ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: ЗВЕЗДНЫЕ ХРОНИКИ И НОВОСТИ КОСМОСА

В выпуске:

• Телескоп Spitzer обнаружил пояс астероидов у звезды, похожей на Солнце
  • Обнаружена еще одна первобытная звезда
  • SMART-1 ищет на Луне места, где никогда не заходит солнце
  • Обломки космического мусора нашли друг друга на орбите
  • "Миг-31" будет выводить спутники на орбиту
  • На Байконуре началась подготовка к запуску спутника "DirecTV-8"
  • Специалисты центра Джонсона продолжают работать с обломками "Генезиса"
  • Спутник NASA провалил эксперимент по автономной стыковке
  • Южная Корея разработает спутник для наблюдения морской поверхности
  • Ракета-носитель "Зенит" выведет на орбиту телеспутник Spaceway F1
  • Один гамма-всплеск - и прощай, человечество
  • После Большого взрыва Вселенная превратилась в лужу

Телескоп Spitzer обнаружил пояс астероидов у звезды, похожей на Солнце

Космический телескоп Spitzer, который работает в ИК-диапазоне длин волн, обнаружил у звезды HD69830, которая находится на расстоянии 41 световой год от Земли, теплое пылевое облако, которое выглядит очень похоже на пояс астероидов. Если в результате дальнейших исследований это предположение подтвердится, то это будет первый пояс астероидов, обнаруженный у звезды, имеющей примерно такой же возраст и примерно такую же массу как у нашего Солнца. До сих пор подобные пояса астероидов были обнаружены только у двух звезд, и обе эти звезды намного моложе и намного массивнее нашего Солнца.
    Кстати, пояс астероидов у звезды HD69830 оказался похож на тот пояс астероидов, который имеется в нашей солнечной системе. Но отличия все же есть. Он намного толще нашего, а общая масса входящих в него астероидов примерно в 25 раз больше, чем у астероидов солнечной системы. Если бы в нашей солнечной системе пояс астероидов имел такую же плотность, то на ночном небе мы видели бы яркую полосу (как на представленном здесь рисунке). В сравнении с ним Млечный Путь смотрелся бы очень бледно.
    Кроме того, этот далекий астероидный пояс находится намного ближе к своей звезде, чем наш. Наши астероиды располагаются главным образом между орбитами Марса и Юпитера, а "чужой" весь поместился бы в пределах орбиты Венеры.
    Следует также отметить, что наличие такого пояса астероидов у звезды HD69830 может указывать на то, что у нее есть планета (и, может быть, даже не одна). В нашей солнечной системе роль "внешней стены" для пояса астероидов играет Юпитер, его мощное гравитационное поле разделило этой пояс на несколько полос. Так что может статься, что у звезды HD69830 тоже есть пока не найденная астрономами планета размером с Сатурн или даже меньше, которая является "пастухом" для множества мелких астероидов. Возможно, эту планету сможет обнаружить новый американский космический телескоп SIM PlanetQuest, который будет специализироваться на поисках планет, масса которых в 2-3 раза превышает массу Земли. Запуск этого телескопа запланирован на 2011 год.
    (по материалам NASA)

Обнаружена еще одна первобытная звезда

Международная группа астрономов, работавшая на телескопе Subaru, на котором установлен очень чувствительный спектрограф, сообщила об открытии звезды, которая на сегодняшний день является рекордсменкой по дефициту металла в ее составе. В каталоге эта звезда именуется как HE1327-2326. Спектр ее излучения указывает на то, что она, скорее всего, принадлежит к одному из первых поколений звезд во Вселенной.
    Ученые считают, что самые первые звезды сформировались через несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва. В течение этих первых нескольких сотен миллионов лет Вселенная состояла только из водорода и гелия и только потом, когда появились звезды, а в их недрах началась реакция ядерного синтеза, во Вселенной появились более тяжелые элементы. Эти более тяжелые элементы потом выбрасывались в окружающее пространство при взрывах звезд, и затем эта выброшенная материя использовалась при образовании следующего поколения звезд.
    Так что согласно этой теории, очень старые звезды должны содержать очень мало тяжелых элементов и в особенности мало железа. Например, в звезде HE1327-2326 процентное содержание железа в 250 тыс. раз меньше, чем в нашем Солнце. Но зато отношение содержания углерода и азота к железу наоборот очень высоко. Аналогичными свойствами обладает и другая звезда с резким дефицитом железа HE0107-5240, которая была открыта в 2001 году (раньше она была самой "нежелезной" звездой). Других звезд со столь низким (или приближающимся к этому уровню) содержанием железа астрономы пока не обнаружили.
    (по материалам SpaceRef)

