ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: НОВОСТИ КОСМОСА

Краткое содержание выпуска:

• SOHO нашел источник быстрого солнечного ветра
  • Ракета "Зенит" совершила еще один "морской старт"
  • Российское участие в запусках спутников с "Морского старта" минимально
  • Роскосмос и ЕКА подписали соглашение о полете на МКС астронавта
  • Загрязнение атмосферы Земли над Азией видно даже из космоса
  • Зонд Cassini обнаружил в окрестностях Энцелада подозрительные частицы пыли
  • В России создано пять центров аэрокосмического мониторинга лесов
  • Астрономические Этюды
  • Черная дыра выкинула звезду из Галактики
  • На зонде Mars Express скоро начнет работу радар
  • Ученые РАН построили глобальный радиотелескоп "Квазар"
  • Последний "Титан" стартовал с мыса Канаверал
  • В мае с Байконура будет осуществлено два космических запуска
  • США запустили ракету Титан и вывели на орбиту секретный груз
  • Увеличение экипажа МКС до шести человек планируется к 2009 году
  • Первый белорусский спутник "БелКА" будет выведен на орбиту Земли
  • В России создают новый космодром
  • С полигона на острове Уоллопс успешно запущена геофизическая ракета

SOHO нашел источник быстрого солнечного ветра

Космический телескоп SOHO, работающий в рамках совместного проекта ESA/NASA, нашел источник быстрого солнечного ветра в магнетизированной атмосфере Солнца.
    Китайско-немецкая группа исследователей обнаружила магнитные структуры в солнечной короне, в которых образуется быстрый солнечный ветер. Используя фото- и допплеровские карты, полученные с помощью приборов SOHO, ультрафиолетового и радиационного спектрометра (SUMER) и магнитограммы с резонатора Майкельсона (Michelson Doppler Imager), они смогли зафиксировать процесс образования солнечного ветра в воронкообразных магнитных полях, связанных с линиями магнитной сети вблизи поверхности Солнца. Эти наблюдения позволят лучше понять магнитную природу образования солнечного ветра и потоков солнечной плазмы, а также их влияние на атмосферу Земли.
    <Много лет ученые наблюдали потоки быстрого солнечного ветра исходящие из так называемых корональных дыр (областей с низкой плотностью, возникающих над поверхностью там, где магнитное поле Солнца открывается в межпланетное пространство). Но, только комбинируя комплексные наблюдения с помощью SOHO и новейшие методы исследований, мы смогли обнаружить источники солнечного ветра внутри корональных дыр. И мы полагаем, что образование быстрого солнечного ветра происходит в корональных воронках со скоростью приблизительно 10 км/с, на высоте 20 тыс. над фотосферой. Хотя тонкости магнитной структуры области образования солнечного ветра для нас, по прежнему, остаются тайной>, - сказал профессор Чуаний Ту (Chuanyi Tu) из Пекинского университета.
    Солнечный ветер (СВ) состоит из протонов, альфа-частиц, тяжелых ионов и электронов, летящих от поверхности Солнца. Различают две разновидности ветра - быстрый СВ и медленный СВ. Быстрый движется со скоростью 3 млн. км/ч, а медленный - со скоростью 1,5 млн км/ч. Исследование природы и происхождения солнечного ветра является одной из основных задач солнечной обсерватории SOHO, пишет Max Planck Sosiety.
    Источник: CNews.ru

Ракета "Зенит" совершила еще один "морской старт"

