FoxЖурнал: Библиотека:
ФИЛОСОФИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
Автор: Станислав Дворко
1. Физиология добровольчества
Принципы развития добровольчества
Обывательское мышление людей во многом основывалось и основывается до сих пор на расчете своей личной, чрезвычайно эгоистичной выгоды. Именно из этой примитивной, но жизненной психологии рождаются те затруднения, которые мы видим в ежедневных межличностных и межгосударственных конфликтах. Стоит распознать, что подобная логика прямого "выгодного" индивидуального расчета не могла бы дать человечеству шанс выжить в сложных условиях хищной, животной природы. В этом решении нам помогла не логика расчета, а нечто иное, не определяемое простейшей суммой имеющихся у нас физических слагаемых. Телесные достоинства человека весьма скудны и не смогли бы нам позволить выжить. Но в дело нашего животного выживания вмешалось чудо, наше трансцендентное, человеческое естество, которому мы до сих пор не можем найти логичного объяснения. Именно это нечто дало толчок к нашему объединению и нашей готовности встретить материальные сложности единым коллективным фронтом. Стоит принять этот факт, что когда-то на заре нашей жизни перед человечеством проявилась дифференциальная зависимость, дающая сверхгеометрическую прогрессию роста "прибыли" между нашими индивидуальными затратами и полученным коллективным результатом. Наверное, наконец, пришла пора понять, что эту волшебную силу нам дало то трансцендентное начало, которое выражается в нашей разумной, душевной и духовной человеческой вере. Именно вера позволила людям свершить нечто выдающееся, что возвеличило нас над рамками наших весьма заурядных физических способностей. Таким образом, из природы нашей неразрешимой двойственности: материального и духовного начала родилось наше добровольчество, как одна из форм проявления нашей веры, дарующей нам способность объединиться в единое могучее сообщество.
Но как связать нашу веру с логикой окружающей нас действительности? Современный мир и мир прошлых поколений внешне всегда жил по старому материальному образцу - "моя хата с краю ...", тем не менее, безостановочно укрепляя общественные устои. Это обстоятельство целиком отражает единственную природную, но весьма противоречивую связь между эгоцентричной феноменальностью нашего бытия и трансцендентностью нашей веры. Подобная материальная логика нашего естества всегда была, есть и, наверное, будет жить в наших расчетливых умах и пылких сердцах, бесконечно диссонируя с нашими духовными запросами. В этой дилемме перед нами раскрывается тот процесс, который извечно свершает все человечество, в лице каждого своего представителя, эволюционно изменяя качественную основу своего личного и общественного мышления. Каждый из нас может ощутить, что в этом противостоянии есть нечто объединяющее всех нас - это противоречие бесконечно терзает каждого человека, оно как "дамоклов меч" висит над нашими головами, извечно мучая нашу логичную материальность. Словно магнит эти две стороны жизни представляют нам два полюса, между которыми проистекают наше житейское бытие, наши страдания, наша любовь и воспитание.
Но только ли в материальности и духовности скрываются противоречия нашей человеческой натуры? Ведь как мы уже заметили, наша вера привела нас к объединению наших интересов, что так же противоположно нашему эгоцентричному собственничеству. Значит, мы можем сделать вывод, что наше внутреннее материальное и духовное противостояние, в том числе, отражается и в противостоянии личных и общественных интересов. Наша коллективность, наше общество являет нам образ нашего духовного восприятия жизни, как некий прообраз единства окружающего нас мира, всей вселенной и того трансцендентного начала, которое является источником Жизни. Наверное, стоит признать, что сегодня человеческое общество шагнуло чуть дальше, нежели личностное мировоззрение большинства людей. И это естественно, ведь мы - личности и индивидуумы постоянно конкурируем с обществом, вначале обучаясь у него знаниям и формируя свое мировоззрение, а, после, обогатив себя опытом, возвращаем и учим общество, таким образом, то, отставая, то чрезвычайно опережая его. Из этих рассуждений можно понимать, что взаимоотношения между личностью и обществом - это тоже противостояние двух сил, указывающее нам на еще один инструмент нашей божественной природы, воспитывающей наше духовное самосознание.
