданского спутника-инспектора DART, закончившиеся неудачей — DART столкнулся в ходе автономного сближения с отслужившим свой срок спутником-целью MUBLCOM.
    В 2007 году исследовательская лаборатория ВВС США планирует провести на орбите демонстрационные испытания технологии оборонительного противоспутникового комплекса, созданного по программе ANGELS (Autonomous Nanosatellite Guardian for Evaluating Local Space). Речь идет о выводе на геостационарную орбиту автономных малоразмерных наноспутников-"телохранителей", которые будут совершать автономный полет рядом с охраняемыми спутниками. К числу геостационарных аппаратов, требующих для своей охраны «ангелов-хранителей», относятся военные спутники связи, радиоэлектронного перехвата и обнаружения пусков ракет.
    Наноспутники ANGELS будут создаваться путем миниатюризации компонентов спутников-инспекторов серии XSS. В рамках программы ANGELS планируется провести разработку технологий оповещения о противоспутниковых атаках и создать миниатюрные средства для обороны жизненно важных космических аппаратов. Однако никто не провел четкую грань между оборонными и наступательными технологиями в противоспутниковых операциях.
    В 2007 году министерство ВВС собирается увеличить финансирование и мобильных наземных комплексов постановки радиопомех спутниковым системам связи, и средств оперативного оповещения об атаках на космические аппараты. Будут продолжены эксперименты по использованию наземных лазеров высокой мощности для борьбы с низкоорбитальными спутниками. Ожидается, что для экспериментов будут привлекаться лазерные установки оптического полигона Starfire.
    Суммарный размер годовых расходов на все секретные и открытые космические программы Пентагона по оценкам Центра CDI составляет $22,5 млрд.
    Пока в США нет действующих противоспутниковых комплексов, но миллиардные затраты на эксперименты не оставляют сомнений, что они появятся. Как показывают последние события, единственная сверхдержава мира не стремится обременять себя международными обязательствами и оставляет за собой право самостоятельно определять необходимость использования силы в каждом конкретном случае.

"Союз ТМА" с 13-й международной экспедицией пристыковался к МКС
    Космический корабль «Союз ТМА-8» с экипажем 13-й международной экспедиции в субботу 1 апреля в 8:19 по московскому вермени успешно пристыковался к МКС, сообщает РИА Новости.
    По словам представителей ЦУП, стыковка полностью прошла в автоматическом режиме. «Управлять кораблем в ручном режиме не потребовалось, хотя при необходимости командир был бы готов самостоятельно осуществить этот маневр», — сообщил представитель ЦУП.
    На МКС доставлены члены 13-й международной экспедиции россиянин Павел Виноградов и астронавт NASA Джеффри Уильямс, которым предстоит отработать на станции около 180 суток. Вместе с ними в краткосрочную командировку прибыл первый космонавт Бразилии Маркос Понтес. Новый экипаж сменит на станции Валерия Токарева и Уильяма МакАртура, работающих на МКС с октября 2005 года.
    Источник: Lenta.Ru

Роскосмос подписал контракт с японским туристом
    Роскосмос подписал контракт с японским бизнесменом Дайсукэ Эномото, которому предстоит отправиться на орбиту в составе следующего экипажа МКС осенью 2006 года. Об этом агентству РИА Новости сообщил начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
    Дублером Эномото может стать американка иранского происхождения Аноуше Ансари. По словам Краснова, вопрос о ее полете рассматривается.
    Кроме того, Роскосмос заключил предварительный контракт еще с одним американским кандидатом в космические туристы. Планируется, что от отправится на МКС весной 2007 года.
    Краснов отметил, что Роскосмос избегает термина «космический турист», поскольку он является не вполне корректным. "У нас такие кандидаты имеют статус «участник космического полета», — подчеркнул Краснов. По его словам, на МКС нельзя лететь без серьезной научной программы.
    Первым космическим туристом стал американскй миллиардер Дэннис Тито, побывавший на орбите в 2001 году. На следующий год МКС посетил бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт. В октябре прошлого года в космос отправился американец Грегори Олсен.

Роскосмос отправит старейшего сотрудника Microsoft на МКС
    На МКС полетит один из первых сотрудников компании Microsoft. Как сообщает РИА Новости, Роскосмос заключил предварительный контракт с миллиардером Чарльзом Симоным, который, скорее всего, отправится на орбиту весной 2007 года в качестве космического туриста. По сообщению Reuters, полет продолжительностью около недели обойдется в 20 миллионов долларов.
    Чарльз Симоный был принят на работу в Microsoft в 1981 году и руководил разработкой таких программ, как Microsoft Word и Microsoft Excel. В 2001 году он ушел из редмондской компании и основал собственную — Intentional Software Corporation. Кроме того, Симоный известен как создатель благотворительного фонда и учредитель премии для преподавателей Оксфорда.
    На МКС уже успели побывать трое космических туристов — Деннис Тито в 2001 году, Майкл Шаттлуорф в 2002-м и Грегори Ольсен в 2005-м. Кроме того, японский предприниматель Дайсуке Еномото готовится к полету в сентябре этого года.
    Источник: Lenta.Ru

