FoxЖурнал: История очевидцев:
КЫРГЫЗСКИЙ РЕБУС
Автор: Чингиз Шамшиев
Для политиков на досуге
Экономическая политика редко приводит к всеобщему удовлетворению. Ее принятие и проведение обязательно пользуется поддержкой одних политических сил и встречает умеренное или ожесточенное сопротивление других. Разумеется, так проявляется демократичность государственного управления, но не это главное.
Неоднозначный характер экономической политики, с которым нам всем придется свыкнуться и научиться жить, объясняется тем, что практически любая экономическая мера ведет к разным результатам в зависимости от слоев населения и сфер занятости, которые она затрагивает. Приведем несколько простых примеров. Политика свободной торговли, проводимая Кыргызстаном с момента обретения независимости, явилась одним из основных факторов, нанесших сокрушительный удар по отечественному производству. Особенно высокие потери понесла кыргызская промышленность. Сначала предприятия затоваривались, затем разворовывались, потом дробились, продавались и снова разворовывались. В итоге, определенная группа населения сколотила за счет растаскивания активов предприятий первичный капитал, а огромная масса рабочих осталась без работы и средств к существованию. Еще одна часть населения занялась коммерцией, "челночным бизнесом", и сумела либо обеспечить себя средствами для нормальной жизни, либо оформиться в капиталистов нового образца. Если сегодня, как того требуют многие политики, правительство возьмет курс на протекционизм, пусть даже селективный (выборочный), то мы получим не только радостно наращивающих свою выручку отечественных производителей, но и терпящих колоссальные убытки коммерсантов, их реализаторов, владельцев оптовых и розничных рынков, торговых центров и магазинов, грузчиков, работников общепита на рынках и вдоль торговых магистралей, их поставщиков, а также грузовых и пассажирских перевозчиков. В числе понесших убытки, пусть не всегда денежных, но с точки зрения потребительского удовлетворения, также окажутся широкие слои конечных покупателей импортной продукции, в особенности товаров широкого потребления. Трудно представить, насколько будут возмущены многие представительницы женского населения страны, если сократятся поставки модной и дешевой одежды из Китая. Иными словами, за 15 лет реформ экономика Кыргызстана приобрела свою специфику, свою устойчивую (воспроизводящуюся) структуру (набор признаков) и свои тенденции (направления) развития, с которыми любому здравомыслящему политику необходимо считаться и которые просто так, одним махом волевого, как в последнее время любят выражаться "железного" решения не исправить. В противном случае, страна из состояния устойчивой депрессии перейдет в фазу губительной катастрофы.
Другой характерной чертой экономической политики является то, что она может одновременно или попеременно, вне зависимости от слоев населения, приводить к положительным (не всегда задуманным) и отрицательным (не входившим в намерения) результатам. Например, отчасти сознательное, под фанатичным лозунгом "на Западе именно так!", а по большей части стихийное изменение структуры ВВП республики в пользу сферы услуг и подсобного сельского хозяйства обеспечило определенные слои населения источниками средств к существованию. Конечно, это положительное явление. Однако, с другой стороны, такие виды деятельности как коммерция, общепит, парикмахерские и салоны красоты, охранные услуги, частный извоз, мелкосрочные ремонтные работы, грузовые услуги, швейное дело, подсобное сельское хозяйство и т.д. практически не требуют высококвалифицированной рабочей силы. Вследствие этой экономической безысходности уровень образованности населения катастрофически падает, что уже сейчас доставляет нам массу больших и малых проблем. Неизвестно, как в таких условиях мы собираемся превращаться в финансовый, информационно-технологический или образовательный центр Центральной Азии!
Сегодня много говорят о пользе перечисляемых нашими трудовыми мигрантами, особенно тех, что бороздят бескрайние российские просторы, денег из-за рубежа. Никто не будет оспаривать вполне банальную идею, что перечисляемые средства увеличивают покупательную способность нашего населения. Однако, гораздо реже говорят о том, что для экономического роста прежде всего требуются рабочие руки. И не те руки, которые с приписками вычисляют и чертят кривые роста ВВП, а рабочие руки сотен тысяч людей, которые будут двигателем работы в торговле, промышленности, строительстве, банках, туризме и которые на заработанные деньги должны приобретать большую часть произведенного в экономике продукта. Редко говорят о том, что с каждым годом наших трудовых мигрантов все тяжелее вернуть обратно на родину. Ведь жизнь не стоит на месте. Экспатрианты из Кыргызстана не могут бесконечно ждать пока новые власти республики сначала захотят, а потом научатся проводить экономическую политику не в узкогрупповых, а в общественных интересах. Более того, им известно, что пока они остаются за пределами страны, кыргызскому политическому бомонду живется намного спокойнее. И жизнь берет свое. Наши мигранты осядают на новых местах, свыкаются с обстановкой, меняют образ жизни и мыслей, заводят семью, словом пускают корни и забирают к себе молодых членов своей семьи. Так что руководству страны в будущем придется приложить титанические усилия, чтобы уговорить их вернуться обратно. Но какие для этого будут предприняты меры? Случайно не рассчитывает ли оно на рабочие руки из соседних стран?
