FoxЖурнал: Библиотека:
АЛЕКСЕЙ ФАНТАЛОВ: НЕОМИФОЛОГИЗМ В КУЛЬТУРЕ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ
Автор: Алексей Фанталов
Современные общественно-политические процессы характеризуются обращением отдельных культурных групп и целых социальных страт к мифологическому наследию как к материалу для конструирования новых идеологем. Это связано с крушением биполярности и усложнением современной картины мира.
Мы можем рассматривать мифологическое наследие в современной культуре двояким образом. С одной стороны, существуют разнообразные организации в России и мире, которые занимаются культурно-исторической реконструкцией <в чистом виде> (например, пытаются <воссоздать> культ Перуна или Одина). С другой стороны, на многих явлениях и процессах, казалось бы, совершенно <немифологических>, лежит печать влияния неких инвариантные <эпистем> или <архетипов>, находящихся в теснейшем отношении к собственно мифологическим структурам.
Мифология и современность - тема, над которой работают многие исследователи за рубежом и в России (особенно в последние годы). При этом научный диапазон подобных работ очень велик - от Жоржа Дюмезиля, мэтра сравнительно-исторической индоевропеистики до Ролана Барта, чьи <Мифологии> имеют крайне мало отношения к собственно мифологии в научно-историческом понимании этого слова. Между этими двумя точками шкалы существует внушительное количество промежуточных исследований.
В отечественной науке С. Эрлих попытался приложить трехфункциональную теорию Дюмезиля к материалу России в работе <Россия колдунов> (Эрлих С.Е. РОССИЯ КОЛДУНОВ-2 http://stratum.ant.md/05_99/articles/erlih/erlih00.htm). История нашей страны проанализирована им от эпохи восточного славянства и России до времени постперестройки с точки зрения, прежде всего, противопоставления жреческого (Велес) и воинского (Перун) начал.
Весьма значимым представляется и исследование В. Полосина (Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. - М.: Ладомир, 1999 - 441 с.), в котором ученый говорит об неких инвариантных социальных слоях в истории человечества: аристократии, жречестве, бюрократии, олигархии, и соответствии каждому из них некоего архетипического символа (иерократия: <бог - царствующий первосвященник>; военная аристократия: <бог - верховный главнокомандующий>; бюрократия: <бог - глава земной администрации>; олигархия: <верховный бог - бог торговли>:).
Следует отметить, что данное деление весьма близко идее автора данной статьи, предложившего следующую классификацию: Великая богиня - женщины (пережитки матриархата), Бог ясного неба - племенная демократия (сообщество вооруженных мужчин, свободных членов социума), Бог грома и войны - аристократия, Бог земли - жречество, Культурный герой - царская власть (с нарождающимся бюрократическим аппаратом). В отличие от Полосина, автором был применен компаративистский метод, тесно привязанный к конкретике становления и ранней истории индоевропейских народов, поэтому не было речи об <олигархии> и их <боге торговли>.
Интерес народов Центральной и Восточной Европы к своему мифологическому наследию в полной мере проявился позже, будучи в немалой степени обусловлен образованием новых государств или установлением новых политических режимов. В России, Балтии, Украине, Румынии, бывшей Югославии остро встала проблема идеологического вакуума и поиска культурной идентичности. Решение этих проблем некоторые политики и идеологи видят на пути религиозного фундаментализма или культурологических реконструкций варварской архаики.
Надо отметить, что <неомифологизм> представляет, все же, достаточно маргинальный процесс, по сравнению с таким явлением, как, например, глобализация. Однако, <в нелинейном мире малые причины могут порождать большие следствия. Выявив в развитии формы точку бифуркации, можно инициировать ее развитие в желаемом направлении посредством малых воздействий. Это соответствует идее о том, как важно избегать недооценки роли латентных социокультурных тенденций, которые формируют те или иные формы, <неопределяющие> в настоящей ситуации, но способные сыграть весьма существенную роль в будущем>. (И.Г. Петров. Хаос и форма: социокультурная эволюция. С. 204 //Цивилизация. Восхождение и слом. М.: Наука, 2003, 454 с.).
Перун - Иллюстрация с сайта http://project68.narod.ru/Integ/2/682/perun.htm
Алексей Фанталов
Дата публикации: 20.04.2005 19:38:19
[Другие статьи раздела "Библиотека"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|