FoxЖурнал: Библиотека:
"ФИЛОСОФИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА" ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
Автор: Станислав Дворко
4. Практика добровольчества
В этом разделе хотелось бы сказать о том, как добровольчество приходит в нашу жизнь, в жизнь наших детей и как оно помогает всем нам принять и устроить этот мир. Важно знать, как пробудить добровольчество, как научиться этому искусству - творить добро. Каждый из нас вышел из мира детства, каждый из нас обременен мириадой обязанностей, каждый из нас неразделим с миром взрослых, и каждый человек неразрывно связан с обществом себе подобных. Все мы когда-то родились и прошли этот путь, наверное, поэтому нам стоит поискать в человеческом детстве зарождающиеся основы нашей способности, нашей готовности и нашей органической востребованности творить добро. Все мы знаем, что детство - это маленькая копия взрослой жизни, это стремление стать взрослыми, но все это игра и, конечно же, совершенная "безответственность". Стремление творить добро тоже "безответственно", оно не подвластно нашим планам и раздумьям о необходимости его сотворять. Оно исходит из нашего сердца, из нашей веры во благо и из нашей любви - любви к людям, к детям, к природе, к самим себе и, конечно же, к Божественности этого мира. Именно так рождаются все люди - мы рождаемся из своей свободы, из своего желания помочь взрослым и из своей готовности принять все, что будет нам дано их отягощенным "ответственным" миром.
Если мы искренне хотим, чтобы наши дети свершали добро, то непременно обязаны свершать его сами, свершать его в каждую свою минуту и мгновение, в каждой своей мысли и деянии. Именно из этой практики родиться наше будущее, родятся наши дети "индиго", их мысли и поступки. Но кто эти мы, кто те взрослые, которые становятся прообразом будущего наших детей, нашего завтрашнего мира? Мы - это их родители, их бабушки и дедушки, их тети и дяди, их воспитатели и учителя, их детские сады и школы, их игры и книги, их фильмы и все, все наше человеческое общество взрослых людей. Но творим ли мы добро, все мы, все до единого? Ответ мы знаем - ответ очевиден! Наверно стоит начать с самих себя, начать с программ и игр, начать с общественной практики социальной помощи и хотя бы простого взаимного участия. Важно начать, начать каждому из нас. Но кроме нашего образа детям необходимы наши слова, наши мысли, наши умозаключения и наше мировоззрение. Именно о них мы и поговорим.
Дети очень любопытные существа, поэтому лучше сразу сформировать и обустроить образ нашего комплексного, благополучного мировоззрения, которое мы хотим привить будущим гражданам этой планеты. Оно крайне необходимо нашим детям, ведь они нуждаются в наших рассказах о любви, о мире, о дружбе и о всемерной и всеохватной гармонии. Через эти слова и мысли нам необходимо отыскать и утвердить единство в их душе, единство с нами и с внешним миром и более никогда не нарушать эту бессловесную связь. Практика бытия окружающего нас мира тяжела и во многом может быть несправедлива, но это только повод быть искренними. Не стоит прятать эти недочеты за сказочными фантазиями, это тот фон, который придает истине, милосердию и искусству творить добро контрастность, востребованность и практику своего воплощения. Только на этом контрасте, на сравнении можно обучить и привить людям и особенно детям понимание необходимости в добром деле.
Как же выглядят эти самые добрые дела? Как их практиковать, как их привить в реальность нашей жизни? Оказывается, они живут в наших делах, в наших заботах и ответственности друг перед другом, в ответственности, что мы своей жизнью, своими минутками и днями никого не отяготим, никого не обидим и не прольем ничьей горькой слезы. Добрые дела рождаются из нашего самого заурядного быта. Вначале ребенок видит, как вы что-то свершаете, после робко делает сам и, наконец, сам становиться творцом своих минуток бытия. Мы помогаем маме, мы сами одеваемся и умываемся, мы выносим мусор, мы готовим уроки, мы ухаживаем за растениями и животными. Именно из труда, из ежедневных хозяйских хлопот на нас взирает первое добровольчество, первая любовь к труду, к миру жизни и к близким людям. Мы свершаем все по великой необходимости - велению нашего сердца помочь своим близким, своему микромиру, помочь разделить реальную, самую настоящую ответственность поровну, принять на себя тяжесть этих крохотных, ежедневных и ежеминутных забот. Но если мы горим своей верой в помощь, своей любовью к ближним, то разве же это хлопоты, разве же это ответственность - это радость, это наше благое свершение, это наше добровольчество, наша вера в единство всех людей и это наша растущая готовность помочь ближнему своему.
