Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Библиотека:

АЛЕКСЕЙ ФАНТАЛОВ: НЕОМИФОЛОГИЗМ В КУЛЬТУРЕ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ

Автор: Алексей Фанталов

Современные общественно-политические процессы характеризуются обращением отдельных культурных групп и целых социальных страт к мифологическому наследию как к материалу для конструирования новых идеологем. Это связано с крушением биполярности и усложнением современной картины мира.

Мы можем рассматривать мифологическое наследие в современной культуре двояким образом. С одной стороны, существуют разнообразные организации в России и мире, которые занимаются культурно-исторической реконструкцией <в чистом виде> (например, пытаются <воссоздать> культ Перуна или Одина). С другой стороны, на многих явлениях и процессах, казалось бы, совершенно <немифологических>, лежит печать влияния неких инвариантные <эпистем> или <архетипов>, находящихся в теснейшем отношении к собственно мифологическим структурам.

Мифология и современность - тема, над которой работают многие исследователи за рубежом и в России (особенно в последние годы). При этом научный диапазон подобных работ очень велик - от Жоржа Дюмезиля, мэтра сравнительно-исторической индоевропеистики до Ролана Барта, чьи <Мифологии> имеют крайне мало отношения к собственно мифологии в научно-историческом понимании этого слова. Между этими двумя точками шкалы существует внушительное количество промежуточных исследований.

В отечественной науке С. Эрлих попытался приложить трехфункциональную теорию Дюмезиля к материалу России в работе <Россия колдунов> (Эрлих С.Е. РОССИЯ КОЛДУНОВ-2 http://stratum.ant.md/05_99/articles/erlih/erlih00.htm). История нашей страны проанализирована им от эпохи восточного славянства и России до времени постперестройки с точки зрения, прежде всего, противопоставления жреческого (Велес) и воинского (Перун) начал.

Весьма значимым представляется и исследование В. Полосина (Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. - М.: Ладомир, 1999 - 441 с.), в котором ученый говорит об неких инвариантных социальных слоях в истории человечества: аристократии, жречестве, бюрократии, олигархии, и соответствии каждому из них некоего архетипического символа (иерократия: <бог - царствующий первосвященник>; военная аристократия: <бог - верховный главнокомандующий>; бюрократия: <бог - глава земной администрации>; олигархия: <верховный бог - бог торговли>:).

Следует отметить, что данное деление весьма близко идее автора данной статьи, предложившего следующую классификацию: Великая богиня - женщины (пережитки матриархата), Бог ясного неба - племенная демократия (сообщество вооруженных мужчин, свободных членов социума), Бог грома и войны - аристократия, Бог земли - жречество, Культурный герой - царская власть (с нарождающимся бюрократическим аппаратом). В отличие от Полосина, автором был применен компаративистский метод, тесно привязанный к конкретике становления и ранней истории индоевропейских народов, поэтому не было речи об <олигархии> и их <боге торговли>.

Интерес народов Центральной и Восточной Европы к своему мифологическому наследию в полной мере проявился позже, будучи в немалой степени обусловлен образованием новых государств или установлением новых политических режимов. В России, Балтии, Украине, Румынии, бывшей Югославии остро встала проблема идеологического вакуума и поиска культурной идентичности. Решение этих проблем некоторые политики и идеологи видят на пути религиозного фундаментализма или культурологических реконструкций варварской архаики.

Надо отметить, что <неомифологизм> представляет, все же, достаточно маргинальный процесс, по сравнению с таким явлением, как, например, глобализация. Однако, <в нелинейном мире малые причины могут порождать большие следствия. Выявив в развитии формы точку бифуркации, можно инициировать ее развитие в желаемом направлении посредством малых воздействий. Это соответствует идее о том, как важно избегать недооценки роли латентных социокультурных тенденций, которые формируют те или иные формы, <неопределяющие> в настоящей ситуации, но способные сыграть весьма существенную роль в будущем>. (И.Г. Петров. Хаос и форма: социокультурная эволюция. С. 204 //Цивилизация. Восхождение и слом. М.: Наука, 2003, 454 с.).

Перун - Иллюстрация с сайта http://project68.narod.ru/Integ/2/682/perun.htm


Алексей Фанталов


Обсудить на форуме >>

Источник:   www.politolog.h11.ru/
Дата публикации: 20.04.2005 19:38:19


[Другие статьи раздела "Библиотека"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4552
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: