Конфуция очень беспокоили Лао-Цзы и его учение. Однажды он отправился повидаться с ним. Он был старше Лао-Цзы и ожидал, что тот будет вести себя с должным почтением. Но Лао-Цзы сидел, когда Конфуций зашел к нему. Он даже не поднялся для приветствия, не сказал: "Садитесь". Он вообще не обратил особого внимания. Конфуций рассвирепел: "Что это за Учитель?!" И спросил:
- Вы что, не признаете правил хорошего тона?
- Если вам хочется сесть, садитесь, - ответил Лао-Цзы. Если хочется стоять, стойте. Кто я такой, чтобы говорить вам об этом? Это ваша жизнь. Я не вмешиваюсь.
Конфуций был потрясен. Он пытался завести разговор о высшем человеке. Лао-Цзы рассмеялся:
- Я никогда не видел что-либо "высшее" или "низшее". Человек есть человек, как дерево есть дерево. Все участвуют в одном и том же существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Все это чушь и бессмыслица.
Источник: М.Норбеков "Дурака учить - что мертвого лечить или советы здоровья на каждый день".
Еврейская притча
Один еврей пришел к Дов Беру из Межерича и стал жаловаться, что его донимают нечистые мысли и нехорошие фантазии, мешают думать о хороших и святых вещах. Тот сказал:
- Тебе нужно ехать к рабби Зееву из Житомира.
Надо - значит надо. Рабби Зеев держал корчму недалеко от города, в одной из деревушек. Когда еврей добрался туда, была уже ночь. И как гость не стучал, никто не открыл ему. Так он простоял под дверью до утра.
Утром корчму открыли. Еврей зашел туда и, следуя совету проповедника, попросил приют на несколько дней. Все это время хозяин, рабби Зеев, ничего не говорил, ни о чем не спрашивал. Ни мудрых советов, ни суровых наставлений. Еврей же все время думал, зачем его послали сюда. И, не найдя ответа, он решил уехать домой. Стоя у порога,
он сказал хозяину:
- Проповедник послал меня к вам, а зачем - я не знаю…
Рабби Зеев из Житомира ответил:
- Я скажу тебе, зачем. Чтобы ты понял, что когда человек - хозяин в своем доме, то незваные гости к нему не войдут…
Источник: М.Норбеков "Дурака учить - что мертвого лечить или советы здоровья на каждый день".
Разумный считает родителей - друзьями, братьев - товарищами, сыновей - продолжением рода, дочерей - бременем, родичей - врагами, а себя - одиноким странником в этом мире. Восточная мудрость
Слышали ли Вы когда-нибудь, как ночью воет одинокий волк на светлый лик полной луны, молчаливо смотрящей с темного и бездонного неба землю, на живую душу изливающую переполнившее ее одиночество, на одинокого путника, который стал невольным свидетелем этого таинства - исповеди в одиночестве. Сколько чувств затрагивает этот простой с виду звук, но полный каких-то слабо уловимых вибраций. Слыша где-то рядом эти стоны звериной души, человека захватывает буря страха и ужаса…, но если идущий в ночи подавит в себе эти эмоции, возбудившие шторм чувств, заглянет себе в сердце и даст сыграть своей душе-арфе он почувствует, что вибрации волчьей песни затронут только одну из ее многочисленных струн - струну одиночества.
Очень часто мы слышим в последнее время расхожую фразу: "Человек человеку - волк". Как близки к истине в своем сравнении, говорящие эти слова. Это понимаешь только тогда, когда слушаешь гимн одиночеству, исполняемый этим живым существом. Да, да, мы также одиноки, как и тот волк, что исповедуется во мраке ночи той, которая его не прогонит, а терпеливо выслушает и поймет, той, которая светит во тьме, словно маяк одинокой блуждающей душе - луне. Как и волк мы принадлежим человеческой стае - обществу, мы не можем даже представить себе жизнь в течение длительного срока без общения с людьми. Какими бы эгоистами мы бы ни были, мы стремимся к обществу. Но всмотритесь в себя, прислушайтесь к голосу своей души или хотя бы памяти, неужели ни разу в вашей жизни после захода солнца в ночной тишине и мраке вы не чувствовали ужас, а уже через него не понимали как вы одиноки, и неужели вам не хотелось закричать и завыть, зарыдать полной грудью от своего бессилия что-либо изменить. Но кому можно донести свою мысль, кто поймет тебя и не станет высмеивать или не вовлечет в пустую болтовню, не понимая того, что происходит с человеком. Только молчаливому маяку, подающему всем одиноким душам знак во мраке ночи - луне.
Посмотрите вокруг себя, сосредоточьтесь и внимательно присмотритесь к себе и людям. Вы ужаснетесь - сколько горьковских Ларр, этих отверженных, изгнанных вон людей, а зачастую и самих отгородившихся от мира и людей, окружает нас, большинство из которых свою вину за одинокое существование начинают сваливать на других - все меня покинули, никто не любит, никто не понял и не оценил. Но загляните в глубины своей души, проанализируйте все, что вы в ней найдете, и вас озарит понимание, что причина всего вы, а не кто-то другой. Забыты древние традиции Святой Руси: подчинение себя интересам общины, смирение и милосердие. В последнее время нам усиленно стараются привить как бы "общечеловеческие ценности" - свободу личности. Но тут есть свое, и не одно, но... А можно ли это назвать свободой. По-моему нет. Так как такая "свобода" перерастает в рабство, в подчиненность и прямую зависимость человека от греха. Почему-то большинство людей неправильно понимают этот вид свободы и прививают себе гордыню и эгоизм, выдавая за свободу самолюбие и вседозволенность для себя.
