FoxЖурнал: Библиотека:
ФИЛОСОФИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
Автор: С.Б. Дворко
1. Физиология добровольчества
Общая часть
Сегодня перед нами раскрывается удивительная возможность заглянуть за занавес самого сокровенного феномена человеческой жизни - акта добровольчества. Каждому человеку, очевидно, что это понятие произошло от нашей доброй воли, что в современном мире рассматривается как неотъемлемая часть благотворительности. Но, увидев лишь верхушку "айсберга" мы не сможем понять природу возникновения добровольчества в нашей суетной, общечеловеческой практике жизни. Каждый из нас знает, что добровольчество неотъемлемо связано с нашими душевными порывами и сочувствием, а так же с глубоко духовной востребованностью мира и любви, которую порой мы даже не можем толком объяснить. Но откуда возникает этот порыв сделать доброе дело, откуда пробуждаются эти нелогичные, но столь приятные нотки нашего добровольчества, утешающие нас пониманием своей полезности и узами дружбы? Все это часто остается тайной для многих людей, но все же извечно происходит, давая всем нам надежду на светлое и доброе будущее. Не понимая основ нашего человеческого естества, мы рассматриваем сегодня добровольчество как необязательный факультатив человеческой жизни, не позволяя нашим сердцам и вере вмешаться в логику повседневной, мирской рутины. Так отстраняя свои чувства, свои душевные переживания и нашу Человечность от реальной жизни мы заведомо обрекаем себя на бездушность и бессердечность окружающего нас мира.
Сегодня мы видим добровольчество в виде нашей "случайной" склонности к свершению пожертвования в мгновенном порыве милосердия и сочувствия к страданиям ближнего своего. Но все же хочется отметить, что добровольчество есть нечто большее, чем только случайная прихоть нашей души. Пришло время согласиться, что оно произрастает не только из наших логичных, душевных или моральных настроений. Ведь когда мы говорим о милосердии, о сочувствии, о доброте и о любви мы утверждаем, что вопреки нашему логичному образу жизни есть иной мир, иное бытие, иное Нечто, извечно питающее нас целебными соками вечной Жизни. Поэтому сегодня мы попробуем утвердиться в том, что, рассматривая добровольчество, мы говорим о каком-то новом законе нашей жизни и может быть даже о самом основополагающем принципе Бытия. Исходя из этого утверждения, стоит придать феномену добровольчества соответствующее значение, что влечет за собой необходимость более глубокого изучения и использования этих познаний в нашей повседневной практике жизни.
Каждый человек, думаю согласиться со мной, что как всякое материальное проявление, добровольчество имеет свою историю, свое воплощение и свое будущее. Понимая это, мы можем поискать проявление этого удивительного феномена в нашей жизни, выявить его свойства и отыскать тенденции всех форм подобного сотрудничества. История человечества насчитывает не одну сотню тысяч лет и стоит полагать, что история добровольчества и нашего милосердия не многим меньше этого огромного периода времени. Ведь может быть сегодня при соприкосновении с этим "древним" знанием появиться возможность раскрыть жизненноважные, психологические корни и принципы развития разумности нашего мира. Или хотя бы обозначить те ветхозаветные принципы Бытия, которые пришли к человечеству за многие, многие тысячи лет нашего социального, культурного и духовного роста.
Сегодня, затронув эту "золотую" жилку глубочайших основ жизни, быть может, мы, наконец, сможем ответить себе на многие вопросы, рожденные сотнями философов и мудрецов. Ведь взирая на могущество этого Знания, невольно хочется вопросить о смысле жизни, о принципах бытия, о предназначении человека, о наших социальных неурядицах и даже о непостижимых тайнах бескрайнего простора Космоса. Эти вопросы долгое время терзали души и умы людей, они толкали нас на войны и революции, они устремляли нас к небесам и низвергали в пучины наших страданий. Все это лишь утверждение огромного значения этой работы - работы по постижению и проникновению за пределы нашей логики, за грань нашей разумности в мир нашего духовного естества. Там бесконечно далеко в глубине этого трансцендентного понятия мы можем ощутить и соприкоснуться с тем, что мы именуем Божественностью, с Его свойствами и Волей. Ведь именно из этого Единого источника происходит наша добрая воля - воля, рождающая весь мир жизни, рождающая наше милосердие и любовь, воля, назидающая столь сложное для логики современного общества понятие добровольчества.