Почему сегодня мы так бесконечно разделили мир на свое и чужое, на наши заботы и чужие, на неединство? Перед нами наша планета, она именно наша, а не чужая, это наша жизнь, а не чужая, это все наше, единое. Всеобщая разделенность ослепляет нас, ведь вокруг нас мириады добрых дел, которые не могут свершиться, потому что мы отнимаем их у наших детей, мы отнимаем их, потому что спешим, спешим обмануть самих себя и их своей навязчивой, корыстной, всеразъединяющей "целью" - выгодой, властью, гордыней и эгоистичностью. Мы должны, просто обязаны довериться своим детям и позволить им трудиться, трудиться во благо этого мира, трудиться в детском саду, в школе и, конечно же, дома. Весь этот мир - это их дом, их жизнь, их вселенная. Не стоит лишать их жизни! Дети должны трудиться, трудиться дома, в детском саду, в школе - следить за собой, умываться и убирать постель, свершать маленькие ремонты, сажать растения и бесконечно дружить в этом личном и коллективном труде. Эти практичные дела могут и должны стать их игрой и их жизнью, их огромной востребованностью свершать добрые и столь необходимые всем нам дела. Именно из их рук, из их готовности поделиться теплотой своего сердца рождается будущее этой планеты, рождается реальное и устойчивое добровольчество.
Время жизни безудержно течет и каждый из нас неволен остановить этот бурный поток наших свершений, наших мыслей и наших дел. Так детство перетекает из домашних дел в мир нашей юности, нашего стремления сказать свое слово этому странному и такому противоречивому миру. Именно так к нам приходит наша юность, наша готовность стать взрослыми, наша способность принять на свои плечи громаду этого общества. Именно так духовные и психологические долги родителей становятся тяжким образом жизни вчерашних детей. Не стоит забывать, что все, что не сделали мы, не сделали в нашем миротворческом долге свершать добро, станет огромной обузой для наших детей. Стоит признать, что материальность и обеспеченность не очень-то помогли нам стать счастливее. Часто мы видим, что наше благополучие многое усложняет в нашем бытии. Мы изнежились, мы утеряли нашу веру, мы потеряли даже наше самое примитивное понимание этого мира: богатство - хорошо, бедность - плохо. При наличии обеспеченности таковая простота понимания нашего бытия теряет свой фундамент, и наши дети сегодня глубоко не удовлетворены этим, они вдруг ощущают бессмысленность нашего накопительства, они ощущают свою потерянность и обманчивость подобного бытия. Мы должны и обязаны понимать, что наши материальные и культурные накопления бессмысленны, если они не востребованы нашими детьми, если они не расширили их кругозор и мировоззрение, если они не одарили их свободой и взаимной любовью.
Не стоит забывать, что каждый день приближает юность наших детей. Мы говорим о добровольчестве, о способности человека свершать добрые дела, о нашем живом естестве, которое не может не свершать этих дел и томиться в ожидании этого понимания. Но юность не может ждать - она бурлит соками жизни, пытливостью ума и беспокойством своего горячего сердца. Юность человека - это самое верное имя нашему добровольчеству, нашей готовности свершить нечто великое и грандиозное. Подобная готовность действительно есть, но требуется еще и востребованность, востребованность нами, школой, обществом, самой жизнью. Раскрывшееся перед нами детство - это бескрайнее "поле" этой востребованности. Именно туда в эту бескрайность воспитания мы - взрослые можем и должны сегодня направить силы нашей молодежи. Только так из акта взаимопомощи, из сотрудничества может родиться наша единая общечеловеческая семья, только из этого братства поднимется тот новый образ жизни, который сможет излечить наши вековечные социальные беды. Дети должны слышать и любить друг друга, они должны и готовы стать учениками и учителями, стать братьями и сестрами, важно только не мешать и чуть, чуть помочь преодолеть их непонимание, то непонимание, которое уже рождено нашим обществом. Только взяв за руку своих меньших собратьев, юность сможет шагнуть в мир своей взрослости, в мир нашего расщепленного общества и принять его, растворить его в своей любви и готовности свершать добрые дела.