Первому южнокорейскому космонавту не нашлось места в "Союзе"
    Южная Корея откладывает полет своего первого космонавта, сообщает Associated Press. Запланированная на 2007 год экспедиция не состоится из-за дефицита мест на российских кораблях «Союз», заявили в Сеуле.
    Сеульская космическая программа предполагала, что гражданин страны отправится на МКС в 2007 году, причем соглашение об этом было подписано южнокорейским президентом Ро Му Хеном и Владимиром Путиным еще в 2004 году. Первый космонавт должен был пройти предполетную подготовку в подмосковном Звездном городке и стать членом экипажа очередного «Союза». В прошлом году в Сеуле уже прошел отбор кандидатов на эту роль, и в результате были определены два потенциальных космонавта.
    Помимо этого, несколько корейских спутников — Kitsat, KOMPSAT, KOMPSAT-2 и другие — были выведены на орбиту американскими ракетами. Теперь Южная Корея готовится к запуску собственных ракет KSLV, для чего на юге страны при участии России строится космодром.
    Проблема с дефицитом мест, как утверждают южнокорейские чиновники, обусловлена неясным статусом шаттлов — после катастрофы челнока Columbia, случившейся в 2003 году, эти корабли пока так и не вернулись к регулярным полетам. «Союзы» остались единственными аппаратами, способными доставлять людей на орбиту, а приоритетным правом на места в них обладают страны, причастные созданию Международной космической станции. Между тем, в их число Южная Корея не входит.
    Сейчас на МКС находится бразильский космонавт Маркос Понтес, а в течение года там побывают по крайней мере двое космических туристов — японец Дайсуке Еномото и американец Чарльз Симоный.

Продвинутых астрономов-любителей приглашают помочь зонду Venus Express
    Европейский исследовательский зонд Venus Express, который отправился к Венере в ноябре 2005 г., скоро прибудет к месту назначения. Он должен выйти на орбиту Венеры 11 апреля 2006 г., то есть, осталось совсем немного. Некоторое время должно потом уйти на корректировку околовенерианской орбиты, и в мае Venus Express должен начать научные наблюдения второй планеты от Солнца. А пока Европейское космическое агентство, которое руководит этой миссией, обратилось к астрономам-любителям поучаствовать в проекте наблюдения Венеры Venus Amateur Observing Project (VAOP). Как было объявлено, наблюдения астрономов-любителей дополнят данные, которые предполагается получить с зонда Venus Express.
    Правда, руководство проекта VAOP больше всего обрадуется участию продвинутых астрономов-любителей, имеющих мощные (по любительским меркам) телескопы, фотокамеры высшего класса с набором светофильтров. От участников особенно ждут снимков атмосферы Венеры, сделанных в видимом, ближнем инфракрасном и ближнем ультрафиолетовом диапазонах длин волн (длины волн от 350 до 1000 нм). Фотокамеры, работающие в этих спектральных диапазонах, установлены на самом зонде Venus Express. И хотя данные с этих камер, конечно же, будут намного более информативными, чем снимки с наземных телескопов, но аппаратура зонда Venus Express не сможет работать непрерывно, так как будут такие периоды времени, когда поверхность Венеры будет видна с Земли, но не видна в объективы камер зонда Venus Express (такая уж у него будет орбита). Поэтому наземные наблюдения Венеры добавят непрерывности и к тому же будут интересны с точки зрения сравнения результатов двух методов наблюдений.
    (по материалам SpaceDaily)

