ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: НОВОСТИ КОСМОСА

Краткое содержание выпуска:

• Ожидается прорыв в освоении космоса
  • Американский космический турист возобновил подготовку в Звездном городке
  • Новую планету "увидели" через гравитационную линзу
  • Классическая спиральная галактика выглядит двуядерной
  • НПО "Сатурн": Российских самолетов больше не будет
  • "Шаттл" Discovery во второй раз успешно выехал на стартовую площадку
  • Закат Солнца на Марсе, кадр с фотокамеры марсохода Spirit
  • Командир МКС все ближе к рекорду по продолжительности космической жизни
  • Таинственный спутник Сатурна показал свое истинное лицо
  • <Прогресс М-53> на орбите
  • NASA не уйдет с МКС до 2010 года
  • На Марсе обнаружены полярные сияния, но находятся они не на полюсах
  • Тайны Япета
  • Обнаружены новые следы метеоритов и инопланетян
  • Раскрыт секрет 'планетного бильярда'
  • Физические константы меняются со временем?

Ожидается прорыв в освоении космоса

Человечество продолжает исследовать просторы космоса. Новым шагом на пути к далеким звездам станет запуск совместного российско-американского аппарата "Космос-1". С российской подводной лодки будет запущен "солнечный парус" - космический аппарат, способный самостоятельно совершать сложные маневры без источников питания на борту.

Старт запланирован на 21 июня этого года. Ученые возлагают на этот небольшой аппарат большие надежды. Именно с успешной деятельностью подобных "парусников" связываются надежды на запуск полноценного пилотируемого корабля для полета в дальний космос, фактически - первого звездолета.

"Парус" представляет собой "веер" из восьми тонких жестких пластиковых лепестков, площадь каждого из которых 15 кв. метров. Лепестки расположены вокруг центрального управляющего блока, который, изменяя их ориентацию, задает направление движения корабля. Обладая массой около 50 кг, "Космос-1" является одним из самых легких космических спутников.

Как только аппарат пересечет земную орбиту, он попадет под влияние солнечного ветра, его светоулавливающие лепестки начнут накапливать эту энергию, и уже через 24 часа "Космос-1" достигнет скорости 160 км/ч. По расчетам проектировщиков, через 3 года его скорость станет почти 160 тыс. км/ч, достаточной для того, чтобы в течение 5 лет долететь до Плутона - самой удаленной планеты солнечной системы.

Между тем на борту летательного аппарата находится и некоторое количество горючего - на тот случай, если объекту, например, понадобится экстренно менять курс или выбираться из какой-то другой сложной ситуации.

Тем временем эксперты из NASA уже приступили к созданию собственного "солнечного паруса". На днях в американской лаборатории прошли первые пробные испытания новой версии космопарусника.

Напомним, что первый удачный запуск подобной конструкции был осуществлен японским Институтом космонавтики в 2004 году. Наша же тестовая версия "Космоса-1", запущенная еще в 2001 г., не сумела отделиться от носителя.

Разработанный российским HПО им. Лавочкина, "Космос-1" - совместный проект с американской компанией. Аппарат принадлежит частной фирме Planetary Society. Как утверждают разработчики, он может стать прототипом серии исследовательских аппаратов, которые будут вести наблюдение за солнечной активностью из космоса и предупреждать о надвигающихся магнитных бурях.

Луис Фрайдман, основатель Planetary Society, уже поспешил назвать день запуска "поворотным днем в истории исследования космоса". По его мнению, за технологией космических парусников будущее. Кстати, он рассказал, что с момента запуска аппарата и до того времени, пока он не покинет орбиту планеты, за ним можно наблюдать с Земли - его будет прекрасно видно в ночном небе.

Автор - Илья ГРАЩЕНКОВ
    Адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/06/08/446524.shtml

c Материал принадлежит сайту Utro.Ru

Американский космический турист возобновил подготовку в Звездном городке

27 мая 2005 г.
    Американец Грегори Олсен стал очередным кандидатом в космические туристы в марте прошлого года. Тогда ему было 58 лет. Он успешно прошел медкомиссию в Институте медико-биологических проблем и приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке. Было уже объявлено, что он отправится в недельную экспедицию на МКС в апреле 2005 г. Но в июне 2004 г. Олсена отстранили от полета по медицинским показаниям, не называя конкретного диагноза. А в апреле 2005 г. третье кресло в корабле "Союз", отправившегося на МКС, занял астронавт Европейского космического агентства итальянец Роберто Виттори.
    Однако теперь Грегори Олсен, как выясняется, вернулся в Звездный городок, чтобы продолжить подготовку к космическому полету. По сообщению компании Space Adventures, которая занимается космическими туристами и клиентом которой является Олсен, американец приступил к тренировкам 14 мая и для завершения курса подготовки ему осталось около трех месяцев. Правда, новая дата его полета пока не анонсировалась.
    (по материалам Space.com)

Новую планету "увидели" через гравитационную линзу

25 мая 2005 г.
    Впервые открытие новой далекой планеты совершила объединенная группа профессиональных астрономов и астрономов-любителей. Причем сделано это открытие было благодаря явлению гравитационной линзы. Это вторая планета, открытая таким способом (первая была обнаружена в прошлом году).
    Новая планета примерно в 3 раза тяжелее Юпитера. Она вращается вокруг звезды, похожей на наше Солнце, которая находится на расстоянии около 15 тыс. световых лет от нас. То есть, это одна из самых далеких из известных до сих пор планет. В момент открытия планета находилась на расстоянии порядка 450 млн км от своей звезды (в три раза дальше, чем радиус орбиты Земли), но параметры ее орбиты пока неизвестны.
    Использование гравитационной линзы является самым чувствительным на сегодняшний день методом поиска далеких планет. Таким методом можно найти более мелкие планеты, например, размером с нашу Землю (большинство открытых планет по размеру намного больше Юпитера). Однако использовать гравитационную линзу можно далеко не для каждой звезды, "заподозренной" в наличие у нее планетной системы. На той же воображаемой линии, соединяющей эту звезду и Землю, должна находиться другая массивная звезда, гравитационное поле которой создаст эффект линзы для света, распространяющегося от исследуемой звезды. Такая конфигурация бывает довольно редко и продолжаться она может буквально несколько дней, так что астрономы должны не только рассчитать момент наступления гравитационной линзы, но и очень быстро анализировать результаты наблюдений.
    В данном случае за звездой наблюдала целая группа астрономов из разных стран мира, объединившихся в сеть Microlensing Follow Up Network (MicroFUN). Так что наблюдения велись круглосуточно. В составе этой группы были и два астронома-любителя из Новой Зеландии: Грант Кристи (Grant Christie) из Окленда с 14-дюймовым телескопом и Дженни Маккормик (Jennie McCormick) из Пакуранги, телескоп которой имеет апертуру 10 дюймов. Именно их наблюдения и оказались наиболее важными при обнаружении планеты, поэтому они стали полноценными соавторами открытия.
    (по материалам SpaceRef)

Классическая спиральная галактика выглядит двуядерной

Новейшие наблюдения классической спиральной галактики М83 заставляют предположить, что в её центре располагаются не одна, а две чёрные дыры. Во всяком случае, с 2000 года известно о двух участках концентрации массы, располагающихся друг от друга на расстоянии 200 св. лет.

Галактика М83.
    С другой стороны, многое указывает и на то, что один из этих участков - просто плотное газовое облако, ярко излучающее, в отличие от довольно тёмного второго "сгустка", который, собственно, находится как раз в центре галактики М83.
    Астрономы из Национального университета Кордобы в Аргентине изучали движение ионизированного газа в центре M83, а также измерили массы обоих "сгустков". Масса первого - яркого - приблизительно равна массе 5 млн. Солнц, в то время как второй, более тёмный, по массе превышает наше Солнце в 10 млн. раз.
    По мнению аргентинских астрономов, оба эти участка могут быть сверхмассивными чёрными дырами; одно из них - является "пришельцем", вторгшимся в галактику в ходе процесса слияния M83 и другой галактики, произошедшего примерно 8 миллиардов лет назад (таков возраст самых старых звёзд вблизи центра галактики).
    С другой стороны, аргентинские астрономы не отрицают, что на самом деле, эти оба сгустка (или, по крайней мере, один из них) могут оказаться лишь массивными скоплениями звёзд и газа.
    И главная причина сомнений - у самих аргентинцев и их коллег из других стран - форма галактики. M83, как уже сказано, представляет собой классическую спиральную галактику.
    Если бы оба эти сгустка массы представляли собой центровые чёрные дыры слившихся галактик, то при слиянии новообразовавшаяся галактика скорее должна была бы напоминать пузырь, нежели спираль, предполагает американский астрофизик Дэвид Мерритт, - поскольку известно, что масса центральной чёрной дыры каждой галактики прямо пропорциональна её размерам.
    текст: Юрий Ильин
    Источник: КомпьюЛента

НПО "Сатурн": Российских самолетов больше не будет

17 июня 2005 г.

Россия больше не в состоянии самостоятельно создавать серьезные гражданские самолеты. Такое мнение в интервью газете "Время новостей" высказал генеральный конструктор и технический директор НПО "Сатурн" Михаил Кузменко.
    "Создать образец техники как таковой мы можем. А вот самостоятельно сделать его рыночным продуктом - это вряд ли. Конечно, если у государства найдутся ресурсы, ситуация может измениться. Но это - если найдутся", - уверен Кузменко.
    По его мнению, сегодня отечественные авиастроители смогут выжить только в том случае, если будут работать не только на российском, но и на западном рынке. "Очень важной частью нашей работы является взаимодействие с иностранными партнерами. Прежде всего это дополнительная возможность заработать, поскольку отечественный рынок таких специфических изделий, какие мы выпускаем, очень ограничен", - говорит Кузменко. НПО "Сатурн" - один из двух крупнейших двигателестроителей в российском авиапроме.
    Еще несколько лет назад предприятия отечественного авиастроения могли позиционироваться на Западе как компании, выпускающие недорогую, но довольно качественную технику. "Теперь этот резерв в значительной мере исчерпан. Ясно, что специалисты мирового уровня у нас за копейки работать не будут. А цены на энергию и материалы уже не только становятся вровень с мировыми, но и превышают их. Это преимущество профукано, его время безвозвратно ушло", - уверен Кузменко.
    Теперь российским авиастроителям не остается ничего другого, как ориентироваться на качественные характеристики, уверен генеральный конструктор "Сатурна". Именно так НПО поступило, начав вместе с французской фирмой Snecma совместную работу по созданию двигателя SaM 146. "В идеологическом плане эта программа является двойником самой успешной в авиационном мире за последние 40 лет программы CFM (совместная программа компании Snecma и General Electric, в рамках которой, в частности, был разработан самый популярный в мире двигатель для среднемагистральных самолетов CFM-56, - ред.)", - объяснил Кузменко.
    Напомним, что двигатель SaM-146 разрабатывается для проектируемого в нашей стране регионального самолета RRJ. В среду в рамках проходящего в эти дни под Парижем международного авиасалона "Ле-Бурже-2005" министр транспорта Франции Доминик Пербен подписал протокол о выделении под проект государственного финансирования. Оно предусматривает выплату компании 120 миллионов евро. Это возвратное госфинансирование, но не кредит. Как пояснил глава российского отделения Snecma Константин Давыдофф, компания обязуется вернуть эти деньги в виде отчислений от продажи готовых моторов. При этом конечный срок возврата суммы не установлен.
    По словам г-на Вантра, государственная помощь покроет 20-25 процентов затрат Snecma на ее половину программы SaM-146 (разработка финансируется французской компанией и "Сатурном" на паритетной основе). Намерение выделить эти деньги французское правительство официально высказало осенью прошлого года. Тогда, правда, речь шла о сумме в 200 миллионов евро.
    Источник: Lenta.Ru

"Шаттл" Discovery во второй раз успешно выехал на стартовую площадку

Вчера 15 июня на космодроме на мысе Канаверал была повторно проведена операция по доставке "шаттла" Discovery на стартовую площадку 39B. Напомним, что Discovery уже побывал на этой стартовой площадке и простоял на ней с 7 апреля по 27 мая. Потом его вернули обратно в корпус вертикальной сборки для замены внешнего топливного бака.
    На этот раз Discovery на мобильной стартовой платформе покинул корпус вертикальной сборки 15 июня в 2 часа ночи. Расстояние в 6,8 км он преодолел за 10 часов 17 минут, хотя по "норме" он должен был сделать это часов за восемь. Как сообщается, во время движения максимальная скорость платформы составляла всего около полутора километров в час. По пути "шаттл" то и дело останавливали, так как инженеры опасались перегрева подшипников в мобильной платформе.
    Теперь на мысе Канаверал начнется вторая серия предстартовой подготовки Discovery. На днях в его грузовой отсек должны установить модуль материально-технического снабжения Raffaello с грузами для МКС. Пока запуск Discovery назначен на 13 июля, но более точную дату руководство NASA назовет 29-30 июня после проведения совещания по готовности "шаттла" к полету. Если же запуск Discovery по каким-то причинам не состоится в назначенный день, то откладывать старт можно будет вплоть до 31 июля. Следующее окно запуска откроется только в сентябре.
    (по материалам NASA)

Закат Солнца на Марсе, кадр с фотокамеры марсохода Spirit

Этот снимок панорамная камера марсохода Spirit сделала 19 мая 2005 г. примерно в 18:07 по местному марсианскому времени. Это закат Солнца, диск которого вот-вот скроется за кромкой кратера Гусева (расстояние от марсохода до стенки кратера составляет около 80 км). Так как Марс находится дальше от Солнца, чем Земля (примерно в полтора раза), то диск "марсианского" Солнца по размерам составляет примерно две трети от "земного".
    При съемке использовались три цветных фильтра, рассчитанных на длины волн 750, 530 и 430 нм. Такая комбинация фильтров позволяет получать изображения, по своей цветовой гамме аналогичные тем, которые мог бы увидеть человек собственными глазами, только цвета получаются немного утрированными.
    Вообще-то, марсоход фотографирует марсианский закат не ради эффектных снимков, а исключительно с научными целями. По этим фотографиям ученые могут определить плотность и распределение пыли в марсианской атмосфере. Кстати, именно из-за обилия пыли марсианские сумерки длятся дольше земных: пыли много и в верхних слоях марсианской атмосферы и эта высотная пыль рассеивает излучение солнца, уже давно опустившегося за горизонт.