Сегодня Горький сказал бы об этом, наверное, так, перефразировав свою "Старуху Изергиль": "Даже страшно стало, когда я понял, на какое одиночество мы себя обрекаем. Это страшное наказание, вы не выдумаете такого и в тысячу лет! Наказание нам - в нас самих!" Наше неправильное понимание свободы - вот наше наказание, но в то же время - это величайший из уроков-путей, посылаемых нам Богом.. Мы отгораживаемся от всех железобетонной стеной, желая спокойствия и уединения, чтобы нас никто не трогал и не докучал своими проблемами. И не замечаем, как все это перерастает в одиночество. Которое со временем начинает перестраивать нашу душу, все более и более заполняя ее и становясь ориентиром, маяком для Тьмы, одним из проявлений которой является наше раздутое гордыней и самомнением Эго. Только Святые для того чтобы проверить силу своей Веры уходили от мира, ныряя в пучину одиночества. Правда, при этом находили самого верного Друга - Господа, который никогда не предаст и не перестанет Любить, который укрепит и поможет по мере твоей веры бороться с мятежным Денницей. Мы же в наше время практически не имеем этого великого Дара Веры, мы забыли о Боге, отгородившись от него непроницаемой (для нас) стеной греха, не чувствуем его присутствия и помощи нам, не веря при этом и в Люцифера. То есть мы одиноки в своей жизни-борьбе. Мы одиноки! О-д-и-н-о-к-и!!! Везде только и слышно: я, я, я, я, я... и очень редко - мы.
Но с другой стороны одиночество духовно здорового человека, или по крайней мере человека, стремящегося стать на путь, ведущий к этому виду здоровья, должно научить его, как это не парадоксально, Любви к людям.
Для нас уже давно мифом стала настоящая любовь. Только послушайте людей и вы поймете - они даже не знают, что такое Любовь, и практически все не верят в нее, считая аберрацией, фикцией и просто выдумкой какого-то человека.. В своих спутниках жизни они видят прислугу, необходимую принадлежность повседневного обихода, игрушку, скрашивающую жизнь, агрегат для продолжения рода... Так, большинство женщин выходят замуж только для того, что бы родить детей - мужчины им нужны только как самцы-производители. А что же мужчины? Им нужна супруга в роли матери, которая приголубит, накормит, обстирает и, как волшебная палочка или скатерть-самобранка, все устроит.
Даже в браке люди одиноки! В наше время напрочь забыта Истина, заключенная в браке. Лучше всего Ее воспел Руми: " К дверям возлюбленного подошел человек и постучал. Его спросили: "Кто там?" Он ответил: " Это я ". Ему сказали: " Здесь нет места для Меня и Тебя". Дверь осталась запертой.
После года уединения и лишений этот человек вернулся и постучал снова. Его спросили:" Кто там?" Человек сказал: " Это Ты". Дверь открылась перед ним".
Куда не глянь кругом одиночество, которое переросло в душевную пустоту и черствость... Хотя нет, в душе еще ощущаются какие-то вибрации, которые тревожат и тянут к людям. Но тут опять возникает это пресловутое но. Для чего нас тянет к людям? Для общения с ними и помощи или для показа себя - вот смотрите, какой Я.
Забыты людьми слова мудреца Екклесиаста: " Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который бы поднял его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется". (Еккл.4,9-12)
Послушайте волчью сонату одиночества, подумайте о своей Жизни. Возможно, вы увидите то, чего видеть и признавать так не хочется...
Александр Самусенко
http://www.pritchi.nm.ru При перепечатке ссылка на автора обязательна.
Существует ли зло?
Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос. "Все, что существует, создано Богом?" Один студент смело ответил: "Да, создано Богом".
"Бог создал все?" спросил профессор. "Да, сэр," - ответил студент.
Профессор спросил, "Если Бог создал все, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит Бог есть зло." Студент притих, услышав такой ответ.
Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал , что вера в Бога это миф.
Еще один студент поднял руку и сказал "Могу я задать вам вопрос, профессор?". "Конечно," ответил профессор. Студент поднялся и спросил "Профессор, холод существует?"
"Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?" Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.
Молодой человек ответил, "На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль ( -460 градусов по Фарегейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла."
Студент продолжил. "Профессор, темнота существует?" Профессор ответил, "Конечно, существует."
Студент ответил, "Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует чтобы описать что проиходит при отсутствии света."
В конце концов, молодой человек спросил профессора, "Сэр, зло существует?" На этот раз неуверенно, профессор ответил, "Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла."
На это студент ответил, "Зла не существует, сэр, или по крайней мере его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод - слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света."
