В понедельник 28 марта экипаж МКС выходил в открытый космос для монтажа нескольких антенн на российском модуле <Звезда>, ручного запуска маленького спутника и проведения других работ. И буквально через пять минут после того как Лерой Чиао и Салижан Шарипов успешно завершили продолжавшиеся 5,5 часов работы на внешней поверхности станции, один из двух работающих гироскопов МКС как-то необычно завибрировал. Правда, продолжалось это недолго и сейчас этот гироскоп работает нормально.
Как потом сообщил один из сотрудников американского ЦУПа, вибрация гироскопа CMG-3 (такое у него официальное название) была на порядок сильнее, чем во время предыдущих аналогичных случаев. Он также сказал, что инженеры сейчас анализируют телеметрическую информацию, чтобы определить, что именно произошло и представляет ли это какую-то опасность для МКС и ее обитателей.
Напомним, что на МКС установлено четыре гироскопа, которые являются ключевой частью системы стабилизации ориентации станции в пространстве. Правда, сейчас в рабочем состоянии находятся только два гироскопа. Гироскоп CMG-1 вышел из строя в 2002 г., починить его в условиях космоса не представляется возможным, его нужно менять, а новый гироскоп сможет доставить на станцию только <шаттл> (в грузовой отсек <Прогресса> он не помещается). Гироскоп CMG-2 вышел из строя совсем недавно - 16 марта, в его блоке электропитания отказал прерыватель. Этот гироскоп можно будет починить на месте (нужно будет только заменить этот блок), и сделают это астронавты <шаттла> Discovery, который прибудет на МКС в мае.
текст: Е. Волынкина
(по материалам Spaceflight Now)
Источник: РОЛ
С Байконура запущен новый российский спутник связи "Экспресс-АМ2"
С космодрома Байконур в 1.31 мск стартовала ракета-носитель <Протон-К> с российским спутником связи <Экспресс-АМ2>, сообщил РИА <Новости> представитель Роскосмоса.
По его словам, после вывода на переходную орбиту и проверки работоспособности всех систем <Экспресс-АМ2> будет введен в эксплуатацию на геостационарной орбите в точке 80° восточной долготы.
Спутник построен по заказу ФГУП <Космическая связь> на НПО прикладной механики имени Решетнева в кооперации c французской компанией . Срок его эксплуатации на орбите составляет 12 лет.
Аппарат оснащен 16 транспондерами C-диапазона (полоса 40 и 72 МГц), 12 транспондерами Ku-диапазона (полоса 54 МГц) и одним транспондером L-диапазона (полоса 0,5 МГц) с улучшенными энергетическими характеристиками.
Это первый космический аппарат серии <Экспресс-АМ> с повышенной пропускной способностью четырех транспондеров С-диапазона (72 МГц). <Точность удержания в орбитальной позиции составляет +/- 0,05° в направлениях север-юг/запад-восток, что позволяет использовать на Земле недорогие антенные системы без устройств автоматического сопровождения>, - уточнил представитель <Космической связи>.
По его словам, зоны обслуживания спутника <Экспресс-АМ2> охватывают практически всю территорию России, Западную и Восточную часть Китая, Корею, Северную Индию, Бангладеш, Бутан, Непал, северную часть Индокитая.
Новый космический аппарат предназначен для выполнения государственных задач (подвижная президентская и правительственная связь, федеральное телерадиовещание, создание специальных сетей спутниковой связи) и предоставления пакета мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, широкополосный доступ к Интернету). Кроме того, новый спутник будет использован для развития сетей связи на основе технологии VSAT, создания ведомственных и корпоративных сетей, оказания мультимедийных услуг (дистанционное образование, телемедицина).
<Экспресс-АМ2> - четвертый из пяти спутников новой серии <Экспресс-АМ>, производство и ввод в эксплуатацию которых предусмотрены Федеральной космической программой России до конца 2005 года.
Первые три спутника серии - <Экспресс-АМ22> (53° в.д.), <Экспресс-АМ11> (96,5° в.д.) и <Экспресс-АМ1> (40° в.д.) - успешно работают на орбите. Запуск пятого космического аппарата серии - <Экспресс-АМ3> (140° в.д.)- планируется осуществить во втором квартале 2005 года.
Источник: http://rian.ru
"Экспресс-АМ2" успешно выведен на переходную орбиту
Российский спутник связи <Экспресс-АМ2>, запущенный ночью с Байконура на ракете-носителе <Протон-К>, в 08.05 мск успешно отделился от разгонного блока <ДМ> и вышел на переходную орбиту. Об этом РИА <Новости> сообщил представитель Роскосмоса.
По его словам, после вывода на переходную орбиту и проверки работоспособности всех систем <Экспресс-АМ2> будет введен в эксплуатацию на геостационарной орбите в точке 80° восточной долготы (в.д.) Срок его эксплуатации на орбите составит 12 лет.
Спутник построен по заказу ФГУП <Космическая связь> на НПО прикладной механики имени Решетнева в кооперации c французской компанией . Срок его эксплуатации на орбите составляет 12 лет.
Аппарат оснащен 16 транспондерами C- диапазона (полоса 40 и 72 МГц), 12 транспондерами Ku- диапазона (полоса 54 МГц) и 1 транспондером L-диапазона (полоса 0,5 МГц) с улучшенными энергетическими характеристиками.
Это первый космический аппарат серии <Экспресс-АМ> с повышенной пропускной способностью четырех транспондеров С-диапазона (72 МГц). <Точность удержания в орбитальной позиции составляет +/- 0,05° в направлениях север-юг/запад-восток, что позволяет использовать на Земле недорогие антенные системы без устройств автоматического сопровождения>, - уточнил представитель <Космической связи>.
По его словам, зоны обслуживания спутника <Экспресс-АМ2> охватывают практически всю территорию России, Западную и Восточную часть Китая, Корею, Северную Индию, Бангладеш, Бутан, Непал, северную часть Индокитая.
Новый космический аппарат предназначен для выполнения государственных задач (подвижная президентская и правительственная связь, федеральное телерадиовещание, создание специальных сетей спутниковой связи) и предоставления пакета мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, широкополосный доступ к сети Интернет). Кроме того, новый спутник будет использован для развития сетей связи на основе технологии VSAT, создания ведомственных и корпоративных сетей, оказания мультимедийных услуг (дистанционное образование, телемедицина).
<Экспресс-АМ2> - четвертый из пяти спутников новой серии <Экспресс-АМ>, производство и ввод в эксплуатацию которых предусмотрены Федеральной космической программой России до конца 2005 года. Первые три спутника серии - <Экспресс-АМ22> (53° в.д.), <Экспресс-АМ11> (96,5° в.д.) и <Экспресс-АМ1> (40° в.д.) - успешно работают на орбите. Запуск пятого космического аппарата серии - <Экспресс-АМ3> (140° в.д.)- планируется осуществить во втором квартале 2005 года.
Источник: http://rian.ru
16 июня 1963 года на космическом корабле <Восток-6> в космическое путешествие отправилась первая в мире женщина. Ею стала Валентина Терешкова. Она находилась в космосе более 70 часов и возвратилась на Землю 19 июня. Следующий полет женщины в космос состоялся только через 19 лет...
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=4568&cid=6
**** Ученые из медицинского университета Огайо утверждают, что женщины гораздо лучше подходят на роль астронавтов во время длительных миссий, вроде полета на Марс. Мужчинам труднее противостоять суровости... космических полетов по "биологическим причинам". В частности, по словам ученых, в космосе у мужчины в возрасте 30-40 лет с большой долей вероятности проявятся признаки заболеваний сердца. Ведь пульс во время выходов в открытый космос может участиться до 170 ударов в минуту. Кроме того, в организме мужчин больше железа, которое в космосе может достигнуть ядовитых уровней. Причём лекарства в данном случае - не выход. Невесомость и радиация могут сделать их бесполезными.
**** Женщины в возрасте до 30 лет в космосе, напротив, будут более здоровыми из-за своего физического и гормонального "устройства", которое защищает их от сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, не стоит забывать и о психологии. Заточение в чисто мужском обществе может привести к стрессу, связанному с конкуренцией и агрессией. Есть конкретные примеры мужской космической несдержанности. В 1974 году, на 45-й день пребывания в космосе, экипаж американского шатла объявил забастовку, отказавшись выполнять поставленные задачи. А один из экипажей российской космической станции "Салют" поссорился со службами контроля и 24 часа не выходил на связь. Как утверждает Генри Купер, автор книги "Дом в космосе", как минимум три космические экспедиции были прерваны по причинам психологического характера.
