ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: ХРОНИКИ КОСМОСА

Оглавление:

• На нейтронной звезде обнаружили трещины
  • Для попытки изменения орбиты астероида выбраны две цели
  • Космический телескоп Herschel с рекордным размером зеркала
  • Космические лучи рождаются при взрывах сверхновых
  • Китайский телеканал уже продает рекламу в репортаже о старте корабля Shenzhou 6
  • NASA рассказало, когда и на чем американцы вновь полетят на Луну
  • Ученые открыли еще три измерения
  • ПРИ РАСЧЕТЕ МАКСИМАЛЬНОГО ДИАМЕТРА ДЕСЯТОЙ ПЛАНЕТЫ БЫЛА ДОПУЩЕНА ОШИБКА
  • Астрономы ищут пятна на космической сигаре
  • Планетарий на экране монитора
  • Капитан Discovery в ужасе от увиденного из космоса
  • Репетицию гибели Солнца наблюдали с Земли
  • КОЛОНИЗАЦИЯ МАРСА СТАНОВИТСЯ ВСЕ РЕАЛЬНЕЕ
  • Люди гибнут за метан
  • Ядро Земли обгоняет поверхность
  • ЭНЦЕЛАД МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ТРЕТЬИМ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ВУЛКАНИЧЕСКИМ СПУТНИКОМ
  • РФ и Бразилия договорились о полете первого бразильского космонавта
  • Первых туристов на Луну отправят в 2008 году
  • Люди вымрут по той же причине, что и динозавры

На нейтронной звезде обнаружили трещины
    В декабре прошлого года астрономы зафиксировали мощную вспышку гамма-излучения, испущенную нейтронной звездой SGR 1806-20, которая относится к классу магнетаров из-за своего сильного магнитного поля (оно в триллионы раз больше земного). Звезда SGR 1806-20 также относится к категории так называемых гамма-повторителей, которые периодически испускают импульсы гамма-излучения. Эта звезда находится на расстоянии 50 тыс. световых лет от Земли, но эта вспышка была такой силы, что она временно "ослепила" некоторые спутники и даже внесла изменения в структуру верхних слоев атмосферы Земли. За 200 миллисекунд из звезды было выброшено столько энергии, сколько Солнце "производит" за 250 тыс. лет.

Дальнейшие исследования показали, что эта вспышка была следствием мощнейшего звездотрясения на магнетаре SGR 1806-20, и были найдены доказательства того, что в результате этого звездотрясения в коре этой нейтронной звезды образовались трещины. Причем по сравнению с размерами самой звезды трещины получились гигантскими. Диаметр звезды SGR 1806-20 составляет всего 10 км, а длина трещин составляет порядка 5 км. Ученые надеются, что благодаря этим трещинам им удастся "заглянуть" внутрь нейтронных звезд.
    Магнетар SGR 1806-20 имеет самое сильное магнитное поле среди всех известных объектов. Возможно, именно из-за этого магнитного поля звездотрясение и оказалось таким сильным. Внутри магнетара находится очень плотная смесь из нейтронов, протонов и электронов, которая ведет себя как подвижная жидкость. При движении этой электропроводящей "жидкости" возникают электрические токи, что ведет к изменению формы окружающего магнетар магнитного поля. Однако внешняя кора магнетара не является такой пластичной, как его внутренность. Кора состоит главным образом из железа. В обычных нейтронных звездах магнитное поле без проблем проходит сквозь кору, а в магнетарах взаимодействие мощного магнитного поля с ядром звезды приводит к неравномерным внутренним сдвигам и, следовательно, к напряжениям в коре.
    Когда сила этого напряжения достигает критической точки, кора трескается. И через эту трещину выбрасывается излучение. Этот резкий всплеск излучения звезды SGR 1806-20 зафиксировали спутники квартета Cluster и дуэта Double Star, предназначенные для исследования магнитосферы Земли. После образования первой трещины, скорее всего, образовалось еще несколько меньших по размерам трещин, так как интенсивность излучения еще некоторое время оставалась на относительно высоком уровне. С образованием трещин внутреннее напряжение ослабло, и магнитное поле магнетара через некоторое время вернулось в исходное состояние. Правда, почему та самая вспышка излучения магнетара SGR 1806-20 оказалась такой мощной, ученые пока не знают.
    Отметим еще, что на сегодняшний день астрономам известны 9 магнетаров, причем 4 из них периодически выбрасывают рентгеновское и гамма-излучение. К их числу относится и SGR 1806-20 с самым мощным магнитным полем.
    (по материалам Space.com)

Для попытки изменения орбиты астероида выбраны две цели
    Примерно в 2010 году (более точная дата пока неизвестна) Европейское космическое агентство собирается отправить к одному из астероидов два автоматических зонда. Один будет называться Sancho, а второй - Hidalgo. Sancho прилетит к астероиду на несколько месяцев раньше, чем Hidalgo. Он должен будет выйти на околоастероидную орбиту и провести исследования этого большого космического булыжника. Затем прилетит Hidalgo и с большой скоростью врежется в этот астероид. А Sancho проследит за этим процессом со стороны и потом определит, как этот удар повлиял на траекторию движения астероида. Такова основная задача проекта Don Quijote ("Дон Кихот").
    Эта бомбардировка нужна для определения возможности изменения орбиты движения потенциально опасного для Земли астероида. Но испытания планируется провести на обычном неопасном астероиде достаточно больших размеров. По подсчетам ученых, серьезную катастрофу на Земле может вызывать столкновение с астероидом размером 500 м в поперечнике (астероид диаметром 1000 м устроит на Земле глобальный катаклизм). Из таких астероидов и подбирали будущий объект для обстрела.
    На днях Европейское космическое агентство назвало две потенциальные цели, из которых в 2007 году будет названа только одна. Это два астероида, имеющие официальные наименования 2002 AT4 и 1989 ML. Оба они относятся к классу околоземных астероидов. Их орбиты частично располагаются внутри орбиты Земли. Про астероид 2004 MN4, который был открыт в декабре 2004 г., поначалу даже думали, что он столкнется с Землей в 2029 г. Однако дальнейшие наблюдения показали, что он не представляет опасности для землян, и в 2029 г. он пролетит на расстоянии порядка 32 тыс. км от поверхности нашей планеты.
    (по материалам Европейского космического агентства)

Космический телескоп Herschel с рекордным размером зеркала

Запуск нового европейского космического телескопа Herschel пока запланирован на вторую половину 2007 г. Его выведет на околоземную орбиту ракета Ariane 5. Телескоп планируется доставить во вторую точку Лагранжа, которая находится на прямой, соединяющей Землю и Солнце, на расстоянии 1,5 млн км от Земли в сторону, противоположной от Солнца. Это практически идеальная точка для размещения космического телескопа, так как Земля будет почти полностью загораживать для телескопа Солнце и сама также не будет мешать наблюдениям, так как она будет обращена к телескопу своей теневой стороной.
    Для телескопа Herschel будет изготовлено зеркало рекордных размеров. Если в космическом телескопе Hubble диаметр основного зеркала составляет 2,4 м, то в телескопе Herschel будет зеркало диаметром 3,5 м. При изготовлении этого зеркала применялись самые современные технологии. Зеркало состоит из 12 лепестков, соединенных вместе. В качестве подложки для зеркала используются пластины карбида кремния толщиной всего 4 мм, которые отполированы с точностью 3 мкм. Эти пластины покрыты тонким слоем алюминия, который и является отражающей поверхностью. Масса этого зеркала составляет всего лишь 320 кг, тогда как зеркало на телескопе Hubble весит 1500 кг. Следует также отметить, что карбид кремния очень устойчив к механическим и тепловым воздействиям, что очень важно для конструкции, выводимой в космос.
    Стартовый вес телескоп Herschel составит 3 тонны. Из этого веса большую часть составит вес криостата - большого "термоса", в котором в качестве хладагента используется жидкий гелий. Этот криостат будет поддерживать зеркало при температуре не выше -271oС. Herschel будет первым телескопом, который охватит такой широкий диапазон длин волн - от дальнего инфракрасного излучения до субмиллиметровых волн.
    (по материалам SpaceDaily)