- Учитель, благослови нас! - стали просить ученики.
- Да будет воля Господня, - произнёс раввин Иоханан, - чтобы страх перед Богом был так же силён в вас, как страх перед людьми!
- И этого достаточно, Учитель?
- О, дал бы только Бог! Вы знаете - совершающий преступление повторяет одно: "Только бы никто не заметил сделанного мною!"
Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский.
Предостережение ученикам
Теперь, когда вы приняты в ряды Искателей, более чем вероятно, что вы будете оступаться, ибо забывая, что самомнение может проявлять себя где угодно, вы, возможно, будете думать, что свободны от него.
В то самое время, когда выгоды от вступления в Круг Друзей велики, требования к ученику выше, чем в обыденной жизни.
Хасан из Басры поясняет это следующим рассказом:
"Я видел, как пьяный человек пытается перейти болото, и сказал ему: "Будь осторожен, не утони, ибо там трясина".
Пьяница ответил: "Хасан, если засосет меня, пострадаю только я. Подумай-ка о себе, ибо если утонешь ты, твои последователи пойдут за тобой."
Можно ли доверять себе?
Один брамин шёл к себе домой, неся на плечах козлёнка, которого собирался принести в жертву. На полдороге увидели его мошенники и стали говорить между собой: "Вот бы нам сегодня полакомиться этим козлёнком".
Составив план действий, они забежали вперёд и двинулись по дороге навстречу брамину, разделившись предварительно так, чтобы сначала ему попался один, потом двое, а потом трое.
Тот из мошенников, что шёл первым, сказал брамину: "Несомненно, благочестивый, эта собака обладает высокими достоинствами, если ты носишь её на плечах. Должно быть, она отлично загоняет зверя!"
И, сказав так, прошёл мимо.
"Что такое говорит этот негодяй? - подумал брамин. - Чтобы я взвалил себе на плечи собаку? Да как это возможно?!"
Как только он поравнялся со следующими двумя мошенниками, те спросили у него: "Что за непотребное дело задумал ты, брамин? Этот жертвенный шнур, чётки, кувшин для воды, священный знак на лбу, а на плечах - собака! Тьфу! Или, может быть, она очень хорошо загоняет зайцев и кабанов?"
И с этими словами прошли мимо.
Тогда брамин, решив проверить себя, бросил козлёнка на землю и тщательнейшим образом ощупал его уши, рога, хвост и прочее.
"Вот дураки! - подумал он. - Приняли козлёнка за собаку. И как это их угораздило?" Он опять взвалил животное на плечи и двинулся дальше.
Тут повстречались трое и говорят: "Смотри, не коснись нас, проходи боком! Почему? Да потому, что ты только знаками чист, брамин, а на деле, видно, охотник, раз с собакой ходишь!"
Сказали и прошли дальше.
"Да что же это такое? - подумал брамин. - Но ведь если столько людей говорят одно и то же, значит, это - правда. Да и оборотни в мире - вещь нередкая. А вдруг это ракшаса в собачьем обличье? Ещё чего доброго возьмёт и примет собственный облик!"
И уже ни в чём не сомневаясь, бросил брамин козлёнка наземь и в страхе, как бы не пришлось совершать потом искупительный обряд, пустился бежать без оглядки.
А мошенники съели козлёнка.
Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский.
Я НЕ ЗНАЮ
Назинда, странствующий бухарский дервиш, когда к нему обращались с вопросами, часто отвечал:
"Не знаю."
Эта его особенность стала темой для спора в Аллахабаде. В обсуждении приняли участие те, кто утверждал, что учитель не должен признавать свое невежество относительно любого вопроса, те, кто считал, что невежественна как раз такая точка зрения, и это не подлежит обсуждению, а также те, кто по этому вопросу придерживался различных иных точек зрения.
Все доводы были представлены на суд индусского пандита Рам Лала, который сказал:
"Когда он говорит "я не знаю", возможно, он имеет в виду, что этого не знает никто. Он также может иметь в виду, что именно вы этого не знаете, и в этот момент показывает вам ваше собственное "я". Он может, также, указывать на то, что ему не нужно "знать", потому что в вопросе или ответе кроется заблуждение".
Кто-то спросил: "Почему бы ему не выразить это более определенно?"
Пандит ответил: "Поступив так, он перестал бы провоцировать размышления и обсуждения".
Идрис Шах
Сухие листья
Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец, все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада.
Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение Мастера Лин-чи, который считался непревзойденным знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись, и воцарилась тишина. Лин-чи ответил:
- Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мертв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.
Когда листья принесли и разбросали, ветер начал играть ними. Шорох листьев...и сад ожил!
Мастер сказал:
- Теперь все в порядке. Ваш сад прекрасен, но он был слишком ухожен. Искусство становиться величайшим, когда не обнаруживает себя.
Забирайте свое себе
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники
буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
- Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей
тишине Будда повернулся к ним:
- Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
- Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
- Вы - свободные люди, и то, что вы сделали - ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: "Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не
можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу". Теперь я спрашиваю вас: "Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?"
Один человек из толпы сказал:
- Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
- Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.
Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский