НОВОСТИ КОСМОСА - ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР

• Cassini сфотографировал на Титане огромный кратер
  • Названы экипажи "шаттлов" 2006 года
  • NASA возобновит полеты шаттлов 15 мая
  • Запуск РН "Зенит-3SL" опять перенесен
  • "Морской старт" откладывается из-за шторма
  • Астрономы будут фотографировать Вселенную "со вспышкой"
  • Полезно знать
  • Сотрудничество в космосе станет одной из тем саммита
  • Миссию лунного зонда SMART-1 продлили на год
  • Запуск американского спутника на ракете-носителе "Зенит-3SL" отменен из-за аварии
  • Подготовка к запуску
  • Европейский грузовой корабль Jules Verne проходит погрузочные испытания
  • Зонд Rosetta готовится к первому маневру в гравитационном поле Земли

В пещерах Марса нашли пригодные для жизни условия

Американские ученые нашли подтверждение тому, что жизнь на Марсе может существовать. Работающие в NASA Кэрол Стоукер (Carol Stoker) и Ларри Лемке (Larry Lemke) заявили, что, хотя непосредственных данных о наличии жизни на Марсе у них нет, они установили существование среды, в которой возможно ее возникновение.
    Как стало известно изданию Space.com, в своих доказательствах Стоукер и Лемке исходят из того, что в некоторых областях у поверхности Марса были обнаружены концентрированные водяные пары и метан, которые, как правило, присутствуют в атмосфере планеты в крайне малом количестве. Причем в этих же районах был обнаружен и лед.
    Ученые из исследовательского центра Ames подчеркивают, что схожие условия обнаружены и в некоторых земных пещерах, где живущие в водной среде микроорганизмы вырабатывают метан как продукт жизнедеятельности. Источником метана на Марсе также могут быть некие организмы, живущие в пещерах или под поверхностью, считают Стоукер и Лемке.
    Однако у сторонников теории наличия микробов на Марсе есть и противники. По их мнению, молекулы метана могли просто "вмерзнуть в лед" миллионы лет назад и по мере его разрушения поступать в атмосферу вместе с водяными парам. Другие считают, что метан получается от окисления железа, содержащегося в базальтовых породах планеты. В ходе окисления, причиной которого могут быть различные сейсмологические процессы, высвобождается водород, который, соединяясь с углеродом, и образует метан.
    Если в NASA всерьез воспримут предположения ученых, то поиск жизни на Марсе может переместиться вглубь, пишет издание. "Необходимо выяснить, откуда на Марсе берется метан. Для этого есть только один путь - бурить, бурить, и еще раз - бурить", - заявил представитель NASA.
    Однако в агентстве подчеркивают, что об отправке марсохода, оснащенного бурильной установкой, речь пока не идет. Новый марсоход, который отправят в экспедицию в 2009 году, будет оснащен сверхсовременным спектрометром. Этот прибор поможет "вынюхать" метан и обнаружить те самые пещеры, о которых говорят ученые.
    Полностью результаты своих исследований Стоукер и Лемке намерены опубликовать в майском номере научного журнала Nature.
    Источник: Lenta.ry

Субботний блик науки: Классика кинематографа

Ну никак нам без космических инопланетян в разных видах не обойтись, придется продолжить тему прошлой колонки.

Как известно, есть всего несколько вездесущих <научных вещей>, которые постоянно вращаются в умах и неподалеку от последних. Конечно, всех затмил банальный <эм це квадрат>, о нем даже мы уже чересчур много рассказывали, но существуют и другие. Например, поиск воды на Марсе. Эту замечательную жидкость ищут и обнаруживают на этой интересной планете с завидным постоянством вот уже несколько десятков лет, прицеливаясь в небесное тело разнообразным оборудованием.

Фотография поверхности планеты Марс

Но что там вода.