Вчера 26 апреля в 11:31 по московскому времени с плавучей платформы Odyssey стартовала ракета <Зенит 3SL> с разгонным блоком ДМ. Как всегда плавучий космодром находился в акватории Тихого океана на экваторе в точке с координатой 154o западной долготы. Через 30 минут после старта ракета <Зенит> вывела на переходную геосинхронную орбиту телекоммуникационный спутник Spaceway 1, принадлежащий оператору службы прямого спутникового телевизионного вещания компании DIRECTV. Это был 16-й запуск для системы <Морской старт>.
    Стартовый вес спутника Spaceway 1 составлял 6067 кг. Это новый рекорд для коммерческих телекоммуникационных спутников. Предыдущий принадлежал спутнику Inmarsat 4-F1 весом 5960 кг, который в марте этого года был выведен в космос ракетой Atlas 5, стартовавшей с космодрома на мысе Канаверал.
    Связь со спутником Spaceway 1 была установлена через 50 минут после старта. В ближайшее время он должен выйти на заданную геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и зависнуть над экватором над точкой с координатой 102,8o западной долготы. Спутник будет работать в системе телевизионного вещания, которая обслуживает 13,9 млн подписчиков DIRECTV на территории американского континента. Его коммерческая эксплуатация должна начаться этим летом. В конце 2005 г. к спутнику Spaceway 1 должен присоединиться спутник Spaceway 2, а в 2007 году два спутника - DIRECTV 10 и DIRECTV 11, и тогда новая система спутникового вещания DIRECTV заработает на полную мощность.

Российское участие в запусках спутников с "Морского старта" минимально

Выводить на орбиту спутники на ракете <Зенит>, стартующей с океанской платформы <Одиссей> на экваторе, выгодно, однако, российское участие в этом проекте остается небольшим.
    Об этом РИА <Новости> сообщил российский эксперт, принимавший участие в создании проекта <Морской старт>, комментируя успешный вывод на орбиту американского спутника Spaseway F1.
    "Российское участие в этом международном коммерческом проекте практически ограничивается поставками разгонных блоков, который производит РКК <Энергия> для собираемой на суверенной теперь Украине ракеты <Зенит>, - отметил он.
    <Лишь небольшая часть прибыли, получаемая американо-украинско-норвежским СП "Морской старт", поступает в "Энергию", и, хотя подмосковный ЦУП продолжает отслеживать эти старты, интерес к ним постепенно снижается из-за небольшой доли российского участия>, - пояснил российский эксперт.
    По его словам, выводить спутники на орбиту с экватора выгоднее, чем с российских космодромов.
    <Объясняется это тем, что при запусках, например, с Байконура, расположенного на широте 46 градусов, неизбежно проведение энергозатратных маневров для разворота плоскости пуска в плоскость экватора>, - пояснил он.
    По словам эксперта, чем дальше от экватора расположен космодром, тем в меньшей степени может быть использован эффект от вращения Земли. Украинская ракета-носитель <Зенит> при пуске из экваториального района способна вывести на геостационарную орбиту спутник с массой в два раза большей, чем при старте с Байконура.
    <Вот почему возникла идея создать плавучий ракетно-космический комплекс>, - отметил эксперт.
    Говоря о технологии подготовки к <Морскому старту>, представитель РКК <Энергия> пояснил, что после перехода в точку старта плавучая платформа <Одиссей> приводится в полупогружное состояние, а ракета устанавливается на пусковой стол.
    После проведения предстартовой подготовки весь персонал и экипаж со стартовой платформы эвакуируется на сборочно-командное судно, находящееся в пяти километрах от места пуска. Запуск и дальнейший контроль осуществляются по радиосвязи.
    Комплекс <Морской старт> позволяет выводить на геостационарную орбиту спутники массой до трех тонн, на геопереходную орбиту - до шести тонн, а на низкие околоземные орбиты с наклонением до 90 градусов - до 11 тонн.
    В консорциум <Морской старт>, созданный в 1995 году, входят американская компания <Боинг>, британско-норвежская компания <Кварнер Групп>, конструкторское бюро <Южное> (Украина), производственное объединение <Южмаш> (Украина) и РКК <Энергия> (Россия).

Роскосмос и ЕКА подписали соглашение о полете на МКС астронавта

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и Европейское космическое агентство (ЕКА) подписали соглашение о полете на Международную космическую станцию (МКС) астронавта ЕКА Томаса Райтера в июле 2005 года.
    Об этом говорится в сообщении, опубликованном в среду на сайте Роскосмоса.
    <Это соглашение является частью пакета двусторонних соглашений между Роскосмосом и НАСА с одной стороны и ЕКА и НАСА - с другой>, - говорится в сообщении Роскосмоса.
    Кроме того, рабочая группа Роскосмоса во главе с начальником управления пилотируемых программ Алексеем Красновым завершила работу в ЕКА по подготовке документов по организации полета на МКС Томаса Райтера. Основной задачей было техническое и научное насыщение программы полета.
    <Астронавт ЕКА Томас Райтер должен отправиться на станцию в июле 2005 года и станет первым представителем ЕКА, которому предстоит работать на МКС в составе основной экспедиции>, - сказал Краснов, отметив, что астронавт начнет работу с экипажем 11-й экспедиции и закончит ее во время пребывания на станции уже 12-й экспедиции.
    Согласно соглашению, астронавт ЕКА, являясь членом основного экипажа международной космической станции, будет выполнять не только научную программу, но и служебные операции, предусмотренные программой функционирования станции.

Загрязнение атмосферы Земли над Азией видно даже из космоса

Загрязнение атмосферы Земли над Азией хорошо видно из космоса, а пелена смога даже мешает качественному фотографированию.
    Об этом сообщил на первой послеполетной пресс-конференции российский космонавт Салижан Шарипов, вернувшийся на землю 25 апреля вместе с астронавтами Лероем Чиао и Роберто Виттори. <Как представителям землян в космосе, нам очень обидно, что мы ее так эксплуатируем - мы с высоты видели, как загрязнена атмосфера: над Азией постоянно висит смог - мы даже не могли сфотографировать Землю>, - сокрушенно отметил российский космонавт.
    Говоря о попытках разглядеть на фотоснимках Великую китайскую стену, Шарипов констатировал, что ее невозможно рассмотреть. <Стена сливается с природным фоном, и даже при большом увеличении мы не смогли определить ее местонахождение>, - сказал он.
    Рассказывая о своих ощущениях после двух дней пребывания на земле, Шарипов отметил, что хотя адаптация проходит нормально, у него периодически наблюдаются головокружения. <Голова кружится, но это нормальное явление после полугода пребывания на орбите>, - рассказал он.
    Командир 10-й экспедиции на МКС Лерой Чиао также отметил некоторую слабость и головокружение. <Адаптация после полугодовой работы на орбите проходит дольше, чем после моих полетов на американских "шаттлах" - а я летал на них три раза>, - подчеркнул он.
    Говоря о своих планах на послеполетный отдых, Шарипов рассказал, что собирается поехать к себе на родину в Киргизию. <Я поеду отдыхать в горы, в Тянь-Шань, - если нет полетов, я стараюсь делать это каждые полгода>, - сказал он.
    Вместе с тем астронавт краткосрочной экспедиции посещения Роберто Виттори уже хоть сейчас готов отправиться в длительный космический полет. <Я уже готов лететь снова, и уже в длительный полет. Моя жена, которая сейчас находится здесь, в зале, к счастью, не понимает по-русски, но вы ей не переводите>, - под одобрительный смех журналистов сказал Виттори.
    <Я думаю, это был мой "крайний" полет>, - сообщил, со своей стороны, американский астронавт Лерой Чиао. <У нас в США много молодых астронавтов, им также хочется в космос, а я теперь буду работать на земле>, - отметил он.