Таким образом, перед нами проявились два инструмента нашего воспитания - один из них это наше внутреннее психологическое противостояние расчета и духовности, второй отражает наш внешний, логичный спор между нашими личными интересами и интересами общества. Основой всех этих процессов является все то же извечное, столь близкое каждому из нас противостояние тансцендетности с материальностью. Все эти размышления, думается, достаточно подготовили нас к поиску и рассмотрению чего-то сверхъестественного, что смогло бы объединить все эти противоречия в реальной практике нашей повседневной жизни. Несложно догадаться, что этим божественным инструментом нашего согласия в мире наших психологических и разумных поисков является добровольчество, как ничто иное наиболее гармонично воссоединяющее все эти столь разные полюса нашей жизни. Если внимательно рассмотреть предлагаемую здесь версию нашего дальнейшего "божественного" развития, то мы не раз убедимся в ее чрезвычайной жизнеспособности. Ведь феномен добровольчества, как ничто иное являет нам, как прикладную материальность своей реализации, так и трансцендентность принципов своего появления, он исключительно индивидуален и, тем не менее, служит только в интересах общества. Это прекрасное сочетание всех сторон нашей человеческой природы явно указывает, что за этим понятием и его воплощением в нашу личную и коллективную жизнь явное преимущество и перспектива.
Как же свершается чудо добровольчества и реализация нашей одухотворенной веры во всеобщее благо наравне с нашим всепроницающим личностным прагматизмом? Ответ мы поищем в постепенном восприятии того, как логика выгоды нашей материальной личности замещается логикой общества, возвращая нам сверхвыгоду нашего духовного естества. Важным фактором понимания добровольчества становиться принятие нами той аксиомы, что оно свершается только при наличии общества, присутствующего хотя бы в одном дополнительном индивидууме кроме нас самих. Именно общество является тем полюсом "магнита" жизни, возбуждающим нашу личность к действию, духовному росту и осознанию своего высшего предназначения. А это утверждение требует от нас рассмотрения общества и выявления его основ и реальной практики нашего с ним сотрудничества.
Стоит отметить и взять на наше философское "вооружение" тот факт, что основы добровольчества неразрывно связаны с историей развития человеческого общества. Эта неотъемлемая близость этих жизненных процессов во многом поможет нам восполнить многие пробелы, как в восприятии феномена добровольчества, так и в мотивации развития человеческого общества. Конечно же, мы уже достаточно утвердились в том, что все эти основы нашего бытия родились под воздействием внешних условий жизни, угрожающих нашему личному существованию. Под беспрестанным воздействием этих внешних причин испокон веков люди находили взаимовыгодный компромисс, спасающий индивидуальную жизнь и обогащающий новым опытом человеческое сообщество. В этом акте сотрудничества уже вполне полноценно можно рассмотреть самые первые ростки нашей доброй воли. Как же осуществляется это сотрудничество, на каких принципах логики или психологии выстраивается подобное столь важное сегодня для всех нас свершение? Оказывается, если присмотреться к нашей внутренней, логичной мотивации человеческих поступков, можно явно рассмотреть наш страх перед угрозой и нашу алчность в стремлении приобрести нечто большее, нежели мы владеем. Подобный примитивизм нашей животной психологии свойственен не только личности, но и всем первичным мотивам человеческого общества. Оказывается, вначале люди были способны к объединению только при одном условии, что мы приносим что-то необходимое другим, в том числе и получаем что-то полезное и востребованное себе, в противном случае нас не примет общество, и мы не проявим к нему должного интереса. Но, давая нечто от себя обществу, мы проявляем свою первую добрую волю, получая взамен более приемлемые условия жизни. Такова наша физиология выживания и первого шага добровольчества - шага материального человека.