Гораздо интереснее марсианская жизнь. Она загадочна, произвела много метана и вселяет большие надежды во все и вся. Да, марсианская жизнь - это то, что хочется детектировать снова и снова, публикуя восторженные отчеты. Чего бы наукообразного не было сказано о марсианских козявках, это гарантированно распространится по страницам СМИ, с апломбом позиционирующих себя как <нежелтые>.

Вот пошутил про подземных марсианских червяков небезызвестный ресурс Space.com, рассказав на днях, будто исследователи из NASA совершенно-таки уверены: жизнь на Марсе уже найдена. Она, жизнь, придумала себе хитрые формы существования под поверхностью планеты. Ну там, к примеру, в темных, гулких пещерах (куда ж нам без пещер-то?), откуда и пускает метановые пары в атмосферу. И все, ну или почти все, это сообщение срочно растиражировали. Не только заинтересованные блоги, но даже вненаучное радио <Свобода>, потому как никаких ведь сомнений-то в правдивости этого старейшего фантастического рассказа про марсианские обитаемые шахты-пещеры быть не может. Тем более, что авторы россыпи привлекательно блестящих научных фактов, в рамках сюжета материала на Space.com, якобы сразу подложили под сенсацию буквально гранитный фундамент: дескать, марсианские жизнеутверждающие условия уже наблюдались ими, авторами, в условиях одной испанской речушки (Испания - тот же Марс для уважающего себя американского журналиста). Там, в речке волшебной, вода кислотная, солей железа растворено в изобилии, и вообще точно такие условия, как в вожделенных марсианских пещерах. А жизнь есть, бурлит и пузырится, но внутри почвы. А значит и на Марсе должна быть. Да ее уже все и видели.

Чтобы материал научный полегче пошел, авторитетом подавляя, в него, помимо сакральной метки <эксклюзив>, встраивается кодовая фраза: <результаты научного исследования будут опубликованы учеными в майском номере журнала Nature> (так на Space.com). После такого пассажа сомнения в весомости фантастического сообщения должны окончательно покинуть читателя.

То есть, веселье грозило получиться неплохое. Наша колонка под него и готовилась. Но в пятницу все испортили зануды из NASA. Эти вредители опубликовали опровержение. Мол, сообщают не склонные к буйству фантазии ответственные работники, ничего такого про жизнь на Марсе никто из компетентных сотрудников NASA не говорил и говорить не мог. Никаких оснований считать, будто есть какие-то намеки на существование жизни на Марсе, у NASA нет. И статьи в майском Nature не будет, потому что никто туда статью такую не отправлял. В общем, на Space.com все выдумали. Наверняка осознанно. Ибо - резонанс. Потому как использование кодовых слов <жизнь на Марсе>, <эксклюзив>, с легкостью продвигает фантастическую повесть с рядовой <пещерной драматургией> в ранг научного изыскания.

Но просто так юмор не заканчивается, и замечательная буффонада, особенно впечатляющая людей, знакомых с классикой советского кинематогрофа, оказалась продолженной реакцией Space.com на опровержение NASA. Оказалось, единственным поводом к публикации послужили какие-то там <весомые> высказывания на частной вечеринке (!), где присутствовали всякие разные космические умы, обсуждавшие между собой фундаментальные вопросы. Правда, либо имен тех ученых не называют, либо названные от комментариев тщательно увиливают.

В общем, вы догадались: профессор, навеселе, с бокалом в руке, вещал со сцены: <Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, науке не известно>. А впечатлительные <научные обозреватели> растащили новость, как воробьи крошки от горячих пирожков у выхода из метро.
    Автор: Александр Венедюхин
    Источник: http://ezhe.ru/ib/issue.html?270

Запуск солнечного паруса "Космос 1" перенесен на апрель

В очередной раз откладывается запуск экспериментального солнечного паруса "Космос 1", который представляет собой конструкцию из восьми "лепестков" длиной 15 м каждый.
    Предполагалось, что он будет выведен в космос в марте этого года ракетой "Волна", которая стартует с борта подводной лодки в Баренцевом море. Однако, как было объявлено, для подготовки к запуску нужно провести огромный объем работ, поэтому старт решено было перенести на апрель.
    Основная задача эксперимента состоит в том, чтобы подтвердить возможность использования давления солнечного света для управления космическими аппаратами.
    Работы по этому проекту ведутся в России по контракту с Американским планетарным обществом с 2000 г. Первый запуск, который оказался неудачным, состоялся в 2001 г. Тогда парус состоял всего из двух полотнищ, а траектория его полета должна была быть суборбитальной. Однако ракета-носитель отработала в нештатном режиме и парус не отделился от третьей ступени. Потом была целая серия наземных испытаний и доработки конструкции, в том числе системы радиосвязи и электронных систем аппарата. Все это потребовало довольно длительного времени.
    Во время предстоящего запуска, солнечный парус, вес которого составляет около 100 кг, планируется вывести на круговую полярную орбиту высотой 800 км. Если все пройдет успешно, то парус будет "работать" на орбите около месяца. В течение этого времени планируется менять конфигурацию полотнищ паруса, чтобы добиться ускорения аппарата под действием давления солнечного света и перемещения на более высокую орбиту. Наблюдать за солнечным парусом будут несколько наземных станций, расположенных на территории России, США и Чехии.

Cassini сфотографировал на Титане огромный кратер

В минувший вторник 15 февраля исследовательский зонд Cassini, который работает на орбите Сатурна, совершил четвертый с начала своей миссии облет Титана, самого большого спутника окольцованной планеты (его диаметр составляет 5150 км). Cassini пролетел на высоте 1577 км над поверхностью Титана и с помощью своего радара провел ее подробную съемку. В частности, ему удалось запечатлеть гигантский кратер, оставшийся от удара какого-то космического тела. Диаметр этого кратера составляет около 440 км. Он фигурировал на снимках Титана, сделанных ранее, но столь детальная фотография была получена впервые.
    Ну а вчера 17 февраля Cassini должен был совершить первый облет Энцелада, одного из ледяных спутников Сатурна. Среди объектов солнечной системы Энцелад имеет один из самых высоких коэффициентов отражения, как если бы его поверхность была покрыта свежевыпавшим снегом. Cassini должен был пролететь на расстоянии 1180 км от Энцелада и сделать фотографии, которые будут опубликованы в ближайшее время.

Запуск РН "Зенит-3SL" опять перенесен

Запуск ракеты-носителя <Зенит-3SL> с американским спутником связи <ХМ3-Radio> перенесен еще на сутки, сообщил РИА <Новости> представитель баллистической службы российского Центра управления полетами.
    <Старт может состояться 19 февраля>, - сказал представитель ЦУП.
    Первоначально запуск был назначен на 6.53 мск 17 февраля с плавучей платформы <Одиссей> из экваториального района Тихого океана в рамках международной программы <Морской старт>.
    В среду вечером ЦУП сообщил о переносе запуска на сутки по техническим причинам.
    Компания <Морской старт>, образованная предприятиями Украины, США, России, Норвегии и ряда других стран, работает на международном рынке космических запусков через и выступает одним из главных поставщиков услуг по выводу на орбиту тяжелых спутников из экваториальных районов Тихого океана.
    Спутники предназначены для ежедневной передачи музыкальных цифровых записей из студий в Вашингтоне, Нью-Йорке, и Нешвилле. Эти аппараты способны ретранслировать до 130 цифровых коммерческих и государственных радиоканалов по всему спектру музыкальных направлений - от кантри до оперных постановок. Более 40 каналов спутников выделено под спортивные новости, ток-шоу, комедии, детские передачи и метеопрогнозы.
    - третий из американских спутников связи этого семейства. Первые два уже обслуживают американских частных и государственных пользователей.
    Источник: http://rian.ru

Названы экипажи "шаттлов" 2006 года

Руководство космического агентства NASA огласило списки двух экипажей <шаттлов>, которые отправятся на МКС в 2006 г., чтобы продолжить строительство станции. Номера этих миссий: STS-116 и 117. Во время первой из них на МКС будет доставлен один из сегментов каркаса станции и смонтирован около стыковочного модуля.
    Командиром миссии STS-116 будет Марк Полански (Mark Polansky). Это будет его второй полет (первый состоялся в 2001 г., когда он был пилотом миссии STS-98, прилетавшей на МКС для строительных работ). В его экипаже будет 4 новичка: пилот Уильям Офелейн (William Oefelein) и специалисты Джоан Хиггинботем (Joan Higginbotham), Николас Патрик (Nicholas Patrick) и шведский астронавт Кристер Фаглесанг (Christer Fuglesang). Самым опытным членом экипажа будет специалист Роберт Курбим (Robert Curbeam), который уже дважды летал в космос (в 1997 и 2001 г.).
    Основная задача миссии STS-117 - доставка на МКС еще одного сегмента каркаса и энергетической системы станции. Командиром этого <шаттла> будет Фредерик Старкоу (Frederick Sturckow), он уже дважды летал на МКС. Пилотом миссии STS-117 будет Ли Аршамбо (Lee Archambault), это будет его первый полет в космос. Кроме него в экипаже будет еще один новичок - специалист Стивен Свенсон (Steven Swanson). Остальные члены экипажа - специалисты Джеймс Рейлли (James Reilly II), Ричард Мастрачио (Richard Mastracchio) и Патрик Форрестер (Patrick Forrester) - уже летали на <шаттлах>.
    (по материалам NASA)

NASA возобновит полеты шаттлов 15 мая

Американское космическое агентство (NASA) объявило ближайшие даты запуска шаттлов к Международной космической станции (МКС). Челнок Discovery должен стартовать в период с 15 мая по 3 июня, Atlantis - с 12 по 31 июля. Если на борту Discovery произойдут неполадки во время полета или пребывания на орбите, Atlantis экстренно стартует 14 июня со спасательной миссией, передает агентство Reuters со ссылкой на представителя NASA Билла Ридди (Bill Readdy).
    Как сообщается на официальном сайте NASA, технические проверки Discovery завершены на 90 процентов. По словам Ридди, для подготовки запуска шаттла остается проделать преимущественно <бумажную> работу и оформить огромное количество документов.
    На борту Discovery полетят семь астронавтов - командир экипажа Эйлин Коллинз (Eileen Collins), а также Стивен Робинсон (Stephen Robinson), Джеймс Келли (James Kelly), Эндрю Томас (Andrew Thomas), Уэнди Лоренс (Wendy Lawrence), Чарльз Камарда (Charles Camarda) и Соичи Ногучи (Soichi Noguchi).
    Экипаж Atlantis - командир Стивен Линдси (Steven Lindsey), а также Марк Келли (Mark Kelly), Майкл Фоссум (Michael Fossum), Пирс Селлерс (Piers Sellers), Лиза Новак (Lisa Nowak) и Стефани Уилсон (Stephanie Wilson).
    Полеты шаттлов были приостановлены в феврале 2003 года, после катастрофы челнока Columbia, взорвавшегося при вхождении в плотные слои атмосферы. Причиной аварии стал кусок обшивки топливного бака, который при запуске челнока пробил крыло. Комиссия по расследованию катастрофы также отметила существенные недостатки в программе обеспечения безопасности полетов. При подготовке старта Discovery руководство NASA выполнило рекомендации, к которыми выступила комиссия.
    Источник: Lenta.Ru

"Морской старт" откладывается из-за шторма

Запуск ракеты <Зенит> с плавучей платформы Odyssey, которая установлена в Тихом океане на экваторе в точке с координатой 154o западной долготы, должен был состояться еще 17 февраля. Ракета со спутником для системы спутникового радиовещания XM Satellite Radio была извлечена из трюма платформы Odyssey и установлена на стартовой площадке в вертикальное положение, однако сигнал на запуск так и не был дан.
    Помешали погодные условия: сильный ветер и высокие волны. Сначала старт был перенесен на сутки, но погода не улучшилась. Так что новая дата запуска так пока и не объявлена. Но время старта остается неизменным - 03:53 по Гринвичу (6:53 мск), длительность окна запуска - 60 минут.

Астрономы будут фотографировать Вселенную "со вспышкой"

Ученым из Калифорнийского технологического института и обсерваторий Карнеги
    удалось определить положение источников четырех гамма-всплесков,
    зафиксированных в декабре прошлого и январе нынешнего года недавно запущенным
    спутником Swift, сообщает Universe Today. Катаклизмы, произошедшие на периферии
    наблюдаемой Вселенной, американские астрономы намерены использовать в качестве
    космической "подсветки".
    "Эхо" мощных вспышек позволит исследовать зарождающиеся галактики, которые
    отделяют от Большого взрыва всего несколько миллионов световых лет. Кроме того,
    по спектру основного сигнала, возможно, удастся восстановить химический состав
    газа, заполнявшего межгалактические "пустоты" в далеком прошлом.

По мнению ученых, гамма-вспышки сопровождают превращение массивных звезд в чёрные
    дыры. Выделяющаяся при этом энергия на много порядков больше произведенной
    Солнцем за весь период его существования.

Swift, оснащенный рентгеновскими и гамма-детекторами, был выведен на орбиту в
    ноябре 2004 года. Ожидается, что до конца года он успеет обнаружить несколько
    сотен "космических взрывов".
    Источник: рассылка science.news.cosmos

Полезно знать

Подобно тому, как на Земле можно определить положение любой точки на ее поверхности двумя координатами - широтой и долготой, для любой звезды на небе можно указать ее прямое восхождение и склонение.
    "Звездная долгота" - прямое восхождение отсчитывается по дуге небесного экватора от точки весеннего равноденствия в сторону противоположную суточному вращению небесной сферы, измеряется в часах. 1 час соответствует 15 градусам дуги, и 24 часа - 360 градусов.
    "Звездная широта" - склонение. Это угловое расстояние светила от небесного экватора, отсчитывается от 0 градусов до +90 градусов к северному полюсу мира, и от 0 до - 90 градусов к южному полюсу мира.
    Ось вращения Земли описывает конус в пространстве, делая один оборот за 26000 лет (явление прецессии). Поэтому соответственно смещаются полюса мира и точка весеннего равноденствия, и координаты звезд медленно изменяются со временем. Поэтому координаты небесных светил относят к определенной эпохе, например, эпоха 1950 года или 2000 года. В Вашем сертификате указаны координаты названной вами звезды, с огромной точностью определенные с помощью телескопа.
    Источник: рассылка science.news.cosmos

Сотрудничество в космосе станет одной из тем саммита

Сотрудничество в космосе станет одной из тем российско-американского саммита 24 февраля в Братиславе. Об этом журналистам сообщил помощник президента России, курирующий международные вопросы, Сергей Приходько.
    <Сейчас есть ряд новых идей, в частности, касающихся перспектив российско-американского сотрудничества в исследованиях Луны и Марса, в том числе с выходом на практические результаты - освоение, например, энергетических ресурсов Луны>, - сказал Приходько.
    По его словам, Владимир Путин и Джордж Буш планируют обсудить проблематику сотрудничества в космосе, в том числе и с точки зрения расширения правовой базы для реализации совместных проектов.
    Как считают в Кремле, реализуемый сегодня проект Международной космической станции - наглядный пример масштабов и взаимовыгодности совместной работы России и США в одной из наиболее высокотехнологичных отраслей.
    По данным РИА <Новости>, на саммите в Братиславе российская сторона хотела бы получить ответ от США относительно перспектив совместного сотрудничества в космосе, в частности, на МКС. <И нынешнее, и бывшее руководство космической отрасли России считает, что Россия для США по многим направлениям по космосу - естественный партнер, у нас не сопряженная программа и сетка финансирования асимметричная>, - сообщил РИА <Новости> источник в Кремле.
    Однако Москва выступает против попыток США политизировать вопрос сотрудничества в космосе. <Они пытаются политизировать, увязывать финансирование с некоторыми аспектами нашего сотрудничества с Ираном. Это неправильно>, - заявил кремлевский источник.
    Источник: http://rian.ru