Зонд Cassini обнаружил в окрестностях Энцелада подозрительные частицы пыли

Исследовательский зонд Cassini, который сейчас работает на орбите Сатурна, обнаружил в окрестностях Энцелада (один из спутников Сатурна) пылевые частицы, происхождение которых пока точно не идентифицировано. Возможно, их наличие говорит о существовании вокруг Энцелада пылевого облака, а, может быть, их <родиной> является самое внешнее кольцо Сатурна - кольцо E (кстати, орбита Энцелада располагается именно в этом кольце).
    Сейчас ученые занимаются определением характеристик этой пыли с помощью имеющегося на Cassini анализатора космической пыли. Для завершения этих исследований потребуется еще 2-3 пролета зонда мимо Энцелада, и тогда можно будет точно сказать, что является источником этой пыли.
    Кстати, в начале миссии зонда Cassini ученые и не предполагали, что Энцелад окажется таким интересным объектом, так что научную программу исследований уже планируют перекраивать. В частности планируется выполнить следующий облет Энцелада (14 июля 2005 г.) на более низкой высоте, чтобы получить более точные данные. Раньше предполагалось, что Cassini пролетит на расстоянии 1000 км от поверхности Энцелада, а теперь предполагается снизить высоту до 175 км.
    В этом году Cassini выполнил два облета Энцелада - 17 февраля на высоте 1167 км и 9 марта на высоте 500 км, и в обоих случаях были зафиксированы потоки пылевых частиц. Это очень мелкие частицы, размер самых больших из них не превышает 0,1 мм.
    Во время этих облетов в окрестностях Энцелада были обнаружены также ионы воды (это работа имеющегося на Cassini магнетометра). Возможно, эти ионы являются частью очень тонкой атмосферы Энцелада. Вообще-то, Энцелад - это довольно небольшой спутник (его диаметр составляет 500 км), поэтому его гравитационного поля не хватает, чтобы удерживать атмосферу сколько-нибудь продолжительное время. Так что для поддержания атмосферы нужен какой-то постоянный и довольно мощный источник. Все это и предстоит выяснить во время следующих облетов Энцелада.
    Текст: Е. Волынкина
    По материалам Spaceflight Now

В России создано пять центров аэрокосмического мониторинга лесов

В России создано пять центров аэрокосмического мониторинга состояния лесов, говорится в сообщении пресс-службы МПР, поступившем в РИА <Новости> в четверг.
    <Созданы пять центров аэрокосмического контроля в составе региональных подразделений Центральной авиабазы охраны лесов от пожаров, они располагаются в Москве, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Красноярске и Хабаровске>, - отмечается в документе.
    В сообщении говорится, что Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) определило порядок работы и финансирования центров дистанционного мониторинга состояния лесопользования на территории лесного фонда России.
    В функции центров дистанционного контроля входит определение приоритетных районов проведения мониторинга, организация космических и аэросъемок, оперативный сбор и обработка первичной информации совместно с территориальными органами Рослесхоза.
    Система аэрокосмического мониторинга позволяет отслеживать незаконную заготовку древесины на главном этапе контроля - лесосеке, подчеркивается в сообщении. После сверки с выданными лесорубочными билетами дешифрированные снимки являются официальным документом для предъявления претензий в суде.
    Сегодня потери бюджетов всех уровней от незаконных рубок превышают пять миллиардов рублей, отмечается в документе.
    По мнению руководителя Рослесхоза Валерия Рощупкина, слова которого приводятся в сообщении, одним из главных преимуществ аэрокосмического мониторинга является то, что он полностью исключает человеческий фактор. Снимки из космоса невозможно опровергнуть в суде.
    <Рослесхоз не преследует цели разорить арендаторов. Главная задача - выработать эффективную систему предотвращения лесонарушений>, - подчеркнул Рощупкин.

Астрономические Этюды

Выйдя около 21 часа на улицу, мы, высоко над головой, увидим гигантский летне-осенний треугольник из ярких звёзд Веги (a Лиры), Денеба (a Лебедя) и Альтаира (a Орла).

Созвездия Лебедь и Орел как раз пересекают небесный меридиан над точкой юга, как говорят астрономы, эти созвездия находятся в верхней кульминации. Этот факт позволяет нам оценить звёздное время в момент наблюдения. Звёздное время равно прямому восхождению звезды, пересекающей меридиан над точкой юга. Сейчас, около 21 часа по московскому времени, в верхней кульминации находится Альтаир, прямое восхождение которого a = 19ч50м. Следовательно, и звёздное время равно этому значению.

В созвездии Орла легко найти звезду n Орла - классическую пульсирующую переменную звезду-цефеиду, блеск которой меняется на 1,2m за 7,2 суток.
    В созвездии Лебедя, которое в виде гигантского креста вытянулось вдоль серебристой полосы Млечного Пути, в небольшой телескоп можно увидеть сразу несколько красивых двойных звёзд: Альбирео (b), Садр (гамма), Дженах (эпсилон). Чуть восточнее Денеба в хорошую ночь, даже в небольшой телескоп можно различить туманное пятнышко - диффузную газовую туманность NGC 7000 "Северная Америка". Своими очертаниями она действительно удивительно похожа на знакомый нам континент - Северную Америку. Справа от неё располагается менее яркая туманность "Пеликан" (IC 5067-0). Две эти туманности, размер которых составляет примерно 50 световых лет, удалены от нас на расстояние 1500 световых лет и разделены тёмным облаком, поглощающим излучение.
    Западнее Лебедя видно созвездие Лиры. Под звездой Вега можно увидеть маленький ромбик. В нем между звездами b и ? можно увидеть знаменитую планетарную туманность "Кольцо" (М57) - объект, в который превратится наше Солнце через 5 млрд. лет.

Под Лебедем, чуть восточнее Альтаира, хорошо заметен маленький ромбик не очень ярких звёзд - созвездие Дельфина. Две главные звезды этого созвездия, a и ,b соответственно называются Суалокин и Ротанев. Интересна история, связанная с названием этих звёзд. Многие исследователи в XIX веке пытались узнать смысл названий в похожих латинских и арабских словах, но их поиски оказались тщетными. В действительности, все оказалась значительно проще, и этим названиям мы обязаны шутке известного итальянского астронома Пиацци. Если читать эти два слова сзаду наперёд, то из Ротанев Суалокин выйдет Николаус Венатор. Но известно, что одним из сотрудником Палермской обсерватории, в которой директорствовал Пиацци, был Николас Какчиоторе, скончавшийся в 1841 г. Но на итальянском языке какчиотре означает охотник, т.е. на латыни - венатор (venator). Итак, эти две звезды просто носят латинизированные и перевернутые имя и фамилию Николая Кокчиоторе. Звезда d - Денеб-аль-Дельфини имеет название вполне арабского происхождения и переводится как "хвост дельфина". Красивейшей двойной является звезда ? Дельфина. Две звезды 4m и 6m оранжевого и зелёного цветов отстоят друг от друга на расстоянии около 11" (угловых секунд).
    Очень много легенд связано с этим созвездием. По одной из них, во время морского путешествия известного поэта, музыканта и певца Ариона, моряки решили убить его, чтобы ограбить. Перед смертью Арион попросил, чтобы ему разрешили в последний раз спеть песню. Его пение было столь красивым, а слова у песни столь привлекательны, что моряки на некоторое время забыли о нем. Арион, исполнив песню, бросился в море. Очарованный его пением дельфин подхватил уже обессилившего и начавшего тонуть Ариона и вынес его на берег, спася ему жизнь. По другой версии, дельфина прислал, очарованный пением Аполлон, или даже сам Аполлон приплыл в образе дельфина, чтобы спасти его.
    Сам Аполлон, правом данным ему его божественным началом, поместил, в знак признательности, Дельфина на небо в виде созвездия.

На северо-востоке, вблизи зенита, видны два ярких созвездия - Кассиопея и Цефей.

