FoxЖурнал: Русский вклад:
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Автор: Александр Зиновьев
Статью "Массы" я закончил утверждением, что после Второй мировой войны в странах западного мира стали возникать массовые движения не просто в смысле участия большого числа людей в каком-то деле, а в смысле нового этапа в эволюции масс как особого социального явления, рассмотренного в упомянутой статье. Ниже я опишу кратко то новое в этом явлении, что позволяет говорить о новом его качестве.
Ядро массового движения образуют люди тех же социальных категорий, какие образуют массы. Их состояние, естественно, изменилось применительно к изменению условий общества в целом. К этим людям стали примыкать представители других категорий, которые ранее на такое не пошли бы. Скопления стали не одноактными, а более или менее регулярными. Благодаря новым возможностям коммуникации расширилась их пространственная локализация, а также возникла раздробленность на пространственно разделенные части. Скопления стали не внезапными, а продуманными заранее. У них появилась долговременная цель. Стали возникать специфические формы организации. Появилось стремление к активному поиску материальных средств, поддерживающих существование по крайней мере части участников массы и их деятельность в интересах движения в целом. Стали предприниматься попытки даже самостоятельного производства таких средств. Возникла заметная тенденция к превращению массы в особое социальное объединение, являющееся более или менее устойчивым компонентом социальной организации общества и его привычного образа жизни. Известны случаи, когда эта тенденция оказалась настолько сильной, что массовое движение превращалось в социальное явление качественно иного типа. Классическим примером на этот счет может служить превращение движения "зеленых" в Германии в политическую партию, ставшую заметным фактором политической жизни страны. Однако несмотря на эту тенденцию, корнями и основой массовых движений остаются массы.
Рассмотренная эволюция масс произошла не только в силу неспособности правителей и хозяев общества противостоять массам, но и в силу их умения удерживать массы в определенных рамках и манипулировать ими. Сложился неявный механизм для этой цели. И надо признать, он успешно выполняет эту задачу.
Рассмотрим в качестве примера к сказанному выше так называемое альтернативное движение. Оно возникло в семидесятые годы прошлого столетия в Западной Германии и в ряде других стран Западной Европы. Возникло как протест против социально-политического строя, против условий труда и образа жизни. Участники движения - в основном молодые безработные <академики> то есть молодые более или менее образованные люди На первых порах они выдвинули утопические планы преобразования общества в духе социалистов-утопистов и стихийных коммунистов прошлого Они хотели начать сразу на уровне идеологической утопии с политической перспективой, начать сразу с широкого, но единого движения. Но скоро их переориентировали на создание мелких предприятии в духе фаланстер Фурье и трудовых коммун Оуэна, а также общественных инициативных групп, которые и получили название альтернативных проектов или коллективов. В начале восьмидесятых годов в Западной Германии было 12 тысяч таких проектов и коллективов. В них работало 80 тысяч человек.
В это движение включились самые разнообразные движения, начиная от женских и экологических и кончая психотерапевтическими. Образовалось огромное число групп, организаций и мелких предприятий экономического, социального и культурного характера, обычно - от пяти до двадцати членов. Это мастерские, группы прикладного искусства, магазины сельскохозяйственных продуктов, не испорченных удобрениями, детские группы, психотерапевтические, антинаркотические и антиалкогольные организации, свободное радио, кино и театры.
Хотя движение приняло широкий размах, его фактически контролировал тот самый механизм, о котором я говорил выше. Движение было переориентировано, а не эволюционировало в силу внутренних причин, независимых от внешнего воздействия. Кто и как это сделал?
Существование и состояние движения зависело от финансирования, так как сами альтернативные коллективы были нерентабельными. Участникам движения организовали материальную поддержку средствами государства, местных властей, общественных организаций и частных фирм, а также идейную "поддержку" средствами масс-медиа и идеологов Тем самым дали занятие и средства существования большому числу людей, причем в самом активном возрасте. Целью тех, кто манипулировал движением, было не допустить образование единой идеологии которая очевидным образом стала бы антикапиталистической, помешать политическому объединению, держать движение в таком состоянии, чтобы в любой момент его можно было бы ликвидировать, прикрыв источники финансирования и предоставив его участников самим себе. Участники движения хотели установить новые формы совместной (коллективной) жизни и работы в самоопределяющихся и самоуправляющихся коллективах. На место западных ценностей они хотели утвердить такие, как солидарность, общение, самовыражение, творчество. Хотели ликвидировать разделение умственного и физического труда. Установить социальное равенство мужчин и женщин. Ввести совместное воспитание детей. Создать предприятия, социально целесообразные и дружеские в отношении окружающей природы. В этих предприятиях никто индивидуально не должен был извлекать прибыль лично для себя. Все доходы должны были стать общим достоянием. Конкуренция должна была исчезнуть. Новые общественные отношения без наживы за счет частной собственности и без карьеризма должны были вытеснить существующие.
Но одно дело - идеалы и другое дело - их реальность. Идиллия возможна лишь на миг, да и то лишь для того, чтобы дать почву для разочарования. Никакое движение не может изолироваться от окружающего мира со всеми его пороками и соблазнами. Никакое движение не может уклониться от действия объективных законов социального бытия. Фактически участники движения вынуждались на полутрущобный образ жизни со всеми его кошмарами. Манипуляторы понимали это Они заранее рассчитывали на то, что с такой ориентацией скоро наступит разочарование, и движение исчезнет само по себе. Так и случилось.
Более успешным оказалось другое движение. В 1993 году в Вашингтоне состоялась демонстрация гомосексуалистов. Явление это во многих отношениях характерное. Это была самая крупная оппозиционная демонстрация по числу участников - более миллиона. И самая ничтожная с точки зрения социальной значительности цели - она шла с требованием прекратить дискриминацию гомосексуалистов. Идеология проповедуя право меньшинств на существование как важнейший признак западной демократии, фактически поддерживает гомосексуализм как массовое движение. Это движение отвлекает на себя большие социальные силы, которые могли бы быть направлены на цели более значительные.
Александр Зиновьев, 21.04.05 г.
От редактора: Можно познакомиться с проектом Авторский курс Александра Зиновьева
(: 0) Дата публикации: 22.04.2005 17:47:19
[Другие статьи раздела "Русский вклад"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|