ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: НОВОСТИ КОСМОСА

Эволюция - это, возможно, всего лишь инсталляция.

Краткое содержание выпуска:
  • ЧЕРНАЯ ДЫРА НЕСЕТСЯ НА ЗЕМЛЮ
  • Большой Взрыв гремит в интернете
  • Индия запустила два спутника
  • Коррекция орбиты МКС
  • НАСА ищет замену шаттлу
  • Украина готовит планы создания собственного спутника связи
  • Орбита МКС поднята для стыковки с "грузовиком"
  • Проведена одноимпульсная коррекция орбиты МКС
  • В Роскосмосе не уверены, что "Дискавери" стартует к МКС в июле
  • Запуск спутника NOAA-N отложили из-за электрических проблем
  • NASA "оживит" застрявший марсоход
  • Зафиксирована гамма-вспышка длительностью 50 мс
  • NASA проведет новые испытания внешнего топливного бака перед отправкой "шаттла" обратно в сборочный корпус
  • Астероиды помогут объяснить, почему заблудился Pioneer-10
  • Астрономы открыли 12 новых спутников Сатурна
  • НАСА: Вселенная конечна и невелика
  • Планеты у далеких звезд: новые перспективы
  • Человек впервые увидел планету Озирис

ЧЕРНАЯ ДЫРА НЕСЕТСЯ НА ЗЕМЛЮ

Ученые смогли зафиксировать черную дыру в области Млечного Пути. Родившаяся при взрыве сверхновой звезды в глубинах нашей Галактики, она движется в направлении Солнечной системы, "поедая" попадающиеся на пути старые звезды.

Черная дыра, получившая обозначение GRO J1655-40, была обнаружена с помощью орбитального космического телескопа "Хаббл".

Черная дыра направляется к Солнечной системе и находится от нее на расстоянии от 6 до 9 тыс. световых лет. Скорость ее перемещения была оценена примерно в 10 км/с. Это свидетельствует о том, что она представляет собой движущиеся обломки, образовавшиеся после взрыва звезды.

Дыра постепенно поедает звезду-компаньона, вытягивая из нее газы и увеличивая, таким образом, собственную массу. Этот процесс создает реактивную струю, подобную той, что происходит в паяльной лампе. Звезда уносится от черной дыры на скорости, составляющей заметную долю скорости света. Астрономы называют этот эффект "микроквазаром": он представляет собой уменьшенную модель черных дыр, живущих в ядрах чрезвычайно активных галактик, известных как квазары. На сегодняшний день это второй микроквазар, открытый в границах Млечного Пути.

Никакой зримой опасности для нашей планеты дыра не представляет. Она движется по такой траектории, что минимальное расстояние между нами составит в конечном итоге около 1 тыс световых лет. Этой точки объект достигнет лишь через 200 млн лет.

Уникальность обнаруженного объекта заключается в том, что он подтверждает теорию рождения определенной части черных дыр в результате взрыва сверхновых звезд. Ранее астрономы уже обнаружили наличие чудовищных по своей массе - в миллионы раз превосходящих наше Солнце - черных дыр. Но они ведут себя спокойно, находясь в ядрах Галактик, а не путешествуют по ним.

Небо в последние дни радует нас сюрпризами. Напомним, что сегодня Земля проходит сквозь своеобразный шлейф, сопровождающий комету Темпеля-Туттля, мелкими осколками которой являются Леониды. На этот раз это не просто метеорный поток, а настоящий "метеоритный дождь". При нем количество падающих метеоров превышает 1 тыс/км в час.

Для жителей Земли Леониды опасности не представляют, поскольку основная их часть не превышает по размерам песчинку. Они сгорают в атмосфере, но космическим аппаратам, находящимся выше атмосферы, некоторый ущерб все-таки причинить могут. Красочное космическое явление на этот раз сможет наблюдать с борта Международной космической станции ее нынешний экипаж - Валерий Корзун, Сергей Трещев и Пэгги Уитсон. Однако москвичи этой красоты не увидят из-за пасмурной погоды.

Автор - Светлана ЗАХАРОВА
    Адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/20021119114410111865.shtml

Большой Взрыв гремит в интернете

Большой Взрыв звучал вовсе не как большой взрыв в современном понимании: он был, скорее, похож, на шум огромного реактивного самолета, пролетающего на высоте 100 футов (около 30 метров) над вашим домом, считает физик, который воссоздал звуковую атмосферу первых моментов существования Вселенной.

На мысль провести подобное исследование Джона Креймера из Университета штата Вашингтон в Сиэтле натолкнул 11-летний ребенок, во что бы то ни стало пожелавший узнать, на что был похож этот самый Большой Взрыв, создавший Вселенную 13 млрд. лет назад.

