Разумный считает родителей - друзьями, братьев - товарищами, сыновей - продолжением рода, дочерей - бременем, родичей - врагами, а себя - одиноким странником в этом мире. Восточная мудрость
Колесо Счастья
В одном городе (не все равно ли каком, может быть даже в твоем), в Парке Отдыха с каруселями и качелями, с музыкой и разноцветными воздушными шарами, и, обязательно, с мороженым в стаканчике или на палочке, кому как больше нравится, появился новый аттракцион - Волшебное Колесо Счастья.
Очередь на аттракцион выстраивалась с самого утра и не исчезала до самого вечера. Только колокольчик, извещавший о закрытии парка, заставлял людей разойтись. Чтобы назавтра опять собрать здесь.
Люди стояли возбужденные, нервно перетаптывались на месте, пытаясь узнать, что же там будет, на Волшебном Колесе Счастья. Но никто не знал. В очереди не было людей, прокатившихся на колесе.
"О, наверное, счастье такое большое, что его хватает надолго, если люди больше не приходят сюда", - думали ожидающие. А очередь продвигалась так медленно.
Билеты на аттракцион продавал старик. Он был серьезным и молчаливым. На вопросы:
-Ну, как там, на Колесе Счастья?
Всегда отвечал:
-Каждому - свое.
И этим еще больше разжигал любопытство и желание поскорей попасть на атракцион.
Разные люди стояли в очереди: и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины.
Вот - мальчик. Он хочет получить новый велосипед. А этой молодой девушке нужна любовь. Старушка мечтает о том, чтобы приехал сын. Толстяку нужны деньги. Еще больше, хотя и так у него предостаточно. Молодая мама желает здоровья своему вечно болеющему ребенку. Ученый грезит о научном открытии, которое перевернет мир. Парню нужна хорошая работа. А усталая женщина думает о том, чтобы муж перестал пить и наконец-то начал зарабатывать деньги. Мужчина - о победе любимой футбольной команды. Девчонка - о новом платье к выпускному балу.
Все надеются получить свое счастье. Ведь не зря они готовы заплатить большие деньги за возможность прокатиться на Колесе.
А старик, умудренный годами, убеленный сединами, отрывал билетики и думал:
"Странные люди. Стоят в очереди за счастьем, не догадываясь, что оно может ждать их за углом. А что Колесо? Колесо оно и есть колесо. За подъемом обязательно будет спуск. Побывавшему наверху блаженства страшно опускаться вниз. Ведь никто не знает, что там его ждет".
Вот поэтому в очереди нет тех, кто уже прокатился на Колесе Счастья. И вот поэтому мудрый старик сам никогда не сядет на этот аттракцион.
Веточка
http://www.pritchi.net
Покупатель и продавец
Дервиш Салах Юнус как-то раз рассказывал, что он присутствовал, когда одному человеку, любящему спорить и собирающемуся стать учёным, было позволено говорить его учителю Бурхануддину совсем непродуманные и непрочувствованные вещи.
Бурхануддин ничего не ответил ему. Когда человек покинул лекционный зал, учитель сказал Юнусу:
- Мы больше не увидим его, так как он заключил, что я не способен ответить на его вызов, и, следовательно, он пойдёт куда-то ещё.
- Является ли это, - спросил учителя Юнус, - средством, которое вы применяете, чтобы избавиться от людей, досаждающих вам?
- Это не средство, - ответил Бурхануддин. - Это способ, при помощи которого я даю человеку то, что он хочет. Он хочет кого-то, с кем он может дискутировать и спорить. Я отказываюсь быть этим человеком, и это заставляет его искать другого даже с ещё большим пылом. И так он будет искать и найдёт какого-нибудь любителя споров. Как бы то ни было, так мы поможем продавцу и покупателю встретиться. Если я не могу помочь этому человеку найти то, что я предлагаю, я мог по-крайней мере, помочь ему найти то, что он действительно желает.
Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский.
ПРИТЧА О ВНИМАНИИ
Один человек нашёл себе тёпленькое местечко, и ему показалось, что он нашёл себя. Он превратил тёплое место в насиженное. Никто не заметил. Понемногу он стал поглядывать на других свысока. Никто не одёрнул. Решил пойти в гору. Никто не помешал. Шагнул высоко. Никто не подставил ножку. У человека появились подчинённые. Стремясь установить с ними контакт, он начал выходить из себя. Никто не остановил. Попробовал зайти дальше. Удалось.