SMART-1 ищет на Луне места, где никогда не заходит солнце

Европейский исследовательский зонд SMART-1, который находится на окололунной орбите Луны, занимается сейчас съемкой поверхности Луны. На основе этих снимков будет составлена подробная карта Луны, но эта съемка нужна еще и для того, чтобы найти на Луне такие участки, которые всегда освещены солнцем. Ученые считают, что такие участки, если они вообще существуют, находятся на вершинах лунных гор и кратеров в приполярных областях Луны.
    Если уж не удастся найти место, где никогда не заходит солнце, то SMART-1 должен найти участки, на которых продолжительность ночи минимальна.
    Все это нужно для того, чтобы подыскать подходящее место для будущей лунной базы, которую лучше всего будет установить там, где перепад между дневными и ночными температурами минимален. На экваторе Луны температура поверхности днем достигает +100oС, а ночью падает до -180oС, такое смогут выдержать далеко не все земные материалы.
    Гипотезу о существовании пиков "вечного света" на лунных полюсах впервые высказал около 140 лет назад французский астроном Камиль Фламмарион (Camille Flammarion). Теперь осталось проверить это на практике. Для этого зонд SMART-1 будет в течение года фотографировать приполярные области Луны. В принципе, он и так должен заниматься съемкой поверхности Луны для составления подробной карты.
    (по материалам SpaceDaily)

Обломки космического мусора нашли друг друга на орбите

На прошлой неделе эксперимент NASA по автономному сближению спутников на орбите закончился неудачей. Спутник DART должен был с помощью навигационной системы GPS и собственных датчиков найти на орбите и совершить сближение со спутником MUBLCOM. Минимальное расстояние между спутниками должно было составить 5 м. Однако спутник DART со своей задачей не справился: не доходя до целевого спутника 100 м, он ушел далеко в сторону на орбиту, которую он должен был занять после завершения всех маневров.
    А вот фрагменты космического мусора, коих на околоземных орбитах за время космической деятельности человечества развелось великое множество, находят друг друга без навигационных систем и бортовых компьютеров. После таких встреч обломков в околоземном космическом пространстве становится еще больше. Крупные фрагменты, которые видно в телескопы, занесены в специальный каталог. За ними следят, так как они могут представлять серьезную опасность для действующих спутников, Международной космической станции и взлетающих космических кораблей.
    Два таких столкновения были идентифицированы недавно. Одно из них произошло в январе 2005 г. Столкнулись фрагмент американской ракеты, запущенной в 1974 году, и фрагмент третьей ступени китайской ракеты Chinese CZ-4. Это случилось 17 января 2005 г. на высоте 885 км над поверхностью Антарктиды. После этого столкновения из одного фрагмента американской ракеты (начальный размер - 1 м2) получилось три обломка. Фрагмент китайской ракеты был намного меньше (по данным радарной съемки его поперечный размер составлял 0,06 м2), так что его еще более мелкие обломки зафиксировать не удалось.
    Кроме того, по обнаруженным обломкам удалось идентифицировать столкновение, произошедшее в декабре 1991 г. В нем участвовали неработающий российский навигационный спутник "Космос 1934" и фрагмент аналогичного спутника "Космос 926". Они находились на почти одинаковых орбитах высотой 980 км и наклонением 83o к экватору. В принципе два куска от спутника "Космос 1934" были обнаружены через несколько недель после столкновения, но их принадлежность была определена только недавно после исследования архивных данных.
    В упомянутых двух столкновениях участвовал "настоящий" космический мусор. Но так бывает не всегда. Несмотря на то, что за крупными кусками мусора стараются следить, катастрофы с действующими спутниками все же случаются. Первая из таких аварий была зафиксирована 24 июля 1996 г.: работающий французский спутник CERISE столкнулся с фрагментом третьей ступени французской же ракеты Ariane 1, взорвавшейся за 10 лет до описываемых событий. После этого спутник CERISE превратился в космический мусор.
    (по материалам SpaceRef)