Звуки Большого Взрыва можно теперь услышать на сайте профессора Креймера. Они были реконструированы с помощью следа, который Большой Взрыв оставил в форме микроколебаний в температуре космического пространства. Эти звуки относятся к первым 760 тысячам лет существования Вселенной, когда ей было всего 18 млн. лет от роду.

Во время Большого Взрыва звуковые волны прорывались через необыкновенно горячее вещество, из которого состояла Вселенная. Волны сдавливали и растягивали вещество, нагревая сжатые участки, но охлаждая менее плотные. Эти звуки были настолько низки, что профессору Креймеру пришлось повысить их частоту в 100 тыс. млрд. раз. Продолжительность сделанной им записи составляет 100 секунд, во время которых частота звука постепенно сокращается, потому что по мере расширения Вселенной волны растягивались.

Звуки Большого Взрыва были извлечены из космоса в рамках проекта, который называется "Бумеранг" и базируется на теории о том, что "гиперсфера Вселенной звенит как колокол", по словам г-на Креймера. Для того, чтобы воспроизвести Большой Взрыв, потребовалось проведение отдельного эксперимента на спутнике НАСА.

Работа профессора Креймера пополнит ряд исследований Вселенной, в ходе которых был установлен, например, ее цвет - бежевый, как кофе с молоком. Вселенский кофе со сливками был обнаружен исследователями, когда они обобщили данные о цвете более чем 200 тыс. галактик, усреднив цветовые показатели каждой из них.

Источник: по материалам газеты Independent, InoPressa.ru, собственная информация CNews.ru.

Индия запустила два спутника

Утром 5 мая со второй, недавно построенной стартовой площадки космодрома Satish Dhawan Space Centre индийский ракетоноситель PSLV (Polar Satellite Launch Vehicle - ракетоноситель для вывода полярных спутников) вывел на 600-километровую орбиту сразу два спутника - полуторатонный CARTOSAT-1 и 42,5-килограммовый HAMSAT. На данный момент это максимальный груз из всех, до сих пор выводимых PSLV на орбиту.
    Спустя 1078 секунд после старта, спутник CARTOSAT-1 отделился от четвёртой ступени, а спустя ещё 40 секунд отделился и HAMSAT. Оба вышли на полярную гелиостационарную орбиту на высоте 632 х 621 км с наклонением в 97,8o к экватору.
    Разработанный и впервые успешно опробованный в 1994 году, изначально PSLV мог выводить лишь 850-килограммовые грузы. Однако за прошедшие десять лет грузоподъёмность ракетоносителя повысилась до нынешних 1600 кг.
    В настоящее время это 44,4-метровая четырёхступенчатая ракета массой 294 тонны, использующая поочерёдно твердотопливные и жидкотопливные двигатели. В послужном списке этой ракеты - восемь успешных запусков подряд, поэтому её уже считают достаточно надёжным ракетоносителем.
    Принято решение, что именно этот ракетоноситель будет использован для запуска к Луне исследовательского автоматического зонда - Chandrayaan-1.
    Что касается спутников, то первый из них - CARTOSAT-1 - представляет собой спутник оптического наблюдения, который Индия собирается использовать к картографических целях. На спутнике установлены две чёрно-белые камеры с разрешением до 2,5 метров и полосой обзора до 30 км. Эти камеры будут поставлять на Землю стереоскопические изображения. Кроме того на борту спутника располагается 120-гигабитное запоминающее устройство для хранения этих изображений.
    Второй спутник, HAMSAT, представляет собой микроспутник, использующийся международным сообществом радиолюбителей HAM. HAMSAT будет обслуживать нужды участников HAM в южноазиатском регионе.
    текст: Юрий Ильин
    Источник: КомпьюЛента
    www.ntsomz.ru

Коррекция орбиты МКС

На 18 часов 27 минут (время московское) сегодня запланировано начало операции под названием <одноимпульсная коррекция орбиты МКС>.
    Данная операция проводится с целью поддержания высотного профиля МКС двигателями причаливания и ориентации ТГК <Прогресс М-52>.
    Со времени последней коррекции орбиты 25 марта с.г. средняя высота станции уменьшилась на 4,6 км. Орбиту станции поднимут больше чем на 1,6 км до высоты в 354,8 км. В это время МКС будет пролетать над Тихим океаном между Австралией и Южной Америкой. Именно в это время информацию о ходе маневра МКС будет получать и сообщать ее в подмосковный Королев американский ЦУП в городе Хьюстон.
    Источник: http://www.federalspace.ru
    www.ntsomz.ru

