FoxЖурнал: Библиотека:
ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
Автор: Станислав Дворко
"Философия добровольчества"
1. Физиология добровольчества
Проблематика развития добровольчества
Ранее мы заметили, что современные сверхлегкие условия жизни дали нам несколько направлений нашего личностного и общественного развития. Эти направления развития произросли из нашей свободы и устремили людей к нашей природе, которая слагается из нашей материальности, разумности и духовности. Каждая из этих частей нашего человеческого естества требует соответствующего внимания к себе и должного осознания своего предназначения. Одностороннее внимание к одной из составляющих сущности человеческой личности приводило и приводит нас и наше общество к серьезнейшим катаклизмам и даже к фатальным последствиям. Хотя это может показаться и неявным, но все же стоит утвердиться в том, что роль добровольчества в этом процессе воссоединения нашего триединства может занять на сегодняшний день одно из самых важных и руководящих ролей. Стоит понимать, что чем выше наше сознание и степень одухотворенности, тем добровольчество более явно различимо и востребовано нашим сознанием. Чем менее мы оразумлены, тем более в нас животных потребностей и логики нашей выгоды, которая отчасти также является проявлением нашего добровольчества, но в менее развитом, материальном восприятии.
Эти ступени развития нашей доброй воли чрезвычайно различны и порой звучат, как явное противоречие. Ведь логика нашего расчетливого рассудка подсказывает нам, что наша добрая воля пробуждается при понимании своей выгоды. А наше эмоциональное сочувствие откликается только на душевное страдание, чужую боль и немощность в своей порывистой и часто нестойкой склонности помочь руками и добрым словом. И, наконец, в очень редких случаях к человеку приходит его добрая воля в готовности пожертвовать собой ради прекрасных идеалов духовного просвещения и веры. Разве мы можем сказать, что одна из этих форм проявления доброй воли человека не заслуживает нашего внимания и не представляется нам самым настоящим добровольчеством? Просто не все готовы на жертву ради светлых идеалов, просто не все склонны к душевному переживанию, а порой некоторые люди совершенно не терпят логики, какой бы то ни было выгоды. Чем же мы все отличаемся в готовности проявить свою добрую волю? Как воссоединить эти столь широкие человеческие порывы и полноценно принять участие в помощи друг другу? Мы уже затрагивали вопрос о том, что у каждого человека есть свое мировоззрение, которое диктует нам наше мироощущение, наши стереотипы поведения и восприятие мира. Этот критерий, определяемый как наше сознание, как правило, исходит из степени нашей материальности, душевности и одухотворенности. Оказывается, что более развито в нашем сознании, то и проявляется в нашем мировоззрении. Если мы материальны, то, конечно же, все наши заботы направлены на логику нашей выгоды, и мы всецело готовы поддержать близкие нам добровольческие, но все же коммерческие инициативы. Если мы в большей степени наделены чувствительностью и готовностью к сопереживанию, то выгода нам ни к чему, нам достаточно распознания страданий человека, и мы всецело готовы уделить ему минуту своего сочувствующего внимания или подать милостыню. Ну а если наше кредо - это духовность, то, конечно же, мы всецело готовы поддержать трансцендентные инициативы развития общества и каждой отдельной личности и даже без промедления пойдем на жертву ради всеобщего Блага, защиты Истины и Веры.
Но где же здесь воссоединение наших интересов в мире столь противоречивого добровольчества? Конечно же, ответ скрывается в самих людях. Дело в том, что каждый человек представляет собой нечто объединяющее в себе все три составляющих жизни - разумность, душевность и одухотворенность. А это значит, что все три вида добровольчества в большей или меньшей степени присутствуют в нашем естестве, что порой вызывает в нас огромные противоречия, выливающиеся в наши страдания. Не значит ли это, что проблемы человеческих внутренних и особенно внешних распрей возникают из-за того, что мы уделяем себе слишком мало внимания? Может быть, именно в этих словах скрывается тот глубокий смысл, который нам необходимо принять в практику нашего развития - человечеству давно пора найти свой общий язык, что, конечно же, требует соответствующего воспитания, воспитания общества, воспитания нашей личности и особенно наших детей. Пожалуй, можно согласиться, что эти утверждения целиком и полностью отражают тот путь, который раскрывается перед современным человечеством. Перед нами лежит путь уравновешенного и гармоничного подхода к раскрытию нашей доброй воли, так как если мы целиком отдадим наши приоритеты только духовному служению, то вряд ли сможем добросовестно возделывать нашу материальную сторону бытия, а эгоцентричная рассудительность уже достаточно дискредитировала себя, чтобы предстать перед нами в лице "синей птицы". Нам требуется гармония, требуется мудрость равноценного многоуровневого развития каждого человека, способного объять своим сознанием и мир материи и мир душевных переживаний, и мир духовного знания. Осталось понять, как нам воссоединить нашу логику с нашими эмоциями и нашей верой? Перед нами самый настоящий "гордиев узел", который, может быть, необходимо разрубить, а может постараться тщательно развязать, чтобы, наконец, освободиться от этих столь болезненных противоречий.