Стал заходить так далеко, что начал терять лицо. Об этом никто ни слова не сказал. Окончательно разошёлся. Вот тут-то все разом забили тревогу. Его одёрнули. Попробовали поставить на место. Не получилось. Намекнули, что занимает не своё. Не дошло. Тогда все посчитали человека потерянным и подумали, что надоело терпеть его выходки. Указали на дверь. Не ушёл.
Теперь никто не знает не только того, куда его девать, но и куда вообще от него деваться.
Сергей Лузан
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=17&luid=3980
http://www.proza.ru/author.html?sergeyl
http://www.stihi.ru/author.html?sergeyl
ДРУЗЬЯ ДЕТСТВА
Может, вы слыхали про обычай королей располагать воинов с левой стороны, стороны сердца и храбрости. Справа они ставят советников и различных писцов, поскольку мастерство счетоводства и письма принадлежит обычно правой руке. В центре - суфии, поскольку в медитации они становятся зеркалами.
Король может посмотреть на их лица и увидеть свое первозданное состояние. Дай зеркала тем, кто красив, и пусть они влюбляются в себя, чтобы могли они полировать свои души и разжигать вспоминание в других.
Однажды Иосифа навестил близкий друг детства.
Они делились секретами из тех, что дети говорят друг другу, когда лежат на подушках, прежде чем уснуть. Эти двое были абсолютно искренни друг с другом.
Друг спросил: "Что ты ощущал, когда понял, что братья твои завистливы и злоумышляют против тебя?"
"Я ощущал себя львом с цепью на шее. Не униженный этой цепью, не жалующийся, но просто ожидающий, что моя сила будет признана".
"А в колодце, и затем в тюрьме? Каково там было?"
"Как луна, когда она на ущербе, однако знает, что придет и полнота.
Как жемчужина, растертая в порошок для снадобья, знающая, что станет светом в человеческих очах.
Как зерно пшеницы, раскрывающееся в земле, растущее, затем пожатое, смолотое на мельнице в муку, испеченное, раскрошенное снова меж зубов, чтобы стать глубочайшим пониманьем в человеке. Потерянное в любви, как те песни, что сеятели поют в ночь после высева зерна".
Нет этому конца. Но вернемся к тому, о чем тот славный человек с Иосифом беседовал.
"А что, мой друг, ты мне принес? Ты знаешь, что негоже страннику являться с пустыми руками к двери такого друга, как я. Это все равно, что отправляться на мельницу без зернышка пшеницы. Бог станет вопрошать при воскрешении: "Ты принес подарок мне? Забыл? Или, может, думал, что не увидишься со мной?"
Иосиф продолжал поддразнивать.
Гость начал: "Ты не представляешь, как я искал подарок для тебя. Но все казалось неуместным.
Не понесешь же злато в золотую жилу, а каплю воды - морю Омана! Все, приходившее в голову, было равносильно тому, чтобы нести зерна тмина в город Керманшу, откуда тмин берет происхожденье. Все зерна уже хранятся в твоих амбарах. Ты имеешь даже мою любовь и душу, так что и их я дать не мог. Я зеркало тебе принес. Ты на себя смотри и помни обо мне".
Он зеркало достал из-под накидки, где сберегал его.
Что есть зеркало бытия? Небытие. Приноси всегда зерцало небытия в качестве подарка. Любой другой подарок нелеп.
Пусть бедняк вглядится в щедрость глубоко. Пусть хлеб увидит голодающего человека. Пускай трут узрит искру кресала.
Пустое зеркало и твои гибельные привычки, когда их держишь друг напротив друга, - вот когда начинаются настоящие дела. Вот где искусство и ремесла.
Портному нужен порванный кафтан, чтобы свое практиковать искусство.
Стволы деревьев приходится рубить за разом раз, чтоб их использовать сумел краснодеревщик.
Лекарю необходима сломанная нога, чтобы ее лечить. Недостатки суть способы для славы проявиться. Кто увидел, каковы его болезни, тот галопом поскачет по пути.
Нет хуже ничего, чем думать, что ты пребываешь в здравии. Более всего другого самодовольство путь преграждает мастерству.
Помести свою низость напротив зеркала и рыдай. Пусть вытечет самодовольство из тебя!