НАСА ищет замену шаттлу

Директор НАСА Майкл Гриффин (Michael Griffin) решил ускорить разработку американского космического корабля, который придет на смену шаттлам.
    Как стало известно еженедельнику Space News, к концу июля космическое ведомство США выберет на конкурсной основе двух финалистов среди нескольких команд, которые ведут борьбу за право получить многомиллионный правительственный заказ на создание этого аппарата.
    Фаворитами среди них считаются группы компаний во главе с корпорацией <Локхид-Мартин> и ее соперником <Нортроп-Грумман>. Победитель будет определен уже к началу следующего года.
    Космическая инициатива президента Джорджа Буша, получившая неофициальное название <Обратно на Луну и дальше на Марс>, предусматривает первый полет <Пилотируемого исследовательского корабля> с экипажем не позже 2014 года. Однако Гриффин считает, что его необходимо сделать раньше, чтобы между <отставкой> шаттлов, запланированной на 2010 год, и появлением у НАСА нового транспортного средства не было длительного разрыва.
    <Пилотируемый исследовательский корабль> должен быть многоразовым и многоцелевым, существовать в нескольких модификациях и использоваться в различных миссиях. Ожидается, что его пилотируемый вариант сможет вместить экипаж из 6 человек. Сначала он будет задействован в экспедициях на Международную космическую станцию, а затем - к спутнику Земли, Красной планете и более отдаленным уголкам Солнечной системы.
    Модели, которые намерены предложить <Локхид-Мартин> и <Нортроп-Грумман>, выводятся на орбиту ракетой-носителем и спускаются на Землю на парашютах. В предстоящие месяцы НАСА будет уточнять требования, которым должен отвечать такой корабль.
    Источник: http://www.pereplet.ru

Украина готовит планы создания собственного спутника связи

Украина рассматривает планы создания собственного спутника связи, участия в интегрированных европейских космических проектах и возрождения ракетно-космической отрасли.
    Как сообщила пресс-служба секретариата президента Украины, об этом заявил государственный секретарь Александр Зинченко в среду в Днепропетровске, рассказывая о приоритетах проекта новой государственной программы развития ракетно-космической отрасли.
    По словам Зинченко, существующая программа, рассчитанная до 2007 года, не соответствует современным требованиям.
    Украина имеет все шансы вернуть себе статус передового космического государства. Для этого страна имеет необходимую технологическую и научно-техническую базу, заявил госсекретарь Украины.
    По его словам, президент страны Виктор Ющенко уделяет особое значение активному развитию космического ракетостроения как сферы, имеющей для страны стратегическое значение.
    В Днепропетровске Зинченко посетил Южный машиностроительный завод и конструкторское бюро <Южное>.
    При участии Украины реализуется международный проект <Морской старт>, где используется украинско-российская ракета-носитель <Зенит>.
    Источник: http://rian.ru

Орбита МКС поднята для стыковки с "грузовиком"

Орбита МКС поднята для стыковки со следующим российским <грузовиком>. Об этом корр.ИТАР-ТАСС сообщил руководитель баллистической группы подмосковного ЦУП Александр Киреев сразу после обработки телеметрической информации, поступивший в Королев с МКС.
    По словам Киреева, <с помощью двигателей причаливания и ориентации пристыкованного к МКС грузового "Прогресса М-52" орбита станции была поднята почти на 1,4 км до высоты 354,6 км>.
    <Все операции проводились автоматически по заложенной с Земли программе. Командир МКС-11 Сергей Крикалев в это время занимался инвентаризацией оборудования, которое планируется отправить на Землю на шаттле, а Джон Филлипс - ремонтировал один из фотоаппаратов>, - сообщил официальный представитель ЦУП Валерий Лындин. <Экипаж практически не заметил, как прошел маневр, космонавты лишь слышали работу двигателей>, - уточнил он.
    Источник: http://www.itar-tass.com

Проведена одноимпульсная коррекция орбиты МКС

Очередные рабочие сутки на орбите для экипажа 11 основной экспедиции Международной космической станции в составе командира - космонавта Сергея Крикалева и бортинженера Джона Филлипса - были по-прежнему интенсивны и насыщены выполнением как технических, так и научных работ.
    Средствами грузового транспортного корабля <Прогресс> была осуществлена одноимпульсная коррекция орбиты. Сегодня Международная космическая станция имеет новые параметры орбиты:
    Период Т = 91,569 мин
    Наклонение i = 51,66 град.
    Hmin = 352,21 км
    Hmax = 375,91 км
    Подъем орбиты составил 1,2 км.
    Среди <забот> экипажа техническое обслуживание системы обеспечения жизнедеятельности, работа с резервными средствами связи, а также проведение работ по программе Американского сегмента.
    Несмотря на большой объем работ, экипаж в обязательном порядке уделяет внимание занятиям спортом: как и ранее, вчера экипаж выполнил все физические упражнения в полном объеме.
    Системы Международной космической станции функционируют нормально, за исключением вышедшего из строя <Электрона> (замена одного из блоков планируется в июне с.г.), члены экипажа чувствуют себя хорошо.
    Источник: http://www.federalspace.ru

