FoxЖурнал: Факты:
АРХИТЕКТУРА ЭТОЙ ОСЕНЬЮ: СОБЫТИЯ ВСЕХ МАСТЕЙ
Автор:
Александр Змеул
Золотые и хрустальные премии
Внутрицеховых событий у архитекторов тоже хватало: именно осенью прошли вручения двух главных премий: московского "Золотого сечения" и российского "Хрустального Дедала". Конечно, итоги всех конкурсов всегда условны, но тем не менее в этом году и тот и другой результат были, во-первых, крайне любопытными, а во-вторых, весьма репрезентативными.
Премия "Золотое сечение", учрежденная Союзом московских архитекторов, вручалась в этом году в пятый раз. Здесь сложная система отбора: два года подряд проводятся смотры-конкурсы, а по их итогам определяют финалистов, которые и соревнуются за награду. "Золотое сечение" имеет высочайшую репутацию – в жюри входят ведущие московские архитекторы, а победителями, как правило, становятся качественные постройки и проекты.
Совсем другое дело "Хрустальный Дедал", именующий себя не иначе как российской национальной премией в области архитектуры. Ее вручают по итогам официозного фестиваля "Зодчество", который является полной противоположностью рафинированной АРХ МОСКВЕ, проходящей в ЦДХ поздней весной или ранним летом. При всей нелюбви критиков, "Зодчество" - уникальная возможность увидеть, что строится в самых разных регионах России. "Хрустальный Дедал" обычно достается архитектурно-строительным начальникам, непременно оказывающимся руководителями всех более или менее крупных проектов.
Но в этом году произошла странная рокировка – "Хрустальный Дедал" оказался радикальнее "Золотого сечения". Среди членов жюри московской премии была неофициальная установка не давать премию тем, кого уже награждали; в результате были отметены проекты самых лучших архитекторов и премия досталась постройкам второго ряда. А "Хрустальный Дедал" неожиданно достался вполне достойной работе - зданию Государственного центра современного искусства Михаила Хазанова и Михаила Миндлина.
Благородное желание членов жюри "Золотого сечения" "дать дорогу молодым" привело к тому, что в главных номинациях (лучший проект и лучшая реализация) победили здания "социально-культурного назначения" – школа и театр. Лучшим построенным зданием последних двух лет по версии "Золотого сечения" стала школа # 1329 в Тропарево-Никулине (ООО "АПБ ЭЛИС", арх. Н.В. Лютомский, Ю.В. Богаевская и др.). Самое примечательное в этом здании - не "распластанная" архитектура и не удачное композиционное решение, а то, что в школе были активно применены клеено-деревянные конструкции.
До недавнего времени в России дерево в крупных сооружениях почти не использовали – "деревянные" проекты просто не разрешались органами пожарного надзора (в то время как за рубежом дерево активно используют даже в зданиях аэропортов, не говоря уже о торговых центрах и школах). В последнее время в этот материал у нас возвращается в большое строительство, а уж новый потолок из клеено-деревянных конструкций в Манеже реабилитировал дерево окончательно.
Лучшим проектом "Золотого сечения" признан театр "Мастерская Петра Фоменко" (ООО "Архитектура и культурная политика" арх. С.В. Гнедовский, М.Ю. Крылов и др.). Его здание построят в районе пересечения Кутузовского проспекта и Третьего транспортного кольца. Архитектура вполне современная - прямые линии, остекленный фасад, металлические конструкции. "Фишка" в том, что здание будет стоять прямо на склоне берега Москвы-реки - со стороны воды его высота будет семь этажей, а с противоположной - всего два.
Музейно-театральная атака
Здание "Мастерской Петра Фоменко", в отличие от других новых московских театральных сооружений, не слишком декоративно. Впрочем, быть более декоративным, чем новое здание театра Александра Калягина "Et Cetera", невозможно. Тут архитекторы (специалисты из "Моспроекта-4", ЗАО "Проектно-строительная фирма "Арконпроект" и Александр Великанов) оказались скорее техническими исполнителями, которые воплощали пожелания главы театра. Он сам так и сказал: "Все, что вы здесь видите, навязывал архитекторам и дизайнерам я, и поэтому вся ответственность за это лежит целиком на мне". Это не здание, а какая-та энциклопедия постмодернизма (хотя в Москве постмодернистские здания перестали строить уже несколько лет назад). Классицизм, готика, авангард, барокко, ар-деко и многое другое можно обнаружить, рассматривая этот удивительный театр в районе Тургеневской площади. Портал в стиле классицизма соседствует с конструктивистской башней, каждый лестничный пролет выкрашен в свой цвет, а в зрительном зале нет ни одной одинаковой ложи и даже кресла разномастные (опять же: барокко, классицизм, и далее по списку). При этом, в отличие от "классического" постмодернизма, никакого намека на иронию в новом здании нет, как нет и интеллектуальной игры. Есть только механическое соединение архитектурных деталей, приглянувшихся неутомимому Калягину. В этом уже убедились журналисты, для которых была организована экскурсия, а с середины декабря здесь начнут играть спектакли.