Космические лучи рождаются при взрывах сверхновых

Астрономы нашли убедительное доказательство в пользу теории о том, что ударные волны, образующиеся при взрывах сверхновых, являются одним из основных источников космических лучей. Космические лучи - это высокоэнергетичные заряженные частицы (около 85% из них составляют протоны), которые распространяются со скоростями, сравнимыми со скоростью света, и постоянно бомбардируют Землю.
    Доказательство было обнаружено с помощью космического рентгеновского телескопа Chandra при наблюдении звезды Тихо Браге в созвездии Кассиопеи. Это остаток сверхновой 1-го типа, взрыв которой знаменитый датский астроном Тихо Браге (Tycho Brahe) наблюдал в 1572 г. На фотографии этого объекта астрономы обнаружили расширяющийся пузырь материи (зеленоватые и красноватые оттенки на снимке вверху), который находится внутри оболочки из электронов, обладающих очень высокой энергией (голубой цвет). Причем, эта оболочка расширялась с еще более высокой скоростью, чем ее внутреннее содержимое. И эта скорость соответствует скоростям космических лучей.
    Таким образом, доказано, что ударная волна как минимум одного взрыва сверхновой создала условия для выброса космических лучей.
    В сверхновой Тихо Браге остатки взорвавшейся звезды разлетаются со скоростью около 9,6 млн км/час. В результате такого быстрого расширения образовались две ударных волны, излучающих в рентгеновском диапазоне длин волн. Одна из этих ударных волн распространяется наружу, а вторая - внутрь пузыря из остатков сверхновой. Согласно теории, ударная волна, распространяющаяся наружу, должна примерно на 2 световых года опережать разлетающиеся обломки взорвавшейся звезды. А в случае звезды Тихо Браге это опережение составляет всего половину светового года. Наиболее вероятным объяснением такой ситуации является то, что большая часть энергии ударной волны пошла на разгон заряженных частиц (атомных ядер) до скоростей, сравнимых со скоростью света, то есть, на образование космических лучей.

Китайский телеканал уже продает рекламу в репортаже о старте корабля Shenzhou 6
    Вообще-то, в Китае вся информация, касающаяся космических запусков, держится в строгом секрете. О многих их них публика узнавала уже "пост-фактум". И, конечно же, никогда китайское телевидение не показывало космических запусков (в том числе запуска первого китайского пилотируемого космического корабля) в прямом эфире, только в записи. Но предстоящий запуск второго китайского пилотируемого корабля Shenzhou 6, судя по всему, сломает эту традицию.
    О дате этого старта пока известно лишь то, что он состоится в октябре. Однако, по сообщению китайской газеты Beijing Modern Commercial Daily, китайское государственное центральное телевидение уже предлагает рекламодателям купить рекламное время в прямых репортажах о запуске и посадке корабля Shenzhou 6. Расценки вполне соответствуют важности события: от 2,56 млн юаней (316 тыс. дол.) за 5 секунд до 8,56 млн юаней (1 млн 56 тыс. дол.) за 30 секунд.
    Как уже сообщалось ранее, на борту Shenzhou 6 будет два тайконавта, а длительность их орбитального полета составит 5 дней.
    (по материалам SpaceDaily)

NASA рассказало, когда и на чем американцы вновь полетят на Луну
    В понедельник 19 сентября администратор NASA Майкл Гриффин выступил со специальным докладом, посвященном новой лунной программе США, объявленной президентом Бушем в январе 2004 года. Согласно новым планам, американские астронавты вновь прогуляются по Луне не позднее 2018 года. Полетят они туда на новых ракетах, построенных на базе компонентов, используемых для запуска "шаттлов", и на новом пилотируемом корабле многоразового использования, который Майкл Гриффин образно назвал "Аполлон на стероидах".
    Корабль для экипажа сможет вместить 6 астронавтов. По словам Гриффина, в конструкции этого корабля будут использованы технологии, уже проверенные на "Аполлонах" и "шаттлах", но его возможности будут намного больше, чем у его предшественников. Этот корабль сможет доставить в космос и более многочисленный экипаж и более тяжелый полезный груз. Кроме того, он сможет более продолжительное время находиться в космосе (ресурсов нынешних "шаттлов" хватает максимум на 3 недели).
    Конструкция нового корабля будет такой, что он сможет летать и с экипажем и без него (в качестве космического грузовика). Его можно будет довольно гибко конфигурировать для выполнения конкретных задач. Например, при полетах на МКС его экипаж может состоять из трех человек, а на освободившихся местах на станцию можно будет отправить дополнительные грузы. При экспедициях на окололунную орбиту численность экипажа можно будет увеличить до четырех человек, а к Марсу на нем смогут полететь шесть астронавтов.