В Роскосмосе не уверены, что "Дискавери" стартует к МКС в июле

В Роскосмосе не уверены в том, что американский шаттл <Дискавери> стартует к Международной космической станции (МКС) в июле 2005 года. Такое мнение в беседе с РИА <Новости> высказал в преддверии переговоров с партнерами из США директор пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
    <В воскресенье мы вылетаем в США, где в частности будем обсуждать вопросы возобновления полетов шаттлов. Оптимизма по поводу запуска "Дискавери" в июле у нас пока нет>, - сказал он.
    Вместе с тем Краснов не исключил, что НАСА сможет реализовать оригинальный технический ход, заменив на <Дискавери> проблемный топливный бак на аналогичный, но снятый с челнока <Атлантис>.
    "Не исключено, что топливный бак они переставят со второй машины - с <Атлантиса> на <Дискавери>, - предположил Краснов.
    Таким образом, по его словам, можно выйти на заявленные ранее сроки первого после катастрофы челнока <Колумбия> запуска шаттла <Дискавери>.

Запуск спутника NOAA-N отложили из-за электрических проблем
    Запуск ракеты Delta 2 с метеоспутником NOAA-N, который должен состояться на космодроме базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии, дважды откладывался на сутки из-за слишком сильного ветра. Тогда сообщалось, что ветер - единственная проблема и что никаких технических неполадок, препятствующих запуску нет. Зато они появились, когда ветер стих.
    Этот запуск должен был состояться вчера 13 мая в 3:22 по местному тихоокеанскому времени (14:22 мск). Однако он опять был отложен на сутки из-за проблем с электрическими системами на стартовой площадке. За несколько часов до старта возникли проблемы в системе электропитания насосной станции, подающей на стартовую площадку воду, которая используется для охлаждения стартового стола и шумопоглощения во время запуска. Окно запуска составляло всего 10 минут, и техники не успевали провести необходимые ремонтные работы, поэтому первую ступень ракеты не стали заполнять жидким кислородом, а старт перенесли на 24 часа.
    Запуск должен состояться сегодня 14 мая в то же время - 3:22 по местному времени (14:22 мск).
    Спутник NOAA-N со стартовым весом 1420 кг планируется вывести на круговую полярную орбиту высотой 865 км. Он должен заменить метеоспутник NOAA-16, работающий с сентября 2000 г., на котором возникли проблемы с некоторыми приборами и который уже выработал свой ресурс, составляющий 2 года.

NASA "оживит" застрявший марсоход

Сотрудники NASA готовятся к тому, чтобы извлечь марсоход Opportunity из инопланетных песков, где он неожиданно застрял около двух недель назад. Условия, в которых находится аппарат сейчас, попытались смоделировать на Земле. В среду Opportunity направили первые <антикризисные> инструкции, сообщает ABC News.
    В момент аварии шестиколесный аппарат двигался вверх по склону с достаточно рыхлым грунтом. 26 апреля он успел пройти всего 40 метров, а потом колеса начали буксовать. Потребовалось еще некоторое время, чтобы обнаружить <нештатную> ситуацию и прекратить движение.
    Опасаясь дальнейших ошибок, инженеры NASA приняли решение не рисковать и опробовали несколько методов <вождения по бездорожью> на наземном симуляторе. Для испытаний пришлось изготовить специальные смеси из сыпучих материалов, близкие по свойствам к марсианской почве. Стратегия, выработанная в результате, предписывает марсоходу медленный поэтапный спуск.
    Opportunity - второй из аппаратов, приземлившихся на Марсе в январе 2004 года. Вначале предполагалось, что его миссия продлится всего 90 дней, но исследовательская программа обоих марсоходов все еще не завершена.

