Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: История очевидцев:

МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН...

Автор: Чингиз Шамшиев, экономист (Франция)


Умы предпринимателей, госслужащих и представителей других категорий населения страны постепенно завоевывают две идеи, точнее сказать две языковые схемы, носители которых приписывают им свойство описывать некие существующие в реальности экономические закономерности. Обе схемы выглядят как утверждения, что "понижение налогов ведет к сокращению теневого оборота капиталов, расширению налогооблагаемой базы и увеличению налоговых поступлений в бюджет" и что "понижение налогов ведет к росту совокупных инвестиций, что ведет к сокращению безработицы".


Для того, чтобы доказать достоверность или ложность этих утверждений, а также чтобы выявить условия, при которых они приобретают смысл, необходимо проделать трудоемкую научную работу, с вовлечением огромного числа специалистов в течение длительного периода времени. К счастью, большая часть подобной работы уже была проделана учеными за долгую историю существования экономической дисциплины. Основным выводом этих исследований является то, что связь между налогами, теневым оборотом, коррупцией, инвестициями и безработицей имеет очень сложную и запутанную форму. А вышеуказанные утверждения имеют смысл только при наличии большого числа ограничительных условий, о существовании и содержании которых носители этих утверждений вообще его не имеют или имеют самое расплывчатое представление.


Первую схему мы кратко рассмотрели в прошлом выпуске газеты. Второй идейный штамп мы рассмотрим сейчас. Условно его можно разбить на две части: "понижение налогов ведет к росту совокупных инвестиций" и "рост совокупных инвестиций ведет к сокращению безработицы". Несмотря на всю простоту и ясность данных постулатов, не представляет большого труда продемонстрировать их неоднозначный и запутанный характер.


Во-первых, ставки налога являются далеко не единственным фактором, влияющим на размер инвестиций. Более того, они даже не входят в категорию основных факторов. Об этом свидетельствует, как мировая экономическая практика, так и серьезные теории рыночного хозяйства. Сегодня Кыргызстан нуждается не в низких налогах, а в массивных долгосрочных капиталовложениях (как минимум 500 млн. долларов ежегодно в течение 10 лет), которые зависят не от налоговых ставок в 20, 10 или 5%, а от уровня ожидаемого в ближайшие 5-10 лет совокупного спроса, прогнозов относительно политической ситуации в стране и стабильности поставок и цен на труд и промежуточные товары. Также, на инвестиции прямое влияние оказывают объем имеющегося в экономике денежного капитала и состояние денежно-кредитной и платежной системы. В настоящее время, в экономике республики наблюдается нехватка спроса на товары, а отсюда и пессимистичные ожидания в сообществе инвесторов. После 15 лет сначала экономического спада неслыханных масштабов, а затем хилого неустойчивого экономического роста, других настроений у капиталистов просто быть не может! Декларируемое правительством намерение ослабить регулирование экономики тоже отрицательно сказывается на ожиданиях инвесторов, которые не могут быть уверены в будущих бесперебойных поставках и ценах на сырье, оборудование и энергию в условиях, кода правительство отказалось или намеревается отказаться от ценового контроля, стабилизационных госзакупок и инвестиционных госзаказов. Ситуация в денежно-кредитном хозяйстве оставляет желать лучшего. У банков слабая капитализация и высокие риски, крупные сделки в экономике осуществляются в иностранной валюте, а доля наличного обращения находится выше всех допустимых пределов. В такой ситуации, на главный двигатель рыночного капитализма - денежно-кредитный механизм - рассчитывать нельзя, а снижение налогов обернется для нас, либо предоставлением за счет тощего бюджета налоговых подарков крупному бизнесу, либо банальным фарсом, когда понижение одного налога будет самой "силой вещей" требовать компенсации путем введения или увеличения других налогов и сборов.


Во-вторых, нет никакой гарантии, что увеличение инвестиций приведет к сокращению безработицы. Существуют разные виды безработицы. Можно выделить по крайней мере два ее вида. Люди, которых не нанимают на работу вследствие песимистичных ожиданий совокупного спроса на предприятиях, и люди, которых не берут на работу по причине их невостребованной или недостаточной квалификации. Рост инвестиций может сократить первый вид безработицы, но будет бессильным со вторым, если правительство откажется от проведения госудаственной политики в области квалификации. Более того, нет никакой гарантии, что увеличение инвестиций будет сопряжено с наймом дополнительной рабочей силы. Нередко бывает, что инвестиции направляются на модернизацию и внедрение новых технологий производства, а подобные меры по своей сути являются трудосберегающими.