Подобное главенствующее противоречие являет нам еще один немаловажный аспект нашего коллективного и личного развития. Наверное, нам уже становиться понятным, что в реальной жизни мы во всем должны искать "золотую середину", принимая обе стороны любого проявления нашего естества. То есть наше сознание, наш разум и наша душа должны всецело принимать и коллективные усилия общества, и свои личные мотивы, не подчиняя их друг другу, а находя гармонию всеобщей любви, дружбы и творчества. Казалось бы, все это можно понять и даже попробовать осуществить эти благие намерения в реальной практике жизни, но не стоит забывать, что кроме нас самих есть еще и прочие мириады людей, есть общество, его законы и вся современная нестабильность окружающей нас жизни. Конечно же, мы видим, что когда наши личные размышления направлены на развитие общественного строя, с целью повышения его сознательных качеств, то это выливается в развитие миротворческой науки, культуры и духовных основ современного общества. Когда же наши устремления материальны и направлены только на личные, животные сиюминутные потребности, то это становиться стяжательством и паразитированием на достижениях современного общества с целью личностного удовлетворения первичных животных потребностей - страстей, что, как правило, порождает деградацию личности, а заем и общества. Все это можно понять, но как принять и практиковать все это в мире всеобщей суеты, рассудительного стяжательства и бесконечной силовой борьбы? Стоит сказать, что эти противоречивые направления развития человеческой жизни всегда плотно сопрягались в личности каждого человека. Подобная проблематика составляет сегодня одну из самых важных "неразрешимых" задач по дальнейшему развитию нашего совместного общественного сожительства. Исторический путь развития нашего общества указует нам на многие "странности" этого пути. Каждому из нас хорошо известно, что основой нашего технического прогресса мы целиком обязаны корыстным и воинственным настроениям нашего общества. Но если рассмотреть личностную мотивацию всех творцов и гениев, то она целиком основывается на их вере во благо, в миролюбие и желание помочь своей отчизне. Необходимо понимать, что наше прошлое и настоящее - это долгий путь роста нашего сознания, объединившего нас с миром нашей семьи, после с миром нашей народности, нашей государственности, нашего вероисповедания и, наконец, с миром всей планеты. Но во всех этих шагах человеческой личности, все, что не входило в наше единство, было нашим врагом, нашим эксплуататором, нашим внешним, а значит противоположным нам миром.
Столь яркие противоречия говорят нам о том, что, найдя свою внутреннюю гармонию, каждый человек должен проделать и еще один немаловажный путь своего развития. Оказывается, утвердив равновесие своего разума, сердца и души, мы только, только стали самостоятельными, стали свободными и готовыми беспредвзятым взглядом рассмотреть внешний мир бытия - мир нашего общества и мир Природы. Там в этом шумном "беспорядке" общественной жизни нас ждет наше творчество, и каждый из нас может его проявить во всей многогранности этого материального мира. Эта ступень говорит нам, что мы выросли и стали взрослыми, что мы взяли из мира людей все, что нам предоставлялось и теперь мы готовы отдать миру свой опыт, свое разумное, душевное и духовное знание, тем самым, обогащая его, воспитывая его и приумножая его трансцендентность и последующую воспитательную способность. Именно так ученик превращается в Учителя - так проявляется универсальная, мудрая добрая воля, объединяющая все проявления наших добровольческих усилий.
Мы сказали о нашей личности так много, что, наверное, теперь нас может заинтересовать только живая практика добровольчества, его живая экономика и созидательная политика. Но вот беда, распознав мотивацию добровольчества в своем естестве, мы отчетливо видим, что пора бы поискать его и в практике нашего коллективного бытия, в наших законах и способности всемирно культивировать этот божественный дар нашего самосовершенствования. Пожалуй, действительно можно сказать, что добровольчество - это целостный образ жизни, образ жизни не только личности, но и общества в целом, тот образ, который складывается из очень важных основ нашего бытия - из наших реальных потребностей, что мы так же можем назвать личной и коллективной востребованностью. Наши потребности мы уже рассматривали и обнаружили, что они проистекают из первичных животных условий нашего выживания, из разумного бытия и из наших духовных порывов. Для того, чтобы любая деятельность, в том числе и добровольчество, сочеталась с потребностями нашей личности и общества необходимо учесть востребованность этих деяний в реальных перспективах нашего бытия. В этом процессе важно соотнести личные мотивы добровольчества с общественными мотивами его восприятия, так как не редко личная, честолюбивая жертва может служить далеко не благовидным деяниям человеческого общества, впрочем, как и наоборот. Стоит также понимать, что востребованность каждого деяния должна быть обоюдной, как на уровне материального мировоззрения, так и на разумных и духовных мотивах их свершения, в противном случае добровольчество может столкнуться с непониманием и неприятием.
Несоответствие нашей деятельности и востребованности часто оборачивается всеобщей трагедией, что требует от нас глубочайшего осознания реальных личностных и коллективных мотивов всех субъектов действия. Подобные деструктивные процессы, как правило, являются следствием социального, психологического, интеллектуального или духовного несоответствия наших взаимных интересов, что отражает многоликость нашего сознания и необходимость его изучения и воспитания его способности гармонично воссоединять в себе весь окружающий мир. Необходимо понимать, что именно бессознание рождает двойственность нашего житейского пути, которая увлекает нас как в мир социального, разумного и духовного творчества, так и в тиранию нашего животного вожделения. Этот двойственный аспект бытия для удержания миротворческого равновесия требует от людей воспитания человеческих, трансцендентных качеств и правовой организации общества на принципах добродетели. Подобные требования развития человечества строго указывают нам на чрезвычайную востребованность института добровольчества, столь глубоко зависимого и произрастающего из нашей личной и коллективной осознанности.
Станислав Дворко
"03 - 27" мая 2005 года
(c) 2005. "Философия добровольчества" С.Б. Дворко.
Продолжение следует...
Скачать полностью доработанный вариант Обсудить на форуме >> (: 0) Дата публикации: 15.07.2005 20:59:51
[Другие статьи раздела "Библиотека"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|