Зафиксирована гамма-вспышка длительностью 50 мс

13 мая 2005 г.
    Ученым NASA удалось зафиксировать и определить координаты самой короткой на сегодняшний день гамма-вспышки. Она продолжалась всего 50 миллисекунд. Это действительно выдающийся результат, поскольку гамма-вспышки - это совершенно непредсказуемые явления, они могут появиться в любой точке небосвода и в любой момент времени. До сих пор космические телескопы фиксировали и успевали определить координаты только вспышек, длящихся более 2 секунд.
    Рекордно короткая вспышка, которая получила название GRB 050509B, была зафиксирована 9 мая космическим телескопом Swift, который как раз и предназначен для поиска и исследования гамма-вспышек. Менее чем за минуту космический телескоп Swift в автоматическом режиме настроился на эту вспышку и произвел съемку ее послесвечения. В послесвечении вспышки содержится информация о причине того взрыва, который вызвал эту вспышку. Астрономы полагают, что короткие и длинные гамма-вспышки вызывают разные взрывы. Длинные вспышки являются следствием взрывов массивных звезд в очень далеких галактиках, а природа коротких вспышек, продолжающихся менее 2 секунд, пока невыяснена (как раз по причине их скоротечности).
    В данном случае слабое послесвечение гамма-вспышки GRB 050509B продолжалось около 5 минут. Причем его зафиксировал рентгеновский телескоп Swift'а, а телескоп, работающий в ультрафиолетовом и оптическом диапазоне длин волн, ничего не заметил. Наземные телескопы, которым были переданы координаты вспышки, также не смогли обнаружить послесвечение. Астрономы полагают, что такая гамма-вспышка произошла при столкновении черных дыр или нейтронных звезд. Вспышка GRB 050509B произошла на расстоянии около 2,7 млрд световых лет от Земли вблизи галактики, состоящей из старых звезд. Это соответствует существующей теории о том, что источниками коротких гамма-вспышек являются старые нейтронные звезды и черные дыры. Более длинные гамма-вспышки характерны для молодых далеких галактик, в которых много молодых массивных звезд.
    (по материалам NASA)

12 мая 2005 г.

Первые испытания внешнего топливного бака "шаттла" Discovery на стартовой площадке были проведены 14 апреля. Тогда бак заполнили топливом (жидким водородом и жидким кислородом), чтобы посмотреть, где и в каких количествах на нем образуется лед. Все это было необходимо для проверки эффективности конструктивных изменений бака, сделанных после катастрофы "шаттла" Columbia. Цель этих модернизаций состояла в том, чтобы свести к минимуму образование льда на поверхностях бака и предотвратить повреждение "шаттла" осколками этого льда во время запуска.
    Испытания топливного бака показали, что, несмотря на принятые меры, лед на некоторых поверхностях бака все равно образуется и это представляет определенную опасность. В итоге руководство NASA решило внести новые изменения в конструкцию бака, причем сделать это решили на втором топливном баке, который предназначался для второго стоящего в очереди "шаттла" Atlantis (это будет быстрее и проще). Поэтому Discovery отправят со стартовой площадки обратно в сборочный корпус, где и установят на новый переделанный топливный бак (на который в частности установят новый нагреватель, препятствующий образованию льда на поверхности верхней части бака). О двух твердотопливных ускорителях никакого разговора не было, так что они, по всей видимости, останутся прежними.
    Однако менеджеры NASA решили перед перевозкой Discovery провести еще одно испытание топливного бака на стартовой площадке. Все пройдет по старой схеме: бак заполнят топливом и посмотрят, как пройдет образование льда. Особое внимание будет уделено проблемным областям (топливопроводы, клапаны и т.п.). Руководство NASA надеется, что новые испытания позволят лучше понять, из-за чего возникают проблемы. Репетицию заправки топливного бака планируется провести на следующей неделе. Обратно в ангар "шаттл" Discovery отправится в конце мая.
    (по материалам Space.com)

Астероиды помогут объяснить, почему заблудился Pioneer-10

12 мая 2005 г.

В американском университета George Mason нашли новый способ узнать, что именно заставило аппарат Pioneer-10, покинувший Солнечную систему, отклониться от исходной траектории. Беспилотный космический корабль, запущенный в 1972 году, удалился от Земли примерно на 12 миллиардов километров, но ученые все еще пытаются поддерживать с ним связь.
    Последние сигналы, которые Pioneer-10 отправил на Землю, свидетельствовали о неожиданном замедлении его движения. Поскольку расстояния до ближайших небесных тел велики, и влияние их гравитации мало, ученые затруднились объяснить отклонение от курса на 400 тысяч километров. С 22 января 2002 года, когда сигнал был получен, было выдвинуто несколько гипотез, связывающих поведение космического аппарата с малоизученными феноменами наподобие "темной материи" или нарушениями закона всемирного тяготения за пределами Солнечной системы.
    Гарри Пейдж и его сотрудники из университета George Mason в штате Виржиния предложили исследовать, не ведут ли себя похоже "естественные" космические тела, удаленные от Солнца на сравнимые расстояния. С этой целью ученые "отобрали" 15 астероидов, траектории которых выходят за пределы орбиты Плутона. Один из них - астероид 1995SN55 диаметром около 370 километров - провел в "аномальной" зоне последние 54 года, и его отклонения от предсказанного пути должны быть наибольшими. Пейдж утверждает, что уже предварительные наблюдения указывают на некоторое смещение.
    Исследователи надеются, что крупные обсерватории предоставят им доступ к более мощным телескопам для уточнения результатов. Некоторые ученые, однако, склоняются к тому, что необходимо направить по следам "Пионера" еще один космический аппарат и посмотреть, что произойдет с ним.