NASA отправит человека на темную сторону Луны, чтобы найти воду
    NASA разработало комплексную программу для отправки человека на темную сторону луны. Сначала туда отправятся роботы, затем при помощи коммуникационных спутников будет налажена радиосвязь, и лишь потом на Луну полетят четыре астронавта. Кроме чисто исследовательских целей, астронавты попытаются выяснить, каковы шансы человечества основать на Луне постоянную космическую базу.
    На научной конференции в Хьюстоне представители Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства описали самые главные этапы новой лунной программы США, самой масштабной за всю историю космонавтики, сообщает британская газета The Times.
    Цель американцев — темная сторона Луны. По мнению ученых, именно эта часть естественного спутника Земли представляет наибольший интерес для исследований, так как на ней ученые надеются найти самые старые образцы лунной породы. Все доставленные в ходе ранее проведенных экспедиций образцы были взяты с видимой стороны Луны, где преобладает равнинный рельеф, а порода верхних слоев значительно младше лунных гор, расположенных на темной стороне.
    Впервые эта часть Луны была сфотографирована в 1959 году советской автоматической станцией. В 1968 году астронавты миссии Apollo 8 стали первыми, кто увидел эту обычно скрытую от глаз землян часть Луны. До сих пор исследования этого участка были значительно ограничены, так как, во-первых, у космических кораблей, находящихся в тени Луны, отсутствует радиосвязь с Землей, а, во-вторых, высадка в этих районах затрудняется сложным рельефом местности.
    Американские ученые надеются поэтапно решить все эти проблемы. Сначала в 2008 году к Луне отправятся автоматические корабли, которые тщательно исследуют лунный рельеф на темной стороне. Фотосъемка, дополненная показаниями лазерных альтиметров, позволит создать подробную трехмерную карту Луны, по которой в NASA выберут оптимальный участок для высадки.
    Затем к Луне отправится несколько телекоммуникационных спутников, которые обеспечат постоянную связь с темной стороной, создадут так называемый «лунный интернет». После этого беспилотные космические аппараты проведут серию экспериментальных прилунений.
    На завершающей стадии программы, которая должна начаться не ранее 2015 года, к Луне отправится космический корабль с людьми на борту. Корабль и посадочный модуль будет доставлен на орбиту Земли отдельной ракетой. На орбите в лунный корабль перейдут люди.
    После высадки на Луне астронавты возьмут пробы грунта, а также попытаются найти воду. Если последняя задача будет успешно выполнена, то Луна будет серьезно рассматриваться как площадка для постоянной космической базы, с которой человечество позже сможет отправлять экспедиции на удаленные планеты Солнечной системы.
    Планируется, что с 2015 года США будут в течение 5 лет отправлять к Луне по одной пилотируемой экспедиции каждый год. Вся программа оценивается в более чем 90 миллиардов долларов.
    Некоторые исследователи сомневаются, что такие масштабные затраты принесут соответствующий научный результат, однако в США уверены, что лунная экспедиция того стоит. Джон Конноли, менеджер «лунного проекта» NASA считает, что «те исследовательские материалы, которые привезут астронавты с Луны, позволят разрешить множество загадок о происхождении и строении Луны, а также позволят выяснить пригодность спутника Земли для использования в качестве базы».
    Согласен со своим американским коллегой и Мануэль Гранде из британской научно исследовательской лаборатории имени Резерфорда: «Если мы больше узнаем о Луне, то это помимо прочего даст нам больше знаний о происхождении Земли. Для данной экспедиции на самом деле даже не нужно особых научных причин. Это то же самое, что и подъем на Эверест. Мы хотим полететь на Луну и Марс просто потому, что они есть».
    Источник: NEWSru.com

Доставкой американских грузов на МКС займутся частники
    Доставлять американских космонавтов и часть грузов на Международную космическую станцию (МКС) будут частные компании, сообщает MSNBC.
    Назапущенную NASA программу «коммерческой службы орбитальных перевозок» (Commercial Orbital Transportation Services, COTS) до 2010 года планируется выделить 500 миллионов долларов. В течение этого времени будет ставиться эксперимент по возможной коммерциализации космического транспорта.
    Заявки на участие в конкурсе, с победителями которого будут заключены соответствующие контракты, подали более двадцати компаний. NASA скрывает их названия. Не подтвердили свое участие в программе и такие лидеры аэрокосмической промышленности США, как Boeing и Lockheed Martin. Однако, как считает MSNBC, они не откажутся от борьбы за многомиллионные контракты.
    Появление программы COTS вызвано запланированным на 2010 год прекращением эксплуатации «Шаттлов». В течение нескольких лет после этого, до появления орбитального космического корабля нового поколения, NASA не сможет доставлять астронавтов и грузы на МКС. Хотя российские и европейские корабли смогут взять на себя эту задачу, в США не желают полностью отдавать орбитальный транспорт иностранцам.
    Как заявил глава NASA Майкл Гриффин, главная особенность программы COTS в том, что агентство не будет финансировать разработки космических летательных аппаратов, а станет лишь платить за сервис тем компаниям, которые смогут его предоставить.

Stardust исправит ошибки зонда Deep Impact
    NASA готовит повторную миссию к комете Темпеля-1, «расстрелянной» зондом Deep Impact, сообщает New Scientist. К поврежденному небесному телу полетит аппарат Stardust, который до этого занимался сбором «звездной пыли» в рамках экспедиции к комете Вильда-2.
    Deep Impact приблизился к ядру кометы 4 июля 2005 года и выстрелил в него 370-килограммовой медной болванкой. «Космический фейерверк», обусловленный выбросом пыли и газа, наблюдали во многих земных обсерваториях. Тем не менее, ученые заявляют, что зонд справился со своей задачей не до конца — после «расстрела» он должен был сфотографировать в деталях образовавшийся кратер, но не смог этого сделать — как из-за избытка выброшенной пыли, так и из-за дефекта оптической системы, обнаруженного уже после запуска.
    Новая миссия, по словам астрономов, поможет им уточнить внутреннюю структуру ядра. Если о его составе можно судить по спектру выброса, то форма кратера позволит выяснить, как именно упакованы частицы в твердом веществе.
    Ученые утверждают, что вторая экспедиция обойдется намного дешевле первой. Космический аппарат Stardust, после того как он сбросил на Землю капсулу со «звездной пылью», находится на околосолнечной орбите в «спящем режиме» и может быть задействован повторно. Пока задача не утверждена, поэтому представители агентства обещают сообщить подробности после того, как в начале апреля будет подана официальная заявка.