В республике есть сторонники такого упрощения налоговой системы, которое предполагает, помимо прочего, отмену налога на прибыль и НДС, важнейшего для нашего бюджета фискального инструмента. Даже если предположить, что подобная мера позволит ослабить коррупцию в налоговых органах, это произойдет только по истечении нескольких лет. На какие средства будет существовать государство в течение того времени, пока его казна будет практически пустой? Допустим, хотя это маловероятно, что кто-нибудь одолжит нашему правительству нужную сумму. Однако в будущем, по мере усложнения экономики страны, по мере того, как государство будет вынуждено более ответственно браться за упорядочение экономической жизни общества, его финансовые потребности будут неуклонно расти и оно будет вынуждено вводить новые налоги, поскольку невозможно бесконечно увеличивать ставки существующих фискальных инструментов. Тяжело представить с каким ожесточенным сопротивлением ему тогда придется столкнуться. Уже сейчас введение новых налогов вызывает бурю негодования. Со временем же группы людей, объединенные общими экономическими интересами, разрастутся, окрепнут, станут более агрессивными и ухищренными в защите своих экономических позиций. Отменить налог всегда намного проще, нежели ввести его. То же самое относится к понижению ставок налога. Подобная мера не только немедленно сократит фискальные поступления в бюджет, она будет еще иметь тяжелообратимый характер. Правительству придется приложить огромные усилия (которые могут закончиться неудачей) для возвращения ставок на прежний уровень, когда сама экономическая реальность потребует увеличения государственных расходов!
Можно привести много других примеров неоднозначных последствий экономической политики. Например, с одной стороны, политика дерегулирования рынка труда, как правило ведущая к снижению уровня заработной платы, поощряет найм рабочей силы предприятиями. С другой стороны, снижение заработной платы может вызвать ослабление покупательной способности населения, которое приведет к снижению совокупного спроса и росту убытков предприятий.
Разные экономические меры могут вступать в противоречие друг с другом. И это еще одна большая проблема. Например, у нас много лет проводится жесткая денежно-кредитная политика, в результате которой ограничивается доступ заемщиков к кредитам. С другой стороны, повально приватизируются предприятия, которые становясь частными, лишаются доступа к бюджетным средствам и не получают доступа к коммерческому кредитованию. Подобных примеров в нашей экономической практике не мало.
Приведенные выше мысли не являются праздной умственной гимнастикой для экономистов или инструментом погружения общественного сознания в мрачный пессимизм и безнадежность. Высказываемая мысль проста: в рыночной экономике простых решений не бывает и любая мера даст как отрицательные, так и положительные результаты, наступающие одновременно или с временным разрывом, взаимосвязанные или не имеющие между собой никакой связи. Соответственно, у любой меры будут свои защитники и свои враги.
В этой ситуации правительству необходимо научиться тщательно прорабатывать любую экономическую политику и просчитывать, хотя бы приблизительно, сумму всех выгод и сумму всех потерь от ее проведения. И соглашаться на политику только в том случае, если разница между совокупными выгодами и потерями является положительной. Крайне важно понять, что речь здесь идет не о технических деталях процедуры принятия экономических решений, а о гораздо более важных вещах. Дело в том, что подходить к проблеме экономической политики, анализировать ее последствия с совокупной, глобальной, общественной точки зрения может только государство. Только государство способно "сложить" все выгоды и все потери, а затем найти их "разницу". Представьте себе производителя, который несет убытки вследствие китайского импорта. Для него значение имеет только его проигрыш, а чей-то выигрыш не значит ничего вообще, поскольку он к этому не имеет никакого отношения. Так же рассуждает коммерсант, торгующий китайскими товарами. Для него важен его доход, а потери производителя имеют второстепенное значение. Здесь имеет место конфликт интересов и только надиндивидуальная, надгрупповая структура, другими словами государство, стоящее выше всех частных интересов, может его разрешить, так как для него имеют равное значение как выигрыш одних, так и проигрыш других. И государство должно их сопоставлять. В противном случае, мы никогда не сумеем выбраться из экономической трясины.
Конечно, наше правительство этим не занимается. Однако, таким образом можно сформулировать основную стоящую перед ним задачу, ту непростую головоломку, которую нам так коварно подкинула судьба. Власти в своих действиях должны оторваться от частных интересов, которые всегда конфликтны и ведут к беспорядкам, поскольку предполагают выгоду одних и убытки для других. Им важно искать баланс между ними, рыночное равновесие, навязав всем слоям населения императив совмещения личных интересов с общественными.
Чингиз Шамшиев, экономический обозреватель Гренобль, 2005 г.
(: 0) Дата публикации: 04.01.2006 16:16:54
[Другие статьи раздела "История очевидцев"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|