Астрономы открыли 12 новых спутников Сатурна

Гавайские астрономы обнаружили у Сатурна 12 новых спутников, сообщает BBC. Все они представляют собой космические тела неправильной формы диаметром от 3 до 7 километров. По мнению ученых, источник небольших "лун" - астероидный пояс, откуда они были "извлечены" притяжением Юпитера и Сатурна.
    Версию о захвате подтверждает то, что 11 из 12 тел обращаются вокруг планеты в направлении, отличном от свойственного "основным" спутникам. Об этом же свидетельствует сильная вытянутость и исключительно большой - порядка 20 миллионов километров - диаметр орбит.
    Открытие было сделано в декабре с помощью 8,3-метрового телескопа Subaru, принадлежащего Национальной астрономической обсерватории Японии и расположенного на Гавайских островах. Однако официальное подтверждение, потребовавшее использования другого телескопа, последовало только сейчас.
    Предыдущую группу спутников Сатурна обнаружил аппарат Cassini. Теперь их насчитывается 46, и в этом отношении Сатурн уступает только Юпитеру, имеющему 63 "луны".

НАСА: Вселенная конечна и невелика

Данные, полученные космическим аппаратом НАСА, озадачили астрономов и с новой остротой поставили вопрос о возможной ограниченности Вселенной. Имеются свидетельства того, что она, кроме того, неожиданно мала (по астрономическим, естественно, масштабам), и только вследствие своеобразного "оптического обмана зрения" нам кажется, что нет ей конца и края.

Сумятицу в научном сообществе вызвали данные, полученные американским зондом WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe), работающим с 2001 года. Его аппаратура измеряла флуктуации температуры реликтового микроволнового излучения. Астрономов, в частности, интересовало распределение величин ("размеров") пульсаций, поскольку оно может пролить свет на процессы, происходившее во Вселенной на начальных стадиях ее развития. Так, если бы Вселенная была бесконечной, диапазон этих пульсаций был бы неограниченным. Анализ полученных WMAP данных о мелкомасштабных флуктуациях реликтового излучения подтверждал гипотезу о бесконечной вселенной. Однако выяснилось, что в больших масштабах флуктуации практически исчезают.

Компьютерное моделирование подтвердило, что подобный характер распределения флуктуаций возникает только в том случае, если размеры Вселенной невелики, и в них просто не могут возникнуть более протяженные области флуктуаций. По мнению ученых, полученные результаты свидетельствуют не только о неожиданно малых размерах Вселенной, но и о том, что пространство в ней "замкнуто само на себя". Несмотря на свою ограниченность, края как такового Вселенная не имеет - луч света, распространяясь в пространстве, должен через определенный (большой) промежуток времени возвратиться в исходную точку. Из-за этого эффекта, например, астрономы Земли могут наблюдать одну и ту же галактику в разных частях небосвода (да еще с разных сторон). Можно сказать, что Вселенная - это зеркальная комната, в которой каждый предмет, находящийся внутри, дает множество своих зеркальных образов.

По данным моделирования, результаты наблюдений WMAP свидетельствуют о том, что Вселенная представляет собой набор бесконечно повторяющихся додекаэдров - правильных многогранников, поверхность которых образована 12 правильными пятиугольниками. Именно такую форму имеют знакомые всем футбольные мячи. При этом, по мнению астрономов, сходство между "додекаэдровой" моделью Вселенной и данными WMAP просто "потрясающее", и они "соответствовали друг другу гораздо лучше, чем можно было вообразить".

Если результаты будут подтверждены, наши взгляды на Вселенную будут нуждаться в серьезной коррекции. Во-первых, она окажется относительно небольшой - около 70 млрд. световых лет в поперечнике. Во-вторых, становится возможным наблюдать всю Вселенную целиком и убедиться в том, что в ней везде действуют одни и те же физические законы.

Источник: по материалам журнала New Scientist.

Планеты у далеких звезд: новые перспективы

Через десять лет после открытия первой планеты за пределами Солнечной системы начинается новый этап исследований - поиск в иных звездных системах планет земной группы, изучение их характеристик и поиск признаков жизни на них. Так считают участники юбилейной международной конференции, которая на прошлой неделе проходила в институте космического телескопа Хаббла в Балтиморе.

