FoxЖурнал: ПРАВовой ликбез:
УГОН В АССОРТИМЕНТЕ
Автор: Лев Быстров
Вы ездите за покупками в супермаркеты и большие торговые центры, потому что это удобно: там большой выбор товаров и нужно приложить минимум усилий для их приобретения. По тем же причинам парковки у больших магазинов облюбовали угонщики автомобилей.
Преступники - тоже люди, а значит, ленивы и любят удобство и комфорт. Парковки у крупных магазинов обладают практически идеальным набором «угонных» характеристик. Во-первых, там броуновское движение людей (вышел, загрузил покупки, уехал) и, соответственно, минимальное внимание к происходящему по соседству. Во-вторых, огромный ассортимент потенциальных объектов угона. В-третьих, преступники могут легко отследить возвращение законных владельцев автомобилей, приставив сообщника следить за ними. В результате, по данным ГУВД Москвы, сегодня каждый пятый угнанный автомобиль владелец в последний раз видел на парковке у крупного торгового центра. Для сравнения: еще три года назад такие угоны случались вдвое реже. «Для угонщиков большие комплексы магазинов и супермаркеты - настоящий Клондайк. В нашем списке самых небезопасных мест такие парковки находятся на первых местах. Угонять машину во дворе или возле офиса - более хлопотное занятие: там или камеры понаставлены, или охранники ходят, или мамаши гуляют с детьми. Там каждое действие преступников может привлечь нежелательный интерес окружающих»,- считает Константин Романченко, руководитель отдела развития, реагирования и услуг компании «Цезарь Сателлит», охранные комплексы которой позволяют отслеживать передвижение угнанных автомобилей.
Для того чтобы «приделать машине ноги», угонщикам не нужно даже иметь сложного оборудования, которое позволит блокировать сигнализацию и прочие охранные устройства. Достаточно просто вытащить из кармана владельца ключи от автомобиля - это самый распространенный метод. Именно таким образом в начале декабря у «Седьмого континента» на Богородском валу лишилась нового Ford Focus Ирина Нилова: у нее вытащили ключи и угнали машину. «Приехала милиция. Показали какие-то фотографии, рассказали, что возле магазина орудует банда. Милиционеры сказали мне, что я стала шестой потерпевшей, у которой за последние два месяца с парковки у этого магазина угнали машину, но пока они никого не поймали»,- возмущается она.
Как рассказал ИП Сергей Глаголев, который работает старшим инспектором по розыску в отдельной роте ГИБДД Москвы по координации и организации поиска угнанных автомобилей, между пропажей ключей в магазине и угоном автомобиля может пройти несколько дней. Дело в том, что, обнаружив, что ключи пропали, но машина на месте, хозяин откроет ее с помощью второго комплекта, который обычно хранится дома. «Угонщики проследят за машиной и «уведут» ее через несколько дней,- говорит господин Глаголев,- в удобное для себя время и в удобной обстановке».
Растущее количество угонов автомобилей со стоянок у крупных магазинов связано не только с нерасторопностью владельцев машин, которые «позволяют» ворам украсть ключи от автомобилей. Немалое значение имеет то, что администрация магазинов, в которые мы приезжаем за покупками, как водится, «ответственности не несет». И поэтому прикладывает минимум дополнительных усилий на обеспечение безопасности. «На наших парковках есть системы видеонаблюдения, да и охрана супермаркета по возможности приглядывает за порядком на парковке,- говорит пресс-секретарь компании «Седьмой континент» Анна Зайцева,- но от угона никто не застрахован, произойти может всякое. Даже на парковке у нашего магазина рядом со зданием МИД России периодически происходят кражи автомобилей». Надежды на «штатное» видеонаблюдение или на профессионализм охраны магазинов мало. «Мы используем камеры для контроля за поведением своих сотрудников: на месте ли находятся охранники, вовремя ли убираются мусор и снег. На самой же парковке присутствуют только парковщики, в обязанности которых входит слежение за порядком размещения транспорта, и не более»,- рассказал ИП начальник службы безопасности «Ашан-Марфино» Владимир Баландин. От возможных претензий со стороны покупателей компания подстраховывается, развесив на территории парковок специальные таблички, дополнительно сообщающие о том, что за сохранность транспорта администрация магазина никакой ответственности не несет. Магазины не всегда охотно идут на сотрудничество с милицией. «Руководители магазина считают сохранность автомобиля проблемой самих клиентов,- рассказывает Максим Титов, начальник криминальной милиции РОВД «Коммунарский», на территории которого расположен популярный торговый комплекс «Мега» возле Теплого Стана.- Правда, правоохранительным органам удалось договориться с администрацией «Меги», чтобы были приняты особые меры безопасности: в прошлом году на парковке установили специальную скрытую систему видеонаблюдения, которая позволяет фиксировать номера въезжающих и выезжающих автомобилей, а также лица людей, находящихся за рулем». Охранники магазина, сидящие за мониторами, сообщают парковщикам о подозрительных автомобилях (в их число попадают те, которые долго кружат по парковке без всякой видимой цели). В таких случаях охрана сообщает парковщикам номер машины, а те в свою очередь вежливо интересуются у водителя, не нужна ли ему помощь в поиске свободного места. Даже такое небольшое внимание к потенциальным преступникам, считают в районном отделении милиции, помогает предотвращать угоны автомобилей.
Также на парковке и возле нее ведут работу технические службы милиции - они отрабатывают данные по преступным группировкам, специализирующимся на угонах автомобилей. С применением средств «оперативной работы по профилактике и раскрытию угонов» в 2004 году количество краж автомобилей с парковки «Меги» и расположенных рядом «IKEA» и «Ашана» сократилось на 10% по сравнению с 2003 годом. Сколько это в абсолютных цифрах - в милиции назвать не смогли.
Единственный способ бороться с угонами машин с парковок возле больших магазинов и торговых комплексов, как считают в ГУВД Москвы,- дополнительный контроль на выезде со стоянки со стороны охранников. Там, где этот метод применяется, количество краж машин сводится почти к нулю. Начальник службы охраны «Крокус Сити Молл», представившийся Виктором Ивановичем, сообщил, что за три года с парковок у комплекса было похищено всего три автомобиля. Это он связывает с тем, что по территории всего комплекса постоянно передвигаются охранники в штатском. Если они замечают, что кто-то копошится рядом с автомобилем, то сразу требуют предъявить документы на машину. В мебельном центре «Гранд» на Ленинградском шоссе у посетителей при выезде требуют предъявить документы на машину, например свидетельство о регистрации автомобиля.
«В результате за восемь лет существования комплекса ни одного угона с парковки, прилегающей к магазину, не было»,- говорит начальник смены охраны Александр Климочкин. Но никаких административных рычагов, которые могли бы заставить владельцев торговых комплексов заботиться о сохранности автомобилей клиентов, нет. Даже сами милиционеры признают, что действие может возыметь только «голосование рублем». «Лично я предпочитаю те магазины, где администрация заботится о своих клиентах. Если мне хотя бы как-то не гарантируют сохранность машины, я туда ездить не буду»,- считает милиционер Сергей Глаголев, который сам борется с угонщиками.
Лев Быстров, "Имеешь Право"
(: 1) Дата публикации: 07.11.2005 19:45:47
[Другие статьи раздела "ПРАВовой ликбез"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|