FoxЖурнал: Факты:
ЗАПАДНЯ
Автор: Чингиз Шамшиев
Экономика республики зашла в тупик. С одной стороны, объемы инвестиций остаются на низком уровне вследствие плохо прогнозируемого и низкого совокупного спроса в будущем. С другой стороны, слабый совокупный спрос объясняется массовой безработицей, мизерной средней заработной платой и низкими инвестициями предприятий. Проблема в том, что для роста инвестиций требуется увеличение совокупного спроса, а для увеличения совокупного спроса необходимо наращивать инвестиции. В стране также наблюдается нехватка денежного капитала. Имеющийся же капитал вкладывается в ограниченных размерах и только в отдельные сферы деятельности. Иными словами, мы оказались в западне, со всех сторон зажатые бесчувственными экономическими закономерностями, которые заставляют нас тяжело расплачиваться за пренебрежительное и невежественное отношение к ним.
Выбраться из кризиса можно путем увеличения внутренних и внешних рынков сбыта, которые нам никто дарить не собирается. Для увеличения экспорта необходимо вести активный, широкомасштабный переговорный процессс с правительствами и деловыми кругами стран, на рынки которых планируется внедрять отечественную продукцию. Однако формального согласия, закрепленного в договоре, соглашении или меморандуме, не чинить препятствий на пути продукции наших производителей не достаточно. Для подлинного увеличения экспорта необходимо добиться от государств-импортеров выполнения своих обязательств, а это сделать крайне сложно. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что государства соглашаются на импорт продукции, то есть со справедливой конкуренцией на своей территории между отечественными и иностранными предприятиями, либо под нажимом со стороны страны-экспортера, имеющей соответствующие рычаги давления, либо в силу политической воли, исходящей из важных стратегических интересов государства-импортера. Например, становление единого европейского рынка явилось результатом того, что после Второй мировой войны западноевропейские государства решили покончить с экономическим и политическим противостоянием стран региона и перейти к экономическому сотрудничеству. Именно ради построения объединенной Европы западноевропейские государства согласились на взаимное открытие рынков и признания правил добросовестной конкуренции между предприятиями. Нередко приводимые в качестве примера стран с успешной политикой экспортоориентации Япония, Южная Корея и страны Юго-Восточной Азии получили доступ к западным рынкам сбыта в силу определенных особенностей эволюции мировой экономики и в связи с желанием западных стран оградить азиатские страны от влияния социализма, втянув их в интенсивную международную торговлю.
Центральная Азия и Кыргызстан находятся в других исторических условиях. Навязывать другим государствам режим свободной торговли наше правительство не в состоянии. Мы гораздо больше зависим от стран региона, нежели они от нас. Политический курс России, стран Центральной Азии или Китая на поощрение импорта продукции наших предприятий пока не сформировался. Скорее наблюдается обратная тенденция: Казахстан и Китай рассматривают нашу страну в качестве пусть не самых важных, но все же рынков сбыта, которые надлежит завоевать и удержать. И если они однажды согласятся на увеличение импорта из Кыргызстана, то исключительно той продукции, которая произведена с участием капитала этих стран. Узбекистан и Туркменистан сделали ставку на жесткие ограничения импортных операций. Россия делает много заявлений о предоставлении нам своих рынков сбыта, но до конкретных результатов пока не дошло. И врядли дойдет, поскольку Россия озабочена не выводом стран Центральной Азии на кривую роста за счет своих рынков сбыта, а наращиванием экспорта и накоплением своих золотовалютных резервов, которые настолько важны для российского руководства, что оно даже не решается вложить их в собственную экономику. Если США поддерживают целые блоки стран за счет своего огромного внешнеторгового дефицита (около 700 млрд. долларов в год), то Россия в торговле со странами СНГ и в частности Центральной Азии сохраняет профицит.
Остается полагаться на внутренний рынок, который нужно развивать путем программы определенно спланированных инвестиций. Для последних же нужен финансовый капитал, формирование которого требует больших и долгосрочных изменений в денежно-кредитной сфере Кыргызстана. Хотя одного наличия капитала недостаточно для инвестиций. Частные капиталовложения осуществляются, если имеются твердые перспективы их возврата с определенной нормой рентабельности. А с прогнозируемым совокупным спросом у нас сегодня большие проблемы. И дело не в малочисленном населении страны, поскольку с нашим населением можно увеличить объемы сбыта предприятий как минимум в 30 раз, и этого достаточно для стимулирования долгосрочных вложений.
Оптимистичных прогнозов будущего совокупного спроса у нас не будет до тех пор, пока определенные хозяйствующие субъекты в экономике не возьмут на себя ответственность за массированные, низкорентабельные, рискованные и долгоокупаемые инвестиции. Такую функцию могли бы возложить на себя финансово-промышленные группы, но у нас в стране их нет. Остается полагаться на правительство, которое могло бы запустить широкомасштабную программу государственных инвестиций, спланированных таким образом, чтобы получить максимальный эффект по созданию внутренних рынков сбыта, системы внутреннего денежного оборота и ускорению темпов прироста ВВП. При этом важно понимать, что инвестиции могут планироваться по разному, и сам факт их наличия еще не гарантирует выход экономики из состояния кризиса.