Поврежден робот-манипулятор "шаттла" Discovery
    Руководство американского космического агентства NASA сформировало комиссию по расследованию инцидента, произошедшего 4 марта этого года в ангаре космодрома на мысе Канаверал, где сейчас готовится к полету «шаттл» Discovery. В тот день монтажная люлька, в которой находились техники, обслуживающие «шаттл», во время перемещения ударилась о штангу робота-манипулятора «шаттла». Эта штанга, длина которой составляет около 15 метров, во время полетов используется для извлечения грузов из грузового отсека «шаттла» и для перемещения астронавтов к месту работ во время выходов в открытый космос.
    Дальнейшее обследование штанги показало, что на внешнем защитном покрытии штанги имеются два повреждения. Это покрытие состоит из слоев ячеистого пластика и кевлара. Оно предназначено для защиты штанги от небольших ударов. После удара монтажной люлькой, в слое ячеистого пластика появилось две вмятины. Одна диаметром 25 мм и глубиной 3 мм, а вторая диаметром 13 мм и глубиной 1 мм. Кроме того, под большой вмятиной обнаружили трещину в нижележащем слое композитного материала из углеродного волокна. Длина этой трещины — 32 мм, а глубина — 0,4 мм.
    Штангу робота-манипулятора уже сняли с «шаттла». Теперь ее должны отправить для ремонта на завод-изготовитель в Канаду. Там с нее снимут кевларовое покрытие и слой ячеистого пластика и проведут ультразвуковое обследование, чтобы определить, нет ли более глубоких повреждений.
    Комиссия по расследованию этого инцидента намерена представить отчет о нем летом этого года.
    (по материалам NASA)

"Размывы" на Марсе, возможно, образованы не водой
    Открытые пять лет назад на Марсе «размывы» поверхности, обнаруженные учёными при помощи Марсианской орбитальной камеры (MOC), по последним данным не могут быть сформированы водой, как это считалось ранее, сообщает PsyOrg.com. Эти овраги появились на красной планете сравнительно недавно, около миллиона лет назад, и считались доказательством того, что на Марсе в то время существовала вода в жидком состоянии.
    По словам Гвендолин Барт, представившей свой доклад на научной конференции в Хьюстоне, наличие на красной планете воды, находящейся близко к поверхности, было бы большим подспорьем для космонавтов, которые полетят туда. Она, однако, всегда сомневалась в том, что обнаруженные на Марсе «размывы» сформированы водой.
    Барт сравнила овраги красной планеты с подобными образованиями на Луне, а именно с теми, которые видны на фотографиях лунной поверхности, сделанных в 1969 году, и пришла к выводу, что они фактически идентичны. «Размывы» в кратере Доуса на спутнике Земли появились благодаря «дождю» микрометеоритов, регулярно обрушивающемуся на Луну.
    Гвендолин Барт, всё же, отметила, что марсианские овраги также напоминают и земные, сформированные водой. Дальнейшие исследования позволят учёным точно сказать, метеоритный дождь, ветер или вода явились силой, которая образовала марсианские «размывы».
    текст: Михаил Карпов
    Источник: КомпьюЛента

Трио спутников ST 5 отправилось на околоземную орбиту
    Вчера 22 марта над акваторией Тихого океана состоялся запуск ракеты Pegasus XL, на борту которой находились три одинаковых миниспутника Space Tech 5 (ST5) весом 24 кг каждый. Это был «воздушный старт». Ракету сначала поднял на высоту около 12 км самолет Stargazer L-1011, который взлетел с аэродрома базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Затем ракета была сброшена, через несколько секунд включился ее собственный двигатель, и еще через 6,5 минут третья ступень ракеты вышла на околоземную орбиту.
    Затем с разницей в 3 минуты один за другим от ракеты отделились три спутника ST 5. Все они оказались на предварительной орбите с параметрами 300 на 4570 км с наклонением 105,6o к экватору. После выхода на рабочую орбиту эти спутники будут в течение трех месяцев заниматься измерением характеристик магнитного поля Земли.
    Напомним, что это была третья попытка запуска ракеты Pegasus XL. Первая не состоялась из-за плохой погоды, а во время второй обратный отсчет был остановлен меньше чем за минуту до сброса ракеты из-за неполадок со стопорным штифтом в механизме выпуска стабилизаторов ракеты. Вчера никаких проблем с этим штифтом не было.
    (по материалам SpaceflightNow)