До сих пор подавляющее большинство из 155 известных науке планет в иных системах - так называемых экзопланет - составляют планеты типа <горячего Юпитера>. Это газовые гиганты, находящиеся в непосредственной близости от материнской звезды и обращающиеся вокруг нее с периодом в несколько земных суток. Тем не менее, это вовсе не означает, что планеты, похожие на Землю, Венеру или Марс - уникальное явление. В настоящий момент возможность обнаружения планет земного типа ограничивается чувствительностью астрономических инструментов. При помощи наиболее распространенного сейчас доплеровского метода - измерения периодических вариаций радиальной скорости звезды - определяется гравитационное воздействие планеты на движение звезды в пространстве, приводящее к ее незначительному <покачиванию> относительно общего центра масс. Этот метод позволяет обнаружить присутствие в иной системе только очень близких к звезде и массивных небесных тел.

Результаты многочисленных обзоров так называемых <нормальных> звезд в непосредственных окрестностях Солнечной системы показали, что только около 6% из них имеют планеты, похожие на Юпитер и Сатурн. Как сообщает CNN, Джефф Мэрси (Geoff Marcy) из университета штата Калифорния в Беркли делает вывод о том, что доля звезд с планетами такого типа на более удаленных орбитах будет аналогичной. Это означает, что у 85% звезд планеты-гиганты отсутствуют, что согласуется с одной из наиболее популярных сейчас теорий образования планетных систем, согласно которой формирование ядер планет из тяжелых элементов протопланетного облака значительно реже сопровождается захватом и удержанием газовых фракций - основных составляющих планеты-гигантов. Излучение в областях звездообразования настолько велико, что буквально <сдувает> газ с молодых планет, оголяя их тяжелые ядра, которые со временем и превращаются в планеты, похожие на Землю. <Я уверен в том, что большинство планет - это именно планеты земной группы, которых мы пока не видим - утверждает Мэрси. - Было бы противоестественно и практически невероятно, если бы они не сформировались в результате конденсации материи протопланетных облаков>.

Несмотря на то, что чувствительность доплеровского метода повысилась настолько, что недавно оказалось возможным определить наличие в иной системе планеты размером с Нептун, эксперты считают, что он практически неприменим для обнаружения менее массивных объектов на значительно более далеких орбитах. Более перспективным в этом случае считается затменный (или транзитный) метод, основанный на регистрации изменения светимости звезды при прохождении планеты по ее диску. При помощи этого метода уже открыто 7 планет - правда, все они пока относятся к классу <горячих Юпитеров>. В настоящее время ведутся широкомасштабные обзоры различных популяций звезд с целью обнаружения затменных явлений. По этой же программе работает и небольшой канадский спутник MOST (Microvariability and Oscillations in Stars). А через три года Европейское Космическое Агентство планирует запуск крупного космического телескопа Kepler, специально предназначенного для поиска планет при помощи высокоточной фотометрии. Еще один способ обнаружить планеты земной группы на достаточно большом расстоянии от звезды основан на эффекте микролинзы, когда происходит гравитационное искривление и усиление излучения другого источника, находящегося за исследуемым объектом.

<Прогресс в области развития астрономической техники настолько очевиден, что уже через несколько лет мы будем способны изучать планетные системы у множества звезд нашей галактики>, - утверждает один из организаторов симпозиума г-н Марио Ливио (Mario Livio).

<Уверен, в течении ближайшего десятилетия мы убедимся в том, что вокруг почти каждой <нормальной> звезды обращаются планеты земного типа на расстояниях, позволяющих существование умеренной температуры и совместимых с привычными нам формами жизни>, - дополняет его Тим Браун (Tim Brown) из Национального Центра Атмосферных Исследований.

<Мы живем в фантастическое время, когда невозможное становится возможным>, - подводит итог Мишель Мэйджор (Michel Mayor) из Женевской обсерватории, первым обнаруживший в 1995 г. внесолнечную планету у звезды 51 Пегаса.

Человек впервые увидел планету Озирис

Две группы американских астрономов объявили о том, что им удалось получить первые изображения планеты в иной системе. Несмотря на то, что об аналогичном открытии в прошлом году уже объявили две другие исследовательские группы, важность нового открытия не подлежит сомнению.