Без глубоких реформ в денежно-кредитной сфере запустить государственные инвестиции в ближайшие годы не получится. На них можно рассчитывать только, если поступит капитал из-за рубежа. Однако, международые финансовые институты, занимающиеся реформами в нашей стране, смотрят на экономику несколько иначе. Они исходят из приниципа, сформулированного Адамом Смитом более двух веков назад, что "причины богатства народов", то есть источники экономического роста, содержатся в эгоистическом индивидуализме людей. Получается, чтобы запустить маховик экономического роста и прогресса необходимо лишь предоставить людям свободу и возможность действовать в своих личных, корыстных интересах. Остальное придет само по себе. Ничем не обузданная сила преследования личной выгоды или, как выражался Адам Смит, "невидимая рука" обязательно приведут к накоплению капитала, росту инвестиций, увеличению ВВП, сокращению безработицы, снижению бедности и неравенства. Согласно экономистам-либералам, самая ответственная и сложная задача, которая возлагается на государство, заключается в самосдерживании от всякого вмешательства в экономический процесс и осуществлении базовых функций власти: контроля за соблюдением законов, обеспечения безопасности, организации и охраны конкуренции, создания независимого центрального банка.
Разумеется, при таких взглядах на наши экономические проблемы нет смысла рассчитывать на участие международных финансовых институтов в проекте масштабных государственных инвестиций. Вместо того, чтобы думать об увеличении инвестиций и сокращении безработицы, они озабочены отслеживанием индикатора нашего "прогресса в переходе к рынку", основанном на таких отдаленных от проблемы занятости показателях, как доля частного сектора в ВВП, количество приватизаций, степень ценовой либерализации, снятие ограничений на внешнеэкономические операции и т.д. Видимо только невидимой руке известно какая связь есть между этими показателями и главными проблемами отечественной экономики. Только она похоже знает почему для реорганизации КСФК в банк, она должна быть обязательно приватизирована, хотя руководство страны вполне могло бы добиться того, чтобы НБКР выдал банковскую лицензию КСФК без изменения ее формы собственности. Если же в силу догматизма международных консультантов и в угоду аппетитам ряда представителей финансовых кругов КСФК все же будет продана, новоиспеченный "Айыл банк" будет работать как обычная частная структура, вынужденная ограничивать кредитование, особенно проблемных фермеров, посредством установления непосильных залоговых требований или графиков погашения задолженности. Нельзя забывать, что банки стараются финансировать только успешных заемщиков, с проблемными они стараются не связываться, что вполне объяснимо, учитывая повышенную рискованность банковского дела и жесткие требования банковского надзора.
В рамках ШОС Кыргызстану пообещали многомиллионную кредитную линию. Однако, судя по предварительным данным, в основе проектов, которые планируется финансировать за счет этой линии лежит не макроэкономический расчет, а соображения иного характера. Для страны найдется много других проектов, которые позволят получить гораздо лучшие результаты по созданию внутренних рынков сбыта, внутреннего денежного кругооборота, рабочих мест и увеличению экономического роста. Особого внимания заслуживают проекты обустройства пригородов Бишкека, страдающего от перенаселения, развития инфраструктуры Оша, ставшего центром притяжения для населения южных областей страны, курортной зоны Иссык-Куля и перерабатывающей промышленности. Часть средств можно использовать для поддержки КСФК, чтобы она продолжала работать не как коммерческая структура, а учреждение льготного кредитования фермеров. Необходимо воспользоваться существующими в науке методами планирования инвестиций, чтобы получить от инвестиций максимальный экономический эффект. В противном случае, кредиты ШОС обагатят отдельные предприятия, произведут краткосрочный единовременный эффект на основные макропоказатели и бесследно исчезнут, словно их никогда и не было.
В ходе становления капитализма в Кыргызстане окрепла и пустила глубокие корни культура организованного преследования корыстных интересов, которые могут входить в конфликт с экономическими интересами страны в целом. Определенные политические группировки решают задачи личного обогащения, не останавливаясь ни перед чем, даже если ценой их успеха будет попадание экономики страны в очередную западню. В этом, кстати, и заключается разница между бизнесменом и экономистом: первый знает, как добиться личной выгоды, второй - как добиться выгоды в национальном масштабе. Между этим выгодами есть огромная разница. Адам Смит ошибался, полагая, что общественный интерес равен сумме индивидуальных интересов. В реальности все намного сложнее. Поэтому руководству страны следует научиться действовать с большой осторожностью и систематически искать баланс между интересами личными и общественными.
Автор иллюстрации: Игорь Кийко (Казахстан) cartoon.metro.ru/cart2/kiyko5.gif
Чингиз Шамшиев,
экономический обозреватель "ОР"
Гренобль, 7 ноября 2005 г.
(: 0) Дата публикации: 22.12.2005 19:18:49
[Другие статьи раздела "Факты"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|