FoxЖурнал: Библиотека:
"ФИЛОСОФИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА" ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
Автор: Станислав Дворко
2. Экономика добровольчества
Основы экономики добровольчества
Все эти рассуждения и особенно практика реализации столь сложных социальных процессов требует методичного и чрезвычайно упрощенного подхода к форме ее воплощения. Сегодня благосостояние каждого из нас зависит от нашей способности объять нечто большее, нежели мы привыкли использовать в практике современной жизни. Пришло время, когда логика товар - деньги - товар замещается на интуицию нашей веры. В этом удивительном экономическом изыскании нам придется "взвесить" и "измерить" понятие любви и человеческого милосердия, применив их как постоянный практический инструмент нашей жизни. Самым первым изысканием нашей работы станет описание процессов нашего добровольчества природного свойства. Необходимо учитывать, что природа нашего естества обладает врожденным потенциалом веры и сознания, носящим форму нашего подсознательного мировоззрения. Подобная форма нашего сознания и добровольчества не носит "разумного" характера, она не отягощена логикой нашей выгоды, она самостоятельно ищет свое воплощение в мире окружающего ее пространства. Этот первый шаг в мир благотворительности целиком относиться к нашему детству и юности, когда степень нашего "неразумного" доверия к внешнему миру является основой нашего бытия. Также эти искры доверия целиком освещают наше материнство, отцовство и порой ненавязчиво касаются нашей старости.
Конечно же, каждый из нас был добровольцем в игре и учебе, будучи ребенком. Каждый человек пережил подобный период в инициативной самодеятельности и самоутверждающимся труде студента и молодого специалиста. Подобная деятельность становиться нашим "хлебом" в период родительской практики жизни. Многим приходиться познать взаимопомощь семейных уз, связанных с нашим нездоровьем и старостью. Как видите, добровольчество всегда было и является нашим спутником и помощником в практике реальной жизни. Но необходимо видеть, что бессознательное добровольчество для своего процветания нуждается и в разумной жертве. Во всех этих периодах жизни сохраняется только одно неизменное свойство экономики, обеспечивающей условия этого добровольчества и соответствующей востребованности. Во всех этих случаях от личности не требуется материальное обеспечение своей деятельности. В данном случае общество в лице государства и близких людей принимает нас на иждивение, мотивируя этот акт как добровольное пожертвование со своей стороны. Основной целью всех этих случаев является акт милосердия в образе кредита доверия по отношению к нашему воспитанию и образованию, либо оплаты своей моральной задолженности перед теми, кому мы обязаны своей жизнью. В каждом случае подобные отношения носят имя сугубо взаимной заботы и милосердия, а мотивация нашего поведения определяется как наш человеческий долг.
Как мы уже заметили - иждивенчество есть нечто очень близкое к возможности свершения акта милосердия, и является почти обязательным условием его самого первого проявления. Но этот аспект нашей жизни может носить два очень важных значения. Первое из них - когда общество утверждает категорию иждивенческих слоев населения, как определяемое законом экономическое добровольчество с целью поддержки образования, здравоохранения и старости. Подобный аспект общественного мировоззрения на добровольчество может только приветствоваться каждым духовным человеком, так как именно в подобной глобальной - государственной экономике раскрываются перспективы нашего осознанного будущего. Второй аспект восприятия нами иждивенчества скрывается в нашей личностной психологии. Это связано с тем, как каждый из нас воспринимает добровольческий дар со стороны общества, наших родных и близких по отношению к нам самим. Если человек воспринимает это как возможность своего духовного роста и последующей перспективы служения людям, то мы видим равновесие и доброкачественность подобных отношений. Но если перед нами пример эксплуатации общественных усилий в своих страстных и сугубо корыстных интересах, то подобное паразитирование становиться губительной практикой, как для самого иждивенца, так и для питающего его общества. Исток нашей личностной психологии скрывается в нашей осознанности, которая, как мы уже не раз отмечали, требует своего соответствующего культурного, психологического и духовного воспитания. А любые разрушительные мотивы иждивенчества указывают нам на неорганизованность в общественной среде соответствующего воспитания, что требует внимания и соответствующего разумного вмешательства.