Сатана думал: "Я лучше Адама", и это "лучше" все еще крепко в нас сидит.
Твоя проточная вода, возможно, выглядит чистой, но есть еще и непотревоженная муть на дне. Твой шейх может прокопать отводной канал, который выведет муть наружу.
Доверь свою рану врачеванию учителя. На рану слетаются мухи. Они покрывают ее, эти мухи самооправданий, твоей любви к тому, что ты почитаешь своим.
Дай учителю смахнуть мух и забинтовать рану. Не отворачивай головы. Продолжай смотреть на забинтованное место. Именно там в тебя входит свет. И не верь даже и на мгновение, что ты излечиваешь себя сам.
Умер некий крестьянин. Когда стали искать людей, которые помогли бы похоронить его, вызвались три добровольца. По пути на кладбище они, заметив сторожа, стоявшего у ближайшего сада, обратились к нему:
- Братец, помоги нам отнести на кладбище покойника.
- Не могу, - ответил сторож, - я занят, у меня много дел.
Лежащий в гробу человек приподнял голову и сказал:
- И у меня много незавершенных дел, но пришла смерть. Я оставил свои дела и ухожу из этого мира. Помоги отнести меня на кладбище, чтобы и другие после твоей смерти помогли похоронить тебя.
Жил когда-то один благородный человек, который приобрёл редчайшую драгоценную шкатулку из ароматного сандалового дерева, отделанную золотом. Этот благородный человек публично объявил:
- Эту драгоценность я отдам самому бедному чело веку в мире.
Множество бедняков приходили к нему за этой шкатулкой, но он неизменно отвечал:
- Ты не беднейший человек в мире.
Все были удивлены:
-Действительно ли ты собираешься отдать кому-либо эту шкатулку?
Благородный человек отвечал:
- Я отдам её самому бедному человеку в мире. А я скажу вам, кто самый бедный в мире человек. Самый бедный человек в мире - это не кто иной, как наш царь Прасенаджит.
Эти слова постепенно достигли ушей царя Прасенаджита, который был очень этим рассержен:
- Как так! Ведь я царь! Как я могу быть самым бедным человеком в мире? Ступайте, найдите этого человека и приведите ко мне!
Царь Прасенаджит привёл этого человека в свою сокровищницу и спросил его:
- Знаешь ли ты, что это за место?
Благородный человек ответил:
- Это сокровищница, где вы храните золото.
- А это что? - спросил царь.
- Это сокровищница, где вы храните серебро.
- А это что?
- Это сокровищница, где вы храните драгоценные камни.
Тогда царь Прасенаджит сердито закричал:
- Так ты знаешь, что у меня сокровищницы полны золота и серебра, что у меня столько богатства. Как же ты можешь клеветать на меня, называя самым бедным человеком в мире?
Но этот благородный человек ответил, что, хотя царь Прасенаджит обладает богатством, он не в состоянии заботиться о нуждах других людей своего царства. Хотя царь и был богат, но применить свои богатства не мог, так разве же не был он самым бедным?
Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский.
Рецепт
У суфиев есть история о человеке, прочитавшем, что некоторые дервиши, следуя указаниям своих учителей, никогда не притрагиваются к мясу и не курят. Поскольку это согласовывалось с некоторыми широко распространенными убеждениями, особенно на Западе, этот человек отправился в завийю (место собраний) просветленных, а всем им было за девяносто, чтобы стать их учеником.
Убежденный, что в месте, где они находились, нет ни капли никотина, ни частицы животного белка, наш герой задыхался от восторга от одной только мысли, что он сидит, упиваясь незагрязненным воздухом, и вкушает поданный фасолево-творожный суп. Жить он надеялся, по меньшей мере, до ста лет.
Внезапно один из них прошептал: "Вот идет Великий Учитель," - и все поднялись, когда появился почтенный мудрец. Он приветливо им улыбнулся и вошел в дом, направляясь в свои покои. На вид ему было не больше пятидесяти лет.
- Чем он питается и сколько ему лет? - спросил восхищенный посетитель.
- Ему сто пятьдесят - и я не думаю, что кто-нибудь из нас достигнет такого почтенного возраста и положения, - прошамкал один из старцев, - но ему, конечно, позволительно двадцать сигарет и три бифштекса в день, ведь его сейчас не трогают никакие пустяки и соблазны!
