Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Русский вклад:

АЛЕКСЕЙ ФАНТАЛОВ: ВАН ЗАЙЧИК И ЕГО "ЕВРАЗИЙСКАЯ СИМФОНИЯ"

Автор: Алексей Фанталов

Ван Зайчик (Рыбаков и Алимов) и его <Евразийская симфония> были очень популярны году, этак в 2000. Тогда книги о Багатуре Лобо (<ланчжуне Палаты Наказаний>, - то бишь следователе-оперативнике) и Богдане Оуянцеве Сю (работнике <Возвышенного Управления этического надзора>, по нашему - прокуроре) не опасались читать даже профессора философии и <светские> снобы. <Евразийская симфония> приобрела восторженных почитателей и яростных хулителей. В чем же причина подобного успеха?

Книги серии (всего их пять: <Дело жадного варвара>, <Дело незалежных дервишей>, <Дело о полку Игореве>, <Дело лис-оборотней>, <Дело победившей обезьяны>) выходили в свет в период расцвета модных разговоров о <многополярности> и Евразии. Венцом политики многополярности было назначение Евгения Примакова (специалиста по Ближнему Востоку) на пост премьера в 1999 году и разворот самолета Евгения Максимовича над Атлантикой в стиле Чкалова. Тогда у нас много говорилось о необходимости тесного военно-политического сотрудничества России, Индии, Ирана, Китая.

Идея же евразийства (если не вспоминать послереволюционных эмигрантов - Карсавина, Устрялова и др.) пришла в массовое российское сознание с подачи Льва Гумилева (<Россия - евразийская страна>) и, позднее - Александра Дугина.

Правда, в книгах Ван Зайчика <Евразия> понимается как синтез, прежде всего, России и Китая (с буддистской прослойкой между ними). А ни Гумилев, ни Дугин никогда не считали союз с Поднебесной перспективным для нашего отечества. Но это уже детали :).

Второй (а может быть первой) причиной успеха является жанр смешения детектива с альтернативной историей.

Согласно концепции Гумилева, Россия во второй половине 13 века находилась в симбиозе с Золотой ордой Батыя. Известно, что сын и наследник Батыя Сартак был христианином (несторианского вероисповедания, но все же) и побратимом Александра Невского. Казалось, возможной перспектива образования новой синтетической христианской цивилизации Евразии. Однако, после смерти Батыя, его брат Берке (принявший ислам и опиравшийся на купеческий капитал Поволжья) победил Сартака и стал ханом Золотой Орды, изменив политику последней. Тем не менее, сотрудничество с князем Александром он не прекратил, ибо к тому вынуждали геополитические интересы (борьба с Литвой, Польшей, Венгрией и т.д.). Любопытно, что эта коллизия повторилась еще раз. Берке был сменен язычником ханом Тохтой. А тот, в свою очередь, проиграл хану Узбеку. Последний осуществил окончательную исламизацию Золотой орды, при сохранении тесного союза с Москвой. Но то был уже не <симбиоз>, а <сговор> (по терминологии Льва Гумилева).

В альтернативном мире <Евразийской симфонии> Сартак побеждает Берке и становится ханом (<Александр Невский и хан Сартак сплотили навеки великую Ордусь>). Далее, в перспективе, при неясных обстоятельствах происходит воссоединение <Ордуси> с китайской частью империи.

События романов Рыбакова и Алимова происходят в наше время, в русском улусе <Ордуси>. Столица русского улуса - Александрия Невская расположена на месте Петербурга. Сама великая Ордусь, занимающая львиную долю Евразии, находится в мирных, но не всегда дружественных отношениях с цивилизацией Запада. Уже есть ноутбуки, Интернет, чаты и др. (что также работает на успех романа - вообразите чат, в котором Багатур Лобо знакомится с китайской принцессой!).

Удачно, кстати, и такая мелочь, как оформление серии. Например, обложка первого романа, использовавшаяся в рекламе, изображает Исаакиевский собор <в китайском стиле> и вместо Медного всадника на Гром-камне - конную статую Александра Невского.

Багатур Лобо и Богдан Рухович Оуянцев Сю, умелыми совместными действиями пресекают происки внутренних и внешних недоброжелателей державы. В <Дело жадного варвара> они раскрывают козни Хаммера Шмороса, крупного западного финансиста, ведущего дела с Ордусью под личиной <друга>, и его местных агентов, братьев Ландсбергисов. Образ Шмороса представляет собой некий гибрид Арманда Хаммера и главного филантропа современности, <лучшего друга российских ученых>.