"Миг-31" будет выводить спутники на орбиту

В рамках переговоров, состоявшихся между представителями России и Казахстана, было достигнуто соглашение о совместной разработке нового комплекса по запуску спутников. Планируется, что новая система будет более экономичной, поскольку при выводе спутников на орбиту будет принимать участие самолет-истребитель <Миг-31> и ракеты <Ишим>. Отделившись от самолета на малой высоте, ракета затем должна вывести на низкую орбиту (200 км) сам 16-килограммовый спутник.
    Миг-31 будет выводить ракету со спутником на борту на высоту от 25 тыс. до 30 тыс. метров, после чего дальнейший путь она будет совершать самостоятельно.
    Источник: CNews.ru

На Байконуре началась подготовка к запуску спутника "DirecTV-8"

На космодроме Байконур началась подготовка к запуску американского спутника связи <ДирекТВ-8> (DirecTV-8), сообщил РИА <Новости> официальный представитель Государственного космического центра имени Хруничева Александр Бобренев.
    "Запуск запланирован на 21 мая на российской ракете-носителе <Протон-М>, - сказал он.
    По словам Бобренева, космический аппарат изготовлен американской компанией . Масса спутника в заправленном состоянии - 3710 килограммов, срок активного существования на орбите - не менее 15 лет.
    Он обеспечит прием телевизионных программ в диапазонах Кu и Ка.
    Заказчиком и владельцем аппарата является компания DirecTV (штаб-квартира в Эль Сегундо, Калифорния). Компания DirecTV - крупнейший оператор спутникового телевидения на территории США, она принадлежит группе News Corporation.
    Разработчиком и изготовителем ракеты-носителя <Протон-М> и разгонного блока <Бриз-М> является центр имени Хруничева.
    Ракета-носитель <Протон> - транспортная основа Федеральной космической программы России в тяжелом классе. Этот носитель активно используется в интересах министерства обороны РФ и в коммерческой деятельности по запуску спутников.
    Модернизированная ракета-носитель <Протон-М> схожа с <Протон-К>, но имеет улучшенные энергомассовые, эксплуатационные и экологические характеристики.
    На <Протоне-М> установлена новая система управления, существенно улучшены экологические показатели, решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней ракеты-носителя.
    Применение в составе <Протона-М> увеличенных головных обтекателей позволяет более чем вдвое увеличить объем для размещения полезного груза. Увеличенный объем головного обтекателя позволяет использовать на новом носителе перспективные разгонные блоки.
    Одним из них является разгонный блок <Бриз-М> (четвертая ступень ракеты-носителя. Именно разгонный блок обеспечивает окончательное выведение спутника на целевую орбиту.
    Разгонный блок <Бриз-М> позволил повысить массу спутников, доставляемых <Протоном> на геопереходную орбиту, до шести тонн, а на геостационарную орбиту - до 3,2 тонны.
    Контракт на данный запуск заключен совместным предприятием International Launch Services (ILS), которое в 2005 году будет отмечать 10 летний юбилей (образовано 7 июня 1995 года). Предприятие осуществляет на мировом рынке маркетинг ракет-носителей тяжелого класса <Протон> (Россия) и <Атлас> (США). В состав ILS входят американская корпорация Lockheed Martin и ее российский партнер - Государственный космический центр имени Хруничева.
    Источник: http://rian.ru

Специалисты центра Джонсона продолжают работать с обломками "Генезиса"