Говоря об этом, невольно на ум приходят слова о гуманизме и разумности человечества, о нашей сострадательности и устремленности в мир духовных терзаний и пресветлой Истины. Стоит признать, что мы давно готовы к этому откровению, которое мириады лет стучится в наши сердца. Этот набат звучит и во Всемирной Декларации Прав Человека Организации Объединенных Наций, это и демократичные слова каждой Конституции многих стран мира, это и Заветы наших духовных скрижалей, рассуждения философии и откровения духовных мудрецов. Но чтобы понять их смысл и осознать всю глубину подобного всемирного взаимного добровольчества каждому из нас необходимо различить за гранями этих целостных, правовых документов свою личную принадлежность к ним. Все эти добрые мысли знакомы каждому из нас с самого рождения. Первой весточкой нашей доброй воли становиться наша заинтересованность в игре и дружбе, в семейном укладе и, наконец, в готовности пожертвовать собой ради любви. Стоит понимать, что сегодня важность всех этих понятий от нас скрывает наша привычка не придавать этим лучам нашего духовного естества реального веса и соответствующего внимания. Порой, в суете житейских забот смысл слов и интуиции ускользает от нас, и мы не придаем им никакого значения. Но стоит понимать, что именно в нашем отношении ко всем сказанным здесь словам скрывается тот практикум доброй, одухотворенной воли, который мы можем удачно использовать в своей повседневной жизни.
Вас это может удивить и даже вызвать недоверие. Кому-то может показаться странным, что из подобных благотворительных размышлений к нам может придти нечто реальное и необходимое в ежедневной практике бытия. Но современная экономика и политика человеческого общества на этих страницах всесторонне докажут нам, что практическое восприятие основ добровольчества является лучшей помощью в науке нашего личного успеха и преуспевания. Стоит понимать, что сегодняшний человеческий труд целиком направлен на то практическое добровольчество, которое происходит не только из интересов общества, но и целиком создает наше личное экономическое, психологическое, духовное и социальное благо. Это именно так, ведь каждый из нас должен понимать, что если мы говорим об образе жизни, то это понятие обязательно имеет всеобщую целостность своего проявления. Именно поэтому мы дали такое необычное название первой главе этого повествования.
Физиология нашей общественной жизни говорит нам о необходимости изучения и укрепления основ всестороннего воссоединения личной и коллективной жизни каждого человека. В практике бытия мы часто говорим об объединении и дружбе, но исходим исключительно из личной выгоды. Это противоречие не должно оттолкнуть нас от рассматриваемого нами сегодня вопроса добровольчества. Конечно же, подобное заявление может показаться странным и даже возмутительным, но стоит убедиться в том, что подобное "двуличное" проявление наших помыслов носит глубоко природный и обоснованный характер. В этом утверждении пред нами раскрывается двойственность нашей человеческой природы, когда в наших мыслях и решениях повсеместно проявляется наша духовная и материальная разносторонность. Точно также многим видеться, что добровольчество - это нечто совершенно противоположное экономике и нашей личной выгоде. Но скоро мы убедимся, что это далеко не так. Рассмотрев основы социального построения человеческого общества, мы найдем много удивительного и важного для самих себя. Прежде всего, мы найдем тот факт, что добровольчество уже давно живет в наших делах и поступках, что оно прочно укоренилось во всех формациях государственного строя и имеет не меньшую степень своей многоликости, нежели лицо современного человечества. Понимание этих основ и практика их реализации сможет принести нам свободу нашего мировоззрения и устойчивую способность быть самостоятельными в мире современной политизированной, крайне двойственной экономики жизни.
Сегодня многим может показаться, что благородные качества людей, в том числе и добровольчество, как правило, не находят общественного признания. В этом скептицизме есть доля правды. Дело в том, что наши альтруистические мотивы часто основываются на наших иллюзиях и не связывают нас с реальностью окружающего мира. Именно из подобного несоответствия рождаются экономические и политические волнения, а так же крах многих благих, но порой слишком идеалистичных намерений каждого из нас. Окружающая реальность многократно подтверждает эти слова, что требует нашего живого понимания, готовности учиться творить добро и реальной практики наших коллективных успехов. Не сложно понять, что добровольчество имеет чрезвычайно глубокие корни своего развития, поэтому так или иначе, но нам придется затронуть практически все жизненноважные центры общественной и личной жизни каждого человека. Будем надеяться, что эти изыскания поведают нам о нахождении гармоничных, а значит равно и взаимовыгодных решений для каждого человека. Именно в подобном единстве мнений по каждому аспекту нашего мировоззрения скрывается наше личное и общественное благополучие. Мне кажется, что наше всеобщее сотрудничество, взаимопонимание и столь необходимое всем нам добровольчество произрастает исключительно из благодатного корня всеобщей разумности и осознанности, которому пора уделить самое пристальное внимание.
Станислав Дворко
"03 - 27" мая 2005 года
(c) 2005. "Философия добровольчества" С.Б. Дворко.
Скачать доработанный вариант книги целиком
Обсудить на форуме >> (: 0) Дата публикации: 04.07.2005 18:45:39
[Другие статьи раздела "Библиотека"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|