Начало 2005 г. ознаменовалось качественным рывком в поиске планетных систем за пределами Солнечной системы. Если еще в конце прошлого года в официальном каталоге экзопланет Медонской обсерватории под Парижем их числилось 133, месяц назад - 145, то к настоящему времени известно уже в общей сложности 152 планеты в 134 звездных системах. Установить факт наличия планет в них до сих пор удавалось лишь косвенными методами - по доплеровским смещениям линий в спектре звезды, вызванным ее движением вокруг общего центра масс системы, либо по периодическому ослаблению блеска звезды, если планета затмевает ее диск.

Особенность нового открытия в том, что на этот раз удалось зарегистрировать непосредственное излучение самих планет в инфракрасной области спектра, тем самым получив их изображения. В видимой области спектра это сделать гораздо труднее - отраженный от планеты свет <тонет> в лучах самой звезды. Авторы открытия - исследовательские группы Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра, возглавляемая Дэвидом Шарбоно (David Charbonneau), и группа под руководством Дрейка Деминга (Drake Deming) из центра космических полетов НАСА имени Годдарда.

Первая или одна из первых увиденных человеком далеких планет уже имеет имя - Озирис. Она обращается вокруг звезды HD 209458, которая находится на расстоянии 150 световых лет от нас в созвездии Пегаса; вторая имеет обозначение TrES-1 и находится на расстоянии 500 световых лет в созвездии Лиры.

<Мы действовали, как в хорошем детективе, - говорит Дэвид Шарбоно. - Из предыдущих наблюдений методом транзитов (прохождений планеты перед диском звезды) нам было уже известно, что планета TrES-1 существует. Так же, как все планеты Солнечной системы, она должна являться источником инфракрасного излучения. В строго определенный момент мы направили инфракрасный телескоп космического телескопа Спитцера НАСА на звезду, вокруг которой она обращается. И внезапно увидели саму планету. Это было незабываемое чувство! Когда, после анализа данных, я понял, что мы непосредственно регистрируем отблеск дальних миров, я пришел в настоящий восторг>.

Особенность планет типа TrES-1 состоит в том, что плоскость ее орбиты практически перпендикулярна к плоскости изображений, так что орбита наблюдается <с ребра>. Поэтому планета периодически то частично затмевает звезду, то проходит позади нее и затмевается самой звездой. Видеть планету непосредственно можно только в короткие моменты до и после вторичного затмения, когда она отражает максимум света. Шарбоно и его коллеги воспользовались тем, что в инфракрасной области спектра яркость планеты <лишь> в 400 раз меньше яркости звезды, в то время в видимом диапазоне разница составляет 10 тыс. Для регистрации они использовали широкоугольную инфракрасную камеру, разработанную в Смитсоновской обсерватории.

Как сообщает Space.com, планета TrES-1 по массе и размеру очень похожа на Юпитер, но обращается по практически круговой орбите радиусом 6,1 млн. км., т.е. располагается ближе к центральной звезде, чем ближайшая к Солнцу планета - Меркурий. температура ее поверхности составляет не менее 1 тыс. градусов. Планета отражает около 31% падающего на нее света. Планета в системе звезды HD 209458, получившая обозначение HD 209458b, обращается также очень близко к центральной звезде - на расстоянии около 7 млн. км, транзитные прохождения происходят примерно через 3,5 земных суток. Планета примерно в 100 раз массивней Юпитера, по сделанным ранее оценкам температура на ее поверхности составляет около 10 тыс. градусов.

<Это только начало - первый <светлячок>, которого нам удалось увидеть в темноте, - заявил воодушевленный Шарбоно. - Раньше мы даже не могли себе представить то разнообразие планетных миров, которые открываются сегодня нашему взору. Я уверен, что очень скоро мы будем изучать целые колонии таких <светлячков>.

В сентябре 2004 года о получении первых изображений планеты в иной системе объявила группа астрономов из Южной Европейской обсерватории ESO. С помощью телескопа VLT им удалось получить изображение планеты, обращающейся вокруг тусклой звезды - коричневого карлика 2М1207, расположенного на удалении 230 световых лет от Солнца. Тогда же об аналогичном открытии, сделанном чуть ранее с помощью телескопа Хаббла, объявила исследовательская группа из университета штата Пенсильвания.

Астрономы надеются на то, что крупномасштабные программы поисков экзопланет с использованием комплекса наземных телескопов, как, например, трансатлантический обзор экзопланет (Trans-Atlantic Exoplanet Survey), помогут открыть тысячи новых планет в иных системах. Их более детальное изучение станет возможным при помощи космических телескопов. В частности, путем сравнения химического состава атмосфер множества экзопланет на разных стадиях эволюции ученые надеются уточнить законы формирования планетных систем вокруг звезд.

Обзор скомпанован Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации, © http://fox.ivlim.ru "Fox журнал" Май 2005 г.

Дата публикации: 18.05.2005 22:51:01