В этой ненавязчивой простоте скрывается огромная мудрость, глубоко спрятанная природой от любопытных глаз. В этом шаге взаимовыгодного объединения, люди решили одну из самых важных задач проявления своего человеческого естества. Объединив свои силы в общество, мы распределили нагрузку по обеспечению нашего выживания на каждого участника, одновременно усреднив и выявив наши потребности. Именно в этом шаге скрывается чудо нашей последующей перспективы развития культурного образа жизни современного человека и соответствующего ему добровольчества. Немаловажным аспектом этого достижения стало также и понимание нашей коллективной и индивидуальной востребованности, что утвердило основы общественного строя, распределив ответственность и блага, в форме потребляемых нами вещей, услуг и законов, в соответствии с нашими личными возможностями. К сожалению, стоит отметить, что подобное распределение материальных ресурсов основывалось и основывается до сих пор по принципу, взятому человечеством из основ материальной, силовой природы. Именно подобное воздействие создало прообраз нашего общества утверждающего, скорее всего, не культурные и духовные основы жизни, а примитивизм игры в "царя горы". Первичная основа этой индивидуальной психологии придала человеческому обществу соответствующий характер силового и эгоцентричного противостояния, что вылилось во всеобщую классовую и межнациональную борьбу. Но даже в этом "несправедливом" акте нашего бытия раскрылись боле духовные возможности нашего трансцендентного естества. Как это не странно звучит, но подобная внутричеловеческая борьба стала основой развития нашей культуры. Для столь массовой войны человечеству понадобились знания, навыки и, конечно же, политика, то есть умение находить взаимовыгодные, согласительные решения. Таким образом, угроза жизни человеческой личности переместилась от природных, неуправляемых институтов жизни в руки самого же человечества. Подобный шаг дал нам мощнейший инструмент по самовоспитанию, так как дилемма индивидуального и общественного выживания из внешнего качества бытия перешла во внутреннее качество человеческой личности. Сегодня во многом потенциал человеческой жизни стал зависеть от нашего разума, нашей психологии и духовности, что стало ристалищем нашей работы и воспитания нашей трансцендентности в образе государствоустройства и утверждения моральных и этических правил жизни. Дилемма быть или не быть, делать или не делать, казнить или помиловать "почти" целиком зависит от мотивов наших индивидуальных решений, проистекающих либо из нашей алчной и материальной эгоистичности, либо из нашей культуры и одухотворенного самосознания. Крохотное "почти", которое мы упомянули, намекает нам на высшие силы, которые присутствуют в нас, но которым до сих пор мы не придаем ни малейшего значения. Именно поэтому сегодня перед нами лежат решения огромного пространства нашей доброй воли, которые готовы избрать наш образ жизни - силу, власть, конкуренцию либо мудрость, гармонию и любовь. Этот выбор пока остается за человеком, за каждым из нас и он скрывается не в глобализме наших добрых намерений, а за каждой нашей мыслью, за каждым реальным поступком.
Подобное понимание нашего выбора и применение его в практике жизни может стать добрым помощником в последующем изучении нами процесса проявления доброй воли. Ведь объединение людей дало не только борьбу наших интересов, но так же обогатило мир нашей жизни совершенно новой, качественной свободой от мирских забот и хлопот. Это случилось ввиду распределения наших трудов по выживанию среди всех членов нашего общества. Таким образом, материальные обязанности каждой отдельной личности стали менее тяжелы, так как сообщество взяло на себя множество проблем, которые отдельная личность была бы не в состоянии решить самостоятельно. Именно из этого облегчения к человечеству пришло свободное время, освобожденное от физических нагрузок и забот. Так к нам пришла первая свобода, свобода от материальных обязанностей, даруя людям, сверхприбыль возможности проявления своего как материального, так и трансцендентного естества.
Чтобы распознать всю глубину разрывающих нас противоречий нам понадобиться более глубокое изучение всех этих процессов для нахождения точек их благополучного соприкосновения. Необходимо заметить, что указанная свобода дала нам ряд направлений нашего образа жизни. И каждый из нас волен направить свои ресурсы в каждое из них или метаться между этими возможностями современного бытия. Сегодня эти стези обернулись тремя основополагающими потоками жизни людей. Наши страсти и животные желания увлекли нас в мир праздного досуга и гибельного забвения от иных составляющих основ бытия. Мир разумной деятельности стал образом нашего эгоцентричного трудолюбия и формой мировой суеты. Духовное служение вознесло нас над внешним миром материальной жизни и устремило во внутренний поиск своей веры, нашего глобального единства и извечной дилеммы постижения Истины.
Необходимо понимать, что процесс рождения нашего вначале разумного, после душевного и, наконец, духовного творчества представляет собой целую вереницу исторических вех и культурных достижений каждой человеческой личности и всего общества в целом. Современный человек уже заведомо рожден в тепличных условиях общества и имеет весьма облегченные условия жизни. Облегчение условий жизни дало человечеству и каждой нашей личности возможность устремиться к своим потребностям, свершая все тот же ежеминутный неизменный выбор между материальностью или духовностью наших интересов. Вглядываясь в лицо современного мира людей, в нашу суету, двойственную мораль и страсти не стоит забывать, что, только оторвав голову от земли и обозрев звездное пространство вокруг себя, человек смог стать Человеком разумным. Прекрасным примером для этих слов служит наш коллективный опыт победы человеческого рабства, процесс борьбы профессиональных и общественных союзов за права и свободы личности, создание конституционного права, а также добровольная практика создания коммун, братств и ашрамов.