На западе во всей своей красе блистает созвездие Геркулеса. В нём между звёздами ? и ? при хороших условиях, вдали от города, можно даже невооружённым глазом различить туманное пятнышко - шаровое звёздное скопления М13 (NGC 6205).
    В телескоп диаметром зеркала 10-15 см при увеличении около 100х скопление сначала кажется шаром из звёзд, равномерно скучившихся к центру. Однако внимательные наблюдатели давно заметили, что наиболее яркие звёзды по краям скопления образуют отчётливые тонкие цепочки. А в середине XIX в. несколько астрономов, наблюдавших с гигантскими рефлекторами лорда Росса, обнаружили, что на фоне звёзд М13 видны три тёмные полосы, делящие скопление на три неравных части. Удивительно, но через некоторое время о них забыли, и в течение почти сотни лет ни в одном из руководств по наблюдениям и путеводителей по звёздному небу о полосах не упоминается. Лишь в 80-х гг. нашего века их переоткрыл знаменитый наблюдатель из США Дж. Бортль, а за ним увидели и остальные. Занятно, но ни цепочки, ни полосы практически никогда не получаются на фотографиях, и лишь на недоэкспонированных, слабых снимках, когда центральная часть скопления ещё не успевает "выгореть", можно заметить тёмный "пропеллер" из соединяющихся в одной точке полос.

На северо-западе, между созвездиями Малая Медведица и Геркулес, извивается созвездие Дракона. Его голова как раз находится под ногой Геркулеса (звезды ).

Источник: http://www.mynebula.narod.ru

Черная дыра выкинула звезду из Галактики

Ученые из Центра астрофизики Гарварда - Смитсона утверждают, что им впервые удалось наблюдать звезду, которая покинула нашу Галактику и устремилась в межгалактическое пространство. Сейчас она находится на расстоянии около 180 тыс. световых лет от Земли.
    Что же побудило звезду, которая по размерам в три раза превышает Солнце, спешно покинуть насиженное место? Оказывается, она спокойно "паслась" в центре Млечного Пути, пока не встретилась с гравитационным полем гигантской черной дыры, притаившейся неподалеку. Именно под его воздействием звезда смогла набрать скорость, превышающую 2 млн км/ч, и вырваться со своей орбиты. Как утверждают астрономы, сейчас она движется по направлению к пустоте межгалактического пространства.
    Это наблюдение не только подтверждает уже известную теорию о существовании ускоряющихся звезд, но и предположение о том, что Млечный Путь вращается вокруг черной дыры, говорит Уоррен Браун, один из группы астрономов, сделавших открытие. Ничем другим объяснить невиданную доселе скорость звезды нельзя.
    Между тем этому небесному телу еще повезло, ведь уже давно известно, что черные дыры могут вести себя очень агрессивно. Всего месяц назад специалистам из американской обсерватории Chandra удалось запечатлеть глобальный катаклизм, когда черная дыра массой около миллиарда солнц сожрала громадный кусок материи. Из-за своего вращения прожорливая бездна разбросала большую часть "обеда" вокруг в виде горячего газа. Он разлетелся в окружающее пространство в виде двух симметричных облаков размером по 650 тыс. световых лет каждое, которые хорошо были видны на снимке.
    А год назад другая дыра на глазах изумленных наблюдателей разорвала слишком близко подошедшую звезду и поглотила ее кусок. "При небольшом растяжении звезда может выжить, но та, что мы наблюдали, была растянута слишком сильно... Она попала в очень нехорошее соседство", - сообщил тогда руководитель исследовательской группы из Института Планка Стефани Комосса. Перед тем как исчезнуть в жерле черной дыры, оторванная часть звезды разогрелась до невообразимой температуры, а затем взорвалась, испустив мощный импульс рентгеновского излучения, который затмил все прочие звезды в этой галактике. Комментируя случившееся, ученые заявили тогда, что Солнцу такая судьба не грозит - эта дыра на него не покусится. Зато они не могли утверждать того же самого относительно ее сородичей.
    Автор - Андрей БУЗЫКИН
    Источник: http://www.utro.ru/articles/2005/02/09/406038.shtml