**** Все эти факты свидетельствуют о том, что наилучшим экипажем будет женский. Дамы меньше, чем мужчины. А это дает возможность сэкономить топливо, продовольствие, воду и кислород. Но главное, и это доказанный научный факт женщины терпимее относятся к своим спутникам. Психологи приводят пример антарктических экспедиций. Когда в их составе есть женщины, конкуренция уменьшается и члены группы ладят друг с другом немного лучше.
http://portal.aradio.ru/?an=newsnar_st_item&uid=36165&IDSITE=43
Женщина за рулем - обезьяна с гранатой,
летчик в юбке - просто ка-тастрофа,
а баба на борту корабля - обязательно к несчастью.
Эти утверждения давным-давно опровергнуты женским полом, и наши подруги, полу-чив долгожданное равноправие, стара-тельно осваивают ранее недоступные профессии. Но есть еще ряд занятий, в которых женщины не то что не привет-ствуются - о них там и слышать не хо-тят. А если и приходится - слушают с "большой неохотой. Вот, например, космонавтика...
Вообще-то, в космос женщин пустили только для того, чтобы убедить весь мир в равенстве полов и тут же потихому об этом забыть. Ну, правда, кому нужна на орбите баба, причем не резиновая, а живая? Разве что только для того, чтобы рядом с ней космонавты почувствовали себя настоящими мужчинами - в полном . смысле этого слова.
Для экипажа женщина на борту - повод выглядеть поопрятней, следить за поведением, чувствовать себя настоящим героем. При женщине любой настоящий мужик просто не позволит себе проявлять слабость. Но на этом уровне комфорта необходимость в женщинах и заканчивается.
Даже сексом с ними толком не займешься!
Любой экипаж проходит совместную подготовку в течение нескольких лет - как минимум, полтора года. И все это время космонавты не только общаются на работе, но и дружат семьями. Так что уже на орбите влюбленности как таковой не возникает. "Все равно что во второй раз влюбиться в собственную жену, - считают психологи. -
Прошло пять лет, а вы ни с того ни с сего, ой, господи, да она же красавица!" А потом, ну даже если очень приспичит и после расписанного по минутам рабочего дня неожиданно захочется заняться простым земным сексом, большого удовольствия это в невесомости не доставит. Сам секс, конечно, возможен. Но придется очень постараться, чтобы во время прелюдии не очень смеяться, а во время самого акта не упустить партнера. После первого же порыва страсти он обязательно отлетит в противоположную сторону (как, впрочем, и вы). Можно, конечно, привязаться или ухватиться за что нибудь, но романтики это, сами понимаете, не прибавит. Тем более что после космического небезопасного секса придется срочно вылавливать по всему кораблю разные жидкости, просочившиеся по неосторожности в невесомое пространство. Так что в космосе секса нет. И даже "Резиновую Машу" в космос не пускают: не то чтобы она не выдержала космических нагрузок... в смысле, перегрузок. Просто психологи боятся, как бы у космонавтов не развился "синдром куклы", как это случается с полярниками.
Девочка фабричная
Когда от главного конструктора советских космических кораблей Сергея Королева потребовали устроить очередное шоу типа "у нас все равны", он явно не обрадовался. В общемто, конечно, о сексе в космосе он даже и не думал, а до экспериментов по воспроизводству человека в условиях невесомости было еще далеко. Но космический корабль - это все ж таки не трактор и даже не самолет! Тем более что к тому времени летали в космос не больше года и, конечно, одни мужчины. Для имиджа страны, правда, мужчины к тому времени уже все сделали, и очередным "№1 в мире" непременно должна была стать советская гражданка. Ею, конечно, хотела бы стать любая. Но отбор в отряд космонавтов не афишировали. Девушек отбирали в аэроклубах Москвы, Рязани, Горького и Ярославля. Чтобы испытать себя на роль Гагарина в юбке, особо выделившимся предложили написать заявление. Правда, не в ЗАГС, а в ближайшее отделение ДОСААФ. И после тщательного отсева девушки с безупречными биографиями - комсомолки, красавицы и спортсменки - получали вызов в Москву на медкомиссию.