Попутно заметим, что сегодня основной удельный вес в ВВП страны приходится на отрасли, не требующие квалифицированной рабочей силы. Речь, прежде всего, идет о сельском хозяйстве, торговле, общепите, индустрии отдыха и развлечений. Не говоря уже о криминальных видах бизнеса, которые составляют большую часть нашего теневого оборота. Однако для такой страны как Кыргызстан жизненно важно добиваться в долгосрочной перспективе высокого уровня образованности и квалификации населения. А для этого необходимо поощрять виды производства, которых у нас практически нет и точно не появится благодаря одному лишь понижению налоговых ставок.


Условно можно выделить два вида экономической политики. Та, что направлена на увеличение (уменьшение) прибыли предприятий и та, что направлена на увеличение (сокращение) совокупного спроса в экономике. Кыргызстан сегодня нуждается во втором виде политики, поскольку наша основная проблема связана с низкой емкостью рынков и пессимистичными ожиданиями инвесторов. По самым элементарным подсчетам уровень внутреннего спроса в стране может быть увеличен как минимум в 30 раз! Поэтому внимание наших политиков должно быть направлено на решение этой проблемы, которая, кстати, является основной проблемой капитализма вообще. Если нет спроса, нет производства, а если нет производства, у лишенных источников дохода населения и предприятий будет слабая покупательная способность. Кыргызстан уже пятнадцать лет вращается в этом порочном кругу, разрыв которого должен входить в список первоочередных задач нашего нового руководства. В противном случае никакие экономические реформы к успеху не приведут. А понижение ставок налога окажется по большому счету бесполезным, поскольку в атмосфере слабого побуждения к инвестициям и нехватки денежного капитала снижение налогов приведет лишь к увеличению доходов хозяев предприятий, которые будут их либо аккумулировать в той или иной форме, либо выводить за рубеж.


Экономику надо мыслить системно, то есть на уровне всей системы. Это касается не только профессиональных экономистов, но и политиков, общественных деятелей, видных бизнесменов, короче всех тех, кто принимает государственные решения, а также рассуждает и публично высказывается на экономические темы. Безусловно есть корпоративные интересы, которые заставляют людей мыслить однобоко, но в таком случае невооруженным глазом видно почему определенные личности занимают ту или иную позицию. Здесь, как говорится, все шито белыми нитками. Гораздо сложнее обстоят дела с теми, кто призван в силу своего социального статуса давать беспристрастные оценки. Такие люди на однобокость взглядов право не имеют.


У всех идейных штампов есть носители, которые зачастую являются их ярыми защитниками. Например, предприниматели по определению должны ратовать за снижение налогов, ведь их прежде всего интересуют числа в счетах о прибылях и убытках. В этом их суть и общественная функция! Если предприниматели начнут мыслить в рамках всей экономической системы, рыночная экономика лишится большинства своих положительных качеств! Однако нужен и противовес, в лице людей, отстаивающих противоположные взгляды. А над противоборствующими сторонами должны возвышаться те, кто будет сохранять разумный идейный баланс, исходя исключительно из объективного, пусть неправильного, но искреннего понимания положения дел в стране. В этом отношении Кыргызстан сегодня переживает стадию большого дисбаланса. Политика МВФ в нашей стране, поощрявшего увеличение и введение новых налогов, привела к отрицательным результатам. Несмотря на то, что налоговый аспект был далеко на самым главным в политике МВФ, критика его предписаний Кыргызстану в настоящее время выглядит исключительно как ратование за снижение налоговых ставок. Однако нельзя бросаться из одной крайности в другую. Если мы осуждаем, и совершенно справедливо, политику МВФ в нашей стране, будет крайне ошибочным проводить прямо противоположную политику. Предпочтение следует отдавать не настроенческим, популистским и поспешным решениям, а взвешенному научному подходу.


Взаимотношения между государственным аппаратом и предпринимательской средой в Кыргызстане могут быть описаны как дележ маленького апельсина. При этом каждая сторона стремиться ухватить кусочек побольше. Вместе с тем, нашей главной проблемой сейчас является не дележ апельсина, а увеличение его размеров, которые очень слабо зависят от того как этот апельсин делится. Большие проблемы требуют больших решений, а не ухода от проблем в пользу вопросов второстепенной важности. Понятное дело, налоговую политику необходимо всесторонне рассуждать. И она будет обсуждаться, хотим мы того или нет, поскольку с налогами имеют дело практически все. Они, если можно так выразиться, у всех на виду. Однако нельзя ограничиваться ею, раздувая важность налогов до неоправданных размеров. Помимо налогов существуют куда более важные для экономики проблемы, требующие совершенно других решений и совершенно иных дискуссий.



Чингиз Шамшиев,
Экономический обозреватель
Бишкек, 2005 г.


Обсудить на форуме >>
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 01.01.2006 15:18:49


[Другие статьи раздела "История очевидцев"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4568
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: