Недавно российской киноиндустрией был выпущен и широко разрекламирован анимационный фильм <Алеша Попович и Тугарин Змей>. Он решен в технике соединения советской сказочной мультипликации с криволинейным диснеевским стилем (от которого сама компания Дисней практически уже отказалась, перейдя к трехмерной компьютерной анимации).
Местами, впрочем, там, где просвечивает русская фольклорная традиция в рисунках, фильм выглядит неплохо. Неплохи также и некоторые кадры в композиционно-плакатном отношении.
Однако для сравнения: <Ледниковый период>, или <В поисках Немо> можно посмотреть дважды - а <Алешу> - нет.
Вероятно, фильм должен был обыгрывать интерес к отечественной культуре и, одновременно, желание власти создать <нечто патриотическое>. Однако, как в анекдоте про конверсию: <чего бы мы не делали - все автомат Калашникова получается>. Здесь же - все получается пародия, причем - довольно примитивная.
Владимир-князь - слабохарактерен и жаден, богатырь Святогор - впал в полнейший маразм, Алеша - дуболом, население поголовно безграмотно. Плюс аллюзии на современные лохотрон и рэкет.
Зато эрудитом и выскочкой выглядит конь Юлий (чей образ во многом списан с ослика из <Шрека>), озвученный, вроде самим режиссером Бронзитом. Он, правда, трусоват и любит денежку, но это (по замыслу создателей картины) должно лишь прибавить теплоты его образу.
По этому поводу, вспоминается история с маститым советским драматургом и <поэтом> двадцатых годов Демьяном Бедным. В духе своего времени, он написал пьесу про русских богатырей, где они были представлены пьяницами и бездельниками.
На закрытый просмотр прибыл Молотов (дедушка современного элитного политолога Никонова). Партийный вождь смотрел пьесу, все больше и больше хмурясь. Наконец не выдержал: <Что это за безобразие?! Богатыри же были замечательные люди!>. Звезда <Бедного> Демьяна (который в реальности был большим <жизнелюбом>) закатилась. Все дело было в смене цвета времени, когда новому руководству страны понадобилась опора на традицию. В СССР даже попытались создать по аналогии с былинами <новины>, где вместе с богатырями действовал Иосиф Виссарионович Сталин - <славный богатырь святорусский>.
Надо сказать, что сам былинный эпос, наряду с трагичностью, отличается ярко выраженными пародийными чертами. Жаль только, что автор сценария фильма про Алешу и Тугарина явно не читал <Былины>, чьи тексты содержат массу интереснейших образов и сюжетных линий. Дабы не показаться голословным, публикую небольшое переложение (весьма близко к тексту) былины <Алеша Попович и Тугарин Змеевич>. Алеша Попович и Тугарин Змеевич
В славном городе Ростове у попа Левонтия родился сынок Алеша. Как вошел Алешенька в возраст, стал он с соседскими ребятами играть.Кого за руку схватит - руку выдернет, кого за ногу схватит - ногу выдернет. Левонтий уж и не рад, что такой сын у него. Решил тогда Алеша ив Ростова уехать, богатырской славы себе поискать. Выехал он не один, с другом Екимом Ивановичем.
Вот видят: лежат в поле три дороги широкие, а промежь них бел горюч камень стоит. Алеша Попович говорит: "Братец Еким Иванович! Ты грамоту лучше меня разумеешь, посмотри-ка, что на камне написано. Прочитал Еким: первая дорога в Муром лежит, другая в Чернигов-град, третья к стольному Киеву, к ласковому князю Владимиру. Подумали богатыри и решили в Киев ехать.
Подъезжают они к Сафат-реке. Идет им навстречу калика перехожая. "Эх, добры молодцы, не езжайте вы к Киеву. Встретится вам Тугарин Змеевич. В вышину Тугарин трех сажень, промежь глаз каленая стрела умещается. Конь под ним как лютый зверь, из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом валит!
Не испугались богатыри. Попросил Алеша у калики его платье, переоделся, взял шелепугу подорожную и пошел за Сафат-реку. Завидел его Тугарин, заревел зычным голосом: "Эй ты, калика перехожая! Не слыхал ли ты про молодого Алешу Поповича? Я бы его копьем заколол и огнем спалил!" - "Будь здоров, Тугарин Змеевич млад! Подъедь поближе ко мне; стар я, глух, не слышу, что ты мне приказываешь".
Подъехал тот к Алеше, хотел гаркнуть ему в самое ухо. Ударил тогда богатырь Тугарина шелепугой по голове и упал злодей на сырую землю.
Переоделся Алеша в его платье цветное, самого к седлу приторочил и едет себе назад. Увидел их Еким иванович, показалось ему, что это Тугарин, кинул он палицу боевую в тридцать пудов - выбил всадника из седла черкесского. Подбежал Еким, хочет пороть груди белые, глядь - а это Алеша Попович. Испугался молодец, что убил своего братца крестового, стал его трясти и качать, потом пития заморские подавал. Насилу встал Алеша. Сели богатыри на добрых коней и поехали в Киев.
Как приехали они на княжеский двор, слуги заохали, стали Тугарина развязывать, в чувство приводить. Прошли Алеша Попович и Еким Иванович прямо в княжьи палаты, кланяются Спасову образу, бьет челом князю Владимиру. Хотел Владимир Святославович их на почетное место посадить, да Алеша скромное местечко на полатях выбрал. Сидит, ест, да пьет.
Малое время спустя, двери в гридню отворяются - вносят Тугарина Змеевича на доске красного золота двенадцать могучих богатырей. Русскому богу Туга-рин не кланяется, князю Владимиру челом не бьет. Садится прямо между ним и княгиней Апраксией.
Удивился тут Алеша, спрашивает: "Или ты, князь, со своей княгиней поссорился, что промежь вас чудо поганое уселось? Как же ты такому быть позволяешь? " Молчит Владимир, глаза тупит. А Туга-рин по-чернел, как осенняя ночь, Алеша стал, как светел месяц. Тут повара были догадливы, вносят яства сахарные, пития медовые. Стали все есть, пить, прохлаждаться. А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест - по целой ковриге монастырской за щеку мечет и нечестно вино пьет - по целой чаше охлестывает. Говорит Алеша опять: "Вот, у моего сударя-батюшки ростовского попа Левонтия старая собачища, таскалась она под столом и костью подавилась. Я взял ее за хвост, под гору махнул - и с Туга-риным то же будет.
Выдернул Туга-рин булатный нож, метнул в Алешу, да тот увернулся. Подхватил нож Еким Иванович, говорит: "Братец мой названый, сам бросишь в собаку Тугарина или мне велишь? - "И сам не брошу и тебе не велю. Завтра в чистом поле с ним переведаюсь".
Тут вскочили все князья и бояре и все за Тугарина об заклад бьются. Князья кладут по сто рублей, бояре по пятьдесят. Тут случились гости торговые, подписывают три своих корабля под Тугарина Змеевича. А за Алешу стоит один владыка черниговский.
Вышел Тугарин в чисто поле, садился на своего коня, поднялся на крыльях бумажных в поднебесье - всю ночь летал, злился. А Алеша Попович всю ночь богу молился и пресвятой Богородице, чтобы послали они тучу с дождем. Дал бог тучу с дождем и градом, полмочила она коню Туга-рина крылья бумажные.
Бот наутро выезжает Алеша в чисто поле. А навстречу ему Тугарин Змеевич. Вокруг него змеи огненные оплетаются, конь под ним, будто лютый зверь. Заревел злодей зычным голосом: "Хочешь, Алеша, я тебя копьем заколю, хочешь - конем стопчу. А хочешь - так огнем опалю?" Хитер был Алеша Левонтьевич; Говорит: "Что же ты Тугарин, слова не держишь? Уговорились мы с тобой один на один биться. Почему же за тобой сила несметная стоит?" Удавился Туга-рин, обернулся назад. Тут Алеша подскочил к нему и одним махом голову срубил. Пала та, как пивной котел.
Взял богатырь голову Тугарина, привязал к доброму коню и привез в Киев. Владимир-князь обрадовался, сажал Алешу за богатые столы. "Живи - говорит в Киеве, служи мне, князю, верой и правдой".
А княгиня Апраксия долго еще Алеше пеняла, что разлучил он ее с другом милым, молодим змеем Тугаретиным.
На рисунке: "Алеша Попович и Тугарин Змеевич". (А. Н. Фанталов, 1994).