В Центральный авиационный госпиталь их прибыло всего двадцать. А после подготовки в Звездном осталось только пятеро. И 12 марта 1962 года в отряд космонавтов впервые зачислили женщин - Татьяну Кузнецову, Ирину Соловьеву и Валентину Терешкову. А еще через три недели - в начале апреля - Жанну Еркину и Валентину Пономареву.
"Давайте решайте сразу - или будем замуж выходить и детей рожать, или будем готовиться к полетам", - заявил им Королев абсолютно серьезно. И уже на первой встрече с женским отрядом остановил свой выбор на Терешковой. Она показалась ему настоящим лидером: "девочка фабричная", секретарь комитета комсомола... Но выбрать единолично он всетаки не мог - решение принимала Государственная комиссия. Специалисты учитывали до мельчайших подробностей все - даже менструальные циклы претенденток. Большинство склонялось к кандидатурам Пономаревой и Соловьевой - они были лучше подготовлены физически и чисто технически. Но спор разрешил сам Никита Сергеевич Хрущев, которому дали посмотреть фотографии космонавток. Его вкусы совпали с королёвскими: он выбрал Терешкову. Она должна была понравиться всему советскому народу и, конечно же, иностранцам. Это было намного важнее, чем всякая там физподготовка и техника...
"Чайка" - позывной Терешковой - стартовала 16 июня 1963 года. Когда она садилась в корабль, ее пульс поднялся до 140 ударов в минуту - намного выше нормы. Потом, правда, дама немного успокоилась и бодро докладывала в ЦУП, что все идет нормально. Первые сутки полета прошли успешно, но на второй день Терешкова почувствовала усталость. "Появились ноющие боли в правой голени, а на третьи сутки это уже беспокоило. Гермошлем мешал, давил на плечо. Шлемофон давил на левое ухо. Поясные датчики мне не мешали. Под датчиком на голове ощущались зуд и боль", - писала она в своем послеполетном докладе. Она чуть не плакала, хотела домой. И, в конце концов, готовясь к посадке, уснула во время сеанса связи с Землей. Королев ругался: "Чтобы я когда-нибудь еще связался с бабами! Да
им в космосе делать нечего". Кстати, говорят, выражался он более живописно: чисто по-русски - матом.
Терешкова пробыла на орбите два с половиной дня. И сразу после полета пошли разговоры о роспуске всего женского отряда. Хотя пару раз возникали идеи запустить чисто женский экипаж (даже формировали основную и дублирующую "двойки"), но в 1969 году всех, кроме Терешковой, отчислили из отряда "в связи с расформированием женской группы".
Почти на 20 лет мужчины рас-слабились: женщин больше не надо было сажать за штурвал космического корабля. А Терешкову тем временем затаскали по разным прессконференциям, государственным мероприятиям, выставкам и прочим бессмысленным мероприятиям.
Дело кончилось тем, что из нее даже сделали первую космическую невесту, выдав замуж за ее же хорошего друга космонавта Андрияна Николаева. Говорят, даже заниматься любовью им приходилось под пристальным медицинским контролем. Осмотры и анализы медики проводили еженедельно, а когда в июне 1964 года у космической пары по настоятельному совету партии родился ребенок, он находился под наблюдением врачей до самого совершеннолетия. Удачным брак не стал, но и разводиться Терешковой и Николаеву не разрешали. Только на девятый год совместной жизни она вытребовала у Брежнева разрешение на развод.
Секс - это для лягушек
Женские полеты пришлось возобновить в конце семидесятых годов - в ответ на аналогичную программу американцев. Тогда прославилась Светлана Савицкая. Несмотря на успехи Савицкой в авиации (на ее счету 18 парашютных и самолетных мировых рекордов), ходили устойчивые слухи, что в космонавты девушке удалось пролезть по большому блату. Мол, папа - маршал авиации, мама - лучшая подруга жены Брежнева... Как бы то ни было, в 1982 году она отправилась на орбитальную станцию "Салют", где пробыла неделю с космонавтами Поповым, Серебровым, Береговым и Лебедевым.