Ученые уже приступили к анализу полученных образцов и вскоре намерены опубликовать первые результаты исследований.
    Специалисты Космического центра имени Джонсона в Хьюстоне, шт. Техас, занятые изучением обломков межпланетного зонда Genesis, сообщили, что четыре ловушки солнечного ветра, которые были установлены на космическом аппарате перенесли ударное воздействие и пригодны для дальнейшего изучения.
    Снимки образцов, а также моменты работы с ними доступны на сайте

Спутник NASA провалил эксперимент по автономной стыковке

Неудачей завершился эксперимент NASA по отработке технологии автономной стыковки в космосе, сообщается на сайте агентства.
    Запущенный 15 апреля с американской военно-воздушной базы Vandenberg Air Force Base в штате Калифорния беспилотный спутник DART (Demonstration of Autonomous Rendezvous Technology) должен был продемонстрировать технологию автономной стыковки без участия человека.
    По словам экспертов NASA, эта технология позволяет осуществлять отправку космических кораблей с грузами на околоземную орбиту и стыковку с находящимися там спутниками или другими искусственными объектами без участия астронавтов или операторов на Земле.
    Спутнику удалось выполнить большую часть запланированных операций. Управляющий DART компьютер сумел самостоятельно определить местоположение спутника Пентагона, и приблизиться к нему на расстояние около 100 метров.
    Однако в этот момент спутник неожиданно прервал выполнение программы по отработке стыковки и ушел на собственную орбиту, куда он должен был отправиться после окончания эксперимента.
    Как сообщает Associated Press, специально созданная комиссия экспертов, проверив данные со спутника, выяснила, что бортовой компьютер DART принял решение о прекращении эксперимента из-за того, что обнаружил нехватку топлива для спутника.
    На подготовку этого эксперимента было затрачено около 110 миллионов долларов.
    Источник: http://Lenta.Ru

Южная Корея разработает спутник для наблюдения морской поверхности

Южная Корея собирается в ближайшее время приступить к разработке специального геостационарного спутника, который будет заниматься наблюдением за морями, окружающими Корейский полуостров. Общий размер территории, находящейся <под прицелом> данного спутника составит 2500 на 2500 км.
    В разработке и постройке спутника будут участвовать Корейский институт аэрокосмических исследований, Корейский институт океанологии и французская компания Astrium, специализирующаяся на производстве спутников.
    Этот спутник будет каждый час поставлять новую информацию о состоянии моря. Сейчас Южная Корея покупает эти данные у операторов иностранных коммерческих спутников, причем обновление информации производится раз в день или раз в неделю. Собственный спутник нужен Южной Корее, чтобы получать информацию о природных катастрофах и о так называемых красных приливах (бурный рост ядовитых водорослей у южного побережья Южной Кореи, который обычно происходит летом).
    Как сообщается, упомянутый спутник будет запущен на геостационарную орбиту, но никаких сроков пока не называется.
    (по материалам SpaceDaily)

Ракета-носитель "Зенит" выведет на орбиту телеспутник Spaceway F1

Ракета-носитель <Зенит> выведет на орбиту телеспутник Spaceway F1 в рамках международного проекта <Морской Старт>.
    Запуск ракеты-носителя <Зенит-3SL> со спутником Spaceway F1 запланирован на вторник с океанской платформы <Одиссей> в рамках программы <Морской старт>, сообщила РИА <Новости> представитель компании <Морской Старт> Паула Корн.
    Срок работы спутника составляет 12 лет. Его отличительная особенность - наличие полностью управляемой антенны.
    Источник: http://rian.ru

Один гамма-всплеск - и прощай, человечество

Научные открытия все больше подтверждают зыбкость нашего существования и настраивают на философский лад относительно будущего человеческого рода. Ученые рассчитали расстояние, на котором один-единственный гамма-всплеск, случись он вблизи Солнечной системы, не оставит ничего живого на Земле.

Из-за чего происходят гамма-всплески, так и не ясно. Только недавно исследователям удалось сопоставить некоторые случаи с поведением видимых космических объектов, однако все они находились далеко за пределами нашей Галактики.