Когда мы говорим о милосердии, мы указываем на то обстоятельство, которое мы уже рассматривали как "чудо" нашего "нового" отношения к миру себе подобных, испокон веков именуемое нашей верой. Именно в этом понятии раскрывается объяснение нашего долга перед потомством, обществом и божественными силами. Таким образом, мы должны отчетливо понимать, что нечто трансцендентное извечно присутствовало и присутствует даже в нашей расчетливой логике. Никакая оценка стоимостных и количественных показателей не может описать и утвердить подобные взаимоотношения людей, а их отсутствие в практике нашей жизни немедленно оборачивается гибельными последствиями. Теперь нам необходимо лишь расшифровать эти "удивительные" мотивы нашего личного и общественного поведения и расширить их практику на все остальные аспекты человеческой жизни.
Вторым аспектом нашего милосердия становиться "обратная сторона медали" нашего благополучия - это период разрыва нашей жизни с миром материальной ответственности. Порой сверхнасыщенность материальными благами "вдруг" указует нам на их несостоятельность в мире нашего духовного естества. Подобное бытие в дальнейшем часто сопрягается с нашей верой и духовным служением, являя тем самым вторую форму нашего милосердия и готовности проявить добрую волю по отношению к ближнему своему. Эта форма "меценатства" своей жизнью является глубокой необходимостью нашего сознания при соответствующем созревании, когда перед нами распахиваются врата готовности целиком отдаться вере и божественным истокам жизни. Подобная жертвенность является наивысшей формой добровольчества, представляя нам феномен человеческой осознанности и готовности безвозмездно служить духовным принципам бытия, принося в жертву все формы материальных приобретений своей жизни.
Из этих тенденций мы отчетливо видим, что милосердие и добровольчество в основном проистекают из независимости нашей личности от материальных условий жизни, утвержденных в общественном самосознании как материальная ответственность. На первый взгляд нам может показаться, что здесь присутствует явный антагонизм материального образа жизни и добровольчества. Но сейчас мы видим лишь две крайних стороны одной медали. Для заполнения пространства проистекающего от одного образа жизни к обратному, нам потребуется более детальное рассмотрение нашей разумности, психологии и духовности.
Человеческая жизнь в общественной практике давно доказала востребованность осознанного распределения физической нагрузки, в том числе и материальной ответственности, между всеми субъектами каждого сообщества. Сегодня мы прекрасно понимаем, что общество не может быть успешным, если все кинуться делать только одно дело. В связи с чем, человечество давно разделилось на сегменты своей практической деятельности. Необходимо отметить, что это разделение нашей взаимной ответственности и деятельности имеет не только горизонтальное деление по практическим сферам нашей профессиональной пригодности, но также имеет и вертикальную социальную структуру. Мы прекрасно знаем, что мудрейший должен руководить процессом, а сильнейший трудиться руками. Внешне нам может показаться, что это прописные истины, но эта истина далеко не всегда является осознанной востребованностью в наших сердцах, умах и душах. Именно эта "малая" неосознанность рождает все современные противоречия как экономического, так и политического характера. Именно из этих истоков нашего непонимания рождается и противоречивое восприятие добровольческой деятельности.
Как мы уже рассматривали ранее, наша человеческая, добрая воля представляет нам одну из самых могущественных форм проявления нашей божественности, нашей трансцендентности и доверия к окружающему нас миру. Мы вновь говорим о нашей вере и готовности жертвовать своим естеством ради блага человеческого сообщества. Для этого стоит рассмотреть основы современного человеческого бытия, чтобы более полноценно и просто принять то знание, которое столь настойчиво стучится в наши сердца. Чем отличаются многие из нас от равных себе? Это не праздный вопрос. Мы отличаемся нашими врожденными и приобретенными способностями, нашими знаниями и умениями. Почему некоторые люди более сообразительны, иные более подвижны, третьи более физически выносливы, а иные наделены безграничной верой? Мы все люди, но каждый из нас чрезвычайно индивидуален. Только после, общество, выявляя на практике жизни путем многих проб и ошибок эти субъективные особенности указует нам место нашей востребованности и наиболее экономичного положения. Но все эти свойства родились с нами или выросли в процессе нашего воспитания и роста. Необходимо понимать, что подобная дифференциация личных качеств также происходит и в мире человеческой веры и духовного развития.
Все мы хорошо знаем, что глубоко верующий человек, наполненный духовным знанием и соответствующей культурой, неизбежно является светочем и источником доброй воли и благодеяния. Это удивительное качество человеческой личности можно определить как степень нашей осознанности. Экономика для подобной личности, определяемая нами как процесс товар - деньги - товар носит характер, основанный на глубочайшем доверии к внешнему миру и чистосердечной готовности свершать свои обязательства. Основой подобного "расчета" являются не цифры, не денежные эквиваленты, не юридические документы, а человеческое слово и абсолютное доверие. Подобная практика переводит любой экономический процесс в непосредственное творчество и реальное дело, что само по себе становиться актом взаимного добровольчества. Особенность этой формы человеческих взаимоотношений заключается в основоположении нашего внимания не на контроле взаимного недоверия, определяемого цифрами денежных знаков, а на свершаемом деле, так как остальные аспекты не представляют для подобной личности ни малейшей важности. Таким образом, мы можем подвести итог - определив наше добровольчество как одну из форм проявления нашей степени осознанности и взаимного доверия. Мы видим, что качество изменения окружающей нас жизни в более человечную форму бытия скрывается за процессом воспитания в каждой отдельной личности степени ее осознанности. Что в последствии отражается в более одухотворенных законах общества и принимает не только внешние формы конституционных текстов, но и морально-этические качества каждой человеческой личности. Следовательно, экономика, утверждающая добровольчество, должна основываться не на личностных симпатиях и мгновенной жалости человеческой души, а на повсеместном процессе воспитания нашей осознанности и востребованности нашей человеческой, трансцендентной, духовной культуры жизни.
Таким образом, мы должны понимать, что наше бытие имеет множество степеней осознанности и наши взаимоотношения должны строиться в строгом соотношении этого качества жизни. Менее осознанный человек готов и способен трудиться исходя из расчета своей выгоды, личность, приобретшая качество духовного сознания исходит из учета природных законов гармонии, что значительно ценнее и прогрессивнее для современного мира людей. Качество сознания в нашем общечеловеческом развитии является основой нашего всеобщего развития. Только посредством эволюции сознания человечество сможет утвердить духовность над нашей материальной склонностью к простейшему расчету. Это позволяет дифференцировать наши социальные взаимоотношения с целью укрепления и развития нашего общества в качественном понимании человеческих свойств. Внешне мы видим узаконенное "иждивенчество" одухотворенных личностей над мириадами экономически зависимых людей. Подобное соотношение сохраняется и в настоящее время, так как люди умственного труда, работники культуры и духовные лица целиком содержаться современным сообществом работников ручного труда. Но даже ребенок сегодня понимает объективность этого положения. Мы знаем об этом, мы говорим об этом, мы утверждаем это, но наши руки и умы делают нечто совершенно противоположное. "Качественное" отличие нашей современной экономики состоит лишь в том, что сегодня отсутствует самоосознание природной перспективности подобного положения. Это положение дел обрекает наше коллективное и личностное духовное бытие на первичные, бессознательные принципы развития. Из этого непонимания, истинные цели человеческого общества и нашей личности, теряют свою непосредственную востребованность и создают противоречивые процессы пробуждения коллективных античеловеческих, невежественных воинственных тенденций.
Вопрос классового расслоения общества актуален в нашей работе, только при материальной эксплуатации человека человеком с целью получения эгоистической, материальной выгоды. Так как если применить подобный взгляд к миру расслоения нашего общества с точки зрения нашей осознанности, то мы можем увидеть совершенно иную картину нашего бытия. Главенствующая роль духовности и разумности над материальностью, над физическим трудом кране условна, так как многие одухотворенные люди проявляют себя посредством творчества, которое любит свое ручное воплощение. Разница состоит не только в результатах подобного труда, но, прежде всего, в их истоках - либо она рождается из жестоких условий выживания или из свободы личности и осознанного стремления безвозмездно принести в мир людей красоту и гармонию. Но в нашем современном мире многое перемешалось и, прежде всего, это смешение происходит в наших умах и душах, что порождает огромные противоречия и неудовлетворенность многих из нас. Еще хотелось бы отметить, что часто человечество не замечает, что оно представляет на нашей планете лишь одну из сторон проявления жизни. Мир нашей планеты так же существует по принципам вселенской экономики, которая требует от нас выполнения некоторых условий нашего всемерного общежития. Ведь необходимо понимать, что наша планета в настоящее время инвестирует современное человечество совершенно безвозмездно, даруя нам свои природные ресурсы. Это иждивенчество людей требует от нас решения в нашем выборе, в выборе приложения тех благ, которые планета дарует всем нам. Перед нами так же становиться вопрос - куда мы расходуем эти природные блага - на свое материальное, потребительское эго или на развитие нечто большего, на развитее того, что от нас ждет Природа - на нашу духовность и божественность? Подобное добровольчество со стороны нашей Земли ждет нашего ответного решения и благодарности, иначе ее неудовлетворенность может прекратить этот опыт и начать все вновь с очередного "потопа". Как видите наши классовые разногласия, наши личные проблемы могут иметь и несколько более глобальный характер и не решаем ли мы свою судьбу и судьбу наших детей, относясь ко всем этим вопросам нашей доброй волей, в высшей степени пренебрежительно и недостойно.