<Дело незалежных дервишей> (словосочетание говорит само за себя) повествует о южных сепаратистах и их правителе Кучуме (роман был написан в пору конфликта с Украиной), поддерживаемых европейскими интеллектуалами (имя взято реальное - Глюксман J).

В <Дело о полку Игореве> дается интересный образ <антисистемы> (появившийся явно под влиянием работ Льва Гумилева). <Слово о полку> - книга с сильным, но негативным содержанием (в сущности, в конфликте правы были половцы, а отнюдь не Игорь, вероломно нарушивший мирный договор), сотни лет, подобно мине замедленного действия, ждет своего читателя. И вот появляется обиженный мальчик (Козюлькин). Идея Великой Обиды находит плодородную почву, прикладываясь к текущей реальности. Формируется антисистема.

Совсем не глуп интеллектуальный поединок между несчастным злодеем Козюлькиным (несмотря на комичность фамилии) и Богданом Оуянцевым Сю. Козюлькин отстаивает примат <кровного родства>, Богдан - общность убеждений. Козюлькин говорит, что первый вариант предпочтительнее, поскольку родовые кланы всегда могут проникнуть в партии и клубы (дабы захватить в них руководство), сами же остаются герметично закрытыми для чужаков. Богдан на это возражает что-то вроде <время покажет>.

<Дело лис-оборотней> строится на смешении черт китайской и русской культур. Волшебные лисы (дальневосточный вариант демона-суккуба) проникают в окрестности Соловецкого монастыря и соблазняют подданных русского улуса.

События <Дела победившей обезьяны> происходят в некоем провинциальном городе Мосыкэ (Рыбаков с Алимовым петербургские литераторы J). Идея романа состоит в том, что даже в гармоничном обществе всегда найдутся несчастливые люди, и это потенциально является источником опасности для всех. Мысль вполне христианская, согласующаяся со словами Достоевского о том, что человечество не может быть по-настоящему счастливо, пока не переменится физически (то есть, после <Страшного Суда>).

Роман является сатирой, с одной стороны, на давний раскол писательской организации на <демократов> и <патриотов> с дележом ЦДЛ, с другой - на более широкое противостояние опять-таки <демократов> и <коммунистов>. Объект спора - некая пирамида у кремлевской стены, в которой захоронена мумия фараона по имени Мина (!) (дар французских археологов). Измученный их конфронтацией, мосыковский градоначальник решается на <противуправное деяние>.

Поскольку представителям <либеральной общественности>, тесно сориентированной на Запад, идея евразийства всегда была глубоко неприятна, они возмущались пропагандой <евразийского рейха> у <Ван Зайчика>, осуществляющейся <под стук пивных кружек в городе на Неве и славном городе Мюнхене> (из дискуссии на <Радио Свобода>).

Но Рыбакова с Алимовым нельзя назвать <патриотами> в общепринятом в России смысле этого слова. Они фантасты и технократы. А значит - стараются воздать <всем сестрам по серьгам>. Достается и Западу, с его суетой; и жадным миллиардерам, и <незалежным сепаратистам>; и отечественным демократам, коммунистам, патриотам, чиновной номенклатуре. При этом во всех авторы стараются показать и что-то хорошее. Эпиграф серии - <Плохих людей нет>.

То есть, этакий альтернативный китайско-российский Советский Союз. С частной собственностью, социальными гарантиями, стабильностью и китайским императором во главе. И, надо сказать, мир у писателей получился достаточно убедительный и уютный. В нем хочется жить (чего не скажешь, например, про мир <Ночного дозора> Лукьяненко). В Ордуси гармонично расцветают все вероисповедания, да и атеисты чувствуют себя хорошо.

В нашем же реальном мире, политологи постоянно твердили о том, что союз с Китаем опасен для России, что это "чужая культура", которая поглотит нас (не говоря уже о перепаде в демографии). А надо ориентироваться на "европейские ценности". На самом деле, в этих разговорах сквозит опасение "российской элиты" потерять свое привилегированное положение, оказавшись в китайском мире. Но эти усилия не пропали даром. И вот мода на романы Ван Зайчика сошла на нет (не достигнув популярности, скажем, "Макса Фрая"). Да и в политике идея многополярности сильно потускнела. Страх "элиты" перед Востоком оказался сильнее обиды на Америку.

Алексей Фанталов

Европа Иллюстрация с сайта http://www.depoltravel.ru/excurs.php%5Ewc=38&wk=3&eid=230&kid=125...


Обсудить на форуме >>

Источник:   www.politolog.h11.ru
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 06.06.2005 11:36:14


[Другие статьи раздела "Русский вклад"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4584
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: