FoxЖурнал: Русский вклад:
АЛЕКСЕЙ ФАНТАЛОВ: МАКС ФРАЙ
Автор:
Алексей Фанталов
То, что <Макс Фрай> - женщина, выяснилось только прошедшей зимой. Говорят, издатели хотели использовать брэнд самостоятельно, и Светлане Мартынчик пришлось срочно спасать свой раскрученный псевдоним.
Забавно было видеть, как вытянулось лицо одной девицы, слегка влюбленной в оного Фрая. Хотя женский стиль заметен в романах. Они не кровожадны и вполне комфортны - то есть соответствуют дамскому представлению о романтике. Как выразилась <самая большая любовь героя>, леди Меламори: <Женщина - всегда сумасшедшая птица! Запомни это Макс!>. Мужчина такого бы не написал.
В Средние века из больших произведений наиболее популярными были два литературных жанра - рыцарский роман и героический эпос. Первый жанр, повествующий об удивительном благородстве рыцарей, преимущественно рассчитан на восприятие прекрасными дамами. Второй (рассказывающий о жестокости и вероломстве) - создавался для слушателей-мужчин. Интересен промежуточный вариант - <Кудруна>. Этот поэтический эпос напоминает <Песнь о Нибелунгах>, но в нем абсолютно нет трагического колорита (несмотря на драматизм описываемых событий), зато есть какая-то пародийность.
Любопытна, кстати, эволюция самого этого понятия <романтика>. Изначально под ним понималось противостояние одинокого героя обществу, стихиям, небу. Сразу представляется ночь, луна, развалины башен, уханье сов и фигура какого-нибудь бледного отверженного Манфреда <со взором горящим>.
В советское время, естественно, такому безобразию места не было. Поэтому под термином стали понимать сперва <романтику гражданской войны>, а в хрущевско-брежневское время - геологоразведочные экспедиции и просто турпоходы <за туманом и за запахом тайги>.
Ну а в наш век слово приватизировали женщины. Романтика в их понимании - ужин при свечах в дорогом отеле, оканчивающийся красивой любовью. Или - та же любовь под пальмами. Или - на белоснежном океанском лайнере.
Вот что говорит по этому поводу Дибров в интервью <Аргументам и фактам>:
- Часто ли в вашей жизни встречались женщины, которым были бы интересны не столько вы, сколько ваши деньги?
- Постоянно. Даже, может, не столько деньги... Такие женщины имеют, как правило, за пазухой пару-тройку олигархов, у которых действительно есть деньги. Правда, бывает так, что, едва-едва выскочив из постели олигарха, она тихонько порхает ко мне на переднее сиденье и говорит, как лучше всего проехать дворами, чтобы спрятаться от его наблюдения. Значит, деньгами его она пользуется, а за романтикой едет в мою холостяцкую бригантину.
Как пелось в советской песне <бригантины поднимают паруса>.
В сущности, теперь под <романтикой> понимается буржуазный комфорт - вещь, прямо противоположная изначальному смыслу слова. Женщины в массе своей буржуазны (то есть, одержимы нормальным инстинктом самосохранения).
А <средний класс> (за исключением бандитов) женственен, как женственна вся сфера услуг. И в силу женского нарциссизма этот класс нуждается в непрерывной лести по поводу своей <успешности> и превосходству над <неудачниками>. Каковую лесть середняки и получают от рекламщиков (не безвозмездно J).
Комична, кстати, такая вещь, как психоз <евроремонта>. Мода на стерильность в жилых помещениях (в кухне - как в операционной) выдает глубоко запрятанный невроз, известный как <боязнь грязи>. Под маской <любви к жизни> скрыт страх перед ней.
Интересно будет наблюдать момент, когда средний класс (или значительная его часть) окажется не нужен <элите> (которая в современном обществе России и мира олицетворяет <мужское начало> - если не по исконной своей природе, то хотя бы по статусу).
Но вернемся к Мартынчик (она же Фрай).
В чем же причины успеха ее книг? В верно избранной таргет-группе. Если, согласиться с тем, что говорил Садальский в интервью одной очень массовой газете: <книги Донцовой рассчитаны на тех, кто торгует на рынке>, то эпопея о Фрае создана, прежде всего, для граждан, сидящих в офисах.
Чем привлекают творения Людмилы Мартынчик ее читателей? Полагаю, элементом <приключенческой вседозволенности> (если не считать эксплуатации современного интереса к миру магии и волшебства.). Людям, по восемь часов парящимся за офисным столом, и занимающимся скучной (хотя и неплохо оплачиваемой работой) хочется отождествить себя с бесбашенным героем, которому море по колено и все удается без особенных усилий.
Ну конечно, разорвать все опутывавшие в земном существовании связи, <почувствовать абсолютную свободу>, <начать жизнь с чистого листа> - к этому же нас призывают буквально с каждого столба. А то, что <абсолютной свободы> не бывает и за безответственность по отношению к окружающим придется платить - остается за кадром.
Для тех кто не читал и не станет - главным героем, <Альтер эго> писательницы является Максим Фрай (<Макс>), человек из России конца 20 века, попавший в Иной мир и неплохо там прижившийся. Об этом рассказывает цикл книг под названием <Лабиринты Ехо>. Ехо - некий фантастический город, где правят маги. А надзирает за порядком некий <орган>, в котором незаменимым работником оказывается наш Макс. В каждом из романов он выполняет определенную миссию. Например, препровождает престарелого великого Мага в Страну мертвых.
Отдельно от <Лабиринтов> существует популярный роман <Мой Рагнарек>. В нем Фраю поручено устроить эсхатологическую битву, сыграв роль предводителя Сил тьмы - скандинавского великана Сурта. Макс оживляет мертвецов (среди которых Герман Геринг налаживает ему люфтваффе), но при этом вновь все переигрывает и срывает провиденциальный замысел.
Оппонентами Фрая в <Рагнарек> выступают Один со своими валькириями и олимпийские боги (!). Врагами - жестокие боги Месоамерики и Мировой змей Ермунганд. Олимпийские боги живут в романе в горах Эфиопии и летают на аэропланах начала 20 века, поднимая их своей божественной силой (которая иссякает). Поэтому им трудно было бы тягаться с техникой Фрая, если бы последний не испытывал к ним тайное сочувствие.
Вообще, мягко говоря, вольное обращение с богами и Богом особенно характерно для романа <Мой Рагнарек> (приводить примеры - то есть тоже кощунствовать я не буду).
Забавно видеть, как свою эрудицию Мартынчик черпает из энциклопедии <Мифы народов мира>. Вплоть до того, что главный герой презентует эту книгу Афине Палладе (!).
Особняком в творчестве Мартынчик стоит <Идеальный роман> - множество коротеньких текстиков, неплохо пародирующих популярные литературные жанры: детективы, исторические романы, фэнтази и пр.
For example:
ОРХАНАК ИЗ МАНГАДИИ, ГЕРОЙ ТРЕХ МИРОВ
МЕЧ ХАЛЬГАРАНИ (ЧАСТЬ 2)
Тихий гул поднимался к сводам старой крепости. Орханак не знал, что это
такое, но это было хорошо, как быстрый бег крови по замерзшему телу после
стакана горячего вина. Глоса привстала на цыпочки и тихо ахнула от восторга:
"Это Хавры, Орх! Они возвращаются!"
На Хаврах мы и закончим.
Алексей Фанталов
(: 2) Дата публикации: 26.05.2005 19:26:28
[Другие статьи раздела "Русский вклад"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|