Китай готовит миру космический демпинг
    Китай с 2007 года начинает открытую бесплатную передачу космических снимков Земли со своего спутника CBERS всем желающим. Странам-продавцам космических снимков придется сделать выводы.
    Как сообщает китайская People’s Daily, в течение следующего десятилетия Китай планирует вывести на орбиту 18 спутников с аппаратурой съемки Земли. На 2007 год запланирован запуск третьего по счету китайско-бразильского спутника дистанционного зондирования Земли CBERS-02B с тремя оптико-электронными сканерами высокого, среднего и низкого пространственного разрешения (20м, 80м и 260 м). Запуск спутника интересен тем, что Китай впервые планирует начать распространение космической информации по всему миру. Пока китайские космические изображения труднодоступны за пределами Китая.
    Для завоевания места на мировом рынке геоинформатики китайцы выбрали весьма необычный ход: космоснимки CBERS-02B будут передаваться в открытом режиме бесплатно. В сообщении не уточняется, информация какого конкретно сканера будет передаваться в открытом режиме. Возможно, китайцы оставят за собой права на продажу данных от сканера высокого разрешения или лицензирование программного обеспечения. В 2004 году руководители космических агентств Китая и Бразилии достигли соглашения о продаже изображений CBERS-02B третьим странам.
    По сообщению китайской академии космической техники CAST, организации и компании из Ирана, Египта, ЮАР, Италии, Испании, Малайзии, Канады и Нигерии уже выразили заинтересованность в получении информации спутников CBERS. На сегодняшний день в открытом режиме распространяются метеоизображения со спутников NOAA и FY-1 (разрешение 1 км) и данные сканеров MODIS на американских спутниках TERRA и AQUA (пространственное разрешение до 250 м). Сведения о формате цифровых изображений и программы обработки изображений MODIS находятся в свободном доступе, что обеспечивает необычную популярность информации MODIS во всем мире.
    Подобную политику пытается проводить и Россия. В конце 2005 года Центр имени Хруничева объявил о планах свободного распространения снимков, сделанных одной из камер (РДСА с разрешением 40м) спутника «Монитор-Э». Ранее в 1994 — 2000 годах в открытом режиме работали спутники российской программы «Ресурс-01». Но, учитывая мощную государственную поддержку космической программы в Китае, в следующем году странам-участницам рынка геоинформатики придется потесниться.
    Источник: CNews.ru

С первой космической туристкой немного поторопились
    На днях на ленте информационного анегства «Интерфакс» появилось сообщение со ссылкой на компанию Space Adventures о том, что очередным космическим туристом, который отправится на МКС на российском корабле «Союз», может стать 39-летняя американка иранского происхождения Ануше Ансари. Напомним, что компания Space Adventures занималась отправкой на МКС всех трех космических туристов, побывавших на сегодняшний момент в космосе.
    Правда, вскоре после публикации сообщения «Интерфакса» компания Space Adventures поспешила уточнить обстоятельства дела. По заявлению Space Adventures, информация о планах Ануше Ансари не является официальной. Да, действительно, Ануше Ансари выражала интерес к орбитальному космическому полету и посещала центр подготовки космонавтов в Звездном городке. Но заявление о том, что Ансари пройдет курс подготовки как дублер японского космического туриста Дайсуке Эномото, полет которого на МКС запланирован на сентябрь 2006 г., не соответствует действительности. Во всяком случае, сама компания Space Adventures таких заявлений до сих пор не делала. К тому же, все официальные представления новых космических туристов до сих пор делались лишь после того, как о составе экипажей, отправляющихся на МКС, делали официальные заявления Роскосмос и NASA.
    Справедливости ради следует отметить, что полет в космос представителя (в данном случае представительницы) семейства Ансари, представляется довольно логичным продолжением деятельности этой семьи. Именно эта семья не так давно финансировала конкурс на совершение первого частного полета (точнее двух полетов в течение двух недель) на высоту 100 км над поверхностью Земли. Приз этого конкурса в размере 10 млн дол. получила команда разработчиков ракетоплана SpaceShip One за два суборбитальных полета на указанную высоту. Кроме того, одна из фирм, принадлежащих семейству Ансари, является партнером компании Space Adventures по разработке суборбитального корабля Explorer, который будет совершать полеты как минимум с двух аэродромов, распложенных в ОАЭ и в Сингапуре. Однако никакого контракта с Ануше Ансари пока не подписано.
    (по материалам Space.com)

Астрономы обнаружили планету, формирующуюся вокруг мертвой звезды

Планеты за пределами солнечной системы могут формироваться из "осколков" мертвых звезд, вращающихся вокруг пульсаров. Об этом сообщили в среду исследователи из Массачусетского технологического института, обнаружившие протопланетный диск в созвездии Кассиопеи приблизительно в 13 тысяч световых лет от Земли. Пульсар - это остатки сгоревшей звезды - самое плотное из известных тел во Вселенной. Шар диаметром в несколько километров может обладать массой Солнца, одна чайная ложка материи пульсара может весить до двух млрд тонн.
    "Это означает, что процесс формирования планет может встречаться во Вселенной намного чаще, чем предполагалось, - заявил руководитель исследовательской группы Дипто Чакрабарти. - Ранее считалось, что планеты возникают лишь вокруг рождающихся звезд, но наше открытие показывает, что этот феномен возможен и на завершающей стадии существования звездной системы, что является для нее своего рода кратким возрождением".
    Ученые считают, что большинство планет появляются вокруг молодых звезд, таких, как, к примеру, Солнце, из остатков материи, не использованных в процессе рождения светила. Газ и пыль вначале образуют вокруг звезды так называемый протопланетный диск, после чего он под воздействием гравитации спрессовывается в планету, передает ИТАР-ТАСС.
    Считалось, что это происходит, лишь когда звезды еще полны энергии, однако, проведенное командой под предводительством Чакрабарти исследование показывает, что и умирающие звезды могут формировать вокруг себя зачатки планет. Открытие протопланетного диска вокруг пульсара было сделано при помощи космического телескопа NASA "Спитцер".
    Источник: NEWSru.com