Миссию лунного зонда SMART-1 продлили на год

Европейский зонд SMART-1 стартовал к Луне 27 сентября 2003 г. Так как на нем установлен маломощный ионный двигатель, то к Луне SMART-1 летел не <по прямой>, а по очень длинной и сложной траектории. Это заняло больше года. Сначала SMART-1 летел по раскручивающейся эллиптической спирали вокруг Земли, пока не достиг точки, где гравитационные силы Земли и Луны уравновешивают друг друга, а затем перешел на орбиту Луны. Строго говоря, SMART-1 еще даже не достиг заданной окололунной орбиты, с которой он начнет научные наблюдения. Но это должно произойти в ближайшие дни.
    Однако, несмотря на то, что научная фаза экспедиции еще официально не началась, комитет по научным программам Европейского космического агентства недавно постановил продлить на год миссию SMART-1. Раньше этот проект был профинансирован до августа 2005 г., а теперь работу зонда решено продлить до августа 2006 г. Как указано в опубликованном по этому поводу документе, в течение этого дополнительного года будут завершены работы по составлению карты южного полушария Луны, проведена стереосъемка ряда интересных районов и проведены исследования приполярных областей в благоприятных условиях их освещения.
    Исследованием Луны на зонде SMART-1 будут заниматься рентгеновский спектрометр D-CIXS, солнечный монитор XSM, инфракрасный спектрометр SIR и камера AMIE. Вся эта аппаратура сейчас работает нормально.
    (по материалам ESA)

Запуск американского спутника цифрового вещания ХМ Radio-3, запланированный на 6:52 мск среды с плавучего космодрома <Морской старт> в Тихом океане, отменен из-за аварии в ракете-носителе <Зенит-3SL>. Об этом сообщил <Интерфаксу> в среду представитель Центра управления полетами (ЦУП, г. Королев, Московская область).
    Подробностей инцидента в ЦУП не сообщили. Причины происшествия выясняют специалисты сформированной в США комиссии.
    Ранее запуск планировался на утро 17 февраля, однако несколько раз переносился из-за шторма в Тихом океане, где располагаются плавучие платформы.
    Вместе с тем представитель ЦУП отметил, что ракета-носитель <Зенит-3SL> отличается тем, что все системы у нее проверяются автоматически, без участия человека. Экипаж, готовящий запуск, эвакуируют с плавучей платформы, где установлена ракета, за пять часов до старта, процесс подготовки к пуску происходит в автоматическом режиме. Автоматика проверяет все системы ракеты-носителя и в случае неисправности выдает команду <авария>. После этого принимается решение об отмене запуска.
    С 1999 года консорциум Sea Launch (<Морской старт>) осуществил 13 успешных запусков спутников на орбиту. В время одного из первых пусков подобная ситуация уже была. Тогда аварийное прекращение полета было вызвано неполадками в спутнике.
    В Sea Launch входят американская Boeing (40% в уставном фонде) российская РКК <Энергия> (25%), украинские ГКБ <Южное> и ПО <Южмаш> (15%), а также британско-норвежская Kvaerner Group (20%).
    Ракета-носитель <Зенит-3SL> разработана КБ <Южное> (Украина). Разгонный блок для этой ракеты разработан в российском РКК <Энергия>.
    Следующая, пятая по счету попытка запуска ракеты-носителя <Зенит> с американским спутником связи может состояться не ранее 27 февраля, сообщил РИА <Новости> представитель Центра управления полетами (ЦУП).
    <По последней информации, запуск "Зенита" с океанской платформы "Одиссей" может состояться не ранее 27 февраля>, - сказал он.
    Источник: NEWSru.com