На зонде Mars Express скоро начнет работу радар

Европейский зонд Mars Express, который работает на орбите Марса, в мае этого года должен начать съемку поверхности Марса с помощью радарной системы. Телескопические штанги радарной системы планируется развернуть в первой половине мая. Если эта операция пройдет успешно, то радар MARSIS сможет начать работу. Этот радар может видеть не только то, что происходит на поверхности Марса, но и то, что находится под этой поверхностью. А там могут быть несколько разных слоев, в том числе слой воды.
    Всего в радарной системе MARSIS три штанги. Период их разворачивания определен довольно жестко - с 2 по 12 мая 2005 г. Каждую штангу будут разворачивать отдельно и очень медленно. Две таких штанги имеют длину 20 м каждая, а третья - 7 м. Сначала развернут длинные штанги, а через несколько дней - короткую. Если все пройдет успешно, то после трех недель тестирования радар MARSIS начнет исследования поверхности и подповерхностного слоя Марса.
    Отметим еще, что радар MARSIS - это результат совместной разработки Римского университета и Лаборатории реактивного движения NASA.
    (по материалам ESA)

Ученые РАН построили глобальный радиотелескоп "Квазар"

Российская академия наук завершила крупномасштабный проект создания в стране национальной радиоинтерферометрической сети <Квазар>.
    Его стоимость оценивается в 40 млн долларов. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщил сегодня член-корреспондент РАН Андрей Финкельштейн, директор Института прикладной астрономии - головной организации астрономического проекта.
    По словам ученого, гигантский интерферометр <Квазар> состоит из трех удаленных друг от друга обсерваторий, образующих глобальный радиотелескоп на площади 12 млн кв км и разносом точек наблюдения более 4 тыс км.
    Источник: http://www.itar-tass.com

Последний "Титан" стартовал с мыса Канаверал

30 апреля 2005 года в 00:50 UTC (04:50 мск) с площадки SLC-40 Станции ВВС США <Мыс Канаверал> стартовыми командами компании Lockheed Martin Astronautics при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск ракеты-носителя Titan-403B N B-30 с разведывательным спутником NRO L-16 (2005 016A).
    Через 9 минут 35 секунд после старта космический аппарат отделился от последней ступени носителя.
    Космический аппарат принадлежит Национальному разведывательному управлению США. О его типе и назначении официально не сообщается. По данным зарубежных аналитиков, спутник изготовлен специалистами компании Lockheed Martin Missile & Space.
    Предназначен для радарной разведки. Его масса 14500 кг. В различных источниках встречаются его наименования Lacrosse F5, Onyx 2, USA-182.
    Состоявшийся запуск, который неоднократно откладывался, стал последним в истории носителя Titan-4B.
    Источник: http://www.pereplet.ru

В мае с Байконура будет осуществлено два космических запуска

На 21 мая планируется старт ракеты-носителя <Протон-М> с космическим аппаратом <Директ-ТВ-8>. Пуск российского космического корабля тяжелого класса с американским спутником связи, который обеспечит радио и телевещанием континентальную часть США, Аляску и Гавайи, намечен на 23 часа 59 минут местного времени.
    31 мая, с площадки №1 космодрома должна стартовать ракета-носитель среднего класса <Союз> с космическим аппаратом <Фотон>. Этот российский спутник предназначен для проведения научных и технологических экспериментов в условиях микрогравитации.
    Подготовка к очередным космическим запускам на космодроме Байконур идет согласно графику.
    Источник: http://www.inform.kz

США запустили ракету Титан и вывели на орбиту секретный груз

США в пятницу вечером произвели запуск ракеты <Титан> с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Как сообщает Ассошиэйтед Пресс, ракета вывела на околоземную орбиту секретный груз в интересах Национального разведывательного агентства, которое контролирует американскую космическую группировку спутников-шпионов.
    Полагают, что это предпоследний пуск <Титана>, поскольку ракета оказалась весьма дорогостоящей и требующей значительного времени на подготовку запуска. Ожидается, что последний пуск будет осуществлен в течение ближайших 12-24 месяцев с военно-воздушной базы Ванденберг в штате Калифорния.
    <Титан> был разработан корпорацией <Локхид> в конце 1950-х годов в качестве межконтинентальной баллистической ракеты для доставки ядерных боезарядов. Впоследствии она использовалась для вывода на околоземную орбиту различных грузов, а также астронавтов в рамках программы <Джемени>. В общей сложности было осуществлено около 170 запусков этой ракеты.
    На смену ей корпорация <Локхид-Мартин> разработала ракету <Атлас-5>.