Кстати, через год после ее полета в кулуарах научного конгресса медиков в Мюнхене прошел слух, что на станции проводились секс-эксперименты по детально разработанной программе. Но Савицкая подобные утверждения всегда опровергала, говоря, что Береговой встретил ее с чемто вроде фартука в руках и предложил готовить для всех еду, на что она ответила: "Да щас..." Через два года после этого полета Савицкая летала еще раз. Тогда она стала первой женщиной в мире, которая вышла в открытый космос.
После первой группы в отряд космонавтов зачислили всего восемь женщин и еще только одна из них побывала на орбите, причем дважды. В общей сложности Елена Кондакова (кстати, жена нынешнего руководителя программ российского сегмента МКС Валерия Рюмина) проработала на орбитальной станции "Мир" в течение 169 дней и стала мировым рекордсменом по длительности пребывания в космосе среди женщин. Ее полет иностранные журналисты обсуждали не менее сенсационно, утверждая, что замужняя Кондакова занималась сексом с женатым Валерием Поляковым. Так что, помимо того, что они стали первыми орбитальными секспартнерами, оба оказались первыми неверными супругами космического масштаба. Правда, когда на послеполетных пресс-конференциях Кондакову спрашивали о сексе в космосе, она начинала рассказывать об экспериментах по размножению в условиях невесомости животных - крыс, рыбок и лягушек.
После Кондаковой российские женщины больше в космос не летали. Вообще.
"Мать" или "бабушка"?
В свое время Королеву пришлось придумать научное обоснование своего "женского эксперимента" - "изучение влияния различных факторов космического полета на женский организм", ну и отработка на советских гражданках систем жизнеобеспечения кораблей. Так что, если судить логически, нет ничего странного, что после Терешковой, Савицкой и Кондаковой необходимость пускать женщин в космос отпала. Ну а если забыть о логике, оказывается, у мужчин есть совсем другая причина оставлять женщин на Земле. Женщин на орбите не любят, потому что без них там просто невозможно.
Например, после полета британской астронавтки Хелен Шарман (она пробыла на российской станции "Мир" всего неделю) российские космонавты-мужчины долго возмущались тем, что "она не так себя поставила". Британка заняла позицию равноправного партнера, чем очень смутила мужчин из бывшего Советского Союза. Они хотели видеть в ней прежде всего женщину, чтобы самих себя чувствовать мужчинами. Говорят, присутствие прекрасного пола на станции, помимо всего прочего, располагает к эротическим снам. А они отлично поднимают космонавтам не только то, что должны поднимать, но и жизненный тонус.
После этого психологи начали настраивать женщин на выбор определенной роли в космическом полете. Например, американке Шеннон Люсид на полгода пришлось стать для российских космонавтов "матерью" и даже "бабушкой". А Елена Кондакова называла себя "младшей сестрой" членов экипажа. Но многие космонавты все же считают, что "без женщин туго, но с ними еще хуже". Например, по мнению Мусы Манарова, который отработал на станции "Мир" более полутора лет, женщина в космосе - все равно что заряженное ружье. Рано или поздно обязательно выстрелит. Правда, у самих женщин от этого желание летать в космосе не отпадает. Но попасть в отряд космонавтов на практике невозможно. И даже когда такое и происходит (за редким исключением), будущая космонавтка чувствует себя невестой, которая никогда не выйдет замуж. Годами готовится к первой брачной ночи, но так и остается старой девой.
По нашему - так и слава богу.
http://news.xab.info/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=124&mode=thread&order=0&thold=0
В марте 2002 г. руководство НАСА США решило прекратить разработки скафандра малых размеров, предназначенного для астронавтов-женщин и малорослых мужчин. Причина - недостаток средств на их завершение в условиях скромного нынешнего финансирования. Кроме того, в ближайшие три года планируется полет лишь одной американской женщины в составе экипажа Международной космической станции. Между тем к моменту принятия решения 7 млн долл. на эти цели были уже израсходованы.
В последние годы НАСА затратило миллионы долларов на создание скафандра особо крупных размеров и даже предлагало внести некоторые изменения в российскую конструкцию отсека корабля <Союз>, чтобы там легче было разместить рослых мужчин. Космическая одежда представляет собой сложный комплекс рукавов, перчаток, штанин и обуви, прикрепляемых к жесткому торсу, и размеры каждой детали приходится подгонять. Торс изготавливается в трех вариантах: среднем, крупном и экстракрупном, и в сумме система подходит для 90% мужчин, но лишь для 60% женщин. Малый размер удовлетворял бы 90% представительниц слабого пола, а они составляют почти треть отряда американских астронавтов. Противники решения отмечают, что женщины тем самым попадают в неравное положение. Член комиссии по космической биологии Дж.Суэйн (J.Swain, медицинский факультет Станфордского университета) подчеркивает выгодность вывода на орбиту лиц с малыми габаритами: они потребляют меньшее количество жизненных ресурсов и занимают меньше места в тесных отсеках корабля, что новым решением игнорируется.
Еще в 1999 г. Национальный исследовательский институт космической медицины в Хьюстоне призвал НАСА активнее собирать данные о состоянии организма женщин-астронавтов, учитывая, что невесомость по-разному влияет на жизнедеятельность разных полов. Наблюдения за реакцией на нулевое ускорение силы тяжести в космосе именно у женщин могло бы способствовать решению земных проблем,возникающих, в частности, при заболевании остеопорозом.
Первой женщиной, совершившей космический полет была Валентина Терешкова. Это произошло в июне 1963 г. Первой американской женщиной-астронавтом стала Салли Райд (Sally Ride), она совершила полет в космос в июне 1983 г., через 20 лет после Терешковой. Первой женщиной, совершившей выход в открытый космос, была Светлана Савицкая. Это было в июле 1984 г. В октябре того же года в открытый космос вышла первая американская женщина Кэтрин Салливан (Kathryn Sullivan). В сентябре 1992 года в космос полетела первая женщина-негритянка - Мэй Джемисон (Mae Jemison). В феврале 1995 г. Эйлин Коллинз (Eileen Collins) стала первой женщиной-штурманом "шаттла". В сентябре 1996 г. Шэннон Люсид (Shannon Lucid) установила рекорд среди женщин по продолжительности пребывания в космосе - она провела на станции "Мир" шесть месяцев. В июле 1999 г. полковник ВВС США Эйлин Коллинз снова стала первой - первой женщиной-командиром экипажа "шаттла". Под ее руководством была выведена на орбиту космическая рентгеновская обсерватория Chandra. А при приземлении "шаттла" Columbia она сама села за штурвал и прекрасно справилась с посадкой "челнока".
Источник: InfoArt News Agency
http://scripts.online.ru/misc/spacenews/99/08/17_826.htm
Центральная военная комиссия Китая одобрила проект космической программы, предусматривающий отправку на орбиту женщины, сообщает Lenta.Ru.
"Китай подготовит собственных космонавтов-женщин", - приводит издание слова председателя Федерации китайских женщин Гу Сюлянь. О новом этапе развития китайской космической программы Гу заявила накануне 8 марта.
Свой первый пилотируемый космический полет китайцы провели в октябре прошлого года. Тогда тайконавт Ян Ливэй облетел Землю 14 раз.
http://www.grani.ru/Politics/World/m.62724.html
Еще совсем недавно руководство китайской космической программы говорило о планах набора в 2005 году женского отряда космонавтов (по-китайски "тайконавтов") из числа студенток высших учебных заведений. Однако на этой неделе выяснилось, что все это было "шуткой" (или планы у китайцев меняются быстро и очень кардинально).
Руководитель национального космического управления Сан Лаиян (Sun Laiyan) заявил китайским СМИ, что в обозримом будущем посылать в космос тайконавта-женщину не планируется, хотя Китай и придерживается политики равенства мужчины и женщины. Он сказал, что подготовка тайконавта требует довольно длительного времени, к тому же надо учитывать физические возможности женщин и другие аспекты... В общем, китайским женщинам ничего не светит.
Кстати китайский космический руководитель высказался по поводу выбора кандидатуры первого китайского космонавта. Он сказал, что Янг Ливей был выбран на роль "китайского Гагарина" главным образом за свои физические данные, но в будущем от тайконавтов будет в первую очередь требоваться, чтобы они были высококвалифицированными инженерами и учеными, поскольку им нужно будет проводить на орбите самые разные технические и научные эксперименты.
Кроме того, Сан Лаиян заявил, что Китай собирается организовать пилотируемую экспедицию с посадкой на Луну, но никаких сколько-нибудь конкретных сроков реализации этого проекта он не назвал.
20.06.2003 Почти двадцать лет Валентина Терешкова была первой и единственной женщиной-космонавтом.
А сегодня в мире уже 40 астронавток. Космические леди есть не только у США, но и у Великобритании, Канады, Франции, Японии. Первым космонавтом независимой Украины, повернись судьба чуть иначе, могла стать 26-летняя на ту пору киевлянка Надежда Адамчук. Впрочем, ее полет еще впереди, ведь Надя по-прежнему в составе отряда украинских космонавтов.
<Идет космический эксперимент. Входить только в тапочках!> - предупреждает надпись на тяжелой двери лаборатории в Институте ботаники НАНУ, где работает кандидат биологических наук и кандидат в космонавты Надежда Адамчук-Чалая.
Мы встретились с ней накануне сорокалетия первого женского полета в космос. И, естественно, первый вопрос был о Валентине Терешковой - знакома ли с ней?
- Нет. Я знакома только с теми, кто готовил ее к полету, - встречаемся с этими специалистами на научных конференциях. Конечно, сам полет Терешковой - подвиг, но меня больше восхищает то, как она сумела реализовать себя после полета, в обычной жизни. Она очень сильная личность.
А вот с Еленой Кондаковой я познакомилась на мысе Канаверал, она готовилась к полету по российско-американской программе. Тоже очень целостный и реализованный человек. Не разбрасывается, не прилагает лишних усилий, а всегда - ровно столько, сколько нужно для решения данной проблемы.
Хорошо знала Калпану Чавлу, это американская астронавтка, член совместного украинско-американского экипажа <Шаттл-97>. Первый раз она летала вместе с Леонидом Каденюком, а несколько месяцев назад, во время второго своего полета, погибла при взрыве <Колумбии>. Я с ней общалась в Штатах, встречались и в Киеве. Остались фотографии, но понять, что даже останков ее нет на Земле, - невозможно. Это то, чем чреваты космические полеты. На такой высоте уже никто тебе помощи не окажет, что бы ни случилось.
- А до этого, проходя космическую подготовку, вы разве не задумывались об опасности полетов?
- Пассивная опасность ирреальна. А тут проявилась ее реальность.
- Тем не менее вы не отказались от своей мечты полететь в космос?
- Конечно, нет. У меня есть шанс. Если успешно закончатся эксперименты, которые сейчас ведутся у нас в институте, они потом будут поставлены на орбитальной станции. И там их сможет выполнить уже только биолог со специальной подготовкой. Надеюсь, что моя кандидатура будет поддержана.
У меня и в первый раз шансы были довольно высокие, не хватило только опыта работы в экстремальных ситуациях и технической подготовки. У одного нашего украинского кандидата - тысяча парашютных прыжков, другой - летчик-космонавт, третий окончил Военную инженерно-космическую академию. А я, - тут Надежда заливается веселым смехом, - балетную школу.
- Серьезно?
- Да, танцами занималась в детстве, потом туризмом - прошла горные системы от Карпат до Камчатки, от Карелии до Байкала. Это все мама. Она у меня педагог. Она привила любовь к биологии, она мне показала мир.
- А с парашютом так и не прыгали? Разве теперь дорога в космос начинается уже не с аэроклуба?
- Вот-вот, - снова веселится Надежда, - американский психолог так и спрашивал: а сколько у вас часов налета на самолете, а сколько вы работали под водой, а сколько парашютных прыжков? В то время я ничего на это не могла ответить. Поэтому, когда вернулась в Киев, поехала на <Чайку> и несколько раз прыгнула с парашютом. Самое интересное, что психологически к парашюту меня готовил мой муж - человек, который сам не сделал ни одного прыжка! И представьте, первый прыжок был великолепным - просто встала на ноги и пошла по земле.