Еще одним важным истоком экономики человеческого добровольчества является его востребованность. Ранее мы уже говорили об этом аспекте нашей жизни. Но необходимо понимать, что в рядовом акте человеческих экономических взаимоотношений фактором востребованности является наш интерес в получении того или иного продукта или услуги. Сегодня мы выражаем нашу материальную заинтересованность и благодарность в денежном эквиваленте, тем самым, замыкая энергетический и экономический процесс наших взаимных отношений. Нечто подобное происходит и в мире нашего добровольчества. Для окончательного свершения любого акта милосердия личность, свершающая его, нуждается в востребованности и "оплате" своего труда соответствующим вниманием. Необходимо понимать, что подобная "оплата" для милосердной личности является с точки зрения логики современной экономики нематериальным и маловажным фактором. Но для духовной личности этот аспект взаимного благодарения носит исключительно важный характер. Мы говорим о благодарности того субъекта или общественного процесса своему дарителю, который оказал нам добровольческую помощь. Именно наша взаимная благодарность и востребованность подобного милосердного деяния является "оплатой" устремлений и смысла жизни каждого добровольца. В противном случае доверие дарителя остается "неоплаченным", что порой порождает неудовлетворенность и осуществляет возврат из мира духовных отношений в мир отношений материальных. Подобные обстоятельства в последствии могут нарушить процесс духовного развития личности и общества, что, как правило, приводит к всеобщему регрессу бытия людей и провоцирует возникновение разрушительных результатов.
В сказанных словах заключен смысл, направленный на наше общественное сознание, на его осмысление и принятие нового мировоззрения общественных взаимоотношений. Все эти особенности развития добровольчества носят, как правило, локальный характер, не нарушая нашего общечеловеческого природного, бессознательного духовного развития. Но важно понимать, что указанная здесь локальность - это судьбы миллионов людей, это наша ежедневная жизнь, это наши успехи и наша боль. Каждый из нас живет своими личными интересами, поэтому путь добровольчества и соответствующая экономика нашего духовного воспитания могут стать нашей путеводной звездой в мир нашего благополучия. Каждому из нас стоит внимательнейшим образом обратить внимание на все сказанные здесь слова, ведь наша жизнь и жизнь наших близких может в буквальном смысле зависеть от нашего отношения к этой "нематериальной" философии.
Стоит отметить, что в практике современной жизни духовное добровольчество - милосердие наряду с моральным удовлетворением и общественной признательностью не менее обильно награждается и материальными благами, что говорит нам о некоем высшем принципе распределения материальной энергии. Именно эта надобщественная благодарность наиболее наглядно отражает нечто обще планетарное и трансцендентное, о чем всегда необходимо помнить в практике нашей жизни. Далее мы опробуем рассмотреть все ступени духовного роста, непосредственно связанные с миром нашего практического добровольчества и сотрудничества с миром товарно-денежных отношений и иных экономических зависимостей.
Станислав Дворко
"03 - 27" мая 2005 года
(c) 2005. "Философия добровольчества" С.Б. Дворко.
Продолжение следует...
Скачать полностью доработанный вариант 'Философия добровольчества' С.Б. Дворко. 105 кб файл 'Dvorcofil.rar' в формате Word
(: 0) Дата публикации: 20.07.2005 18:55:57
[Другие статьи раздела "Библиотека"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|