Снаряд зонда Deep Impact выбил из кометы 250 тыс. тонн воды

4 июля 2005 г. американский исследовательский зонд Deep Impact выстрелил в ядро кометы Tempel 1 медным снарядом весом 370 кг. Сделано это было для исследования состава ядра кометы. За кометой до, во время и после обстрела наблюдали несколько наземных и космических телескопов. И вот сейчас опубликованы результаты наблюдений космического телескопа Swift, работавшего в рентгеновском диапазоне длин волн.
    Результаты оказались довольно неожиданными. После удара снаряда яркость рентгеновского излучения ядра кометы заметно увеличилась и к исходному уровню она вернулась только через 12 дней после взрыва. Интенсивность рентгеновского излучения ядра кометы зависит от интенсивности выброса воды с его поверхности и от интенсивности солнечного ветра, то есть, потока заряженных частиц, выбрасываемых Солнцем. Это рентгеновское излучение возникает при бомбардировке частицами солнечного ветра молекул воды, вылетающих с поверхности ядра кометы и образующих вокруг него некое подобие тонкой атмосферы. Чем больше воды выбрасывается из ядра, тем интенсивнее получается рентгеновское излучение.
    На основе данных мониторинга солнечного ветра в окрестностях кометы и рентгеновского излучения ее ядра ученые подсчитали вклад обстрела кометы в увеличение ее рентгеновского излучения. До бомбардировки ядро кометы Tempel 1 выбрасывало в окружающее пространство в среднем около 16 тысяч тонн воды в день, а после взрыва в течение 5-10 дней скорость выброса увеличилась до 40 тыс. тонн в день. В итоге получилось, что взрыв спровоцировал выброс из ядра 250 тысяч тонн воды. Это намного больше, чем ожидали ученые. Причем выброс этот оказался растянутым во времени и был более продолжительным, чем прогнозировалось.
    (по материалам Spacedaily)

"Дон Кихот" будет стрелять в астероид

В 2011 году Европейское космическое агентство собирается отправить в космос два исследовательских зонда Hildago ("Идальго") и Sancho ("Санчо"). Этот проект называется Don Quijote ("Дон Кихот"). Его основная задача состоит в том, чтобы оценить возможности землян в деле изменения траектории движения потенциально опасных для Земли астероидов. Например, по подсчетам астрономов, довольно крупный астероид Apophis в 2029 году пролетит настолько близко к Земле, что будет виден невооруженным глазом. А если такой астероид врежется в Землю, то глобальная катастрофа для человечества станет вполне реальной.
    Согласно проекту первым к астероиду должен прилететь аппарат Sancho. В течение нескольких месяцев он будет исследовать астероид с его орбиты. Затем прилетит зонд Hidalgo и врежется в астероид, а Sancho будет наблюдать за этой процедурой с безопасного расстояния. Когда осколки разлетятся, а пыль осядет, Sancho приблизится к астероиду и зафиксирует все последствия бомбардировки. Особое внимание будет уделено изменению параметров орбиты астероида. Все это нужно для того, чтобы определить, сможет ли человечество предотвратить столкновение Земли с астероидом.
    Астероид-мишень пока не выбран, но в качестве потенциальных кандидатур рассматриваются астероиды размером около 500 м в поперечнике и весом около 1000 млн тонн, поскольку именно такие астероиды могут учинить на Земле глобальную катастрофу.
    Пока работы по этому проекту находятся на начальном этапе. Выбраны три подрядчика - Alcatel Alenia Space, консорциум EADS Astrium и группа компаний из Великобритании, Швеции и Бельгии, возглавляемая английской компнией QinetiQ. К октябрю 2006 г. они должны представить в Европейское космическое агентство свои предложения по реализации "Дон Кихота".
    (по материалам Европейского космического агентства)