На околоземную орбиту этот корабль будет выводить ракета-носитель, состоящая из твердотопливного ускорителя (два таких ускорителя используются при запуске "шаттла") и разгонного блока, в котором будет установлен основной двигатель "шаттла". Такая ракета сможет вывести на околоземную орбиту полезный груз весом 25 тонн. Корабль будет устанавливаться на ракету сверху (как "Аполлоны" и "Союзы") и это снимет все нынешние проблемы с повреждением внешнего покрытия "шаттла" при запуске. Специалисты NASA уже подсчитали, что такой корабль будет в 10 раз безопаснее "шаттла", благодаря вышеописанной "линейной" конструкции и системе аварийного спасения капсулы с экипажем во время запуска.

Во время полетов к Луне пилотируемый корабль будет выводить в космос тяжелая версия ракеты-носителя, состоящая из пяти основных двигателей "шаттлов" и двух твердотопливных ускорителей. Грузоподъемность такой ракеты составит 125 тонн.
    К Луне новые космические корабли начнут летать в 2008-2011 гг., причем, в беспилотном варианте. После того как с помощью этих кораблей будут проведены исследования лунной поверхности и выбраны наилучшие места посадки, на Луну вновь отправятся американские астронавты.
    Несмотря на то, что NASA будет использовать для создания ракет и кораблей уже готовые конструкции и компоненты, возвращение американцев на Луну будет весьма дорогим предприятием. По словам Гриффина, общие затраты на новую лунную программу, начиная с сегодняшнего дня и заканчивая посадкой на Луну в 2018 г., составят около 104 млрд дол. (это примерно 55% затрат на лунную программу "Аполлонов" с учетом инфляции за прошедшие 40 лет).

Ученые открыли еще три измерения

Природа загадочной темной материи и еще более загадочной темной энергии, из которых состоит 95% Вселенной, давно интересует ученых. Журнал Science даже анонсировал эту тему в списке проблем, наиболее актуальных в научном мире в наши дни.

И вот недавно, изучая природу темной материи, которую нельзя увидеть, но которая проявляет себя гравитационным воздействием, Джозеф Силк и его коллеги из Оксфорда сделали предположение, что Вселенная насчитывает шесть пространственных измерений. Три дополнительных измерения ученые вывели из разницы поведения темной материи в маленьких галактиках и в больших группах галактик.

Дело в том, что в меньших объектах темная материя, оказывается, притягивает к себе прочее вещество весьма заметно, но в больших группах галактик такого не наблюдается. Там темная материя должна бы составлять ядра куда большие, чем те, которые группа вычислила, исходя из анализа вращения объектов. Джозеф Силк это объясняет тем, что три дополнительных пространственных измерения меняют гравитационные эффекты на очень коротких расстояниях - приблизительно нанометр.

Любопытно, что сходную в чем-то гипотезу - о дополнительных измерениях и их проявлении, но не на коротких, а на сверхбольших расстояниях - недавно высказал Гиа Двали из университета Нью-Йорка. Наблюдая за орбитой Луны, он дал альтернативное объяснение наблюдаемому ускоренному расширению Вселенной. По его мнению, на больших расстояниях в поведении гравитации наблюдаются особенности, ранее не известные науке. В частности, отталкиваясь от теории струн, Двали считает, что на огромных расстояниях гравитация может проникать в дополнительные пространственные измерения (в дополнение к известным трем), а значит - изменять свое действие на объекты. Фактически речь идет о модернизации стандартного закона тяготения для очень больших расстояний, подобно тому, как известные нам законы физики "корректируются", когда речь заходит о приближении к скорости света.

