FoxЖурнал: Факты:
КАДРЫ НЕ РЕШАЮТ НИЧЕГО
Автор: Роман Иванов
В телевизионной рекламе россиян регулярно убеждают бросить курить, пить, употреблять наркотики, а также выучить английский язык и похудеть при помощи «секретной разработки спецслужб» - методики 25-го кадра. Ученые пытаются уверить граждан в обратном: никакого эффекта 25-го кадра не существует. Но тщетно: тысячи россиян продолжают верить в этот чудодейственный способ самосовершенствования.
Вы наверняка слышали про эффект 25-го кадра. Эту методику с экранов телевизоров представляют как «секретную разработку западных спецслужб», при помощи которой можно «заложить в подсознание человека любую информацию». Принцип действия этого эффекта, если верить рекламе, прост: человек зрительно воспринимает только 24 кадра в секунду. Если добавить к ним дополнительный, 25-й кадр, человек его не увидит, но информация, в нем содержащаяся, останется в подсознании. По версии рекламщиков, в 25-й кадр можно вложить любой побудительный мотив. К примеру, если записать туда английские слова, можно без проблем выучить иностранный язык за 60 часов - по крайней мере, так обещают создатели рекламируемой по телевизору программы «Интеллект-образование». Если поместить в 25-й кадр текст «ты больше не хочешь пить» и «ты знаешь меру», человека можно вылечить от алкоголизма,- утверждают специалисты клиники «Мерамед». А если записать туда фразу «ты худеешь», а после показать человеку фильм с такими вставками, то после просмотра гражданин разом избавится от проблем с лишним весом,- обещает доктор Крыласов, создатель названной в собственную честь методики. В подтверждение своих слов господин Крыласов приводит следующее утверждение: «Эффект 25-го кадра столь силен, что его законодательно запрещено использовать во всем мире в рекламных целях».
Это, кстати, чистая правда: российским законом «О рекламе» запрещено использовать для агитации эффект 25-го кадра. В законе указано, что реклама, «оказывающая подсознательное влияние… путем использования специальных видеовставок», недопустима. Другой вопрос, что сам метод 25-го кадра - это одна из самых успешных мистификаций в истории человечества. В 1957 году безработный американец Джеймс Вайкэри заявил о создании новой науки «подсознательная реклама». По его словам, вмонтировав в стандартную кинопленку 25-й кадр с надписью «ешьте попкорн» и «пейте кока-колу», ему удалось поднять в фойе кинотеатра их продажи на 57,5% и 18,1% соответственно.
Дела господина Вайкэри пошли в гору: его начали приглашать в качестве консультанта крупнейшие рекламные агентства. В то же время психологи начали пытаться повторить исследования пионера 25-го кадра. Ни один из этих экспериментов успехом не закончился: люди упорно отказывались понимать «зашифрованные сообщения». С Вайкэри начали требовать объяснений.
Объяснился тот довольно своеобразным способом: в июне 1958 года, через 11 месяцев после «великого открытия», революционер закрыл все банковские счета и бесследно исчез. Обнаружили Вайкэри только в 1962 году - тогда он признался в интервью, что вся история с 25-м кадром с самого начала была обманом. Однако несмотря на это и сегодня россияне «клюют» на «подсознательную рекламу», обещающую чудеса.
«Тот факт, что так называемая методика 25-го кадра не имеет ничего общего с действительностью, доказан массой научных опытов,- утверждает кандидат психологических наук Андрей Бугрименко.- Но то, что ее до сих пор используют в качестве рекламной приманки, вполне объяснимо. Человеку свойственно стремление получить желаемое без усилий. И когда его обещают научить языку за 60 часов вместо традиционных нескольких лет занятий, естественно, человек хочет в это верить».
Роман Иванов
(: 0) Дата публикации: 07.01.2006 10:09:26
[Другие статьи раздела "Факты"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|