Три недели назад 10 марта 2006 г. американский зонд Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) успешно вышел на орбиту Марса. Эта орбита по своим параметрам весьма далека от той, на которой зонду MRO предстоит вести исследования поверхности Марса: это сильно вытянутая эллиптическая орбита, дальняя точка которой находится на расстоянии более 43 тыс. км от поверхности Марса, а ближняя — на расстоянии 426 км. Период обращения зонда вокруг Марса по этой орбите составляет 35 часов.
    Теперь после трех недель тестирования аппаратуры MRO началась операция по корректировке его орбиты и превращения ее в рабочую орбиту с периодом обращения 2 часа. Это будет почти полярная эллиптическая орбита, дальняя точка которой будет отстоять на расстоянии 320 км над поверхностью Марса, а ближняя — на расстоянии 254 км. Для такого кардинального преобразования понадобится почти полгода времени и около 550 маневров зонда с аэродинамическим торможением в верхних слоях атмосферы Марса.
    Первое включение маневровых двигателей зонда MRO было проведено в прошлый четверг. Двигатели включили на 58 секунд в момент прохождения дальней точки орбиты аппарата. В результате этого маневра ближняя точка орбиты снизилась до высоты 333 км и почти приблизилась к верхнему слою атмосферы Марса. Теперь самое главное — точно рассчитать параметры кратковременных входов в переменчивую атмосферу Марса, чтобы не допустить перегрева аппарата. Информацию о характере движения зонда будут поставлять акселерометры и радар Mars Climate Sounder, который может определять изменения температуры атмосферы, от которых зависит толщина последней.

Переднее колесо марсохода Spirit починить не удастся
    Около трех недель назад прекратил работу двигатель правого переднего колеса марсохода Spirit. Специалисты NASA, работающие по этому проекту, перепробовали разные способы реанимации этого двигателя, но тщетно. Диагностика электронного оборудования системы управления этим колесом показала, что имеет место обрыв электрической цепи и остается только смириться с этой поломкой. Больше специалисты ЦУПа не будут пытаться включать двигатель этого колеса, так что теперь Spirit будет передвигаться на пяти колесах вместо шести.
    Сейчас на испытательном полигоне Лаборатории реактивного движения NASA, где есть макет участка марсианской поверхности и точная копия марсохода, идет разработка новой стратегии и технологий движения марсохода на пяти колесах. В принципе марсоход может ездить и без одного колеса, но в гору по мягкому грунту он идет тяжело. Испытания продолжаются и, возможно, специалистам удастся разработать методику эффективного передвижения по такому рельефу.
    Кроме того, решено было изменить маршрут движения марсохода Spirit к вершине холма Маккула. Для этого Spirit’у пришлось даже отъехать на несколько метров вниз и назад. Потом он повернулся на 125o и начал движение в сторону северного склона холма. Движется он со скоростью несколько метров в день, так как марсоход приходится останавливать для фотографирования окрестностей и составления дальнейшего маршрута. На холме Маккула планируется провести зимовку марсохода. На его склоне Spirit сможет так развернуть солнечные панели, чтобы они вырабатывали максимальное количество электроэнергии.
    (по материалам SpaceDaily)

Астронавтов накормит космическая катапульта
    В Европейском космическом агентстве собираются сконструировать «космическую катапульту» для доставки грузов на Луну, передает BBC. Сотрудникам Университета Глазго выделили три месяца на то, чтобы изучить возможность ее создания. Авторы идеи убеждены, что новое устройство будет заведомо дешевле ракет.
    По замыслу Джанмарко Радиче и Мэтью Картмелла, на околоземную орбиту можно регулярно выводить небольшие космические аппараты, которые затем будут пристыковываться к платформе на конце троса, прикрепленного к Земле. Платформа должна затем «подбросить» груз в сторону Луны, где он некоторое время спустя приземлится за счет лунной гравитации.
    Описанным способом можно будет снабжать будущие лунные базы техникой и продовольствием, говорят разработчики «катапульты». Проект может оказаться востребован уже скоро: так, NASA заявило, что астронавты высадятся на Луне в 2018 году, а за этим последует создание баз. Кроме того, глава российского РКК «Энергия» Севастьянов предположил, что в 2015 году на Луне появиится первая российская база.
    Радиче отметил, что идея «тросов в космосе» приобретает популярность и сама по себе. В частности, американское космическое агентство и частные компании уже занимаются проектом космического лифта, который связывал бы Землю с геостационарной орбитой.
    Источник: Lenta.Ru