Увеличение экипажа МКС до шести человек планируется к 2009 году

Увеличение экипажа Международной космической станции (МКС) с двух до шести человек планируется к 2009 году, сообщил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
    <В плане, который утвердили в январе главы агентств, переход на экипаж из шести человек планируется на 2009 год>, - сказал он в интервью, опубликованном на официальном сайте Роскосмоса.
    <Мы были вынуждены с этим согласиться. С одной стороны, это увеличение общего интегрированного экипажа. Но, с другой стороны, это зависит от выполнения обязательств нашими американскими коллегами, от появления на орбите ряда их систем и модулей>, - добавил Краснов.
    В частности, начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса упомянул о запуске и включении в состав МКС модуля Node 3. <Этот модуль предназначен для установки систем жизнеобеспечения американского сегмента, необходимых для увеличения численности экипажа>, - пояснил он.

Первый белорусский спутник "БелКА" будет выведен на орбиту Земли

Первый белорусский спутник <БелКА> будет выведен на орбиту Земли 5 декабря, сообщило посольство Белоруссии в РФ. На высоту около 510-515 километров спутник выведет российская конверсионная ракета-носитель <Днепр>.
    Использоваться космический аппарат будет для проведения геодезических, картографических и метеорологических работ в течение пяти лет.
    <БелКА> - белорусский космический аппарат дистанционного зондирования Земли, создаваемый российской ракетно-космической корпорацией <Энергия> на базе универсальной космической платформы <Виктория> по заказу Национальной академии наук Белоруссии.
    Приблизительная стоимость спутника составляет около $9 миллионов, что, как отмечается в сообщении, примерно в десять раз дешевле американских аналогов. Срок окупаемости аппарата - шесть месяцев.

В России создают новый космодром

Командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов сообщил 5 мая, что космодром создается на базе одной из дивизий Ракетных войск стратегического назначения.
    Возможности использования межконтинентальных баллистических ракет (МБР) типа <Воевода> для запуска космических аппаратов были проверены 22 декабря 2004 г.
    <Тогда впервые за 15 лет непосредственно с позиционного района ракетной дивизии Оренбургского объединения совместным боевым расчетом стратегических ракетчиков, телеметристов и представителей промышленности был успешно проведен испытательный пуск тяжелой МБР РС-20В "Воевода" (SS-18 "Сатана" по классификации НАТО)>, - напомнил командующий. "По результатам успешно осуществленного запуска ракеты руководство страны приняло решение о дальнейшем проведении испытательных пусков МБР в конверсионном варианте из позиционного района дивизии, совмещая их с запуском космических аппаратов, - сообщил Соловцов. - Ранее носители этого типа запускались в учебно-боевых целях лишь с космодрома Байконур.
    Источник: http://www.pereplet.ru

С полигона на острове Уоллопс успешно запущена геофизическая ракета

5 мая с.г. с полигона на острове Уоллопс, шт. Вирджиния, США, был осуществлен успешный пуск геофизической ракеты Terrier MK12 Improved-Orion (полетное задание NASA 41.057 DP).
    Проведенные в ходе полета эксперименты были подготовлены сотрудниками компании Innovative Business Solutions, Inc. (IBSi) во главе с Томом Хитом (Tom Heath).
    Источник: http://www.pereplet.ru

Обзор скомпанован Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации, © http://fox.ivlim.ru "Fox журнал" Май 2005 г.

Дата публикации: 07.05.2005 8:37:01