Предполагается, что источниками возмущений, которые сопровождаются мощнейшими выбросами энергии (свечение одного всплеска может перекрывать свечение всех окружающих галактик), являются столкновения нейтронных звезд или черных дыр, а также превращение гигантских звезд в черные дыры.

Если гамма-всплеск случится в пределах нашей Галактики, разразится настоящая катастрофа, ну а если его источник окажется в пределах 6 тыс. световых лет от Земли, планете грозит полное опустошение. Дело в том, что гамма-излучение расщепляет озон. С помощью компьютерной модели удалось рассчитать, что в случае гамма-всплеска за несколько недель исчезнет половина озонового слоя Земли. Тогда планктон и все другие формы морской жизни, обитающие на глубине до двух метров от поверхности воды, неизбежно погибнут. А так как планктоном питается большинство представителей морской фауны, для них это станет настоящей катастрофой.

Исследователи утверждают, что именно в результате подобного явления вблизи Солнечной системы примерно 450 млн лет назад произошло массовое вымирание живых существ. Тогда исчезло около 60% видов морских беспозвоночных. До последнего времени считалось, что главной причиной вымирания стало наступление Ледникового периода. Однако, по мнению ученых, гамма-всплеск также должен был вызвать мощное похолодание и усугубить положение обреченных.

К несчастью, в настоящий момент не существует не только средств защиты от последствий гамма-всплесков, но и систем их прогнозирования.

Автор - Андрей БУЗЫКИН
    Адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/04/14/428548.shtml

После Большого взрыва Вселенная превратилась в лужу <>/h4
    Наша Вселенная в первые секунды своего существования была жидкой, а не газообразной, как предполагалось ранее. К такому выводу пришли ученые, проводившие эксперименты в ускорителе тяжелых ионов в лаборатории Брукхевен в Лонг-Айленде. Исследователи не исключают, что это открытие позволит выявить определенные параллели между гравитацией и силой, которая удерживает частицы в ядре атомов.

В течение пяти лет экспериментаторы пытались получить плазму фундаментальных частиц кварков и глюонов, которая заполняла Вселенную в первые моменты ее существования. Для этого в ускорителе тяжелых ионов атомам золота придавалась скорость, близкая к скорости света, а затем их сталкивали между собой. В результате таких столкновений возникла температура в 150 тыс. раз больше температуры в центре Солнца. В таких условиях кварки и глюоны, из которых позже сформировались протоны, нейтроны и другие элементарные частицы, свободно плавали по юной Вселенной. "Во Вселенной подобное было последний раз 13 млрд лет назад", - заявил руководитель исследований высоких энергий в лаборатории Брукхевен Сэм Аронсон.

Эксперименты показали, что вначале образовывалась горячая жидкость, которая существовала от 10 до 23 секунд. "Этого никто не ожидал", - отметил представитель команды исследователей Вит Бусза, сотрудник Института технологий в Массачусетсе. "Удивительный факт: сила сцепления между кварками и глюонами намного сильнее, чем предполагалось", - добавил Дмитрий Харзеев, физик-теоретик из лаборатории Брукхевен. Эта сила удерживает кварки и глюоны в состоянии жидкости, несмотря на огромную температуру. "Это такая же жидкость, как вода в стакане", - отметил Харзеев. Ученые называют ее идеальной, потому что в ней полностью отсутствует вязкость и трение.

Полученный результат имеет огромное значение для физиков-теоретиков, поскольку затрагивает наиболее популярные нынешние теории в области физики элементарных частиц. Итоги исследования были представлены на сессии Американского физического общества в Тампе (штат Флорида). Но, как считают ученые, предстоит еще огромный труд, чтобы полностью понять полученные результаты и соединить их с существующими теориями.

Автор - Ольга БУТОВА
    Адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/04/21/431142.shtml

Обзор скомпанован Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации, © http://fox.ivlim.ru "Fox журнал" Май 2005 г.

Дата публикации: 27.04.2005 18:34:39