Краб и змея
Змея и краб жили вместе. Но краб относился к змее бесхитростно и дружелюбно, а змея всегда была злонравна и коварна. Краб не раз просил ее не таить против него зла и быть с ним такою, каков он с ней; но она не слушалась.
Рассердился краб, подстерег ее во время сна, ухватил за глотку и задушил. И, глядя, как она тянулась, он молвил: "Эх, любезная, не теперь, после смерти, быть бы тебе такой прямой, а тогда, когда я тебя об этом просил, а ты все не слушалась!"
Эту басню можно применить к людям, которые при жизни обращались с друзьями дурно, а после смерти хвалятся благодеяниями.
Источник: Басни / Эзоп; пер. М.Л.Гаспарова
Он красив до умопомрачения! Четыре гнутые ножки в виде львиных лап покрыты сусальным золотом. Подлокот-ники, смягченные нежнейшими небесно-голубым с сереб-ряной нитью атласом, пригнуты отягощенной лозой: на ней гроздья из камней - кабашонов и листья малахитовой глазури. Спинка принимает в свои объятия, лаская нежным шелком и прижимаясь ароматным красным деревом с золотыми вкраплениями в виде райских птичек. А сиденье! Это не сиденье - это нечто, взбитое из пуха от крылышек юных ангелочков.
Он весь искрится. Вздыхает томным полупрозрачным "лунным камнем", поет лазуритовым облаком у изголовья, обрамленным алмазными звездами. Каждая линия его узо-ров - это поэтическая строчка, то нежная и таинственная, то пламенная и страстная. Узоры переплетаются, как фан-тастические драконы в брачном танце, то и дело взрываясь брызгами самоцветов на пике блаженства. Утопая в нем, ощущаешь себя на небесах. А он и есть земное отражение небес. Трон! Престол! Удел избранных. Предмет вожделе-ния и грез.
Сегодня, как и многократно прежде, он стоит на убранном шелками балконе и ждет своего хозяина. Новый хозяин взошел на него совсем недавно. Через час он воссядет, чтоб созерцать… казнь своего предшественника.
Внизу, в центре эшафота, стоит Плаха. Она почти ро-весница искрящемуся красавцу-трону, а какие разные судьбы! Плаха потемнела от времени и покрыта бурыми пятнами пропитавшей ее крови. Но она еще крепка! Никто не слышит ее тихий стон, когда, отсекая очередную голову, стальное острие впивается в нее. Никто не считает насечек на израненной поверхности, по которым можно прочесть историю, как по календарю.
- Мое предназначение - возвышаться и возвышать. Твое - унизить то, что низвергнуто, - надменно произносит Трон. - Меня желают, тебя страшатся. Передо мной склоняют головы, перед тобой их лишаются. Ты черна от крови и слез, уродлива от рубцов, оставленных топорами палачей.
- Это так. Но я принимаю последнее прикосновение губ и последний взгляд тех, кто был обольщен и обманут тобой, - возражает плаха. - Я прижимаю к сердцу венценосные головы тех, чей царственный зад ты ласкаешь. Так кто же из нас достоин большего уважения? И кто из нас чище?
Новый хозяин медленно опустился на трон, воссев на небесно-голубые шелка и возложив руки на золотые поручни.
- Добро пожаловать! - едва слышно проскрипел Престол. - Надолго ли?
Прежний хозяин также медленно опустился на колени перед плахой, кинув затуманенный слезами взгляд на Престол, с которого был низвергнут.
- Я сожалею, - вздохнула Плаха. - Но, поверь моему опыту, твой преемник придет ко мне гораздо раньше, чем ты после своего предшественника. Он глуп и тщеславен. Его дорога с балкона на эшафот будет куда короче!
Никто и никогда не слышит, как перешептываются Престол и Плаха. А жаль…
В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку, вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: "Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков". Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: "Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит".
Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.
Мулла Насреддин не обращал внимания на чистоту своей одежды. Однажды прохожий, увидев, что у того рубашка заскорузла от грязи, сказал:
- Послушай, святой отец, ты бы выстирал свою рубашку!
- Но ведь она снова загрязнится, не так ли? - заметил, смеясь, Насреддин.
- А ты снова выстирай!
- Опять запачкается!
- Ещё раз выстираешь.
- Помилуй, Господи! Разве мы пришли на этот свет рубашки стирать?..