Подготовка к запуску

Продолжается подготовка к запуску грузового транспортного корабля <Прогресс М-52>.
    24 февраля головной блок ракеты-носителя <Союз-У> с космическим кораблем <Прогресс М-52> отправлен из монтажно-испытательного корпуса космических аппаратов на общую сборку.
    Источник: http://www.energia.ru

Европейский грузовой корабль Jules Verne проходит погрузочные испытания

В 2006 г. на Международную космическую станцию должен отправиться первый европейский беспилотный грузовой корабль Jules Verne ATV. На околоземную орбиту его выведет ракета Ariane 5, которая стартует с космодрома Куру во Французской Гвиане. Этот корабль сможет доставить на МКС грузы общим весом до 5,5 тонн. Объем грузового отсека в нем составляет 48 м3.
    Предполагается, что грузы будут размещаться в <сумках> разных размеров. Причем бОльшую часть грузов будут загружать через большой кормовой люк герметичного модуля, когда корабль будет находиться в горизонтальном положении (стыковочный модуль корабля находится в его <носовой> части). Оставшуюся небольшую часть грузов можно будет загрузить в корабль самое позднее за 8 дней до старта, когда Jules Verne будет уже установлен на ракету-носитель, но еще не закрыт обтекателем.
    На этой неделе в исследовательском центре Европейского космического агентства в Ноордвике (Нидерланды) прошла репетиция финальной загрузки грузового отсека корабля Jules Verne. То есть, корабль стоял на стенде в вертикальном положении (как на ракете-носителе), а техники через нижний люк с помощью специального миникрана загружали в него сумки с <грузами> и размещали на <полках>.
    Во время первого полета корабля Jules Verne последняя партия грузов будет состоять из четырех сумок по 14 кг каждая. В них будут свежие фрукты и письма для астронавтов, видеофильмы, одежда и т.п.
    Вообще-то, при необходимости можно все 5,5 тонн грузов закинуть в Jules Verne уже на стартовой площадке, но этого решено не делать, так как на подобную операцию потребуется довольно много времени и эти погрузочные работы будут мешать подготовке к запуску ракеты-носителя.
    (по материалам European Space Agency)

Зонд Rosetta готовится к первому маневру в гравитационном поле Земли

2 марта 2004 г. европейский исследовательский зонд Rosetta отправился в долгую экспедицию к комете Чурюмова-Герасименко. К ядру кометы он должен прилететь только в 2014 г., совершив за 10 лет несколько витков вокруг Солнца. Для разгона и коррекции своей траектории зонд будет трижды совершать маневры в гравитационном поле Земли. Первый такой маневр должен пройти 4 марта.
    Зонд Rosetta летит сейчас к Земле из области неба, расположенной между созвездиями Льва и Секстанта. Минимальное расстояние между зондом и поверхностью Земли составит 1900 км, и в этот момент Rosetta будет находиться над Мексикой. Но до этого зонд пролетит над Европой и европейские астрономы-любители смогут увидеть его в свои телескопы. Причем, если погода будет ясной, то наблюдать его можно будет, начиная с 26 февраля. Ну а в ночь перед сближением, возможно, в телескопы будут видны даже солнечные панели зонда Rosetta, размах которых составляет 32 м, и основная его антенна.
    В результате этого облета Земли зонд Rosetta получит нужный импульс, чтобы 26 февраля 2007 г. совершить облет Марса. Затем он снова вернется к Земле для нового маневра в ее гравитационном поле.
    (по материалам European Space Agency)

Иллюстрация: Фотография Титана

• В обзоре использованы материалы сайта www.ntsomz.ru и рассылки science.natural.astro90705
    Обзор скомпанован Толстобровым Николаем (с) журнал "Русский Размах" - Империя Информации (c) 2005 г.

Дата публикации: 27.02.2005 17:37:08