Только так, через наше вынужденное объединение своих интересов перед лицом внешней опасности, перед осознанием угрозы условиям своего личного выживания люди из тисков жесткой эгоистичной материальности не раз свершали порой слепые, а порой мудрые шаги в свое будущее. Именно так шаг за шагом в нас росло, растет и будет расти качество и осознанность нашей материальной и духовной жизни, нашего естества и его божественного предназначения. Но не стоит забывать, что сегодня материальность все так же остается нашим эволюционным кнутом, который когда-то объединил первых животных в стаю, сделал стаю родом, а хищное животное - человеком. Куда же "гонит" нас наша природа? Куда ведет людей суровая рука нашей человеческой судьбы? Общий ответ мы уже обозначили - это наше единство, наша свобода от материальных вериг и наше бескрайнее духовное развитие. Но практика нашего бытия говорит нам, что очевидность этих слов являет нам в жизни множество затруднений и человеческих трагедий скрытых в нашем выборе, в нашей осознанной или бессознательной доброй воле.
Итак, мы можем подытожить наши размышления. Человечность и разумность, вначале только обозначив свое присутствие в мире природного бытия, мириады лет назад в мгновение ока утвердила свое главенствующее право управления. Так родилось освобождение нашего сознания от тягостных вериг рутины животных обязанностей нашего тленного естества. Так к нам пришла наша свобода от мирских хлопот, установив бесспорную верховность разумной и духовной мысли. Эта свобода нашей духовной личности произросла из возможности более гармоничного и экономного распределения физической нагрузки по выживанию между всеми членами человеческого общества. Этот шаг породил наше первое разумное и духовное творчество и определил востребованность бытия не только в животных потребностях нашего физического естества, но и в формировании общества и его возрастающего качества - способности воспитывать духовные основы сознания каждого человека. Именно эта практика создала и неустанно развивает все проявления нашей разумной жизни. Неявной нитью этих удивительных метаморфоз пришло на Землю рассматриваемое нами добровольчество. Робкими шагами, отойдя от истоков животного страха и самозащиты, оно шагнуло в мир логичной выгоды и, наконец, процвело в человеческом милосердии и гуманизме осознаваемой, благодатной жертвы ради высших идеалов культуры и духовности мира человеческого общества и природы.
Рассматривая огромный опыт работы Природы над воспитанием человечества, невольно определяется совершенно линейная тенденция этих божественных усилий. С каждым "ударом" молота непреодолимых обстоятельств по монолиту нашего животного эгоизма мы все более и более явно можем различить и даже предугадать ту прекрасную форму бытия, которую столь настойчиво и безостановочно ваяет этот единый Скульптор жизни. Так из бесконечной слепой и глухой зависимости пред нами является образ Человека - культурного, одухотворенного творца, способного оценить и восхититься тем творением, что предстает перед нашими глазами в облике единого и многогранного Мира. Это творчество являет нам единственное и самое убедительное доказательство нашего предназначения - духовного пробуждения, устремленного к воссоединению с нашим Творцом. Путь к этому пониманию, к нашей осознанности, раскрывающей нам глаза, на мир материи, разумности и духовного бытия пролегает для каждого человека через одни и те же вехи нашего развития, именуемы нашей доброй волей. Каждый человек вступает в это мир в образе своего материального неведения и огромной веры во благо и любовь, которую проявляют к нему его родители. Далее каждый из нас делает первый шаг в свою самостоятельность, пробуждая наше эго, наши желания и наши первые поступки. Разумность рассказывает нам об окружающем мире, раскрашивая его нашей выгодой, желаниями и страхами. Культура смягчает этот эскиз нашего бытия нашим интересом к красоте и гармонии, вознаграждая нас способностью творить. И, наконец, духовность устремляет нас к нашей осознанности и к свободе. Все эти шаги - это формы нашего добровольчества, это наша вера, наше желание, наше любопытство, наше сотрудничество, наше сознание и, наконец, наша свобода. Но каждый шаг дается каждому из нас с огромным трудом, что требует нашего понимания и поиска этих противоречивых сторон развития нашей доброй воли. Именно этому мы уделим немного внимания в нашей последующей работе.
Станислав Дворко
"03 - 27" мая 2005 года
(c) 2005. "Философия добровольчества" С.Б. Дворко.
Скачать полностью доработанный вариант Обсудить на форуме >> (: 0) Дата публикации: 12.07.2005 19:07:12
[Другие статьи раздела "Библиотека"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|