- Сейчас продолжаете <космические> тренировки?
- Бассейн, подводное плавание. Комплекс упражнений для опорно-двигательной системы. Потом сама для себя составила комплекс для вестибулярного аппарата.
- А как вы попали в космические кандидаты?
- Я работала в Институте ботаники, занималась подготовкой экспериментов для космоса. Мне много пришлось общаться с американскими специалистами из НАСА, которые приезжали к нам по этой программе. Думаю, это сыграло главную роль.
Со мной проходила отбор и Кристина Чабан, ученый из Львова, она тоже занимается биологией клетки, сейчас работает в Германии. Ну а потом две кандидатуры - Ярослав Пустовой и я - были одобрены Национальным космическим агентством и нас послали в Америку. Там мы тоже проходили тесты.
- И встретились с психологом, которого вспоминаете почти во всех интервью...
- Да, он не мог понять положительно воспитанную советскую девочку. То, что в школе беспроблемно училась, что после школы сразу поступила в институт, потом в аспирантуру. Моя беспроблемность для него значила, что где-то есть какие-то скрытые проблемы, но они заблокированы. Вот непонятно было ему: как можно до 26 лет не вести какую-то утонченную личную жизнь.
- У вас к тому времени не было, как сейчас говорят, бойфрэнда?
- Да никого у меня не было, некогда было этим заниматься! У меня была работа. Я должна была защититься. Все. Была масса ребят-друзей, но просто друзей. Такое общение было нормально, традиционно для нашей страны. И даже сейчас, когда у меня уже есть муж, я не считаю, что те годы для меня были утрачены. Наоборот, у меня не было багажа стрессов от работы страстей.
- Со времен Терешковой полет женщины в космос для нас является куда большим героизмом, чем полет мужчины. А как американцы относятся к теме женщина и космос?
- Они не делают никакой разницы между мужчинами и женщинами. Главное - профессионализм. Разве что системы тестов для мужского и женского организма совершенно разные.
В центре имени Кеннеди мы видели отдельный музей, посвященный чернокожим астронавтам. Вот они - герои. Для нас, воспитанных в духе интернационализма, это было немного диковато: разве что-то зависит от цвета кожи?
- А музея женской космонавтики, конечно, нет?
- О, - смеется Надежда, - это было бы оскорбительно для них, наверное. Там вообще отношение к женщине функциональное. Никаких там - руку подать, поддержать. На базе наблюдала, как женщина, ждущая ребенка, волокла огромный ящик, а проходящий мужчина не мог, да и не хотел ей помочь. Потому что то была ее работа. Ей за эту работу платят.
Зато там в порядке вещей, когда родные или няньки привозят на работу младенцев, чтобы работающие мамы их покормили. На том же американском мысе Канаверал для этого есть отдельные комнаты.
И на научные космические симпозиумы женщины приезжают с детьми, даже с младенцами. У детей там - свои бейджики, свои сумочки, они зарегистрированы. Бегают, ползают, смотрят на огромном экране снимки с Марса... Возникла проблема - мама пошла сменила подгузник и дальше участвует в дискуссии.
- Вы свою дочь Лизу тоже возите по симпозиумам?
- Как раз собираемся с ней в экспедицию. А когда Лизоньке было десять месяцев, я поехала с ней на съезд Украинского ботанического общества в Харьков. Там, на съезде, моя дочь и сделала свои первые шаги.
- Вы уверенно надеетесь полететь в космос. Не вставал ли в связи с этим вопрос: может, подождать с рождением ребенка?
- Зачем ждать? Американцы, наоборот, отдают предпочтение космонавтам, которые уже имеют детей.
- Почему?
- Тот, у кого нет семьи, детей, больше склонен рисковать, поскольку отвечает только за самого себя. А когда знаешь, что тебе надо еще вернуться к семье, к детям, по-другому ведешь себя в самой экстремальной ситуации.
- Какие еще особенности американского отношения к космонавтам?
- Они формируют отряд раз в два года, и пока все не отлетают, новых не набирают. Дают шанс каждому.
- То есть по американской системе вы бы уже слетали в космос?
- Да, но набирают они только граждан США.
http://www.pravda.ru