Кстати, кроме "персональных" театров в Москве появляются и персональные музеи. В числе "омузеенных" Церетели, Шилов, Глазунов, Бурганов. Но поскольку все это художники плодовитые, одного музейного здания им обычно мало, поэтому они стремятся освоить близлежащее пространство. Галерея Александра Шилова с помощью московских властей и инвесторов, уже получила второе здание, заодно "вляпавшись" в конфликт со своим именитым соседом – ГМИИ им. Пушкина. В ноябре другому соседу музея - галерее Ильи Глазунова, распоряжением мэра Лужкова передано еще одно здание на Волхонке, по соседству с нынешним. Правда, здание театра Александра Калягина, как и будущее здание галереи (проекта пока нет, но, зная вкусы заказчика, можно не сомневаться, что построят псевдоисторическую клюкву), вряд ли станут номинантами "Золотого сечения".
Культурная промышленность
Вернемся к премиям. Несмотря на то, что фаворитом "Хрустального Дедала" считался "обновленный" Манеж (именно так официально принято называть Манеж после пожара), премию получило здание Государственного центра современного искусства. Постройка известного архитектора Михаила Хазанова и директора ГЦСИ Михаила Миндлина несмотря на свою новизну (центр был открыт в прошлом году) успела стать хрестоматийной. Бывшую фабрику театральных осветительных приборов, ставшую центром современного искусства, уже окрестили русским Бобуром, то есть московским ответом на парижский Центр Помпиду.
В проекте нет ни одной декоративной детали, все функционально: например металлические фермы, вынутые из-под кровли и установленные на крыше, держат целый антресольный этаж. Такой прием увеличил внутреннее пространство экспозиционного зала, в котором можно беспрепятственно выставлять крупные объекты современных художников.
Вручение премии "перепрофилированному" зданию - это еще и признание того, что общемировая тенденция – конверсия промышленных предприятий - накрыла волной и Москву. Не говоря о бесчисленных проектах, где в промзонах размещаются офисы, только с начала осени в Москве открылось или было заявлено о появлении нескольких новых культурных объектов в старых фабричных стенах. Гламурная "Якут–галерея" обосновалась в одном из бывших газгольдеров – зданий-цилиндров, служивших в конце XIX века резервуарами для газа. На фабрике технических бумаг "Октябрь" также продолжается конверсия – к выставочному пространству "ПROЕКТ_FAБRИКА" там добавился еще и "Проект ПАГЕНДАРМ" - мастерские архитекторов и художников, первыми из которых стали представители "Творческого Объединения ЛУЧ". В следующем году на фабрике откроется площадка агентства театров танца ЦЕХ. Наконец, бывший цех по производству упаковок для конфет фабрики «Красный Октябрь» превратится в еще одно модное место - "OKTYABR'". По замыслу организаторов это будет, с одной стороны, клуб, а с другой - офисный центр, в котором разместятся художники, дизайнеры, архитекторы. Правда, все эти благородные культурные инициативы рассчитаны всего на несколько лет. Пока рентабельность строительства в Москве чуть ли не самая высокая в мире, пока есть огромный спрос на офисы и проект можно окупить за пару лет, ничто не может уберечь старые заводы и фабрики от сноса.
А напоследок – про рекорды. В ноябре стало известно, что в 2008 году в Московском регионе собираются установить новый рекорд, построив очередной самый большой торгово-развлекательный комплекс. Пока лидером является "Мега" в Химках - площадь этого потребительского рая занимает 230 тыс. кв.м. Площадь нового центра, в районе пересечения МКАД и Каширского шоссе, будет 280 тыс. кв.м. "Мега" считается еще и самым успешным проектом на рынке торговой недвижимости. Правда, никакого отношения к архитектуре этот огромный ангар не имеет, что лишний раз подтверждает, что объект недвижимости и объект архитектуры - не всегда одно и то же.
Иллюстрация: Гостиница Украина. Фото Дм. Борко/Грани.Ру
Кстати, еще одна знаковая советская гостиница – "Пекин" на Триумфальной площади - также вошла в полосу реконструкции. Пока основные работы ведутся на соседних участках, где возводится новая офисная часть, а затем строители под чутким руководством заказчиков и присмотром специалистов из охраны памятников доберутся до самой гостиницы. Ее номерной фонд должен быть увеличен, повысится и рейтинг – до 4 звезд.
Александр Змеул
(: 0) Дата публикации: 08.01.2006 10:35:28
[Другие статьи раздела "Факты"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|