В толще льда достраивают второй нейтринный телескоп
    Международная группа ученых и инженеров завершила очередной этап по созданию крупнейшей в мире нейтринной обсерватории на Южном полюсе. Специалисты смонтировали сложную буровую установку, которая позволит ускорить строительство нового нейтринного телескопа в толще льда объемом один кубический километр.
    На южно-полярной станции Амундсен-Скотт ведется строительство нейтринного телескопа IceCube. В нынешнем году планируется ускорить строительство телескопа, чтобы уже в ближайшем будущем приступить к научным исследованиям. Завершение строительства нейтринной обсерватории намечено на 2011 год.
    Руководители проекта IceCube сообщают, что этим полярным летом специалистам удалось установить 480 дополнительных оптических модулей, каждый размером с баскетбольный мяч, сообщает ScienceDaily. Модули связываются в цепочки и размещаются в толще кристально чистого антарктического льда в отверстиях глубиной около 2,5 км, которые просверливаются с помощью уникальной буровой установки, использующей для плавления льда горячую воду. Оптические модули соединяются кабелями с аппаратурой.
    Исследовательский комплекс IceCube предназначен для регистрации следов высокоэнергетичных космических нейтрино, пронизывающих Землю. Нейтрино — это электрически нейтральные субатомные частицы, рождающиеся при столкновениях галактик, в далеких черных дырах, квазарах. Они содержат в себе информацию, которая поможет астрономам понять природу наиболее загадочных событий во Вселенной — например, вспышек гамма-излучения, темной материи и сверхновых.
    Космические нейтрино, миллиарды которых каждый день проходят сквозь Землю, очень трудно обнаружить. Для регистрации нейтрино необходим очень большой детектор, с помощью которого становится возможным зафиксировать акт столкновения нейтрино с другими субатомными частицами.
    Когда строительство обсерватории IceCube будет завершено, в толщу льда объемом кубический километр будет помещено в общей сложности более 4200 оптических датчиков, предназначенных для улавливания следов нейтрино и определения по этим следам источника частиц. Кроме того, около 300 датчиков будет дополнительно размещено в емкостях на поверхности льда.
    В просверленные во льду отверстия опускаются сферические цифровые оптические модули, состоящие из электроники для обнаружения света и монтажных плат для сбора и обработки данных. После этого модули вмораживаются в окружающий лед. Модули улавливают свет, производимый при столкновении нейтрино с другими частицами. После этого данные передаются на поверхность, где информация обрабатывается и сохраняется для дальнейшего анализа.
    IceCube будет регистрировать нейтрино, прилетающие со стороны северного неба. При этом Земля будет действовать как фильтр, задерживающий нейтрино другого типа — например, солнечные. Основным назначением нейтринного телескопа является определение источников нейтрино и распределения частиц с наибольшей энергией, образующихся в результате мощных космических взаимодействий.
    Телескоп IceCube строится вокруг уже имеющегося экспериментального нейтринного телескопа AMANDA. По оценкам специалистов, с новой буровой установкой в этом году удастся пробурить еще восемь глубоких отверстий и разместить в них восемь цепочек с 60 модулями. Вместе с уже имеющейся сеткой детекторов AMANDA телескоп IceCube будет содержать около 1300 оптических модулей.
    В настоящее время набор датчиков IceCube состоит из девяти цепочек и 16-ти расположенных на поверхности детекторных станций, в дополнение к уже работающей сетке датчиков телескопа AMANDA. Установленные недавно модули уже работают и посылают сигналы на поверхность. Во время начинающегося зимнего сезона на Южном полюсе специалисты продолжат проверку кабельных соединений и расположенной на поверхности электроники.
    Источник: CNews.ru

NASA ищет попутчика для орбитального лунного зонда LRO
    30 марта 2006 г.
    В октябре 2008 г. NASA собирается отправить к Луне новый орбитальный исследовательский зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Ракета-носитель, которая будет выводить его в космос, пока не выбрана, но выбирать будут из двух вариантов: Atlas 5 или Delta 4. Причем в любой из ракет под обтекателем для полезной нагрузки после установки туда зонда LRO останется место, да и мощности ракеты хватит еще на 1000 кг груза. Чтобы не возить в космос воздух, решено на это свободное место установить дополнительную полезную нагрузку. Поэтому в январе этого года NASA обратилось к десяти своим исследовательским центрам с просьбой представить предложения о разработке недорогого зонда (и, конечно же, научной программы для него), который мог бы стать попутчиком для зонда LRO. Причем NASA уже объявило, в какую сумму желательно уложиться разработчикам сверхпланового проекта - 50 млн дол. (но на самый крайний случай установлена верхняя планка в 80 млн дол.).
    Как сообщается, в течение нескольких недель NASA получило 19 предложений, из которых в конце февраля были отобраны 4 проекта-финалиста для более пристального изучения. Авторы этих проектов должны были на прошлой неделе представить в NASA дополнительную информацию, и в ближайшее время руководство NASA должно сделать окончательный выбор. Выбирать им придется из следующих проектов: Lunar Crater Observation and Sensing Satellite; Lunar Explorer for Elements and Hazards; Lunar Explorer и Lunar Impactor. Судя по названиям, первый зонд будет обследовать лунные кратеры, а последний будет стрелять в поверхность Луны каким-то снарядом. По сообщению NASA, три из четырех проектов в той или иной степени связаны с проблемой поиска на Луне водяного льда.
    Отметим еще, что такая спешка в разработке нового космического проекта довольно необычна для современной ситуации, когда планы расписываются на много лет вперед и потом идет долгая борьба за финансирование. Так что дело с попутчиком для LRO прямо-таки воскрешает времена начала космической эры, когда на разработку первых спутников от чертежей до железа уходило меньше года.
    (по материалам Space.com)

Обзор создан Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации, © http://fox.ivlim.ru "Fox журнал" Апрель 2006 г.

Дата публикации: 08.04.2006 19:57:15