Джозеф Силк и его коллеги предполагают, что дополнительные измерения в пространстве оказывают влияние на взаимодействие темной материи и другого вещества. Причем, как пишут авторы работы, поскольку в массивных галактических группах частицы темной материи разогнаны до более высоких скоростей, чем в карликовых галактиках, они меньше времени находятся близко друг к другу, что снижает эффект от существования дополнительных измерений.

Следует отметить, что по другим, не менее популярным версиям теории струн, предполагается существование до восьми пространственных измерений.

Автор - Светлана ГЕРАСИМОВА
    Адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/09/06/474236.shtml

ПРИ РАСЧЕТЕ МАКСИМАЛЬНОГО ДИАМЕТРА ДЕСЯТОЙ ПЛАНЕТЫ БЫЛА ДОПУЩЕНА ОШИБКА

Десятая планета Солнечной системы, временно названная "2003 UB313", может оказаться больше, чем подсчитали ее первооткрыватели. Астроном Майк Браун (Mike Brown) полагает, что при расчете максимального диаметра была допущена ошибка.

При помощи космического телескопа Spitzer удалось выяснить температуру поверхности, исходя из удаленности планеты от Солнца, и ее максимальный диаметр - 3 тыс. км. Однако, Браун считает, что телескоп инфракрасного спектра был неправильно позиционирован. Его группа правильно указала местоположение двух объектов из пояса Квипер (Kuiper Belt), но параметры десятой планеты, находящейся там же, оказались другими, нежели измеренные ранее. "Ошибка была обнаружена одним из сотрудников Космического центра Spitzer", - сказал Браун. Повторные измерения, которые позволят удостовериться в ошибке окончательно, будут проведены в этом месяце.

В определении размеров космических объектов критическую роль играют наблюдения в инфракрасном спектре. Параметры астероидов, комет и объектов пояса Квипер в прямой видимости не дают возможности для точных расчетов - они могут отражать любое количество видимого света, но в инфракрасном спектре их можно увидеть за счет излучаемого внутреннего тепла. Зная расстояние от объекта до Солнца, астрономы вычисляют температуру поверхности, а затем сопоставляют с показаниями наблюдений в инфракрасном свете и получают размер.

Spitzer пока может не дать ответа на вопрос о размерах из-за невозможности точно направить его объектив на планету. Спектр "2003 UB313" похож на спектр Плутона, и если планета отражает то же количество света - 60% - известная яркость позволит предположить диаметр 2860 км, слишком малый, чтобы быть увиденным. Несмотря на это, десятая планета все равно больше Плутона, который в диаметре достигает лишь 2285 км. Но если она отражает такую же долю света, как луна Плутона - Харон, всего 38%, то ее диаметр - 3550 км, и она может быть отслежена инфракрасными датчиками Spitzer.

Группа Брауна наблюдала за десятой планетой и в диапазоне более длинных волн - в конце микроволнового спектра - через 30-метровый наземный телескоп IRAM. Таким образом тоже возможно определить выход тепла из объекта, хотя сигнал будет слабее, чем у Spitzer.

Рабочая группа по определению планеты торопится с обдумыванием вопроса. До тех пор, пока ее не опишут, Международный астрономический союз "не даст объекту официального названия". Союз собирается продолжить использование греческих и римских богов. Браун считает, что все хорошие уже заняты, но есть и другие идеи наименования.

Источник: BBCrussian.com

Адрес статьи: http://www.inauka.ru/space/article56109.html

© Материал принадлежит сайту Inauka.Ru

Астрономы ищут пятна на космической сигаре

По окраине Солнечной системы движется тело, формой напоминающее огромную сигару, которая с феноменальной скоростью вращается вокруг своей оси и посылает световые сигналы, не свойственные подобным космическим объектам. Удивительного космического странника обнаружили несколько недель назад в так называемом поясе Куипера испанские ученые.

