FoxЖурнал: История очевидцев:
О ФОКУСНИКАХ В ПОЛИТИКЕ И ЗАКОНАХ В ЭКОНОМИКЕ
Автор: Чингиз Шамшиев
Во время предвыборных телевизионных дебатов с Акбаралы Айтикеевым Курманбек Бакиев заметил, что быстрого оздоровления нашей разрушенной и разграбленной экономики ожидать нельзя. В качестве примера он привел личный опыт управления крупным заводом, на восстановление которого ему потребовалось затратить не менее четырех лет тяжелого труда. Бакиев совершенно прав, полагая, что если в условиях стабильной советской экономики на реабилитацию одного завода потребовалось четыре года, то на восстановление экономики целой страны, не первый год пребывающей в состоянии кризиса, уйдет гораздо больше времени.
Многие согласятся, что такой реалистичный и осторожный взгляд на экономические проблемы республики должен всячески приветствоваться, поскольку он соотвествует подлинному положению дел в нашей экономике. Однако позицию президента разделяют далеко не все, в том числе и некоторые представители нового руководства страны. С чем это связано, сказать трудно. Возможно, причина кроется в управленческой культуре представителей кыргызского политического бомонда, который за годы правления Аскара Акаева насквозь пропитался стойким предпочтением пустой болтовни и очковтирательства вдумчивому и осторожному подходу в решении сложных проблем. Другой причиной может быть отсутствие у наших высокопоставленных функционеров большого опыта работы в условиях рыночной экономики, что может объяснить их примитивное и однобокое понимание этой системы.
Скорее всего, в данном случае действует не одна причина, а целый комплекс взаимосвязанных факторов, действие которых особенно ярко проявляется в дебатах о новой налоговой политике и борьбе с теневой экономикой в стране. По мнению ряда политиков для увеличения поступлений в бюджет за счет сокращения теневого оборота капиталов требуется привести в действие очень простой механизм. Суть его в том, что понижение ставок налога заставит предприятия вывести свои доходы из тени, что в свою очередь расширит облагаемую базу и обеспечит более высокие поступления в бюджет. Без всяких оговорок, скорее всего не понимая, а может и преднамеренно замалчивая его неоднозначный и запутанный характер, многие государственные деятели преподносят этот механизм в качестве панацеи от всех болезней кыргызской экономики.
Особенно много вопросов вызывает первая часть магической формулы, взятой на вооружение нашими управленцами. Согласно их представлениям, бизнесмены работают в тени, потому что налоги являются слишком высокими для нормального ведения бизнеса и не соответствуют существующему уровню эффективности и корумпированности налоговых органов, что делает для них возможным и более выгодным уклонение от выплаты определенной части налоговых платежей. В таком случае, снижение налоговых ставок обязательно подтолкнет работающих в тени предпринимателей к декларации той части доходов, которую они прежде в своей отчетности не отображали.
В таких, на первый взгляд, вполне складных и понятных выкладках не трудно обнаружить массу недостатков. Например, неясно почему после снижения налоговых ставок теневики должны с радостью начать платить дополнительные деньги в бюджет? Пусть никого не вводит в заблуждение то, что ставки будут понижены. Речь идет именно об увеличении налоговых поступлений в бюджет за счет понижения ставок. Без этого увеличения никакого снижения ставок вообще не нужно. (Можно предположить, что понижение ставок необходимо для увеличения прибылей предприятий или сокращения профицита бюджета, но сейчас речь идет совсем о другой логике). Поскольку после снижения налогов предприятия должны платить больше налогов в бюджет, нежели раньше, то встает вопрос откуда появятся эти деньги. В экономике чудес не бывает, и если деньги поступают в чьи то руки, значит где-то в другом месте этих денег не стало. Если сейчас бюджет недополучает скажем 2 млрд. сомов, это значит, что данная сумма является доходом определенных слоев населения, так как потери бюджета составляют доходы предпринимателей и коррумпированных чиновников. И если государственный бюджет начнет все таки получать эти деньги, то определенные группы населения должны обязательно от них отказаться. Потери должны понести либо чиновники, либо бизнесмены, либо и те и другие. Разумеется, просто так, в благодарность за сладкие речи некоторых политиков, они от этих денег отказываться не собираются. Их надо вынудить пойти на это или предоставить что-нибудь взамен.
Для принуждения необходимо усилить и сделать более эффективной работу налоговой службы и органов надзора, а в качестве денежной компенсации может выступить более высокая заработная плата для работников государственного аппарата. Подобного рода мероприятия требуют больших средств из бюджета, которых у государства в настоящее время нет, и тем более не будет после снижения налоговых ставок, поскольку самым первым последствием этого понижения будет сокращение доходной части бюджета. Мало того, правительство может оказаться в ситуации, когда будет не в состоянии покрыть даже прежнего уровня своих расходов. Что касается обещанного увеличения поступлений в бюджет, то на него рассчитывать нельзя, так как он должен быть следствием, а не предпосылкой выше названных мер! Проще говоря, для реализации рассматриваемого механизма нужно сначала вложить средства, которых у нашего государства нет. Нельзя забывать, что без денег денег не сделаешь. В экономике, к сожалению, фокусов не бывает.