Командир МКС все ближе к рекорду по продолжительности космической жизни

Для Сергея Крикалева, командира 11-го долговременного экипажа МКС, нынешний космический полет уже шестой по счету. Конечно, среди астронавтов NASA были люди, летавшие в космос по 7 раз, но их полеты были обычно недолгими, ведь каждая экспедиция "шаттла" по времени занимает недели две. А Сергей Крикалев дважды участвовал в многомесячных экспедициях на станцию "Мир" (в 1988-89 и 1991-92 годах), дважды летал на "шаттлах" и был в составе первого долговременного экипажа МКС, который прибыл на станцию 2 ноября 2000 г. и провел там 4 месяца.
    К моменту нынешней экспедиции на МКС общий космический стаж Крикалева составлял 625 дней и он занимал по этому параметру четвертое место после Сергея Авдеева (747 дней), Валерия Полякова (678 дней) и Анатолия Соловьева (651 день). 11-й экипаж МКС проработал в космосе уже почти два месяца (с 17 апреля 2005 г.), так что Сергей Крикалев уже вышел на вторую строчку в списке космических долгожителей, а в августе он выйдет на первую. Вернуться на Землю 11-й экипаж МКС должен в октябре 2005 г.
    Сейчас Сергей Крикалев и бортинженер МКС Джон Филлипс готовятся к приему очередного грузового корабля "Прогресс". Он должен стартовать с Байконура 17 июня и состыковаться с МКС 19 июня 2005 г. Чтобы освободить для него стыковочный порт в кормовой части модуля "Звезда", завтра 15 июня от МКС отстыкуют старый корабль "Прогресс", который заполнили мусором и уже не нужным оборудованием.
    (по материалам NASA)

Таинственный спутник Сатурна показал свое истинное лицо

Специалисты NASA продемонстри-ровали мировой общественности первую фотографию самого крупного спутника Сатурна, Титана. Она представляет собой мозаику из множества фотографий, сделанных аппаратом Huygens.

Космический аппарат Cassini продолжает пополнять имеющуюся у нас информацию о Сатурне и его спутниках. Так, наконец удалось получить первые в истории фотографии самого крупного спутника этой планеты - Титана. NASA уже опубликовала их на своем официальном сайте.

Стереографическое изображение Титана, имеющееся в настоящий момент у исследователей американского космического агентства, представляет собой своеобразную мозаику из множества фотографий, сделанных аппаратом Huygens, отделившимся от Cassini еще в рождественскую ночь 2004 года. Ранее снимки поверхности Титана уже делались самим Cassini, однако они не давали столь подробной информации о планете, как фотографии, которые удалось получить при помощи Huygens.

До плотных слоев атмосферы Титана Huygens добирался более двух недель, после чего стало возможно фотографирование им поверхности спутника. Снимки делались последовательно по ходу снижения аппарата с расстояния от 3 км до 800 м от поверхности спутника. На изображении, полученном из комбинации снимков Huygens, можно рассмотреть на поверхности Титана особые каналы, очевидно, образованные потоками из жидкого метана, который находится на Титане в жидкой фазе.

Ученым удалось не только смоделировать истинное "лицо" спутника, но и получить множество сведений об атмосфере Титана и его поверхности. В частности, стало известно, что атмосфера этого небесного тела состоит из комбинации азота и жидкого метана, выполняющего роль воды. На поверхности Титана обнаружены кратеры различного происхождения (ударного и вулканического), вулканы и следы их извержения.

В целом ученые отмечают, что поверхность Титана представляет собой типичную картину для молодой планеты. Особые радарные изображения Титана, также полученные при помощи Huygens позволили исследователям сделать вывод о том, что на поверхности Титана находятся огромные массивы углеводородного льда, имеющего пористую структуру. На полученных снимках эти массивы выглядят как обширные темные пятна.

Зонд аппарата приземлился на поверхность Титана на точку, отмеченную на опубликованном NASA изображении белым эллипсом. В данном месте поверхность планеты состоит в основном из смеси частиц водного и метанового льда.

Получение первых снимков Титана является, по признанию ученых, большим прогрессом в изучении этой планеты. Однако они говорят, что это отнюдь не открывает все тайны Титана и впереди нас ждет еще множество открытий.

Напомним, что Титан считается молодой планетой с огромным разнообразием природных условий, что ставит его в один ряд с Землей или Марсом. Строение его атмосферы временами бывает очень схожим со строением атмосферы над Антарктидой Земли с ее озоновыми дырами, что особо привлекает внимание ученых. "Yтро" уже писало о том, что исследователи, изучая Титан, надеются приоткрыть завесу над тайной возникновения жизни во всей Солнечной системе. При этом, по словам тех же ученых, существование жизни на самом Титане невозможно.

Адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/05/19/439496.shtml