Пояс Куипера представляет собой кольцо осколков, вращающихся снаружи орбиты Нептуна. Однако из множества космических тел пристальное внимание ученых привлекло самое необычное - 2003 EL61, разгадать тайну которого пока не удается.

Все, что ученые уже знают о 2003 EL61, - это лишь несколько фактов, касающихся его местоположения и формы. Первые исследования показали, что космическое тело находится примерно в 51 раз дальше от Солнца, чем Земля, и что его диаметр составляет примерно 1600 километров. Ширину поперечника удалось рассчитать астрономам из Калифорнийского технологического института, использовав при этом данные о траектории движения единственного небольшого спутника 2003 EL61. Однако новые наблюдения позволили предполагать, что у тела несколько большие размеры - 2 тыс. км в длину и 1 тыс. км в ширину.

К такому выводу ученые пришли, изучив яркость солнечного света, отражаемого космическим объектом. Дело в том, что интенсивность свечения 2003 EL61 постоянно меняется от яркого к тусклому и наоборот. Испанские специалисты выяснили, что эти изменения цикличны и повторяются каждые 3-4 часа. Исходя из этого, они предположили, что сила света зависит от площади отражающей поверхности: больше света "сигара" отдает, когда поворачивается к Земле большей стороной.

Однако эта гипотеза была тут же опровергнута другими исследователями, которые заявили, что причиной различной яркости свечения являются пятна, которые покрывают 2003 EL61 и по-разному отражают свет. Тем не менее, быстрое вращение объекта подтверждает гипотезу о его сигарообразной форме: он оборачивается вокруг своей оси с такой скоростью, что не сжимается под собственной силой тяжести, как это происходит с подобными космическими объектами, а наоборот, из-за интенсивности вращения постепенно растягивается.

Напомним, что похожую форму имела комета "Темпл-1", которую американцы "расстреляли" 4 июля в 134 млн км от Земли, запустив в нее зонд-бур Impactor. Снимки взорванной кометы поразили астрономов: форма космической странницы напоминала батон, состоящий из спрессованного льда, окутанного мягким и пыльным веществом. Но если ко встрече с приближающейся к Земле кометой исследователи готовились загодя и она помогла ответить на многие вопросы о происхождении Галактики, то космический объект 2003 EL61, находящийся за задворках Солнечной системы, пока сам представляет загадку для ученых.

Автор - Александр СТАРКОВ

Адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/09/13/476356.shtml

Планетарий на экране монитора

Бесплатное приложение с открытым исходным кодом обеспечивает визуализацию реалистичного звездного неба в режиме реального времени, используя преимущества технологии openGL.

Как сообщает http://www.emediawire.com, на сегодня доступны версии приложения для платформ Linux/Unix, Windows и Mac OSX (в настоящее время поддерживается только версия 0.6.2).

Программа Stellarium с высочайшей степенью реализма воспроизводит картины, которые мы можем увидеть невооруженным глазом, а также в объектив бинокля или небольшого телескопа. Приложение является великолепным учебным пособием, а также настоятельно рекомендуется родителям, желающим познакомить своих детей с основами астрономии, и всем, кто любит смотреть в звездное небо. Простой и удобный интерфейс сможет без особых усилий освоить даже ребенок.

Приложение Stellarium обеспечивает визуализацию более 100 000 звезд, зарегистрированных в каталоге Hipparcos, а также других объектов открытого космоса по каталогу Messier. Среди наиболее интересных возможностей продукта - функция управления временем, генерирование расположения звезд, наблюдаемого из любой точки земного шара, фотореалистичные ландшафты, отображение сеток координат, добавление подписей для всех объектов, а также поиск объектов, воспроизведение орбит и траекторий движения планет и выделение созвездий соединительными линиями.

Одной из наиболее востребованных возможностей новой версии является поддержка сценариев, что позволяет использовать Stellarium для решения различных комплексных задач, таких как воспроизведение полноценного, предварительно записанного урока.

Скачать приложение Stellarium можно с web-сайта:

Адрес статьи: http://soft.mail.ru/pressrl_page.php?id=11536