Также нельзя забывать, что коррупционеры и предприниматели, с которых планируется собирать больше налогов, смогут найти такие условия взаимодействия, при которых существование теневого бизнеса останется более выгодным как для предприятий, так и госслужащих. Если не произойдет какого-нибудь чуда и наши чиновники не станут в одночасье образцом честности и порядочности, более низкие ставки налога могут привести к более скромным требованиям корупционеров, при которых для предприятий будет по прежнему более выгодным уклоняться от налогов.
Видимо, наши политические фокусники даже не подозревают, что решения предприятий об уклонении или уплате налогов зависят от гораздо большего числа переменных, нежели от одних налоговых ставок. Например, увеличение доходов на предприятии, при прочих равных условиях, способно подстегнуть предпринимателей к еще большему сокрытию доходов. Иными словами, по мере экономического роста у преуспевающих предприятий будет больше стимулов уклоняться от налогообложения. В условиях роста продаж на предприятиях сложившаяся в деловой среде Кыргызстана практика распределения доходов между бюджетами предприятий и государства может оказаться крайне прибыльной.
На решение предприятий о сокрытии доходов также влияют представления налоговых служащих о нормальном для них уровне доходов и величина их заработной платы. Более высокие жизненные стандарты налоговиков, а косвенно и других функционеров, завышают их денежные требования, вследствие чего усиливается давление на предприятия, которые в силу этого будут склонны либо отказаться от теневой деятельности, либо свернуть свой бизнес в нашей стране. Что касается так часто упоминаемого повышения уровня заработной платы госслужащих в целях борьбы с коррупцией, то подобная мера не является столь однозначной, как это может показаться на первый взгляд. В первую очередь, более высокая оплата труда госслужащих, прежде всего налоговой и надзорной структур, понижает их потребность в доходах от коррупции. Однако, с другой стороны, более скромные запросы госслужащих сделают более доходным для предприятий уклонение от налогов, поскольку плата за него станет более низкой. Ведь договориться легче с сытым, но жаждущим обогащения чиновником, нежели с алчным и лишенным средств для достойного существования. Процесс укрепления коррупции в Кыргызстане включает в себя такое явление как обогащение сословия коррупционеров, ставших достаточно благоразумными, чтобы предоставить предприятиям возможность нормально работать в условиях массового уклонения от налогов. Окрепший и обогатившийся класс чиновников стал таким образом организатором и хранителем системы повального ухода от налогообложения. Разумеется, повышением зарплаты чиновников на 100-200% здесь не обойтись, а при определенных условиях этим можно и осложнить ситуацию. Таким образом, для того чтобы повышение зарплаты госслужащих возымело действие в борьбе с теневой экономикой необходимо произвести перелом в сознании наших функционеров всех уровней, направленный на формирование новой культуры госслужбы и нового понимания отношений между государством и деловой средой. Более того, необходимо основательно разрушить систему организованной коррупции, которая уже приобрела свойства самозащиты и самовоспроизводства. Одними экономическими методами здесь не обойтись, необходимо проявление решительной политической воли самого высшего руководства страны в купе с укреплением и мобилизацией всей государственной вертикали.
Нельзя забывать, что даже если понижение ставок налога побудит предприятия платить больше налогов, на весь этот процесс потребуется по меньшей мере год или два. Предпринимателям необходимо время, чтобы убедиться в долгосрочном характере принятого правительством решения и поломать свои устоявшиеся за много лет привычки ведения бизнеса. Как и любые другие привычки, поведенческие стереотипы в деловой среде имеют свойство сохраняться во времени, поскольку их носителями являются не роботы, а обычные люди в своей повседневной жизни. Если же после понижения ставок налога не следует ожидать немедленного увеличения или даже сохранения прежнего уровня доходной части бюджета, то на какие средства будут выполнять свои функции государственный аппарат и бюджетные организации? На какие деньги они будут существовать в течение года или двух пока магическая формула наших политиков не даст обещанных результатов? Вопрос не из простых, тем более, что под такую авантюру ни одна международная финансовая организация нас кредитовать не будет.
Кто-то возможно скажет, что для поиска начальных средств, необходимых для успешной реализации налоговой реформы, следует хорошенько потрясти семьи сбежавшего президента и его приближенных. Однако, учитывая, что понижение налогов, прежде всего, является мерой в интересах ряда крупных предприятий Кыргызстана, которые активно лоббируют свои проекты в правительстве страны и кровно заинтересованы в минимальных налогах ради обогащения своих хозяев и близких к ним людей, справедливо задаться вопросом, а должно ли государство делать столь дорогие подарки для этих предприятий, пусть даже за счет обокравшего страну бывшего президента? Ведь на самом деле он обкрадывал не эти предприятия, а большую часть населения республики! И Кыргызстану сегодня нужна не замена коррупции на налоговые подарки (более изощренную форму коррупции), а полное подчинение экономики интересам государства.
Чингиз Шамшиев, Бишкек 2005 г.
(: 0) Дата публикации: 26.12.2005 19:28:46
[Другие статьи раздела "История очевидцев"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|