Самое важное во всех этих усилиях, чтобы мы не сорвались "по привычке" на эксплуатацию своих детей, не стали иждивенцами на их готовности дарить любовь. Юность в свей безграничной щедрости не пожалеет себя и отдаст все даже свою жизнь ради единого блага этого мира. Но нам не нужна жертва, мы должны уберечься от этого, ведь любовь не нуждается в жертве, она востребует мир, ровность, гармонию наших сердец, наших рук и наших мыслей. Именно так убережем мы юность от порывистости и излишней горячности. Тогда не будет революций, не будет войн, не будет расстройств и горьких разочарований. Напомним юности, что политика и общество - это, прежде всего, совокупность мудрой способности объединять всю совокупность нашего бытия, что это гармония и взаимная любовь. Эти ценности как ничто другое востребуют их желание свершать нечто выдающееся и прекрасное, реализовывать самые передовые идеи и бесконечно усовершенствовать бытие. Мы, взрослые люди, свято должны помнить, что в добровольчестве нет выгоды, нет погони за прибылью, нет соревнования на выживание и ослепляющей гордыни. Эти условия нам необходимо неукоснительно исполнить и не осквернить чистоту юных душ привычкой нашего отмирающего воинственного "мировоззрения".
Стоит припомнить, что именно в этот период жизни к нашим повзрослевшим детям приходит удивительная пора душевного откровения - их первая любовь, их взаимная симпатия и желание создать свою семью. Так к людям приходит осознанная готовность пожертвовать собой ради ближнего своего, ради красоты, ради мира, ради этого удивительного счастья - счастья любви. Это очень важный период нашей человеческой жизни. Этот период важен нашим вниманием к тем истокам любви, которые пробуждаются в человеческом сердце. Необходимо предвидеть, что в человеке может проснуться неготовность разделить свое счастье с миром людей, но если вокруг будет понимание, то каждый из нас преодолеет это мгновение и только усилит свое добровольчество, свою готовность сотворять доброту и любовь. Именно так к нам приходит наша молодость, наша первая взрослость.
И все же каждому из нас необходимо осознать, что сегодня за доверчивой юностью приходит самый "тяжелый" период нашей жизни. Стоит понимать, что наш мир не готов принять молодость, принять ее добровольчество, ее могучий потенциал. Наш мир логики и выгоды может пошатнуться от подобных благотворительных утверждений, поэтому сегодня наше общество боится подобной "экспансии" добрых дел. Сегодня всем нам понадобиться все наше мужество и мудрость, чтобы отыскать живую востребованность добровольчества для этих вновь прибывающих взрослеющих людей. Конечно же, социальная работа и благотворительность, мир духовности и семейные заботы отчасти решают эту проблему. Но не стоит забывать, что мир нашего духовного роста и добровольчества сегодня нуждается уже в государственном и общечеловеческом приятии и понимании. Именно рассматриваемая нами здесь философия добровольчества, может быть, станет опорой для тех важных шагов, которые сегодня может сделать человечество. Шагов на встречу нашему будущему, навстречу нашим детям, навстречу юности и молодости, которая вновь дерзает и создает свои семьи, вновь рождая своих детей - созидая будущее нашей планеты. Сегодня, как никогда, нам необходимо обеспечить востребованность их жизни, организовать экономическую преемственность этого цикла развития нового бытия. Как никогда важным становиться поиск и утверждение истока добровольчества - либо жертва ради общества, либо мудрость гармоничного развития. Стоит признать, принять и ощутить, что время жертв закончилось, пришло время любви и гармонии. До сих пор мы живем только жертвой, только редким героизмом наших немногочисленных наиболее одухотворенных сотоварищей, но приходит время рождения нашей всеобщей мудрости. Поможем же ей! Поможем же себе и своим детям стать добрыми и счастливыми.
Но кто эти мы, кто те, кто способен помочь всем детям и юности пробудить свою добродетель? Конечно же, эти мы - это взрослые люди, наделенные властью и материальными средствами, учащие детей и дающие им пищу для тела и души. Конечно же, это наши родители, те, кто подошли к конечной грани своей материальной активности и приблизились к порогу перехода в пространство иного бытия. Таково наше общество, таковы его основы и принципы, мы уже внимательно и всесторонне рассмотрели все его свойства и возможности свершать благие поступки и добрые дела. Остается только практика, живая практика нашей готовности уступить мир нашей выгоды миру добровольчества, миру нашего сознания и нашей готовности востребовать любовь и веру.
Станислав Дворко
"03 - 27" мая 2005 года
1
(c) 2005. "Философия добровольчества" С.Б. Дворко.
Скачать полностью доработанный выриант 'Философия добровольчества' С.Б. Дворко. 105 кб файл 'Dvorcofil.rar' в формате Word
(: 0) Дата публикации: 07.08.2005 12:34:32
[Другие статьи раздела "Библиотека"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|